Л петровская социально психологический тренинг воздействие как интенсивное общение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Конкретные формы проведения социально-психологического тренинга разнообразны: перцептивно-ориентированный тренинг; тренинг общения; тренинг личностного роста; тренинги умений и так далее. Воздействие осуществляется через межличностное общение.

Основные фазы тренинга: организационно-подготовительная; вводно-ознакомительная; диагностическая; коррекционно-развивающая; заключительно-обобщающая.

Тренинги создают условия для формирования эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, пр.); изменяют установки.

1) Сенситивный тренинг – тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Максимальная самостоятельность участников; ведущий – катализатор. Актуализация не интеллекта, а чувств и эмоций, и обмен ими участников. Для совершенствования способности понимать себя и других, воспринимать все вербальные и невербальные сигналы от окружающих, предсказывать чувств, мыслей и действий других.

2) Тренинг-группы (Т-группы) – для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.

3) Группы обучения (С-группы) – ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.

4) Группы встреч (Е-группы) – имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.

41 Общение как психологический и социально-психологический феномен.

Обще́ние – процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, взаимное восприятие и попытки влияния друг на друга.

1) Вербальное общение (речь) основано на значениях и смысле слов.

2) Невербальное общение основано на мимике, жестикуляции, визуальном контакте.

3) Непосредственное – при личном контакте.

4) Опосредованное – по телефону, переписка, через и-нет, прессу.

Виды общения (см. также в. 43):

- Контакт масок: формальное общение, отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

- Светское – беспредметное; говорят не то, что думают, а то, что положено; закрытое (точки зрения не имеют значения и не определяют характера коммуникации). Формальная вежливость, ритуальное общение.

- Формально-ролевое – когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (продавец-покупатель, командир-подчинённый).

- Деловое – обмен информацией для достижения определённого результата. Целенаправленное; возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности. Учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы.

- Духовное межличностное (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности. С друзьями, на тематических кружках и вечерах, религиозное.

- Манипулятивное – направленное на получение выгоды от собеседника.

Формы коммуникационного действия: подражание; диалог; управление.

Функции общения: коммуникативная – обмен информацией; интерактивная – организация взаимодействия (обмен действиями); перцептивная – восприятие и познание друг друга и установление взаимопонимания.

Тема 6. Социально психологический тренинг: воздействие как интенсивное общение.

Общая характеристика СПТ.

Обратная связь как феномен межличностного общения и важнейшая составляющая СПТ.

Процедурные аспекты группы интенсивного общения.

1 . Общая характеристика СПТ.

В настоящее время о СПТ как о методе обучения пишут много как в научных, так и в популярных изданиях. Тренинги подобного вида проникли во многие сферы педагогической, общественной и хозяйственной жизни. Сегодня практика СПТ – бурно развивающаяся отрасль прикладной психологии. В отличие от традиционных методов обучения СПТ направлен, прежде всего, на развитие личности, формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

История развития СПТ свидетельствует о том, что областью его практического применения является социально-психологическая подготовка людей к различного рода деятельности. Формирование и развитие у них социально-психологической компетенции в профессиональной деятельности. Это основная цель СПТ. Таким образом, СПТ – своеобразная форма обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения посредством группы.

АСПО методом СПТ представляет собой интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, организацию умственного труда, культуру эмоций и мышления, творческого потенциала, общение в процессе формирования гармоничной личности. Ведь многие сферы деятельности требуют от человека умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных коммуникационных ситуациях. А для этого необходимо овладеть эффективной техникой общения, навыками глубокого понимания себя и партнера по общению Подобная социально-психологическая компетентность личности делает ее в известном смысле подготовленной и более защищенной перед лицом современной интенсификации всей практики межличностного общения, что является немаловажным фактором в плане психопрофилактики и психогигиены.

Задачи СПТ: приобретение определенных знаний. Развитие умений, навыков, а также формирование установок, определяющих поведение человека. Таким образом, наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участников собственных психологических особенностей и установление устойчивой мотивации к саморазвитию.

СПТ обладает специфическими особенностями:

Групповое обучение. Эффективность группового воздействия и взаимодействия общепризнанна. Феномен группы заключается в том, что даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности человека. Более важным в СПТ является не простое присутствие людей, а их взаимодействие. Совместная групповая деятельность влияет на результаты обучения человека.

2. Наличие феноменов группового взаимодействия.

Взаимовлияние. При взаимовлиянии осуществляется согласование не только результатов взаимодействия, но также согласование представлений. Понятий, решений, принципов, стратегий совместной деятельности.

Взаимовлияние людей в группе в процессе совместной деятельности может выражаться в том, что творческие задачи в группе решаются с большей степенью вероятности, чем отдельно взятым, даже очень способным человеком. Групповые суждения бывают более надежными, чем индивидуальные, особенно если это касается решения вопросов, где возможны субъективные оценки и заблуждения. Кроме того, в группе СПТ человек учится адаптировать свой индивидуальный опыт к опыту других людей.

3.Групповая динамика является средством управления личностными процессами человека.

К групповой динамике относятся цели, нормы, структура, сплоченность группы, распределение групповых ролей, фазы развития группы. СПТ – микромодель реальных жизненных процессов. Для обучения взрослого человека надо его активизировать. На уровне личности этому препятствуют психологические защиты. Процессы развития личности необходимо привести к такому состоянию, чтобы на время приостановить действие психологических защит, за счет чего человек за короткое время проведения СПТ смог бы освоить определенные навыки.

Средством такой активизации и снятия защит является воздействие группы на личность.

В отличие от других форм обучения (лекции, семинары) преподаватель (в тренинге – ведущий, тренер) воздействует на обучаемых не прямо, а опосредованно: через групповые процессы, в частности через групповую динамику, через организацию группового пространства, через создание и поддержание групповой атмосферы эффективного взаимодействия, через организацию обратной связи между участниками СПТ.

Тренер может ускорить или замедлить процессы групповой динамики. Частично управлять ею. Не столько регулируя ее, сколько стимулируя. Кроме опосредованного воздействия на группу существует непосредственное, прямое воздействие. Выбор способа воздействия на обучаемых в СПТ во многом зависит от тренера.

4.Межличностная обратная связь – это информация, поступающая к участнику из разных источников: от тренера, членов группы, видеоизображения. Информация показывает способ поведения участника с целью научения эффективному взаимодействию.

Тема 7. Предмет работы ведущего в группе.

Работа с личностью.

Работа с группой.

Функции ведущего СПТ.

1 . Работа с личностью.

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Предисловие

Раздел I. Теоретические ориентации в социальной психологии

1.1. Необихевиористская ориентация [1]

1.2. Психоаналитическая ориентация [5]

1.3. Гуманистический контекст психологической помощи [6]

Раздел II. Концептуальные подходы к общению и личности в социальной психологии

2.1. О природе компетентности в общении [7]

2.2. О ПОНЯТИЙНОЙ СХЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОНФЛИКТА [8]

2.3. К вопросу о природе конфликтной компетентности [10]

2.4. К вопросу о своеобразии социализации взрослого [11]

Раздел III. Компетентность в общении и пути ее совершенствования

3.1. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы [12]

3.2. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации перцептивных процессов в группе [13]

3.3. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи [16]

3.4. Организация и проведение групповой дискуссии [19]

Раздел IV. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [21]

4.1. Предисловие

4.2. Разработка принципов и форм психологического воздействия в современной зарубежной психологии

4.3. Традиция анализа проблем психологического воздействия в советской педагогике

4.4. Социально-психологический тренинг: воздействие как интенсивное общение

4.5. Заключение

Раздел V. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [30]

5.1. Введение

5.3. Цели, задачи и процедурные аспекты перцептивно ориентированного социально – психологического тренинга

5.4. Основные эффекты перцептивно ориентированного социально-психологического тренинга

5.5. Механизмы перцептивно ориентированного социально-психологического тренинга

5.6. Практика психологической коррекционной работы в современной западной гуманистической психологии

5.7. Заключение

Раздел VI. Проблема психологии общения в практике

6.1. Воспитатель – подросток: пути развития диалога [42]

6.2. Самоутверждение: пути истинные и ложные [43]

Читайте также: