Культурно просветительской деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель разрабатываемой программы: патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством применения технологий культурно-просветительской деятельности.

Во время работы решены задачи

Режиссерская концепция разрабатываемой социальной культурно-досуговой программы заключается в системном использовании средств культурно-досуговой деятельности при проведении мероприятий среди различных целевых групп. Каждое из этих мероприятий посвящено определенной дате: не все они праздничные, но даже памятные дни работники культуры могут и должны использовать для патриотического воспитания. Программа рассчитана на период с января по сентябрь 2017 г.

Площадки для реализации программы

Смысловой стержень социальной культурно-досуговой программы

Структура композиционного построения мероприятий социальной культурно-досуговой программы

Формы культурно-досуговой деятельности

Методы, используемые в культурно-досуговой программе

Направления социальной культурно-досуговой программы

Задачи социальной культурно-досуговой программы

Разработанная программа является действенной, поскольку в основу её положен принцип системности: работа по патриотическому воспитанию осуществляется на различные целевые группы в разные периоды времени. Эффективность достигается за счет многократного наслаивания тематических выступлений в сознании зрителя под эмоциональным воздействием. Выводы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Внеурочная деятельность как вид культурно-просветительской деятельности образовательной организации общего образования.

Современные процессы модернизации развития общего образования сопровождаются существенными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Достижение результатов освоения основной образовательной программы с позиции деятельностного подхода становится возможным посредством четко организованной деятельности образовательного учреждения – урочной и внеурочной.

Внеурочная деятельность представляет собой новые развивающиеся формы взаимодействия ученика и педагога по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности.

Основные задачи внеурочной деятельности.

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно – оздоровительная деятельность;

Ведущими направлениями внеурочной деятельности являются духовно-нравственные, физкультурно-спортивные и оздоровительные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные виды, обеспечивающие индивидуальные потребности развития школьников и способствующие их воспитанию.

Педагогические коллективы школ, разрабатывая программу внеурочной деятельности, используют разнообразные формы деятельности учащихся, такие как:

Школьные, научные общества;

В тоже время в практике школы недостаточно уделяется внимание развитию культурно-просветительской работы, которая обладает большими, потенциальными возможностями в развитии духовных сил и внутреннего, личностного потенциала школьников.

Культурно-просветительская деятельность – это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества.

Культурно-просветительская деятельность преподавателя-организатора включает такие формы организации внеурочной деятельности школьников как: прослушивание лекций деятелей культуры, науки и образования; работу школьных клубов по интересам, посещение музеев, проведения лектория, организацию тематических дней по формированию безопасного образа жизни и сохранению здоровья школьников и др.

Цель таких мероприятий заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры и науки, расширении общего кругозора, развитии культурных интересов и потребностей.

Условием успешности решения культурно-просветительских задач является и систематическая работа с родителями. Единые дни для родительских собраний, где обязательно проводятся встречи со специалистами в области образования и развития детей, лекции по актуальным темам воспитания и организации познавательной деятельности школьников, беседы - такие формы взаимодействия с родителями становятся обычными для образовательного учреждения. Во многих школах также проводятся лектории для родителей по следующей тематике: укрепление здоровья школьников, условия успешного обучения школьников, способы решения конфликтных ситуаций и др.

- формирование коллектива класса;

- воспитание любви к своей Родине;

- раскрытие творческих потенциалов каждого ребенка;

- раскрытие способностей к эмпатическому взаимодействию

- формирование общей культуры;

- пропаганда толерантного отношения.

Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей. Включает в себя существенное обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, определяет дальнейшее развитие. Не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, развивает свои силы, внутренний личностный потенциал. Создавая культурно-просветительскую внеурочную деятельность, воспитатель воспитывает базовую культуру личности – создать предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства. Обращение в процессе воспитания к истокам культуры, культурному наследию предполагает освоение многообразного мира ценностей, которые обеспечивают развитие свойств, качеств, ориентаций личности в гармонии с самим собой, с социальным окружением, другими людьми, с обществом. Освоить и реализовать все ценности культуры невозможно, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личностных устремлений, уровня образования, психофизических особенностей.

1. Внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.

2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

4. Создавая культурно-просветительскую внеурочную деятельность, воспитатель воспитывает базовую культуру личности – создать предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства.

При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:

1.Возрастает активность личности, которая способствует повышению познавательной активности.

2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности.

3. Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации.

4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе.

5. Эффективнее осуществляется социализация личности.

2. Технология разработки внеурочной работы.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

- использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

-возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Исходя из выше изложенного мы видим, что особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Сегодня нет единых требований к структуре программы внеурочной деятельности. На основе анализа особенностей внеурочной деятельности и требований к структуре образовательных программ дополнительного образования детей мы предлагаем включить в структуру программы внеурочной деятельности следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, ожидаемые результаты и способы их отслеживания, обеспечение программы, рекомендуемая литература.

В пояснительной записке важно привести обоснование программы, которое в первую очередь должно включать анализ преемственности программы внеурочной деятельности с основной образовательной программой определенной ступени образования (начального, основного, среднего (полного)) и с требованиями ФГОС общего образования. При этом особо важно указать, с какими обязательными предметами основной образовательной программы связана данная программа, в чем состоит преемственность программ. Также необходимо обосновать социальный заказ, на реализацию которого направлена данная программа. Кроме того, можно показать ее достоинства, педагогические возможности, перспективность для ее участников. Можно указать возможности, существующие в учреждении для реализации данной программы, отразить ее специфику, отличие данной программы от других, похожих или близких по содержанию. При обосновании программы можно отметить следующие моменты: нормативно-правовую базу ее разработки и реализации, актуальность программы, ее назначение и место в системе внеурочной деятельности и системе воспитательной работы учреждения. В этом разделе программы указывается также, для каких категорий детей предназначена данная программа (возраст, пол и т.д.). В обосновании программы необходимо указать и обосновать главные принципы, ведущие идеи, цель и задачи программы, объем часов, режим и продолжительность занятий. Можно показать логику программы, основные формы и методы ее реализации. В пояснительной записке в логике реализации целей и задач программы необходимо указать ожидаемые результаты реализации программы: какие предметные, метапредметные или личностные результаты возможно достичь в процессе ее реализации.

Содержание программы может включать в себя структуру программы, учебно-тематическое планирование, описание примерного содержания основных разделов программы. Структура программы должна содержать разделы, темы, этапы ее освоения, время реализации тем или этапов, перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы.

Учебно-тематическое (календарно-тематическое) планирование и его содержание определяются особенностями реализуемых функций. Если в основе программы лежит образовательная деятельность, то содержание может быть представлено в виде учебно-тематического плана по годам обучения. Учебно-тематический план содержит наименование разделов (тем), всего часов на их освоение, количество часов теории и практики. Если программируется досуговая деятельность или социально-педагогическая деятельность, разрабатывается календарно-тематический план. Тогда в его содержании указываются подпрограммы, ключевые мероприятия, этапы и сроки их проведения.

Примерное содержание основных разделов программы должно содержать перечень основных тем программы, конкретизированный общими понятиями, теориями, правилами, а также содержание практической части курса. Важно также указать формы организации деятельности по программе. Очень трудно, а иногда и нет необходимости разводить содержание программы и формы его организации. Чаще всего конкретное содержание требует описания конкретных форм. Но иногда в этом разделе описываются специальные формы программы, направленные на реализацию разных целей или направлений деятельности. Важно, чтобы содержание программы наиболее полно отражало реализацию ее целей. Часто в содержании программы указываются ожидаемые результаты освоения тем или отдельных разделов программы.

Ожидаемые результаты и способы их отслеживания. В стандартах второго поколения выделяются два вида требований к результатам общего образования: требования к результатам, выраженные в ключевых компетентностях ученика (в нашем случае, функциональный результат), и требования к усвоению программ общего образования, выраженные в перечне возможностей ученика по выполнению практических действий с использованием знаний и умений по основным содержательным линиям учебных предметов, изучаемых в школе (интегральный результат).

Функциональный результат определяется уровнями освоения основных функций: образовательных (обучения, воспитания, развития) и социально-педагогических (оздоровления, социальной поддержки, адаптации и т.д.). Интегральным образо­вательным результатам соответствуют непосредственные результаты образовательного процесса, требуемые в соответствии с ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предмет­ные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ре­сурсов учащихся, метапредметные — ин­струментальных, предметные — в основ­ном когнитивных.

В этом разделе могут быть описаны разные уровни результата:

1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Кроме того, в этом разделе указываются технологии отслеживания результатов: портфель достижений школьника, наблюдения, анкетирование, опросы и др. Могут быть представлены формы фиксации результатов, критерии и показатели их анализа.

Обеспечение программы. Система обеспечения программы может включать следующие компоненты. Методическое обеспечение – методики организации работы, дидактический материал, исследовательскую и издательскую деятельность по программе. Информационное обеспечение – информационные ресурсы, способы получения и обработки информации. Организационное обеспечение – установление систематического взаимодействия по программе с учреждениями, организациями или другими субъектами. Материально-техническое – необходимые материалы, оборудование, денежные средства. Кадровое – приглашение специалистов по разным вопросам программы.

Рекомендуемая литература. Список литературы может быть составлен отдельно для детей и взрослых. Иногда составляются списки литературы по темам, занятиям или разделам программы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация тематических циклов просветительских программ

как эффективная форма культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС в начальной школе

В настоящее время социальные условия и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода на новые стандарты. В этой связи в образовательных учреждениях важное значение приобретает специально организованная деятельность по целенаправленному созданию целостной развивающей среды, позволяющей достигать результатов и эффектов в личностном, социальном , интеллектуальном развитии современных детей и подростков.

Участие детей в системе дополнительного образо­вания открывает перед ними возможность заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школь­никами, имеет возможность широко приобщать их к досуговой деятельности, формировать самостоятельность и творче­скую активность.

Дополнительное образование обычно представлено двумя основными блоками: образовательными и культурно - досуговым (тематические циклы просветительских программ), в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности.

Циклы тематических просветительских программ говорят о том, что их задачей является охват наибольшего количества детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных зна­ний и навыков. Однако это не означает, что участие в той или иной программе вообще не тре­бует от них никакой подготовки. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Циклы просветительских тематических программ остаются весьма значимым

Основная мотивация таких программ: развитие интереса, проба сил, практика успеха.

В зависимости от целей и задач , а также степени соучастия детей , разработаны следующие циклы просветительских программ:

· программа «Три матрешки

Все данные программы нацелены на пополнение детского досуга социально значимым смыслом и формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.

Программа «Академия вежливых наук – это программа, которая предполагает обучение детей и подростков основам этикета и искусству общения, освоение ими правил, норм человеческого общежития и хороших манер на примере знакомых, привычных, часто встречающихся житейских ситуациях, в которых оказываются дети.

Возрастные особенности развития личности становятся основным стержнем построения всей программы по этикету.

Участие в данных занятиях позволяет каждому ребенку рассказать о том пре­красном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушате­лей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной приро­де, увлечь их красотой великих идеалов.

Изюминка дополнительного образования как раз и состоит в том, что его программы предлагают детям выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что идея проведения тематических циклов просветительских программ является актуальным направлением деятельности образовательного учреждения в контексте ФГОС

Краткое описание документа:

В настоящее время социальные условия и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода на новые стандарты. В этой связи в образовательных учреждениях важное значение приобретает специально организованная деятельность по целенаправленному созданию целостной развивающей среды, позволяющей достигать результатов и эффектов в личностном, социальном , интеллектуальном развитии современных детей и подростков.

Участие детей в системе дополнительного образо­вания открывает перед ними возможность заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школь­никами, имеет возможность широко приобщать их к досуговой деятельности, формировать самостоятельность и творче­скую активность.

Дополнительное образование обычно представлено двумя основными блоками: образовательными и культурно - досуговым (тематические циклы просветительских программ), в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности.

Циклы тематических просветительских программ говорят о том, что их задачей является охват наибольшего количества детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных зна­ний и навыков. Однако это не означает, что участие в той или иной программе вообще не тре­бует от них никакой подготовки. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия, возможность выступить на сцене может помочь их самовыражению, которого им так не хватает.

Основная мотивация таких программ: развитие интереса, проба сил, практика успеха.

В зависимости от целей, длительности программы и степени соучастия детей разработаны следующие просветительские программы:

- Живая нить истории

Все данные программы нацелены на пополнение детского досуга социально значимым смыслом и формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.

Программа «Академия вежливых наук – это программа, которая предполагает обучение детей и подростков основам этикета и искусству общения, освоение ими правил, норм человеческого общежития и хороших манер на примере знакомых, привычных, часто встречающихся житейских ситуациях, в которых оказываются дети.

Возрастные особенности развития личности становятся основным стержнем построения всей программы по этикету.

Участие в данных занятиях позволяет каждому ребенку рассказать о том пре­красном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушате­лей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной приро­де, увлечь их красотой великих идеалов.

Изюминка дополнительного образования как раз и состоит в том, что его программы предлагают детям выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что идея проведения тематических циклов просветительских программ является актуальным направлением деятельности образовательного учреждения в контексте ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

- программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Программа общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

- обучить навыкам общения и сотрудничества;

- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

- развивать коммуникативные умения в процессе общения;

- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Читайте также: