Культурно досуговая деятельность в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Финошина Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Балабаново
Наименование материала: Статья
Тема: КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №11
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Финошина Наталья Леонидовна
узыкальный руководитель 1 кат.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят изменения,
которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября
дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В
связи с эти существенным образом меняется отношение к дошкольному
образованию, как к ключевому уровню развития ребенка.
«Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым
Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ОВЗ; возможности освоения ребенком
Программы на разных этапах ее реализации.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу нашего
дошкольного учреждения включен раздел «Культурно-досуговая
праздников, развлечений. Приоритетным направлением в работе нашего
детского сада является нравственно-патриотическое воспитание.
Возвращаясь к стандартам, которые предлагают для мотивации
образовательной деятельности на набор отдельных игровых приемов, а
усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими
событиями могут стать российские и международные праздники или важные
события в жизни коллектива.
В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность,
реализуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая.
Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление
организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его
Актуальность данной темы в том, что она раскрывает значимость,
правильную организацию и осуществление культурно-досуговой
деятельности в ДОУ.
Цель: наполнение ежедневной жизни детей увлекательными делами,
создание атмосферы радости общения, коллективного творчества.
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе
их эмоциональное благополучие;
- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка в творческой
деятельности как субъекта отношений с людьми, миром и собой;
- формировать общую культуру воспитанников.
КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- праздники и развлечения - отдых
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совместная деятельность детей и взрослого
Образовательная Образовательная Индивидуальная
деятельность деятельность в ходе работа с детьми
Досуг Праздники и Отдых
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Досуг – это совместная со взрослым игровая деятельность ребенка
- вызвать эмоциональный отклик детей в ходе музыкально-игровой
- закрепить на игровом материале знания, умения и навыки ребенка.
- досуги с пением
- досуги с игрушками
- досуги с музыкальными инструментами
Праздник – это день, объединяющий всех участников, наполненный
радостью и весельем.
- вызвать положительный эмоциональный настрой;
- формировать праздничную культуру, нравственные качества ребенка;
- обеспечить социализацию детей.
- традиционные праздники, предусмотренные программой ДОУ.
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА
- составление сценария, обсуждение его с участниками мероприятия;
- придумывание атрибутов, костюмов, декораций;
- решается вопрос о фото, видеосъемке;
- способствовать художественно-эстетическому развитию ребенка;
- формировать положительные качества;
- развивать уверенность в себе.
По степени активности детей По содержательной направленности
- дети являются только - театральные
слушателями и зрителями - познавательные
- дети – непосредственные - спортивные
- участники-взрослые и дети - художественно-эстетические
Организация традиционных событий, праздников, развлечений –
неотъемлемая часть деятельности нашего дошкольного учреждения.
Организация праздников, развлечений, детского творчества – способствует
повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса,
создает условия для формирования личности каждого ребенка.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формирования
гражданской позиции, усвоения социокультурных норм и национальных
традиций – принадлежит дошкольному детству.
Ежегодно в ДОУ составляется план по нравственно-патриотическому
воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной
Мной подготовлены и проведены культурно-досуговые мероприятия, в
содержании которых нашли отражения и патриотические праздники, такие
- День защитника Отечества;
- День пожилого человека.
День пожилого человека
1 октября – Международный день пожилых людей. Праздник учредили для
того, чтобы обратить внимание общества на проблемы людей пожилого
возраста, а так же, к поиску возможностей улучшить качество жизни
пенсионеров. Это мероприятие становится традиционным для нашего ДОУ,
т.к. пенсионеры, ветераны – приглашают воспитанников нашего детского
них концерт, а они приходят к нам на праздник 9 Мая.
- воспитывать уважение к пожилым людям;
- способствовать развитию понимания разных поколений;
- совершенствовать социальные функции детей.
День защитника Отечества
Традиционно отмечается в ДОУ. Чаще всего он бывает спортивным, где
принимают участие родители (папы).
- продолжать знакомство с Российской армией;
- организовывать совместную деятельность детей и родителей;
- формировать нравственно-патриотические чувства.
День Победы
День Победы был и остается одним из самых почитаемых в нашей стране.
готовят приглашения и разносят их вместе с воспитателями пожилым людям,
живущим по близости с нашим детским садом. В этот день к нам приходят
Интересно послушать их рассказы о войне, об их детстве.
- формировать представление об истории ВОВ;
- побуждать к сочувствию и пониманию жизни людей в ВОВ;
- развивать чувство гордости, ответственности.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ.
Организация праздников, развлечений:
- способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного
- создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка;
- развивает творческие способности детей.
Список литературы и документов:
1. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
Школа управления образовательным учреждением – 2014 г. №2 стр. 14-16;
3. Профессиональный стандарт педагога;
4. Майер А.А. «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС
ДО / Управление ДОУ-2014 №3, стр. 27-35;
Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Значение организации досуговой деятельности в детском саду
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.
Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной
Цель и принципы организации досуга в ДОУ
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
- позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
- самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
- комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
- целостности: развитие самосознания детей.
Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны
Направления деятельности
Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:
- Спортивный:
- соревнования,
- весёлые старты,
- турниры.
Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу
Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма
Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас
Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников
Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики
Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества
- формирование экологического сознания у детей,
- воспитание любви к природе и родному краю,
- проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
- участие в экологических акциях.
Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую
Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду
- Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
- Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
- Привлечение детей к подготовке мероприятий.
- Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
- Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
- Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
- Воспитание патриотических чувств.
Виды досугов и развлечений в ДОУ
Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.
Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.
Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности
- театрализованные (спектакли),
- познавательные (викторины, КВН),
- спортивные,
- музыкальные,
- литературные развлечения,
- забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).
Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи
К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита
Проведение досуга и развлечений в ДОУ
Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.
Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности
Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:
- изучение наглядного материала:
- рассматривание тематических плакатов,
- картинок,
- репродукций,
- иллюстраций в книгах,
- макетов,
- мини-выставки в уголке познания;
- посещение группы сказочным персонажем,
- воображаемое путешествие в фантастическую страну,
- перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем
- Создание сюрпризного момента.
В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства. - Включение в игровую ситуацию.
Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
- Изучение наглядного материала.
Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:- Каких сказочных героев вы узнали?
- Из каких они сказок?
- Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
- Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
- Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
- Что окружает Австралию? (Вода, океан).
- Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
- Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
- Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).
Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.
Планирование мероприятий
Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).
Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.
Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года
Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.
Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения
Таблица: картотека тем культурных мероприятий
Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе
- Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
- Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
- Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
- Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
- Воспитывать активный интерес к сказкам.
- Чтение сказок,
- рассматривание иллюстраций,
- обыгрывание фрагментов сказок.
- Музыкальное сопровождение,
- иллюстрации к сказкам,
- лепестки цветка разных цветов.
- Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: — Это … (Гном).
Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).
Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
Загадки:- Мальчик… (с пальчик).
- Соловей… (Разбойник).
- Сестрица… (Алёнушка).
- Лиса… (Патрикеевна).
- Аленький… (Цветочек).
- Гуси… (лебеди).
- Крошечка… (Хаврошечка).
- Братец… (Иванушка).
- Баба… (Яга).
- Сивка… (Бурка).
- Красная… (Шапочка).
- Спящая… (Красавица).
- Заюшкина… (Избушка).
- Винни… (Пух).
- Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
- в младших и средней группах — 25–30 минут;
- в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
- в первой младшей группе — 20–30 минут;
- во второй младшей группе — 30–35 минут;
- в средней группе — 45–50 минут;
- в старшей группе — 60 минут;
- в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.
Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников
Длительность уличных забав и народных гуляний:
- в младших и средней группах — не более 1 часа;
- в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.
Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.
Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе
Примеры организации досугов и развлечений в детском саду
Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.
Культурно-досуговая деятельность в ДОУ.Статья в помощь музыкальным руководителям.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ.
В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, наскольковысок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход,какое у него воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы.Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что свободное время представляетсобой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходят его физическое идуховное формирование и становление, ему уделено недостаточное внимание в педагогике. В то же время организованный в социально значимых целях досуг является средством педагогической и социальной поддержки детей, формирования у них активной, сознательнойи созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты; мотив (потребность в деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции).Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. В культурно-досуговой деятельности, как правило, одновременно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельностинаиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности,осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одногопоколения к другому.
Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника
Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности в соответствии с ФГОС
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой;
Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
Классификация культурно-досуговой деятельности
– это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы
Учить детей распределять свои силы между
умственным и физическим трудом, и отдыхом.
Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.
Учить детей организованности, самостоятельности.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив
и прополка растений), уборка группового помещения; работа
в уголке живой природы.
Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;
скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
• Игры со снегом, песком и водой.
• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия.
Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.
Ознакомление с разными видами искусства.
Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе.
Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.).
Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности
• концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
• народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
• познавательные вечера: КВН и викторины;
• спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
• театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
• забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
• просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Учитывается требование программы.
Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.
Учитываются интересы, умения, навыки и задачи последующего обучения детей.
Определяется в каком виде культурно - досуговой деятельности будет участвовать каждый ребенок (рисование, лепка, игра в спектакле и т.д.).
Определяются формы организации и подготовки (индивидуально или подгруппой).
Определяется продолжительность развлечения и длительность подготовки к нему.
Определяется длительность развлечения: 1 раз в неделю – 30-35 минут (длительное развлечение);
Остальные дни – 5-10 минут (короткое развлечение – шутки, загадки, сюрпризы, фокусы и импровизации моментов жизни детей в ДОУ)
Определяется время года.
Учитывают общую нагрузку воспитателя, музыкального и физкультурного работника и других участников.
Составляют перспективный план на месяц или на квартал.
Продумывают музыкальное оформление и оформление места проведения развлечения.
По степени активности участия детей
Дети являются только слушателями
Дети непосредственные участники
и взрослые, и дети
По содержательной направленности
Театральные развлечения (кукольный и теневой театр, театр игрушки,
фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр
и др., т.к. все виды театров
и театральной деятельности)
КВН, викторины, о жизни творчестве композиторов,
художников, писателей, артистов, поэтов;
об обычаях и традициях своей страны, народа;
спортивные игры, аттракционы,
подвижные игры, соревнования, эстафеты;
Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения.
Создать радостное настроение.
Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Формировать праздничную культуру.
Учить детей традициям праздника, его организации,
правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей
Формировать моральные и нравственные качества.
Формировать художественный вкус.
Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество.
Обеспечивать социализацию детей.
Формировать активную позицию.
Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций
и обычаев русского народа.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ
Душевное возвышение и просветление.
Раскрытие их творческих сил.
Выражение коллективного строя жизни.
Состояние общей гармонии.
ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА
Наметить совместные действия всего коллектива.
Подготовить программу праздника.
Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике.
Выбирается ведущий и определяются с ролями.
Ведется последовательная планомерная репетиция.
Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм и правил.
Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и приглашение гостей.
Продумывается организация праздничного угощения.
Решается возможность приглашения специалиста для съемок на видео- или фотокамеру.
Продумывается оформление зала с использованием детских поделок и рисунков, готовятся декорации.
Составляется сценарий с использованием песен, танцев, игр, живой музыки и художественного слова: стихов, рассказов, пьес и инсценированных сказок.
• народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
• православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.;
• бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
• Танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные.
• Пение: хоровое, сольное, дуэт.
• Инсценирование стихов, сказок.
• Постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль.
• Шутки, репризы, сюрпризы.
• Игры (подвижные, музыкальные и др.).
• Игра на детских музыкальных инструментах.
целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники,
управляемая самой личностью.
Самообразование предусматривает такое взаимодействие целей и задач, при которых творческий элемент не заслоняет учебных задач и целей, а лишь делает их более значимыми, где сочетание учебных и творческих элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной учебной задачи.
• Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.
• Коллекционирование различных предметов, создание мини-музеев, выставок, хобби.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
• Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Самообразованием ребенок
может заниматься- В дошкольном учреждении
(применяется индивидуальный подход, когда педагог имеет возможность наблюдать за детьми и их индивидуальными особенностями
(содружество ДОУ и семьи должно опираться на комплексный подход, где необходимо действовать в одном направлении, согласованно, чтобы содействовать в переносе знаний, умений и навыков, полученных в ДОУ в семью).
(кружки, секции и т.д.).
Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя и родителей.
. Благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к творчеству ребенка. Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя относиться небрежно, нельзя высмеивать.
Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку, так как семья является естественной средой для ребенка.
Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя членом близкого ему коллектива, в условиях которого он получает поддержку своим начинаниям.
Очень важны консультации по организации работы по формированию творческих способностей у детей в условиях семьи
Обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности.
Влиять на познание нравственных сторон действительности.
Повышать познавательную активность.
Влиять на физическое развитие детей.
Развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное,
воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного.
Развивать к детей умение реализовать свой возможности в творческих продуктах.
Формировать художественные умения в области искусства:
обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.
Развивать словесное творчество.
Развивать музыкальные способности.
Творчество взаимосвязано с такими видами деятельности, где цель – мотив, способ – результат; к ним относятся:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культурно-досуговая деятельность В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, реализуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая
Культурно-досуговая деятельность Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника
Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности в соответствии с ФГОС Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой; Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
Классификация культурно-досуговой деятельности отдых, развлечения, праздники, самообразование творчество.
Отдых Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы Цели и задачи Учить детей распределять свои силы между умственным и физическим трудом, и отдыхом. Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем. Учить детей организованности, самостоятельности.
Виды отдыха ♦ Самостоятельные занятия физическими упражнениями. ♦ Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив и прополка растений), уборка группового помещения; работа в уголке живой природы. ♦ Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде; скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон. • Игры со снегом, песком и водой. • Прогулки. • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить). • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами. • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке. • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки. • Чтение книг. • Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Отдых Игры со снегом Игровая деятельность с игрушками Игровая деятельность со строительным материалом Игровая деятельность с бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке Прослушивание по желанию ребенка сказок… Прослушивание по желанию ребенка произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
Развлечения Вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия. Цели и задачи: Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка. Ознакомление с разными видами искусства. Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе. Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.). Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности.
Виды развлечений: • концерты: тематические, музыкально-литературные и др.; • народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.; • познавательные вечера: КВН и викторины; • спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.; • театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.; • забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.; • просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Учитывается требование программы. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Учитываются интересы, умения, навыки и задачи последующего обучения детей. . Определяется в каком виде культурно - досуговой деятельности будет участвовать каждый ребенок (рисование, лепка, игра в спектакле и т.д.). Определяются формы организации и подготовки (индивидуально или подгруппой). Определяется продолжительность развлечения и длительность подготовки к нему. Определяется длительность развлечения: 1 раз в неделю – 30-35 минут (длительное развлечение); Остальные дни – 5-10 минут (короткое развлечение – шутки, загадки, сюрпризы, фокусы и импровизации моментов жизни детей в ДОУ) Определяется время года. Учитывают общую нагрузку воспитателя, музыкального и физкультурного работника и других участников. Составляют перспективный план на месяц или на квартал. Продумывают музыкальное оформление и оформление места проведения развлечения.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ По степени активности участия детей Дети являются только слушателями или зрителями Дети непосредственные участники Участниками являются и взрослые, и дети По содержательной направленности Театральные развлечения (кукольный и теневой театр, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., т.к. все виды театров и театральной деятельности) Познавательные: КВН, викторины, о жизни творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические викторины. Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты; Музыкально-литературные концерты.
народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.; театрализованные представления
просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др инсценирование сказок, мюзиклы, оперы
Праздники Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения. Цели и задачи: Создать радостное настроение. Вызвать положительный эмоциональный настрой. Формировать праздничную культуру. Учить детей традициям праздника, его организации, правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей Формировать моральные и нравственные качества. Формировать художественный вкус. Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество. Обеспечивать социализацию детей. Формировать активную позицию. Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций и обычаев русского народа.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ . Душевное возвышение и просветление. Единение людей. Раскрытие их творческих сил. Выражение коллективного строя жизни. Состояние общей гармонии. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА Наметить совместные действия всего коллектива. Подготовить программу праздника. Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике. Выбирается ведущий и определяются с ролями. Ведется последовательная планомерная репетиция. Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм и правил. Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и приглашение гостей. Продумывается организация праздничного угощения. Решается возможность приглашения специалиста для съемок на видео- или фотокамеру. Продумывается оформление зала с использованием детских поделок и рисунков. готовятся декорации. Составляется сценарий с использованием песен, танцев, игр, живой музыки и художественного слова: стихов, рассказов, пьес и инсценированных сказок.
Структура праздника • Танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные. • Пение: хоровое, сольное, дуэт. • Художественное слово. • Инсценирование стихов, сказок. • Постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль. • Шутки, репризы, сюрпризы. • Игры (подвижные, музыкальные и др.). • Игра на детских музыкальных инструментах. • Оформление зала. • Привлечение родителей.
Самообразование целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Цели и задачи: Самообразование предусматривает такое взаимодействие целей и задач, при которых творческий элемент не заслоняет учебных задач и целей, а лишь делает их более значимыми, где сочетание учебных и творческих элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной учебной задачи.
Виды самообразования • Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др. • Коллекционирование различных предметов, создание мини-музеев, выставок, хобби. • Экспериментирование. • Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность. • Познавательные беседы. • Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы. • Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
самообразование • Экспериментирование Познавательные беседы Настольные дидактические игры Экскурсии к местам боевой славы Создание мини-музеев, выставок
Самообразованием ребенок может заниматься: Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя и родителей. Благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к творчеству ребенка. Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя относиться небрежно, нельзя высмеивать. Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку, так как семья является естественной средой для ребенка. Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя членом близкого ему коллектива, в условиях которого он получает поддержку своим начинаниям. Очень важны консультации по организации работы по формированию творческих способностей у детей в условиях семьи В дошкольном учреждении (применяется индивидуальный подход, когда педагог имеет возможность наблюдать за детьми и их индивидуальными особенностями В семье (содружество ДОУ и семьи должно опираться на комплексный подход, где необходимо действовать в одном направлении, согласованно, чтобы содействовать в переносе знаний, умений и навыков, полученных в ДОУ в семью). В других образовательных учреждениях (кружки, секции и т.д.).
ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА Творчество взаимосвязано с такими видами деятельности, где цель – мотив, способ – результат; к ним относятся: Познавательная Умственная Исполнительская Художественная Творческая Изобразительная Самостоятельная Преобразующая Игровая Речевая Развлекательная Ориентировочно-исследовательская Художественно-оформительская
Творчество связано с художественным воспитанием и с эстетическим воспитанием ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ Индивидуальный подход. Технические навыки и умения в творчестве. Анализ и оценка продуктов деятельности. Анализ самой творческой деятельности. В психологии исследуются пути и средства творческой деятельности. Обучение ведется: С учетом психологии Индивидуализация обучения.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Они так же взаимосвязаны между собой Увидеть: Реальные объекты – природа и ее создания (человек, животное, растение). Предметы, созданные человеком (здания, транспорт, предметы быта). Обыграть: Умом, лицом, телом, пантомима (по замыслу). Двигательная (подвижная) игра. Дидактическая игра. Драматизация. Изобразить: Замысел. Тема. Сюжет. Композиция. Материал. Инструкции. Место работы. Воплощение замысла. Результат (анализ и доработка). Дополнение деталями. Продолжение развития темы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА По содержанию предметное сюжетное Декоративное По способу изображения с памяти с натуры По представлению по характеру по замыслу по предложенной теме
Вывод Культурно-досуговые мероприятия -неотъемлемая часть в деятельности дошкольного образовательного учреждения Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует : повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса Создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка
Читайте также: