Квазиэкспериментальные планы в психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основе разделения планов на доэкспериментальные, квазиэкспериментальные и истинные лежит критерий истинности эксперименту (валидности эксперимента). Чем меньше артефактов (угроз валидности) провоцируют тот или другой план, чем строже экспериментальный контроль тем ближе эксперимент к идеальному.

Характерные признаки планов

ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

ПЛАНЫ ИСТИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

◊ неэквивалентность исследуемых групп при наличии контрольной группы или отсутствие контрольной группы;

◊ отсутствие или низкие возможности контроля угроз валидности;

◊ наличие значительного количества угроз внутренней валидности и отсутствие возможности контроля внешней;

◊ невозможность вывода об однозначной каузальной связи.

◊ наличие стратегии формирования эквивалентных экспериментальных групп, в частности рандомизации;

◊ наличие двух или больше экспериментальных групп;

◊ возможность вывода об однозначной каузальной связи;

◊ широкие возможности контроля переменных;

◊ завершение эксперимента измерением и сравнением его результатов в разных группах.

◊ проведение в природных условиях, когда затруднен контроль;

◊ наличие контрольной группы или серии измерений экспериментального эффекта;

◊ возможность сравнения результатов экспериментальных групп или результатов одной группы до и после воздействия;

◊ ограниченные возможности управления переменными.

Типы квазиэкспериментальных планов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП

НЕЭКВИВАЛЕНТНЫХ ГРУПП

ВРЕМЕННЫМИ СЕРИЯМИ

EX-POST-FACTO

Экспериментальные группы эквивалентны между собой. Планы отличаются от истинных тем, что предварительные и итоговые измерения выполняются в разных группах

Экспериментальные группы неэквивалентны между собой. Контроль обеспечивается предварительным и итоговым измерением в каждой группе.

Планы с одной или несколькими неэквивалентными группами и в которых выполняется повторяющиеся со временем измерения до и после влияния или серии влияние-измерение.

Планы, в которых варианты проявления НП не контролируются экспериментатором, а являются фактом, который возник без воли исследователя. В таких планах эквивалентность групп условная.

Доэкспериментальные планы

(результаты эксперимента сопоставляются с житейскими представлениями о реальности; в плане отсутствует возможность сравнения с научными достоверными данными; отсутствует возможность контроля независимой переменной)

Пример из Корниловой ТВ. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

Цель эксперимента: изучается эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.

Независимая переменная: введение нового метода преподавания.

Зависимая переменная: успешность студентов в обучении.

Организация эксперимента: в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии.

Вывод об эффективности метода делается на основании анализа результатов экзамена – средний балл в группе – 4.2.

(сопоставляются результаты до и после экспериментального влияния на одну группу; в плане отсутствует контрольная группа, это не позволяет сделать однозначный вывод о том, что изменение между О1 и О2 вызваны именно Х)

Пример из Мартин Д. Психологические эксперименты. – Спб.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.

Цель эксперимента: изучается влияние телепрограмм посвященной Холокосту на информированность населения об этом событии.

Независимая переменная: показ телепрограммы.

Зависимая переменная: информированность населения.

Организация эксперимента: на одном из центральных каналов транслируется передача, в которой рассказывается о массовом уничтожении евреев (Холокост). После группе личностей рассылается опросник о событиях Холокоста. Вывод о влиянии телепередачи делается на основе анализа результатов опросника – 76 % опрошенных знают о событиях Холокоста.

Угрозы валидности: фон (участники были проинформированы раньше или повлияло другое событие); природное развитие (участники школьники); эффект тестирования (на информированность повлиял опрос, а не просмотр передачи); инструментальная ошибка (недоскональный опросник); взаимодействие тестирования с Х (участники знают о событии именно в результате опросника); взаимодействие состава групп с Х (опросили только лиц с высшим образованием).

План сравнения статистических групп

(результаты эксперимента сопоставляются с результатами неэквивалентной контрольной группы; в плане отсутствует предварительное измерение, что не дает однозначного вывода о том, что отличие в результатах сравниваемых групп вызвано именно Х).

Пример из Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Спб. Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.

Цель исследования: сравнивается успешность обучения школьников, которые прошли курс быстрого чтения и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса быстрого чтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс быстрого чтения, тогда как ученики другого класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса делается на основании сопоставления результатов обеих групп – ученики первой группы получили средний балл успешности за четверть – 4; второй – 3.4.

Планы истинных экспериментов

R X O

План с контрольной группой и измерением после влияния.

(сопоставляются результаты эквивалентных групп экспериментальной и контрольной групп после влияния. Рандомизация и отсутствие предварительного измерения позволяют контролировать угрозы внешней валидности).

Пример из Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Спб. Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.

Цель исследования: сравнивается успешность обучения школьников, которые прошли курс быстрого чтения и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса быстрого чтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс быстрого чтения, тогда как ученики другого класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса делается на основании сопоставления результатов обеих групп – ученики первой группы получили средний балл успешности за четверть – 4; второй – 3.4.

Угрозы валидности: взаимодействие состава группы с экспериментом (ученикам экспериментальной группы было обещано вознаграждение за прохождения курса).

R O O

План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым измерением.

(сопоставляются результаты эквивалентных экспериментальной и контрольной группы до и после влияния. Рандомизация и измерение до и после влияния являются эффективными приемами контроля угроз валидности).

Из материалов исследований студентов социально – психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франка (2004-2005 г).

Независимая переменная: метод двойного оценивания.

Зависимая переменная: общая успешность учеников за год.

Организация эксперимента: в эксперименте принимают участие ученики одного из классов общеобразовательной школы. Дети случайным образом поделены на две подгруппы с изучением английского языка (уроки проводит одна и та же учительница). Сделан предварительное измерение успешности детей. Потом в одной из групп задействован метод двойного исследования (эксперимент длился на протяжении месяца). По завершению эксперимента снова применялось измерение в обеих группах. Установлено, что участники группы, в которой применился метод двойного оценивания, показали выше учебную успешность, чем участники контрольной группы.

(сопоставляются результаты 4-х эквивалентных групп (объединение первых двух планов); использование рандомизации, измерений до и после влияния, а так же групп, в которых измерение до влияния отсутствует, позволяет проконтролировать все угрозы валидности).

Из материалов исследований студентов социально – психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франка (2004-2005 г).

Цель эксперимента: изучить влияние вербального поощрения на продуктивность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Независимая переменная: вербальное поощрение.

Зависимая переменная: продуктивность изобразительной деятельности.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, которые обучаются в подготовительных группах одного из городских садиков. Для работы с экспериментатором детей было поделено случайным образом на 4 группы по 10-12 детей в каждой группе (А, Б, В, Г). Предварительно были проанализированы рисунки (сделанные на протяжении предыдущей недели) участников 2-х групп (А, Б). После этого экспериментатор работал отдельно с детьми каждой группы. Детям было предложено рисовать на вольную тему, при этом детей групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись. Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает продуктивность изобразительной деятельности детей.

Laboratornyj experiment

Понятие квазиэкспериментального плана было введено Кэмпбеллом и Стэнли с целью преодолеть некоторые проблемы, которые встали перед психологами, желавшими исследовать поведение в несколько менее строгой обстановке, чем лабораторная. Квазиэкспериментальный план используется в исследованиях, в которых независимые переменные (элементы, влияние которых на результат измеряется в эксперименте) выбираются из естественной среды.

Частично логика этого плана заключается в том, что если бы у экспериментатора была возможность ввести независимую переменную в данной ситуации, то переменная была бы той же самой, что и естественно введенная переменная. Получается так, что экспериментатор как бы является ответственным за введение переменной.

Для участия в типичных психологических экспериментах сначала производится отбор испытуемых. Этот отбор бывает или случайным, или производится на основе неких четко определенных характеристик (например, отбирают моряков в возрасте от 19 до 25 лет). Затем вводится экспериментальная переменная, часто в полностью контролируемых лабораторных условиях.

Результаты эксперимента обобщаются на более широкий круг людей или в какой-либо форме применяются к реальной жизни. Но реальная жизнь протекает в естественных условиях, и порой бывает невозможно отобрать испытуемых для эксперимента и привести их в специально оборудованную лабораторию для точного измерения тех или иных параметров.

Как можно изучать в лаборатории нарушения общественного порядка? А если это возможно, то правомерно ли обобщать сделанные в результате эксперимента выводы на действительные события? Эти темы интересуют психологов-экспериментаторов и специалистов в области прикладной психологии и, безусловно, заслуживают самого пристального рассмотрения.

В экспериментальной психологии в лабораторных исследованиях мы имеем дело с находящейся под практически полным контролем обстановкой, называемой закрытой системой. Лабораторные условия имеют немало достоинств, и многие психологические эксперименты требуют именно такого строгого контроля над стимулами. Открытая система – это обстановка, над которой мы имеем слабый контроль или вообще такового не имеем, что, как правило, имеет место в реальном мире.

Мы выбрали пример квазиэкспериментального плана, использованного для изучения зависимости дорожно-транспортных происшествий от строгости правил дорожного движения.

После рекордного количества погибших в автомобильных катастрофах в штате Коннектикут несколько лет назад были приняты строжайшие меры против превышения скорости. После их принятия количество жертв в автомобильных авариях уменьшилось. Используя квазиэкспериментальный план, Кэмпбелл провел подробное изучение этого явления. После введения жестких мер борьбы с превышением скорости с 1955 по 1956 год произошло снижение количества смертельных случаев. Однако вполне возможно, что данные могут зависеть от множества других причин (например, могло быть улучшено состояние дорожного покрытия, в 1956 году могли быть лучше погодные условия по сравнению с 1955 годом, возможно, было улучшено обучение водителей). Тем не менее можно заметить, что количество погибших снижалось и после 1956 года.

Можно иначе взглянуть на эти данные, сравнив количество погибших на автодорогах в других подходящих для сравнения штатах. Хотя количество смертельных случаев с 1951 по 1959 год в этих четырех штатах несколько снизилось, темпы снижения этих показателей в Коннектикуте значительно выше, особенно после принятия в 1955 году жестких мер против любителей быстрой езды. Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание предполагать, что эти меры привели к снижению количества жертв на автодорогах.

В данном случае никакой лабораторный эксперимент не мог бы адекватно проверить эффективность принятых в 1955 году жестких мер против превышения скорости. А ведь это очень важный вопрос, и есть множество других проблем реального мира, ждущих своего решения. В зависимости от обстоятельств и несмотря на заведомо невысокую точность этого типа исследований квазиэкспериментальный план все же позволяет делать достаточно обоснованные заключения.

Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными планами есть одно существенное различие. Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут его сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня.

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требован и и, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Те условия, в которые ставит жизнь и практические задачи экспериментаторов, не всегда позволяют реализовать планы "истинных экспериментов", использовать схемы контроля внешних переменных. Однако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы "истинного эксперимента". Исследователь осознает те источники артефактов — внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов "истинных экспериментов", исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспериментальные планы.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и "строгостью" методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наиболее авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принципы квазиэкспериментального планирования. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.

Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными планами есть одно существенное различие. Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут ее сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня.

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.

1 Доэкспериментальные планы

Кэмпбелл выделяет три вида доэкспериментальных планов. Два из них другой авторитетный автор, МакГиган, относит к квазиэкспериментальным. Мы будем придерживаться взглядов Кэмпбелла; его книга переведена на русский язык и вышла вторым изданием, учебник же МакГигана, к сожалению, широкому кругу читателей недоступен.

К доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп.




Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.

2 Квазиэкспериментальные планы

Т.Д. Кук и Д.Т. Кэмпбелл [Cook Т. D., Campbell D. Т., 1976] разработали теоретические основания применения квазиэкспериментальных планов в психологическом исследовании. Существуют два типа квазиэкспериментальных планов: а) планы экспериментов для неэквивалентных групп; б) планы дискретных временных серий.

Если пользоваться строгими определениями экспериментального и квазиэкспе-риментального исследований, то эксперимент с одним испытуемым следует отнести к квазиэкспериментам. В то же время квазиэкспериментальные планы временных серий по сути являются модификацией доэкспериментального плана

Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая — нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляются; для сравнения используют t-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ. Различие О2 и О4 свидетельствует о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница результатов первичного тестирования двух групп позволяет установить меру их эквивалентности в отношении измеряемой переменной. Для выявления эффекта действия независимой переменной с помощью t-критерия сравнивать нужно не О2 и О4, a dO12 и dO34, т.е. величины сдвигов показателей во времени. Значимость различия приростов показателей будет свидетельствовать о влиянии независимой переменной на зависимую. Примером такого исследования является психолого-педагогический эксперимент. На первом этапе мы тестируем с помощью дидактического теста уровень знаний учащихся по иностранному языку (словарный запас). Экспериментальную группу обучаем мнемотехническим приемам при заучивании слов, а контрольная занимается с учителем, как и прежде. Затем проводится второе тестирование, и если прирост словарного запаса будет выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника полезна для запоминания иностранных слов.

Кэмпбелл различает два варианта отбора групп. В первом случае в исследовании участвуют естественные группы, которые по отношению к самой процедуре эксперимента не отбираются. Поэтому эффект состава группы может присутствовать, но он не столь значим. Во втором случае экспериментальная группа формируется из добровольцев, а аналогичную контрольную группу приходится комплектовать другим способом (принуждением, обещанием оплаты и т. д.). При этом фактор состава группы может оказать решающее влияние на различие в результатах экспериментальной и контрольной групп.

План с предварительным и итоговым тестированием различных рандомизированных выборок отличается от истинного эксперимента тем, что предварительное тестирование проходит одна группа, а итоговое (после воздействия) — эквивалентная (после рандомизации) группа, которая подверглась воздействию:


Усложненным вариантом этого плана является схема с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования. В этом плане используются 4 рандомизированные группы, но воздействию подвергаются лишь 2 из них, причем тестируется после воздействия одна. План имеет следующий вид:


План этот применяется крайне редко. В большинстве учебников по экспериментальной психологии он даже не упоминается. Кэмпбелл также утверждает, что этот план ни разу не был реализован.

Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно проконтролировать взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодействия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реакцию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.

Квазиэкспериментальные планы, построенные по схеме временных серий на одной группе, по структуре сходны с экспериментальными планами для одного испытуемого.

План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия. Схема плана выглядит так:


Модификацией этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером:


Чередование может быть регулярным или случайным. Этот вариант подходит лишь в том случае, когда эффект воздействия обратим. При обработке данных, полученных в эксперименте, серии разбивают на две последовательности и сравнивают результаты тех замеров, где было воздействие, с результатами тех замеров, где оно отсутствовало. Для сравнения данных используется t-критерий Стьюдента с числом степеней свободы п - 2 (где п — число ситуаций одного типа).

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия, выглядит так:


Возможна комбинация этого плана и предыдущего, в котором чередуются серии с воздействием и его отсутствием на одной выборке.

3 Планы eх-post-facto


Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо методом попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным группам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь тогда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, достаточно велика.

Метод ex-post-facto часто применяется в нейропсихологии: травмы головного мозга, поражения определенных структур предоставляют уникальную возможность для выявления локализации психический функций. Травмы коры больших полушарий во время войны (в первую очередь второй мировой) дали, как это ни кощунственно звучит, богатейший материал нейропсихологам и нейрофизиологам, в том числе — отечественным (работы Лурии и его школы).

Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными планами есть одно существенное различие. Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут ее сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня.

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.

1 Доэкспериментальные планы

Кэмпбелл выделяет три вида доэкспериментальных планов. Два из них другой авторитетный автор, МакГиган, относит к квазиэкспериментальным. Мы будем придерживаться взглядов Кэмпбелла; его книга переведена на русский язык и вышла вторым изданием, учебник же МакГигана, к сожалению, широкому кругу читателей недоступен.

К доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп.

Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.

2 Квазиэкспериментальные планы

Т.Д. Кук и Д.Т. Кэмпбелл [Cook Т. D., Campbell D. Т., 1976] разработали теоретические основания применения квазиэкспериментальных планов в психологическом исследовании. Существуют два типа квазиэкспериментальных планов: а) планы экспериментов для неэквивалентных групп; б) планы дискретных временных серий.

Если пользоваться строгими определениями экспериментального и квазиэкспе-риментального исследований, то эксперимент с одним испытуемым следует отнести к квазиэкспериментам. В то же время квазиэкспериментальные планы временных серий по сути являются модификацией доэкспериментального плана

Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая — нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляются; для сравнения используют t-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ. Различие О2 и О4 свидетельствует о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница результатов первичного тестирования двух групп позволяет установить меру их эквивалентности в отношении измеряемой переменной. Для выявления эффекта действия независимой переменной с помощью t-критерия сравнивать нужно не О2 и О4, a dO12 и dO34, т.е. величины сдвигов показателей во времени. Значимость различия приростов показателей будет свидетельствовать о влиянии независимой переменной на зависимую. Примером такого исследования является психолого-педагогический эксперимент. На первом этапе мы тестируем с помощью дидактического теста уровень знаний учащихся по иностранному языку (словарный запас). Экспериментальную группу обучаем мнемотехническим приемам при заучивании слов, а контрольная занимается с учителем, как и прежде. Затем проводится второе тестирование, и если прирост словарного запаса будет выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника полезна для запоминания иностранных слов.

Кэмпбелл различает два варианта отбора групп. В первом случае в исследовании участвуют естественные группы, которые по отношению к самой процедуре эксперимента не отбираются. Поэтому эффект состава группы может присутствовать, но он не столь значим. Во втором случае экспериментальная группа формируется из добровольцев, а аналогичную контрольную группу приходится комплектовать другим способом (принуждением, обещанием оплаты и т. д.). При этом фактор состава группы может оказать решающее влияние на различие в результатах экспериментальной и контрольной групп.

План с предварительным и итоговым тестированием различных рандомизированных выборок отличается от истинного эксперимента тем, что предварительное тестирование проходит одна группа, а итоговое (после воздействия) — эквивалентная (после рандомизации) группа, которая подверглась воздействию:


Усложненным вариантом этого плана является схема с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования. В этом плане используются 4 рандомизированные группы, но воздействию подвергаются лишь 2 из них, причем тестируется после воздействия одна. План имеет следующий вид:


План этот применяется крайне редко. В большинстве учебников по экспериментальной психологии он даже не упоминается. Кэмпбелл также утверждает, что этот план ни разу не был реализован.

Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно проконтролировать взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодействия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реакцию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.

Квазиэкспериментальные планы, построенные по схеме временных серий на одной группе, по структуре сходны с экспериментальными планами для одного испытуемого.

План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия. Схема плана выглядит так:


Модификацией этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером:


Чередование может быть регулярным или случайным. Этот вариант подходит лишь в том случае, когда эффект воздействия обратим. При обработке данных, полученных в эксперименте, серии разбивают на две последовательности и сравнивают результаты тех замеров, где было воздействие, с результатами тех замеров, где оно отсутствовало. Для сравнения данных используется t-критерий Стьюдента с числом степеней свободы п - 2 (где п — число ситуаций одного типа).

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия, выглядит так:


Возможна комбинация этого плана и предыдущего, в котором чередуются серии с воздействием и его отсутствием на одной выборке.

3 Планы eх-post-facto


Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо методом попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным группам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь тогда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, достаточно велика.

Метод ex-post-facto часто применяется в нейропсихологии: травмы головного мозга, поражения определенных структур предоставляют уникальную возможность для выявления локализации психический функций. Травмы коры больших полушарий во время войны (в первую очередь второй мировой) дали, как это ни кощунственно звучит, богатейший материал нейропсихологам и нейрофизиологам, в том числе — отечественным (работы Лурии и его школы).

Читайте также: