Лингвистический анализ художественного текста в школе

Обновлено: 01.07.2024

• Цель лингвистического анализа
художественного текста– раскрыть то, что
невозможно увидеть с первого взгляда и
осознать при обычном, поверхностном
восприятии, постичь глубину мыслей и
чувств автора, так как “речь была дана
человеку, чтобы скрывать свои мысли”
(Талейран).

• Одним из важнейших направлений
лингвистического анализа является
выявление и объяснение
использованных в художественном
тексте языковых фактов во всех их
значениях и вариантах употребления, так как
они напрямую связаны с пониманием
содержания и идейно-художественного
своеобразия литературного произведения.

Важное умение извлечь из анализируемого
текста необходимую содержательную
информацию
• – значит, проанализировать текст как
типологическую структуру. Если человек не
видит текст, не владеет навыками анализа,
не воспринимает информацию, заложенную
в тексте, не умеет ее интерпретировать –
он беспомощен, так как любой текст, и в
письменной, и в устной форме, будет для
него пустым. Чем чаще человек
практикуется в анализе текста, тем лучше
и быстрее он понимает в дальнейшем любой
текст.

Лингвистический анализ со
стороны содержания и формы
• позволяет относиться к изучаемым
грамматическим явлениям как к
элементам целого высказывания, учит
отбирать языковые средства с учетом
конкретной речевой задачи.
Систематическое обращение к анализу
текста, опора на них будут
способствовать формированию
важнейшего коммуникативного умения –
умения создавать собственный текст, а
соответственно, и правильно говорить,
составлять ясные и точные предложения.

Чтобы обладать правильной речью, умело
владеть ею, нужно изучать родной язык, его
единицы и их взаимоотношения, то есть изучать
язык как систему.
• Любой научный анализ предполагает
разложение целого на элементы,
расчленение на единства

Задача лингвистического анализа
текста
• 1) помочь осмыслить идею и сюжет
произведения;
• 2) показать художественные средства,
использованные для достижения своей цели;
• 3) обратить внимание на особенности
языка конкретного писателя.

• Лингвистический анализ текста
помогает разобраться в самом тексте, в
его смысле и определить тему текста.
• То есть лингвистический анализ является
важной и , может быть, даже основной
частью литературного анализа

«Текст как объект
лингвистического исследования
В тексте скрыто три вида информации
1.Содержательно-фактуальная (что и о чем
говорится в тексте);
2. Содержательно-концептуальная ( + как
говорится, художественные средства и приемы, а
также авторское понимание действительности);
3. Содержательно- подтекстовая (анализ
образной системы в целом; глубинный смысл
текста). Если придерживаться этой точки зрения,
то ясно видно, что этот лингвистический анализ и
есть самая основа литературного анализа текста.
(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЯХ)

Информативно-смысловой
Подуровни
• В
лингвистическ
ом аспекте
Фонетический
Морфологический
Лексический
Синтаксический
В
экстралингвистичес
ком аспекте
Предметно-логический
Тематический
Сюжетно-композиционный

Прагматический
Подуровни
В лингвистическом
аспекте
Экспрессивно-стилистический
Функциональностилистический
• В
экстралингвистич
еском аспекте
Эмоциональный Образный
Идейный

План анализа лингвистического
текста
• 1. Внимательно прочитайте текст.
Вспомните, что вы знаете о его авторе
и об особенностях манеры его письма,
так как это может пригодиться при
дальнейшем анализе текста.


2. К какому функциональному стилю
речи принадлежит текст? Почему?
Привести примеры из текста в
качестве доказательства.
• 3. Какого типа речи текст? Найти в
тексте черты, характерные для данного
типа речи.

• 6. Определите, как и при помощи чего
связаны, части текста? Обратите внимание на
лексические и синтаксические средства связи
(повторяющиеся слова, синтаксические
параллели, резкое изменение синтаксических
конструкций и интонаций; употребление
местоимений и союзов как средств связи).
7. Как соотносится начало и конец текста?
(можно обратить внимание на композицию,
если она играет важную роль в раскрытии
смысла текста)

• 8. На каких приемах построен текст? (сопоставление,
противопоставление: постепенное усиление чувства,
постепенное развитие мысли; быстрая смена событий,
динамичность; неторопливое созерцание и пр.)
Приведите примеры.
9. Понаблюдайте над лексикой текста (не забывая
указывать примеры):
-найдите незнакомые (непонятные) слова и
установите их значение по толковому словарю;
-найдите в тексте контекстуальные синонимы или
антонимы; найдите многозначные слова и слова,
употребленные в переносном значении, объясните их
назначение в тексте;

• -обратите внимание на стилевую принадлежность
лексики, на употребление архаизмов, историзмов,
неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на
просторечные или наоборот, слова возвышенного
стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и
атмосферу в тексте они создают?);
- выделите фразеологизмы, определите их значение,
цель их употребления в тексте;
-обратите внимание на средства художественной
выразительности, если они применяются автором
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения,
гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего
автор использует их в тексте.

• 10. Понаблюдайте за фонетическими
средствами, использованные автором
(повторение определенных согласных
звуков – аллитерация, или гласных ассонанс)

• 11. Посмотрите на части речи и их
количество, употребленное в тексте:
деепричастий и глаголов для передачи
действий или динамичного описания чего
– то изменяющегося, движущегося;
обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление
междометий и частиц – ограничительных,
выделительных, усилительных,
подчеркивающих неожиданность
происходящего, передающих удивление,
восхищение т.д. ).

• 12. Понаблюдайте за синтаксисом текста
(употребление предложений определенной
структуры: коротких, лаконичных или
пространственных, простых или сложных,
назывных, полных и неполных,
распространенных и нераспространенных,
сложносочиненных и сложноподчиненных,
употребление инверсий, восклицательных,
вопросительных предложений, многоточия,
перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)

13. Сформулируйте идею текста (что хотел
сказать автор, зачем он создал этот текст).
• Помните, что идеей можно назвать не
только выражение определенной
мысли, но и передачу какого – либо
чувства, настроения, состояния.
• 14. Каково ваше впечатление от текста?
Что нового вы узнали из текста?

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с
новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов.
Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила
ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с
птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом
вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в
рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто
должен научить их беречь и любить природу? Кто должен
разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто
должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь
рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)

Исходя из анализа данного текста на
всех уровнях, можно сделать вывод, что
перед нами связный текст
публицистического стиля типа речи
повествования с элементами описания,
рассуждения.

Языковой анализ текста
1. Морфологический разбор слова (на) заболевшей
(сосне) – причастие, отвечает на вопрос какой? Н.Ф. –
заболевший; сов. вид, действительное причастие,
прошедшего времени, ж. р., ед. ч., предложный падеж.
В предложении является определением.
2. Морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ,
БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ. (сделать самостоятельно)
3. Орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ,
ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ . (сделать
самостоятельно)

• 4. Пунктуационный и
синтаксический разбор предложения: В
бинокль было видно, как длинным языком
дятел доставал засевших в
древесине личинок. (Повествовательное,
невосклицательное, сложноподчиненное, с
придаточным изъяснительным; 1 простое
предложение распространенное,
односоставное, безличное, полное,
неосложенное; 2 простое предложение
распространенное, двусоставное, полное,
неосложенное, придаточное).

Историзмы – слова,
обозначающие названия
таких предметов и явлений,
которые перестали
существовать в результате
развития общества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

Рассматриваются традиционные методические подходы к лингвистическому анализу художественного текста в начальной школе. На основе экспериментальной работы выявляются недостатки

в анализе художественного текста, предлагаются эффективные методики.

Ключевые слова: текст, лингвистический анализ, лексическое значение, словари.

В начальной школе необходимо обращать внимание на комплексный анализ художественных тек- стов. Работа с образцами художественного слова объясняется необходимостью развития речи школь- ников, которая ослабевает на фоне ориентации современного образования на формат тестирования. Актуальность обучения учащихся начальной школы лингвистическому анализу при работе с художе- ственным текстом в процессе развития речи младших школьников подкрепляется положениями Феде- рального государственного стандарта начального общего образования, в котором подчёркивается не- обходимость развития лингвистического мышления школьника, накопление опыта практической рабо- ты с языковым материалом – со словами, предложениями, текстами [6].

Основная задача лингвистического анализа художественного текста в начальной школе – в более упрощённой форме, чем в средней школе, изучить языковые средства в системе художественного тек- ста с целью понимания его содержания, авторского замысла и индивидуальной манеры. В первую оче- редь анализируются семантически трудные языковые единицы.

1. в учебниках представлено недостаточно художественных текстов, отрывков из них;

2. в упражнениях, где представлены тексты, не прописаны задания, которые предполагают рабо- ту со словарями;

3. задания недостаточно разнообразны.

жены поэтический и прозаический тексты, задания, которые предполагали работу со словами и слово- сочетаниями (поставить ударение, разделить на морфемы, объяснить значение слов, подобрать к ним синонимы и антонимы), далее была предложена работа с предложением (охарактеризовать структуру), и последнее, что должны были сделать дети, – выделить ключевые слова в самом тексте.

Результаты, полученные после проведения констатирующего эксперимента, были недостаточно высоки.

Анализ результатов поэтического текста показал, что дети справились с заданием по орфоэпии – правильно произнесли все слова. Что касается других заданий, то их выполнение далеко от идеаль- ного. С заданием по выделению морфем справились 62,5% учащихся, объяснили значения сочетаний слов 33,30% школьников, объяснили значения слов 41,6% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к словам 41,6% учащихся. Задание по поиску ключевых для текста слов лишь попытались вы- полнить 45% детей. Что же касается прозаического текста, то его лингвистический анализ показал низ- кую результативность. Учащиеся также справились с заданием по орфоэпии, но морфемы в словах выделили 70,8% учащихся, объяснили значения слов 29,2% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к лексическим единицам 37,5% учащихся. Предприняли попытку выполнить задание по поиску ключевых лексических единиц 25% школьников.

Проведенный опрос показал, что все учащиеся справляются только с орфоэпическим заданием – правильно произносят слова и ставят в них ударения. Что касается других заданий, учащиеся вы- полняют их с трудом или не выполняют совсем. Это – результат недостаточно эффективной работы по лингвистическому анализу текста, на наш взгляд, это может препятствовать общей работе над со- держанием произведения.

Для разрешения проблемы была разработана и проведена система упражнений. Были взяты поэ- тические и прозаические тексты, над которыми младшие школьники вместе с учителем проводили лингвистический анализ. Предполагалось, что задания помогут учащимся изучить языковые средства в системе художественного текста с целью понимания его содержания.

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище. Любили матросы маленького мо- ряка. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, кар- тошку чистить. Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разреши- ли отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сия- ют от радости. Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Та- кое счастье не каждому выпадает! [2, с. 10].

После прочтения текста необходимо спросить у детей, к какому типу текста относится это про- изведение (повествовательный, описательный, текст – рассуждение). После этого можно начать соб- ственно анализ:

‒ Спросить у младших школьников, встретились ли им трудные слова. При этом следует пра- вильно произносить слова, которые показались для детей сложными.

‒ Школьники работают со словарями синонимов и антонимов. Необходимо подобрать для слов: корабль, наградить, замер, сияют –синонимы, а для большой, любили, маленького, бездельничал, усердный – антонимы. После самостоятельной работы учащимся предлагаются на доске синоними- ческие ряды и антонимические пары, взятые из Академических словарей. Например: корабль – ‘суд- но’ [1]; наградить – ‘одарить, наделить, даровать, вознаградить, отблагодарить’ [Там же]; бездельни- чать – ‘работать’ [3]; любить – ‘ненавидеть’ [Там же].

Такой комплексный лингвистический анализ текста, который предполагал включение дополни- тельных заданий, работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, этимологический), исполь- зование иллюстративного материала и межпредметных связей, должен был помочь школьникам раз- вить умение правильно анализировать тексты, видеть главную мысль, понимать авторский замысел и развить их речь.

Так, результаты, полученные при анализе поэтического текста, показали следующее: учащиеся отлично справились с заданием по орфоэпии – правильно произнесли все слова в поэтическом тек- сте. Что касается других заданий, то их уровень выполнения возрос. С заданием по выделению морфем справились 70,1% учащихся, объяснили значения слов и сочетаний – 41,3% школьников, подобрали синонимы и антонимы к словам 48,5% учащихся. Последнее задание попытались выполнить 50,1% детей.

Лингвистический же анализ прозаического текста показал, что учащиеся отлично справились с за- данием по орфоэпии – правильно произнесли все слова в прозаическом тексте. Разобрали слова по со- ставу 75,9% учащихся, растолковали значения слов 46,3% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к словам 44,8% учащихся. Последнее задание выполнили 38,2% школьников.

Повторный опрос учащихся после актуализации предложенных заданий показал эффективность заявленной методики.

Таким образом, лингвистический анализ художественного текста – необходимый компонент ра- боты над содержанием текста в целом. Он должен осуществляться систематически как на уроках лите- ратурного чтения, так и на уроках русского языка.

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: около 11000 синонимических ря- дов. 11-е изд. М.: Рус. яз., 2001.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1.

3. Колесников Н.П., Шанский Н.М. Словарь антонимов русского языка. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1972.

5. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь (БЭС). 2-е изд. М.: Больш. Рос. энцикл., 2002.

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Цели:
-повышение культуры речи учащихся и привитие им прочных навыков устной речевой деятельности, -осознание и овладение отдельными элементами языка, -формирование важных речевых (коммуникативных) умений, которые постепенно синтезируются в сложенное и речевое умение - умение создавать целый текст.
-усилить внимание к функциональному аспекту при усвоении системы языка. Способствовать формированию понятия функционирования изучаемых языковых явлений, раскрытию их текстовых возможностей.
-раскрыть закономерности построения текста художественного произведения.

Задачи:
-внимание смысловому единству текста через анализ лексико-грамматических средств.
-внимание к лексико-семантическим особенностям текста, являющимся ключевыми в реализации смыслового и композиционного единства.
Материал рассчитан на 2 часа.

ТЕКСТ К УРОКУ

Сегодня на уроке развития речи мы будем анализировать текст. Эта работа вам уже знакома. Вы познакомились с понятием текст еще в 5-ом классе. На уроках в 6,7 классах вы дополнили свои знания много раз, чуть ли не на каждом уроке мы обращались к тексту, комментировали его, смотрели как слова той или иной части речи "работают" в текст. Какие синтаксические конструкции использует автор, к каким образным средствам языка прибегает автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Скажите, для чего мы это делали?
-. (ответы учащегося)
Мы смотрим на художественное произведение, как на образец владения словом, как на совершенное произведение речи.
■=> Разбирая, как "сделан" текст мы учимся сами составлять
Конструировать творить свой собственный текст.
Ваши изложения и сочинения - это ваши произведения.
Итогом нашей совместной работы должно стать изложение близкое к тексту, с возможным соблюдением авторских приемов.

I-Прочитайте текст про себя:

1)Из какого произведения взят отрывок.
2)От чьего лица ведется повествования.
3)При каких обстоятельствах Сильвио рассказывает о давних событиях.
-Назовите, прочитайте выражения или слова, значение которых вам не понятно.
"секундант"
"не понадеялся на верность руки"
"жребий","нынче"
"положили бросить","я всегда готов к вашим услугам".

НА ДОСКЕ (пока учащиеся выписывают тематическую цепочку) желающий:

Изобразите , как вы себе представляете поединок?

о / о

Эта группа слов связывает текст ? Да, это ядро ,вокруг которого строится текст. 1 * леке, ср-во связи.
Внутри этой группы есть ли слова еще более тесно связанные?- однокоренные слова. 2* леке, ср-во связи.

ДОКАЖИТЕ по тексту ,что противник Сильвио всем своим
видом показывает презрение к смерти.

IV . КАК СИЛЬВИО НАЗЫВАЕТ ГРАФА?

Мой противник, противник, он ,вечный любимец счастья.Для Сильвио граф - только противник, соперник ,он не хочет видеть в нем никаких других качеств.

ВЫПИШИТЕ ВСЕ ГЛАГОЛЫ , называющие действия противников в два столбика .Соблюдайте хронологию.

! ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ. 5* ЛСС.
Сильвио Граф
Стоял, шёл,
Ожидал, приближился,
Увидел, держа фуражку;
Не понадеялся, не соглашался,
Уступал, прицелился,
Глядел жадно, прострелил,
Стараясь уловить; стоял ,выбирая из
Подумал, фуражки;
Опустил пистолет, выплевывая,
Сказал, возразил.
Обратился ,объявив.

Сделать вывод об использовании глаголов одного времени. По этим глаголам мы можем восстановить последовательность событий , рассказать о действиях персонажей (использовать как план).
!? ЕСТЬ ЛИ среди них глаголы , называющие совместное действие или согласованное - НЕТ = ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЛИНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ. Подберите пары глаголов , указывающие на принцип несогласованности действий:
Уступал - не соглашался
Сказал - возразил.

V. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЕКСТА (ЧАСТИ РЕЧИ). 5* ЛСС.

Большое количество глаголов передает динамичную(т.е. меняющуюся) ситуацию , действия происходят одно за другим , быстро сменяя друг друга.
Какой тип текста? - повествование.

Чем можно объяснить такой выбор автора?
1) Сильвио живо переживает давние события.

ИТАК: Чтобы рассказать о событии мы должны использовать глаголы, но, чтобы полностью восстановить картину, нам потребуются и другие слова .Чего же не хватает?

ВЫПИШИТЕ в два столбика слова передающие чувства, состояние героев.
СИЛЬВИО_______________________________________ ГРАФ
Нетерпение; равнодушие.
Волнение;
Злоба;
Остыть(успокоиться);
Беспокойство;
Взбесило;
Злобная.

6* ЛСС.

У1.НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , КОТОРОЕ КАК БУДТО
ЛИШНЕЕ, не вписывается в рассказ:

В какой момент волнение = действие достигло наивысшей точки?

Когда прозвучал первый выстрел .
Выстрелил, прострелил фуражку (перечисление= не высшая
точка).
А когда же?
Обратите внимание на время глаголов . До этого момента
время было прошедшее, а теперь- настоящее.( актуализация, как сейчас).Также появилась прямая речь , действие ослабло. В этой точке и кульминация и развязка . Но мы знаем , что для дальнейших событий эта ситуация - завязка. Тема исчерпана, на данном этапе завершена. Дуэль состоялась , а поединок?
Давайте вернемся к названию , какое же из них было более
верно?

ИТОГИ:
Языковые явления, которые мы изучаем на уроках русского языка и литературы , играют в речи ( а текст- это отрезок речи) определенную роль .Иначе говоря функционируют.
В ходе работы мы смогли установить различные виды языковой
связи в тексте: лексическую
_____________ грамматическую
_____________ стилистическую.
Мы увидели , как все эти связи играют на содержательную завершенность текста. Наблюдение над текстом, над тем ,как и из чего оно сделан ,дает нам материал ,схемы ,модели построения собственного текста (требования к композиции, сод. завершенности, единству времени), позволяет нам максимально точно выразить мысль , передать чувство.


Анализ художественного текста — высокое и сложное искусство. Одна из важнейших проблем методики — обогащение средств анализа, выявление разнообразных видов его, определение воспитывающих возможностей каждого пути анализа. Это сложная и объёмная работа не может заменить творчества учителя. Даже элементарный разбор — своего рода творчество, вбирающее в себя не только непосредственную читательскую отзывчивость, но и напряжённые поиски каждый раз новых путей и приёмов анализа текста. Через творчество учителя развивается, воспитывается творчество ученика.

Стараюсь организовать деятельность школьников по анализу текста таким образом, чтобы она продолжала непосредственное общение со словесным искусством — чтение. Внимательное, вдумчивое чтение литературного произведения — первоначальная основа анализа. Очень важно понять, каково читательское восприятие. Ведь читательское восприятие — первое осмысление текста.

В работе над лингвистическим анализом текста невозможно обойтись без лингвистического комментирования, которое может быть полным или выборочным. Комментирование текста формирует выразительное, вдумчивое чтение.

Лингвистический анализ предполагает изучить текст в единстве формы и содержания. Наблюдения над языковыми фактами не должны быть сами по себе. Они соотносятся с идейно-тематическим содержанием, с композицией текста. Важно показать, почему, с какой целью использованы те или иные тропы, слова, предложения, выражения, даже знаки препинания (тире, многоточия).

Художественное произведение многогранно. В нём находим изображение быта, исторических событий, узнаём о нравственных, социальных, философских идеях. Стремясь читателю передать свои мысли, чувства, писатели отбирают слово, фразы. Воспринимая текст, читатель постигает авторский замысел.

Лингвистическое толкование — один из видов лингвистического анализа текста. Лингвистическое толкование ставит задачи показать, как использует писатель материалы языка, в чём своеобразие его стиля. Это и отбор лексики, и особое словоупотребление, и использование различных синтаксических конструкций, и поэтических фигур.

Сравним два облика полковника:

На балу

Во время наказания

Рассматриваем прилагательные, обозначающие цвет. В рассказе 4 цвета: белый, красный, розовый, чёрный. В 1 части употребляется розовый, белый (белое платье Вареньки, белые усы, белые перчатки, розовый пояс). Это мажорная часть рассказа. Вторая часть начинается с дважды повторенного прилагательного чёрный (увидел что-то чёрное, в чёрных мундирах). Употребляется и слово белый, но в другом контексте (оскаленные белые зубы). И красный цвет (что-то мокрое, пёстрое, красное). В данном случае выражены адские муки наказываемого.

Композиция рассказа интересна. Это рассказ в рассказе, который построен на контрастах.

Примерные вопросы для анализа:

Лингвистический анализ текста поддерживает стержневое направление, выявляет целесообразность использования языковых ресурсов, помечающее даже непредсказуемые функциональные особенности языка в художественном контексте.

  1. Браже Т. Г. Искусство анализа художественного текста. М.: Просвещение, 1971.
  2. Губова Г. М. Литературное образование в начальной школе. Чита, 2003.
  3. Егоров Б. Ф. Пути анализа литературного произведения. М.: Просвещение, 1981.
  4. Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. М.: Дрофа, 2003.
  5. Рез З. Я. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение. 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистический анализ текста, анализ текста, анализ эпизода, вдумчивое чтение, лингвистическое комментирование, лингвистическое толкование, рассказ, слово, творчество учителя, художественная деталь, читательское восприятие.

Читайте также: