Лекция как форма организации обучения кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Лекция как форма организации процесса обучения

Костромской
государственный
университет
1. Даёт целостное и логичное освещение
основных положений учебной дисциплины;
2. Вооружает студентов методологией изучения
данной науки;
3. Лучше и полнее других форм компенсирует
устаревание или отсутствие современных
учебников и учебных пособий, оперативно
знакомит студентов с последними данными
наук;
4. Органично сочетает обучение с воспитанием;
5. Нацеливает студентов на самостоятельную
работу
и
определяет
основные
ее
направления.
Лекция как форма учебного процесса
имеет ряд отличительных черт:

Костромской
государственный
университет
1. Это оперативный способ
передачи научной информации,
наиболее экономичный и
эффективный способ обучения,
предоставляет возможность на
месте освещать возникающие у
слушателей вопросы
2. Возможно разнообразить
способы изложения материала,
- от чисто информационного до
проблемного построения
лекции, способствуя этим
формированию у студентов
культуры познающего
мышления
ЛЕКЦИЯ ИМЕЕТ РЯД ПРЕИМУЩЕСТВ:
3. Личное общение не может
заменить никакой учебник, оно
способно увлечь и вызвать
подлинную заинтересованность
у слушателей
4. Лектор имеет возможность
наметить пути самостоятельного
изучения студентами материала
учебной дисциплины

Костромской
государственный
университет
1. Курс лекций
по предмету
раскрывает основное его
содержание;
не
только содержание, но и
идейно-теоретическую
концептуальную и
профессиональную
направленность всего
учебного процесса;
ВЕДУЩЕЕ МЕСТО ЛЕКЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
3. От лекции зависит
направление, содержание
и эффективность других
форм учебного процесса;
2. Лекции определяют
4. личное эмоциональное
воздействие лектора
развивает мотивы к
учению, познавательной
активности, формирует

Костромской
государственный
университет
1.Информационная (передача новой
учебного материала, научных знаний);
ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ:
информации,
2. Ориентирующая (вхождение в науку и будущую
профессию, знакомство с учебной дисциплиной,
постановка
научных
и
прикладных
проблем,
требующих дальнейшей разработки);
3.
Методологическая
(дается
представление
о
методологии науки, методах и методиках исследования);
4. Мотивационно-стимулирующуя
(побуждение к
самостоятельному
изучению
предмета,
научноисследовательской
работе,
самообразованию
и
профессиональному становлению);
5. Воспитательная (осмысление и принятие ценностей;
формирование мировоззрения, отношений посредством
содержания изучаемого материала, общения с лекторомпреподавателем);
6. Развивающая (развитие мышления, речи, памяти,
специальных способностей и т.д.).

Костромской
государственный
университет
1. Иметь четкую структуру и
логику раскрытия
последовательно излагаемых
вопросов (понятийная линия
лекции);
2. Иметь твердый
теоретический и методический
стержень, важную проблему;
3. Иметь законченный характер
освещения определенной темы
(проблемы), тесную связь с
предыдущим материалом;
4. Быть наглядной, сочетаться
по возможности с
демонстрацией
аудиовизуальных материалов,
макетов, моделей и образцов;
ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ:
5. Быть доказательной и
аргументированной, содержать
достаточное количество ярких и
убедительных примеров, фактов,
обоснований, иметь четко
выраженную связь с практикой;
6. Быть проблемной, раскрывать
противоречия и указывать пути их
решения, ставить перед
обучающимся вопросы для
размышления
7. Излагаться четким и ясным
языком, содержать разъяснение
всех вновь вводимых терминов и
понятий и быть доступной для
восприятия данной аудиторией

Костромской
государственный
университет
ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
5. Обзорная - читается после
1. Вводная -вступление к изучению
предмета, в ней излагаются
основные задачи курса, кратко
характеризуется его содержание,
раскрываются современный
уровень развития данной науки,
предлагается основная и
дополнительная литература
2. Установочная - оказывает
помощь в самостоятельном
овладении учебной дисциплиной,
рассматривается предмет,
основные категории и проблемы
курса, его особенности, значение
3. Тематическая, или текущая по
основным курсам и спецкурсам,
здесь систематически и подробно
рассматриваются отдельные темы
учебных дисциплин;
изучения дисциплины на выпускных
курсах перед гос. аттестацией с
целью систематизации полученных
знаний, обобщения материала,
глубокого рассмотрения проблемы,
проработки вопросов, которые не
были раскрыты в процессе чтения
тематических лекций.
4. Обобщающая завершает
изучение определенного раздела
(темы) дисциплины, рассмотренный
ранее материал обобщается и
систематизируется на более
высоком научно-теоретическом
уровне и интегрируется со
знаниями, полученными студентами
в ходе самостоятельной работы.
6. Заключительная (итоговая) подводит итоги изучения всего
курса, углубляет и обобщает ранее
полученные знания, логически
систематизирует весь учебный
материал, раскрывает его
профессиональную значимость

Костромской
государственный
университет
ЛЕКЦИИ ПО РОЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебно-программные
лекции
Установочные лекции
Проблемные лекции

Костромской
государственный
университет
Учебно-программные
лекции
предполагают систематическое,
целостное
и
полное
воспроизведение
учебного
материала в соответствии с
требованиями
программы,
изложение узловых вопросов
науки. Они составляют базу
изучения учебного материала
Учебно-программные лекции
4.
6.

Костромской
государственный
университет
Рассмотрение актуальных, не
имеющих пока решения в науке
вопросов или же рассмотрение
уже
решенных
проблем
посредством воспроизведения
логики
их
постановки,
рассмотрения и решения в науке.
На такой лекции студенты
находятся в постоянном процессе
“сомышления” с лектором, и
становятся
соавторами
в
решении проблемных задач
Проблемные лекции
6.

Костромской
государственный
университет
Установочные
лекции
используются
в
качестве
вступительного занятия к курсу,
давая студентам представление о
характере
дисциплины,
её
предмете,
содержании,
структуре курса и основных
задачах его изучения и учебнометодическом обеспечении
Установочные лекции
4.

Костромской
государственный
университет
лекция-консультация
лекция-дискуссия
Новые разновидности подачи материала лекции
лекция-пресс-конференция
лекция вдвоем
лекция-беседа
лекция-провокация
лекция- исследование
лекция с
применением
техники обратной
связи
лекция визуальная

Костромской
государственный
университет
Лекция
Лекция-дискуссия, при изложении
материала организуется свободный
обмен мнениями в интервалах между
логическими разделами. Это оживляет
учебный процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории
Лекция с запланированными
ошибками (лекция- провокация). Во
вступительной части объявляется тему
лекции и сообщается о наличии ошибок в
излагаемом материале (число не
называется). Ошибки бывают разных
видов: логические, поведенческие, в
определениях понятий, категорий. По
ходу проведения лекции необходимо
выявить всё запланированные ошибки и
позже озвучить
Лекция – "вдвоем" может проводиться
двумя и более преподавателями
интеллектуально и психологически
совместимыми, по заранее разработанному
сценарию. Преподаватели,
придерживающиеся различных взглядов на
проблемные вопросы лекции, разыгрывают
дискуссию, активируют их и подают пример
научной полемики.

Костромской
государственный
университет
Лекция
Лекция с применением техники обратной
связи, при проведении такой лекции используются
специально
оборудованные
классы
для
программированного обучения, предполагающие
наличие у каждого обучающегося персонального
компьютера,
связанного
с
компьютером
преподавателя. Таким образом, он получает
возможность с помощью технических устройств
получать ответы всей группы слушателей на
поставленный им вопрос.
Лекция – исследование, общая
Визуальная лекция - не читается, а
показывается. Основной метод обучения
при этом - демонстрация наглядности.
Кино-, теле- и видеофрагменты, слайды,
блоки
информации
на
дисках
комментируются лектором
познавательная задача ставится так, чтобы
представить учебную проблему в целом и
ориентировать их на совместное с
преподавателем выделение основных
вопросов, положений темы, требующих
дальнейшего раскрытия и исследования. В
заключительной части целесообразно
использовать контрольные вопросы,
логические и практические задания

Костромской
государственный
университет
1. Подготовка лекции.
2. Алгоритм подготовки - это этапы творчества:
замысел занятия, разработка этого замысла, его
реализация
3. Тема и цель лекции, определение содержания
обучения, т.е. отбор учебного материала, его анализ
и структурирование
4. Построение методики изложения, т. е. выбор
методов и приемов обучения, наглядных пособий,
определение способов решения проблемных
вопросов
5. Подготовка демонстрационных материалов и
способов их использования на занятии.
6. Подбор примеров, иллюстрирующих теоретические
положения или обеспечивающих демонстрацию
частых случаев проявления изучаемых законов,
явлений, процессов и т. п.
Особенности подготовки лекции:

Костромской
государственный
университет
1. научность,
2. доступность,
3. единство формы и содержания,
4. эмоциональность изложения,
5. органическая связь с другими
видами учебных занятий,
6. практикой повседневной жизни.
Основные требованиями к современной
лекции :

Костромской
государственный
университет
Критерии оценки методики лекции
1. Дидактическая обоснованность используемого вида лекции и
соответствующих ему форм и методов изложения материала;
2. Структурированность содержания лекции: наличие плана, списка
рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной
части леки; акцентирование
внимания аудитории на основных
положениях и водах лекции; рациональное сочетание методических
приемов традиционной педагогики и новых методов обучения
(проблемного, программного, контекстного деятельностного и др.)
3. Логичность, доказательность и аргументированность изложения;
4. Ясность и доступность материала с учетом подготовленности
обучаемых;
5. Соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и
ведения записей студентами;

Костромской
государственный
университет
Критерии оценки методики лекции
6. Использование методов активизации мышления студентов;
7. Использование приемов закрепления информации (повторение,
включение вопросов на проверку понимания,
усвоения и т.
п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце
всей лекции);
8. Использование записей на доске, наглядных пособий;
9. Использование раздаточного материала на лекции;
10. Использование технических средств обучения

Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.

Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.

Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.

Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.

Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:

1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;

2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);3) заранее составленное расписание

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой

Лекция — форма организации обучения, предполагающая передачу большого объема систематизированной информации в строгой логической последовательности.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, лекция — как учебное занятие, является основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического среднего специального образования наряду с другими учебными занятиями: уроком, семинарским, лабораторным, практическим и иным занятием.

Наиболее типичным видом учебных занятий лекция является в системе высшего образования, где система обучения наиболее самостоятельна. Именно поэтому для системы ПТО она менее специфична, а в системе среднего специального встречается достаточно часто.

Лекция — форма теоретического обучения. Так как простое изложение большого объема информации приводит к пассивности обучающихся и уменьшению эффективности занятия, современные лекции используют все многообразие методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Существует несколько классификаций лекций. Две из них приведены в табл. 11.1 и 11.2 соответственно.

Табл.11.1 – Классификация лекционных занятий по месту и роли в учебном процессе

Вид лекции в данной классификации Краткая характеристика
· Вводная Введение (вступление) к учебной дисциплине. Излагаются основные задачи курса, дается краткая характеристика его содержания, требований к обучающимся, состояние развития соответствующей отрасли науки
· Систематического курса Носят тематический характер — наиболее типичные занятия. Последовательно раскрывают содержание дисциплины
· Обзорные Обобщающие лекции. Предполагают обзор каких-либо проблем, инноваций
· Установочные Как правило, проводятся для обучающихся заочной формы получения образования. Ориентация обучающихся в содержании и задачах курса, оказание им помощи в его самостоятельном изучении в межсессионный период
· Итоговые Проводятся по итогам изучения курса, сложного и объемного его раздела. Логически систематизируют содержание, показывают его внутренние и внешние связи. Переводят обучающихся на новый уровень владения им.

Таблица 11.2 – Классификация лекционных занятий по методике проведения

Вид лекции в данной классификации Краткая характеристика
· Классическая Традиционная. Однако предполагает внедрение активных приемов: проблемных вопросов, рассказа, дискуссии, наглядных средств обучения
· Проблемная Имеет серию проблемных вопросов (проблем), ключевых для изучаемой темы. Используется методика проблемного изложения
· Монографическая По результатам научного исследования, монографии. Чаще всего в авторском изложении видения вопроса
· Лекция-дискуссия Проводится в разных вариантах, так как саму дискуссию сложно нормировать по времени. В основе методик проведения — дискуссионное обсуждение с обучающимися
· Лекция-аудиовизуализация Реализует содержание в большинстве своем с помощью аудиовизуальных средств. Присутствует комментирование их педагогом
· Лекция вдвоем Бинарная лекция. Проводится двумя педагогами или большим количеством (трудно осуществимо), как правило, экспертов. Может быть проведена в форме конференции
· Лекция с запланированными ошибками Предварительная подготовка содержания с запланированной ошибкой. Это позволяет ввести в лекцию стимулирующую, контрольную и диагностическую функции. В конце занятия ошибки должны быть выявлены, проанализированы
· Иная Классификация не является конечной. Могут быть выявлены и другие виды лекций

Учебная лекция должна иметь четкую, строго определенную и поддерживаемую структуру. Классически лекция состоит из трех частей: вступления, изложения и заключения.

ПЛЮСЫ: достаточно экономный способ получения основ знаний, их фундаментальность; эмоциональное воздействие лектора. МИНУСЫ: эта форма, если является традиционной, приводит к недостаточной активной позиции обучающихся в самостоятельном поиске и отслеживании информации; снижает дисциплину при большом количестве обучаемых; не всегда дает возможность адаптировать информацию к уровню подготовленности аудитории (усредненность уровня сложности содержания материала); не позволяет точно диагностировать достигнутые результаты усвоения и т.п. Во многом именно от мастерства лектора, его опыта зависит использование всех положительных сторон этой формы обучения. Структура (построение) лекции может быть различно, зависит от используемых педагогом методов и приемов. Но ее основа — передаваемая студентам информация, поэтому превалируют методы, позволяющие ее оптимально представить, пояснить, проверить предварительное усвоение. Обычно в начале лекции педагог сообщает тему и предъявляет обучающимся план, а в конце лекции – отвечает на вопросы. Студент может конспектировать выступление педагога, но диктовка не приемлема на современных лекционных занятиях.

Для обеспечения качества лекционных занятий к их проведению могут подготавливаться план лекции (по аналогии с планом урока), конспект лекции (краткий и развернутый), курс лекций.

Основными формами организации обучения в вузовской системе, в которой лекция выступает одной из основных форм, являются: практическое, лабораторное, семинарское занятие. Могут организовываться и проводиться другие — коллоквиумы, экскурсии и т.п.

Экзаменационный билет № 8

Экзаменационный билет № 8

30. Лекция как основная форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Требования к лекции.

Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:

– информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний);

– ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);

– методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования);

– мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению);

– воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем);

– развивающую (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.).

Для лекции характерны:

– большой объем учебного материала,

– фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений;

– описание понятийного аппарата конкретной научной области, ее методологии,

– обоснование внутри и межпредметных связей;

– анализ и научная оценка состояния и развития теории и практики,

– обоснование значимости изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов.

Лекция необходима, если:

– отсутствуют учебники по новым курсам или новый учебный материал не нашел отражение в имеющихся учебниках

– отдельные разделы учебника особенно сложны для самостоятельного изучения студентами;

– по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;

– особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью развития у них мотивов к учению, познавательной активности; формирования мировоззрения, профессионального мышления.

На лекции преподаватель рассматривает наиболее значимые проблемы, спорные и неисследованные вопросы . Преподаватель может проводить более сложные виды лекций, например, лекции-дискуссии (стр.15), лекция-провокация (стр. 17), лекция-пресс конференция.

Классификации современной вузовской лекции

Большое распространение в вузовской практике обучения получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная.

Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, предлагается основная и дополнительная литература.

Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель – помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса.

Наиболее часто в учебном процессе вуза используются тематические, или текущие лекции по основным курсам и спецкурсам. В них систематически и подробно рассматриваются отдельные темы учебных дисциплин; изучаемые в темах вопросы зачастую соответствуют зачетным и экзаменационным вопросам.

Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель – систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал.

Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается.

Заключительная (итоговая) лекция подводит ИТОГИ изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса.

По способам подачи учебного материала лекции разделяются на информационные; проблемные; лекции-дискуссии;лекции-визуализации, включая лекцию с компьютерным сопровождением; лекции-консультации.

Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение.

Лекция-аудиовизуализация . В процессе проведения лекции преподаватель, опираясь на аудиовизуальные материалы, осуществляет их развернутое комментирование и вводит дополнительную информацию по теме лекции. Опытный в данном вопросе преподаватель использует разные способы аудиовизуализации, например, презентации, выполненные с помощью соответствующих компьютерных программ.

Читайте также: