Лингвистический анализ текста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.

Чтобы сделать наивный анализ более прозрачным, последовательным и доказательным, учёные разработали методы научного анализа текста, которые позволяют определить индивидуальное восприятие читателей от общезначимых характеристик текста.

В зависимости от целей и задач исследования текста выбирают вид научного анализа.

Историко-литературный анализ текста

  1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
  2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
  3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.
  4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
  5. Место произведения в творчестве автора и в русской литературе вообще.

Лингвистический анализ текста

  1. Лингвистический комментарий, т. е. объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций и т. п.
  2. Лингвистическое толкование:
  • стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля);
  • строфика текста:
    а) строфы, основанные на цепной связи между предложениями;
    б) строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;
    в) способы связи между строфами.
  1. Стилистика текста:
  • лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов);
  • стилистическое использование возможностей словообразования и морфологии;
  • стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, прямая и косвенная речь, цитаты);
  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

Идейный и лингвопоэтический анализ текста

  1. Тема (тематика) произведения.
  2. Проблема (проблематика).
  3. Идея (идейное содержание).
  4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор, сатира); ирония.
  5. Род литературы и жанр произведения.
  6. Время и пространство произведения.
  7. Сюжет. Содержание литературного произведения. Конфликт.
  8. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
  9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. п. Образ повествователя.

Анализ текста, объединяющий все три вида исследования, называется комплексным, или целостным.

2 Комментарии

Крутой сайт, мне понравился.

Профессия — род трудовой деятельности человека и обычно источник существования — труд за который человек получает доход. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.

Ошибки при выборе профессии частое явление, особенно у подростков, у которых перед носом стоит очень ответственный выбор. И даже самый ни на что есть умный человек может допустить в этом ошибку. И это совершенно нормально, ведь он тоже человек, он имеет права ошибаться. Не так ли?

Итог таков, не слушайте чужое, старайтесь слушать только своё сердце, это ваша жизнь и она одна. Проживите её достойно, делая только то, что вы действительно хотите.

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

1) Вид языкового анализа, направленного на выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения. В этом случае лингвистический анализ смыкается с анализом литературоведческим.

3) Один из видов анализа, при котором рассматривается структура функциональных стилей и их речевая системность. При этом стиль предстает как единство трех основных компонентов: лингвистически интерпретированной ситуации общения, стилевых черт и набора языковых средств, "обслуживающего" ту или иную ситуацию общения.

4) Анализ языковых средств с точки зрения теории информации. При этом рассматриваются основные категории текста: когезия, проспекция, ретроспекция, суггестивность, эмерджентность, континуум. (Указанные категории подробно описаны в работе И.Р. Гальперина "Текст как объект лингвистического исследования". – М. : Наука, 1981. – 139 с.).

5) Анализ в тексте набора языковых средств, группирующихся вокруг коммуникативных качеств речи: правильности, точности, логичности, чистоты и др.

6) Анализ языковых средств, свойственных таким типам текста, как: рассуждение, повествование, описание. В этом случае эффективной будет форма языкового анализа, при которой ситуация общения, структурно-композиционные части текста и языковые средства будут рассматриваться во взаимосвязи

7) Анализ набора языковых средств в зависимости от жанра сочинения: анализ языковых особенностей рецензии, реферата, описания природы, рассуждения-размышления и пр.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "лингвистический анализ текста" в других словарях:

лингвистический анализ художественного текста — Метод исследования, нацеленный на изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной манере письма автора. Данный … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

лингвистический анализ художественного текста — Метод исследования, нацеленный на изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной манере письма автора.… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

лингвистический анализ нехудожественных текстов — Метод исследования текста, который может быть охарактеризован как лингвосмысловой анализ. Ориентирован на постижение предметно логического содержания текста, фактуальной и концептуальной информации, имеющейся в тексте … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

лингвистический анализ нехудожественных текстов — Метод исследования текста, который может быть охарактеризован как лингвосмысловой анализ. Ориентирован на постижение предметно логического содержания текста, фактуальной и концептуальной информации, имеющейся в тексте … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

филологический анализ текста — Метод исследования текста, нацеленный на то, чтобы показать культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания текста и их соответствие замыслу автора. Этому методу присущи следующие принципы: историзм,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

филологический анализ текста — Метод исследования текста, нацеленный на то, чтобы показать культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания текста и их соответствие замыслу автора. Этому методу присущи следующие принципы: историзм,… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) — совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… … Социология: Энциклопедия

Анализ документов — один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который направлен на получение надежной социальной информации (социальных фактов, ценностей и норм поведения различных категорий населения), зафиксированной в документах.… … Социологический справочник

Лингвистический корпус — Корпусная лингвистика раздел языкознания, занимающийся разработкой, созданием и использованием текстовых (лингвистических) корпусов. Термин введён в употребление в 60 х годах XX века в связи с развитием практики создания корпусов, которому… … Википедия

термины и понятия лингвистики текста — В качестве единицы анализа и описания материала была принята информационная модель текста, раскрывающая терминосистему лингвистики текста не как набор тематически близких терминов, а как полевую структуру, в которой термины, называющие элементы… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило


- Да, наш язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

- А какова практическая цель нашего занятия? (Подготовка к ЕГЭ)

- У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

3. Комплексная лингвистическая работа с текстом

1) Знакомство с текстом.

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

- Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

- Как можно озаглавить? (Радость Познания – главный герой изучает на себе возможности управления в полете на большой скорости.)

- Какова идея текста? (Только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье).

- К какому стилю относится данный текст? (К художественному).

- Определите тип речи. (Повествование).

- На сколько микротем можно разделить текст? (Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия).

- Какая связь между предложениями? (Параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная).

- Работать будем в парах и группе.

РАБОТА В ГРУППАХ.

I группа

II группа

III группа

- Что значит выражение “распались цепи”? Какова его роль? Почему автор его употребляет? (Герой свободен).

- Толкование слов “пике” и “радость”. Подберите к ним синонимы и антонимы. (Пике - полет самолета вниз с нарастающей скоростью под углом от 30 до 90 градусов к земной поверхности; антоним – взлет. Радость – внутреннее чувство удовольствия, веселого настроения и счастья; антоним – горе).

- Найдите в тексте крылатое выражение. Какова его роль? (Крылатое выражение - благие намерения. Главный герой не предавался унынию - он действовал).

- Какие профессионализмы из речи летчиков использует автор для раскрытия смысла происходящего? (Полет, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать).

- Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Цветовые

Эмоциональные

  • Тревожный глухой голос.
  • Крошечное, совсем маленькое крыло.
  • Стремительный, ураганный ветер.
  • Смирение, озарение и восторг от открытия, радующего душу.
  • колесница познания,
  • луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней,
  • ветер оглушительно ревел у него над головой,
  • угрызения совести.

Вывод: придают поэтичность и возвышенность произведению.

  • он пронесся над волнами, как пушечное ядро,
  • подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы.

Вывод: помогают ярче представить действие и признак.

Контекстуальные антонимы:

  • тревожный глухой голос – приятно, все так мирно и спокойно,
  • не голова, а вычислительная машина

Вывод: автор противопоставляет различное состояние героя при принятии важных решений.

  • семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сто сорок миль в час!
  • стремительный, ураганный ветер.

Вывод: рисует вихрь радости и ликования в душе героя.

Вывод: повторы усиливают процесс познания.

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

2. Непроверяемые гласные и согласные:

3. о-е после шипящих в корне слова

4. правописание приставок:

5. пре- и при-:

6. НЕ –НИ с разными частями речи:

- не голова, а машина

- не задумываясь ни на минуту

- Слова какой части речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные, обозначающие предмет. Автор показывает, как меняется настроение героя (облегчение, решение, цепи, луна, отблески, ветер, миль, скорость и т.д.)

- Глаголы условного наклонения (были бы, была бы, было бы), в одном случае автор использует форму повелительного наклонения в значении условного (родись ты, то есть если бы ты родился). Помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

- Глаголы – действие предмета. Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида, которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Числительные и наречия

Числительные

Наречия

Помогают передать состояние героя, чтобы мы могли себе ярче представить его состояние.

Вывод: морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

  1. Расставьте знаки препинания, объясните их.
  2. Выделите основы предложений.
  3. Найдите все виды осложнения предложений.
  4. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
  5. Какова роль восклицательных предложений?
  6. Для чего в тексте используются бессоюзные сложные предложения?

Он почувствовал облегчение оттого что принял решение жить как живет Стая. Распались цепи которыми он приковал себя к колеснице познания не будет борьбы, не будет поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

- Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос.

- Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там в ночи на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль его решение – от них не осталось и следа.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знании и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Индивидуальная работа (два человека у доски).

  1. Выписать восклицательные предложения, дать характеристику.

Вывод: речь героя состоит из восклицательных предложений, в которых заключено напоминание о цели полета.

Бессоюзное сложное предложение рисует мгновенную смену событий. Оба простых предложения в составе этого сложного являются односоставными: первое – назывное, второе – безличное. От статичности, неподвижности принятого решения – к молниеносному движению, которое происходит как будто без участия главного героя, помимо его воли, само по себе – поэтому и предложение безличное.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя радость открытия ночного полета. Все происходит на одном дыхании неразрывно, едино.

Автор сумел передать в эпизоде основную идею всей повести: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

4. Домашнее задание Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

Читайте также: