Легенда об арионе план урока 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа.

7.1.4.1 Составлять сложный план

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Цели урока: понимать термины: притча, легенда.

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Межпредметные связи: связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ: интерактивная доска, интернет-ресурсы, представленные в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).

Предварительные знания: данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о том, что такое притча, легенда.

Ресурсы и оценивание

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха в работе.

Деление на группы.

1.1.Проверка домашнего задания.

2.Этап вызова. Мотивация к изучению новой темы.

-Знаете ли вы, кто такой Геродот?

-Может ли писатель обращаться к легендам?

-Могут ли реальные исторические люди становиться героями легенд?

Постановка целей урока.

Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры легенд.

3.Стадия осмысления. Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности.

-Укажите признаки легенды в тексте.

-Прочтите биографическую справку о Геродоте.

-Как вы думаете, почему он пересказал легенду об Арионе?

-Объясните, почему это легенда, а не притча.

Читают текст в учебнике.

Это устный народный рассказ, в основе которого лежит чудесное событие. Она невелика по объему. По содержанию это легенда историческая, т.к. в ней действуют реальные исторические лица. Вот почему ее пересказывает историк Геродот.

Геродот хотел сохранить исторические факты о жизни Коринфа и его тирана, о жизни Ариона, но при этом он не умолчал и о чудесной истории спасения Ариона.

Легенда, как и притчи, имеет поучительный смысл, но лишена иносказательности. В ней излагаются факты и поднимаются важные нравственные проблемы, связанные с темами добра и зла, справедливости, любви и верности.

2.Учитель организует работу в группах, предложив карточки с заданиями.

-Какие географические названия встречаются в тексте?

-Расскажите, в каком месте происходили события.

-Составьте глоссарий: тиран, кифара, лесбосцы, коринфяне и др.

Италия, Сикелия, Тарант, Коринф, Тенар, Лесбос. Показывают на географической карте, в каком месте происходили события.

Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель.

Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; разновидность лиры.

Лесбосцы – жители острова Лесбос. Коринфяне – жители города Коринф.

Куприн был собирателем необычных сюжетов и легенд, которые подвергал литературной обработке. Его привлекали яркие характеры и типы людей.

4.Применение. формирование умений и навыков.

Учитель задает вопрос:

-Почему легенды интересны нам и сегодня?

Пишут и зачитывают трехминутное эссе.

ФО Две звезды и одно пожелание

5.Итоги урока. Этап рефлексии.

Ученики заполняют индекс-карточки.

6.Информация о домашнем задании.

Читать казахские легенды, включенные в хрестоматию.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие ценностей осуществляется посредством обсуждения темы, чтения текстов и через групповую и парную формы работы.

Навыки межличностного общения при работе в группах

Формирование общечеловеческих и культурных ценностей: толерантность, терпимость к чужому мнению.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Межпредметные связи

Русский язык, История.

Навыки использования ИКТ

Просмотр презентации урока, прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведения, также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведения.

Запланированная деятельность на уроке

Создание благоприятной обстановки.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Почему Пушкин выбрал такое название?

Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы.

(деление на группы)

Середина 1 урока

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

определяет сходства произведений;

указывает на наличие ритма, рифмы, стихотворной строки;

называет выразительные средства (не менее двух), помогающие раскрыть героя, настроение, желание автора;

объясняет, для чего их использует автор;

определяет, кого можно назвать лирическим героем.

Ф наблюдение, взаимооценивание в группе

1 и 3 группы, 2 и 4 группы объединяются, делятся своими наработками, обсуждают, исправляют, приходят к общим выводам и выбирают спикера.

Ф комментарий одноклассников

(деление на группы)

Задания (дифференцированные)

1 группа: определите, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец).

2 группа: разберите по составу и представьте словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; произведите морфологический разбор одного из прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).

3 группа: определите все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”. Произведите морфологический разбор одного из наречий и объясните их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

1 группа: определяет значения слов;

2 группа: разбирает слова по составу;

производит морфологический разбор прилагательного;

3 группа: определяет части речи в предложении;

производит морфологический разбор наречия;

Ф наблюдение, мнение одноклассников.

Каждая группа представит результаты работы всему классу.

Учащиеся оценят работы других групп по критериям.

- Как вы думаете, с каким историческим событием можно связать это произведение? Почему? Что подтолкнуло на эту мысль?

словарь литературоведческих терминов

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — условный образ человека в лирике. Он близок к самому автору, выражает личные переживания поэта.

Аллегория – обращение к древнегреческой легенде.

Арион - это поэт Пушкин, гребцы – декабристы, буря – восстание, чудесное спасение – пребывание поэта во время восстания в Михайловской ссылке.

Эпитеты: беспечной веры, вихорь черный, таинствен­ный певец; метафора: лоно волн измял с налету вихорь шум­ный;

старинные слова и лексику высокого стиля: кормщик, лоно волн, гимны, риза;

  1. дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  2. развивающая:
  3. развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  4. воспитательная:
  5. воспитать умение работать творчески.

Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

Использование педагогических технологий : РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

1. Актуализация знаний.

  1. Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда ( в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

В словаре С.И.Ожегова:

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

  1. Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

  1. Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
  1. Чтение легенды об Арионе.
  1. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
  1. Приключилось в жизни величайшее дело.
  2. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
  3. Завладеть сокровищами Ариона.
  4. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
  1. Периандр Коринфа
  2. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
  3. Корабельщики задумали злое дело.
  4. Дельфин вынес Ариона к Тенару.
  1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
  1. Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении

Уличил корабельщиков в преступлении

Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.

Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь

  1. Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала) .

В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

  1. Предположите, почему он выбрал такое название?
  1. Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
  2. Понравилась легенда…

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,

наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел. Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

  1. Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
  2. Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры для цитирования? Составьте план. (по выбору)
  1. Одинаковое название.
  2. Драматизм сюжета.
  3. Герои - корабельщики.
  4. Спасение Ариона.
  5. Талант поэта и ценность искусства

Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

  1. Выявим различия в этих стихотворениях?
  2. Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Легенда об Арионе.

Арион в кругу друзей

Арион бросается в воду

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю песнь

  1. Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.

“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

  1. Я узнал.
    Я научился.
    Я понял, что могу.
    Мне понравилось.
    Для меня стало новым.
    Меня удивило.
    У меня получилось.
    Я приобрёл.
    Мне захотелось.
    Меня воодушевило.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени.


Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов.


Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова.


Легенда об Арионе и стихотворение А.С. Пушкина

разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс).


Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию .



Урок литературы в 6 классе на тему "Легенда об Арионе. Стихотворение А.С.Пушкина "Арион". Сравнительный анализ"

Материал содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе и продолжает серию уроков в разделе "Мифы Древней Греции". На урокедать дается понятие о легенде, дети знакомятся с содержани.

Разработка урока в 7 классе

Цель урока : достичь планируемых результатов:

1.Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

2.Личностный результат – умение выражать своё отношение к героям, событиям;

3. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Тип урока : открытие новых знаний.

Образовательные:

2. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.

3. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.

Развивающие:

1. Развивать логически связную речь при ответе учеников.

2. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.

3. Развивать навык работы с легендами.

Воспитательные:

1. Воспитывать коммуникативные умения учеников.

Оборудование: учебник., компьютер (презентация), толковые словари.

Сценарий урока.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом…

1. Проверка домашнего задания.

Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

Вывод: что мы знаем о мифах?

11, 5, 3, 6, 13,4, 1. Какое слово получилось?

2. Новый материал.

Б) Слово учителя. Все мы часто слышим: " Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" На экраны вышел художественный фильм "Легенда № 17", посвященный одному из самых ярких хоккеистов планеты всех времен Валерию Харламову .

А что такое легенда на самом деле? Какое бы определение вы дали, исходя из этих высказываний? Что вы думаете по этому поводу? (мозговой штурм).

Работа в парах (К) – запись в тетради ассоциаций.

Верите ли вы, что

- легенда, как и миф, появилась в далекой древности?

- в легендах рассказывается о реальных людях и подлинных исторических событиях?

- легенды, как и мифы, не имеют автора?

Проверим нашу версию.

В) Работа с учебником стр. 185.(П)

-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики ( Записываем в тетради). Какое слово в определении вам незнакомо? Где мы можем найти его значение?(Р)

В словаре С.И. Ожегова:

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.

3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).

-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии

- легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.

Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд.

Почему Арион стал героем легенды? (ответы детей)

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: На Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона – изображающий человека на дельфине.

Создание сюжета.

Чтение легенды учителем с остановками. Какое диво могло приключиться в жизни Периандра? Что это за диво? Почему диво величайшее?

Чтение текста учителем До конца.

4. Размышляем о прочитанном. Жизненные испытания Ариона и … его чудесное спасение. Беседа по вопросам.

· Когда и где произошли легендарные события?

· Почему Арион оказался именно на этом корабле?

· Как изображены мореходы? Почему они пытались убить Ариона?

· Каким показан Периандр?

· Что вас особенно привлекает в образе Ариона?

· Что главное мы узнаём из легенды?

5. Подведение итогов.

Что такое легенда? Можно ли назвать это произведение легендой?

Задача: Необходимо убедить наших гостей в том, что произведение…. Найдите не менее 3-х аргументов, доказывающих вашу правоту.

Постараюсь убедить Вас в том, что_____________________________________________

Во- вторых, _______________________________________________________________

В- третьих, ________________________________________________________________

6. Рефлексия.

Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.


Легенды, как и мифы, рассказывали об исторических событиях и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В чём же разница между мифом и легендой?

В чём же разница между мифом и легендой?

Сравнение мифов и легенд Легенда Миф Относится к эпическим жанрам устного народного творчества и характеризуется широким обобщением символических образов. Жанр народного эпоса, в основе которого лежат реальные события. Повествует о жизни бессмертных богов. Смертные герои, которым часто покровительствуют высшие силы. Временной охват событий значительно шире, чем в легендах. События ограничены временными рамками. Фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность. Основной приём построения сюжета — гипербола (преувеличение).

Сравнение мифов и легенд

Относится к эпическим жанрам устного народного творчества и характеризуется широким обобщением символических образов.

Жанр народного эпоса, в основе которого лежат реальные события.

Повествует о жизни бессмертных богов.

Смертные герои, которым часто покровительствуют высшие силы.

Временной охват событий значительно шире, чем в легендах.

События ограничены временными рамками.

Фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.

Основной приём построения сюжета — гипербола (преувеличение).

Легенда Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (запишите определение в тетрадь).

  • Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности.
  • Легенда известна как древний жанр устного народного творчества.
  • Легенда– это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики(запишите определение в тетрадь).

(VIII в. до н.э. - VII в. до н.э. )

Арион — это реальное историческое лицо. Он жил в VII веке до нашей эры и являлся несравненным, великим кифаредом Древней Греции. Кифаред — древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире. Coyau@WikimediaCommons

Арион — это реальное историческое лицо. Он жил в VII веке до нашей эры и являлся несравненным, великим кифаредом Древней Греции.

Кифаред — древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире.

Завладев богатствами Ариона, корабельщики отправились в Коринф. Когда корабельщики прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и стал расспрашивать о судьбе Ариона. В это время вошел Арион в том самом наряде, в котором он бросился в море.

Почему это произведение называется легендой? Повествование называется легендой , потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.

Почему это произведение

Повествование называется легендой , потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.


-75%

Читайте также: