Культура здоровья как неотъемлемая часть общей и педагогической культуры воспитателя доу

Обновлено: 06.07.2024

Аннотация. В статье затрагивается проблема состояния здоровья педагогов. Рассматриваются сущность и признаки культуры здоровья педагога. На основании анализа теоретических источников и эмпирических данных делается вывод о низком уровне культуры педагога и необходимости ее повышения посредством развития оздоровительной самореализации.

К вопросу о культуре здоровья педагога

Аннотация. В статье затрагивается проблема состояния здоровья педагогов. Рассматриваются сущность и признаки культуры здоровья педагога. На основании анализа теоретических источников и эмпирических данных делается вывод о низком уровне культуры педагога и необходимости ее повышения посредством развития оздоровительной самореализации.Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, модель здоровья, индивидуальное здоровье, здоровьесозидающая деятельность, здоровый образжизни, оздоровительная самореализация.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Отчасти это связано с особенностями профессиональной ментальности педагогов. Выделяя структурные характеристики профессиональной ментальности педагогов, исследователи обращают особое внимание на аксиологический компонент, включающий определенные качества, принципы, профессиональные ценности, нормы, цели и т.п. Это связано, прежде всего, с ценностной направленностью педагогической профессии. Если для успешной профессиональной деятельности рабочего ключевое значение имеют профессиональные умения и навыки, для инженера знания, то для учителя –определенные психологические качества, без которых он просто не сможет работать с людьми: детьми и молодежью, родителями, коллегами [3]. К ведущим характеристикам педагогической профессии относят ценности и соответствующие им психологические качества духовной направленности. А именно:

человек, его жизнь, нормы морали (добро, справедливость, честь, достоинство, любовь и т. п.);

отечество, компоненты культуры (произведения искусства, язык, обычаи, традиции и т. п.);

права и свободы, в том числе свобода выбора;

наука (научные знания, процесс познания, истины);

природа (экологические знания и действия);

благоприятные условия жизнедеятельности человека;

уровень его культуры, в том числе поведенческой;гигиенические навыки, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживающие оптимальное качество жизни;

когнитивный (знания о здоровье, методах и приемах его восстановления, сохранения и укрепления);

аксиологический (осознание ценности здоровья и необходимости систематической заботы о нем);

мотивационноличностный (наличие таких качеств, как воля, терпение, целеустремленность, терпение, необходимых для ведения здорового образа жизни);

деятельностный (сознательно осуществляемая деятельность, направленная на восстановления, сохранения и укрепления здоровья);

контрольнооценочный (регулярная диагностика состояния своего здоровья, рефлексия и коррекция собственной здоровьесберегающей деятельности) [9].Таким образом, для успешной профессиональной деятельности педагог должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в области здоровьесбережения, но и готовностью к оздоровительной самореализации.

Ссылки на источники1.Щедрина А.Г.Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода // Медицина и образование в Сибири. –2009. –№ 5. –С. 8.2.Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. –М.: ЮнитиДана, 2012. –447 с.3.ДороховаТ.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. –2014. –№1. –С. 120.4.Зеер Э.Ф., СыманюкЭ.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога // Мир психологии. –2002. –№ 4. –С. 194–202.5.Трещева О.Л. [и др.] Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода //Омский научный вестник. –2014.–№1(125). –С. 154–157.6.Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. –2011. –№4. –С. 12–17.7.ПолетаеваН.М. Культура здоровья: учеб.метод. пособие. –СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2005. –135 с.8.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней:учеб. пособиедля студ. высш. пед. учеб. завед. –М.: Академия, 2001. –153 с. 9.Славина А.С. Оздоровительная самореализация личности // Педагогическое образование в России. –2013. –№2. –С. 31–35.

Рекомендовано к публикации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и структура культуры здоровья личности педагога.

Стресс: характеристика, физиологический механизм возникновения, симптомы, причины стресса.

Способы профилактики и преодоления чрезмерного стресса.

Содержание и структура культуры здоровья

личности педагога.

Культура здоровья педагога – компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.

В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:

1. Устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);

2. Профессиональная компетентность в области ЗОЖ;

Несмотря на то, что каждый учитель является зрелой личностью, он сталкивается с такими явлениями, как педагогический криз, эмоциональное истощение и профессиональное выгорание. В связи с этим каждому учителю можно и нужно пытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому педагогу.

Стресс: характеристика, физиологический механизм возникновения, симптомы, причины стресса.

Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует профессиональная подверженность нервным срывам, стрессам, синдрому эмоционального сгорания. По данным ученых Манчестерского университета, вероятность получить то или иное психическое расстройство в результате стресса у педагога составляет 7,5 балла (по десятибалльной шкале). У трети педагогов показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами. Также уязвимы у педагога голосовые связки (заболеваемость голосовых органов составляет около 62%).

Учитывая вышеизложенное остановимся более подробно на таком феномене как стресс. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Медик по образованию, биолог с мировой известностью, директор Института экспериментальной медицины и хирургии в Монреале на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса.

Стресс (от англ, stress – давление, напряжение) – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или как бессонницу во время экзаменационной сессии.

Специалисты отмечают, что важную роль при стрессе играет время,то есть длительность его протекания. Более вредным считается хотя и незначительный, но продолжительный стресс (так называемыйдистресс). Тогда нарушаются резервные возможности организма и он дает сбои в состоянии здоровья. Начинают формироваться различные болезни и нарушения во взаимоотношениях людей.

В своей книге "Психология стресса" доктор биологических наук, профессор Ю. Щербатых выделяет четыре группы симптомов стресса: физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие.

Физиологические симптомы: 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли; 2. Повышение или понижение артериального давления (АД); 3. Учащенный или неритмичный пульс; 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование); 5. Нарушение свободы дыхания; 6. Ощущение напряжения в мышцах; 7. Повышенная утомляемость; 8. Дрожь в руках, судороги; 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний; 10. Повышенная потливость; 11. Снижение иммунитета, частые недомогания; 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела.

Эмоциональные симптомы: 1. Беспокойство, повышенная тревожность; 2. Подозрительность; 3. Мрачное настроение; 4. Ощущение постоянной тоски, депрессия; 5. Раздражительность, приступы гнева; 6. Эмоциональная "тупость", равнодушие; 7. Циничный, неуместный юмор; 8. Уменьшение чувства уверенности в себе; 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью; 10. Чувство отчужденности, одиночества; 11. Потеря интереса к жизни; 12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой.

Интеллектуальные признаки стресса: 1. Преобладание негативных мыслей; 2. Трудность сосредоточения; 3. Ухудшение показателей памяти; 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы; 5. Повышенная отвлекаемость; 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе; 7. Плохие сны, кошмары; 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях; 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого; 10. Нарушение логики, спутанное мышление; 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения; 12. Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия.

Поведенческие признаки стресса: 1. Потеря аппетита или переедание; 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий; 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь; 4. Дрожание голоса; 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье; 6. Хроническая нехватка времени; 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями; 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность; 9. Антисоциальное поведение; 10. Низкая продуктивность деятельности; 11. Нарушение сна или бессонница; 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя.

Существует две формы реакции на стресс, внешне очень различные, но сходные по отношению к конечному результату.

1. Первая из них – тормозная реакция – характеризуется:

- заторможенностью двигательной активности,

- трудностью восприятия и запоминания новой информации,

- невозможностью переключить внимание даже при подсказке со стороны,

- неспособностью выполнить простые действия.

2. Другая, внешне противоположная реакция, получила название импульсивной. Внешне человек:

- проявляет максимум активности,

- находится в постоянном движении,

- хватается за выполнение одновременно различных дел, но ни одно из них не доводит до конца,

- мысли скачут, часто застревая на несущественных мелочах.

- настроение крайне неустойчивое, возбуждение сменяется агрессией.

Для разных людей характерны различные типы поведения в трудных ситуациях – у одних преобладает тормозная, у других импульсивная форма реагирования.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основные типа стрессоустойчивости личности:

Следует указать, что необходимо в себе формировать и развивать, в том числе и сознательными усилиями по самовоспитанию, такое качество как уравновешенность. Неуравновешенный человек часто сам становится источником стресса для окружающих, он болезненно реагирует на мелочи, всего боится, вносит излишнее напряжение. Уравновешенность – способность человека противостоять стрессу, сохранять спокойствие в сложных жизненных ситуациях. Уравновешенный человек не реагирует на пустяки, сохраняет спокойствие и контролирует сложные ситуации. Фактически это и есть устойчивость к стрессу.

Представление о физиологии стресса.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Что происходит в организме человека? Во-первых, в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма – переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас надо иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следует отметить, что восемь из десяти человек склонны переживать травматическое событие или эпизод заново. Это проявляется в неожиданных, ярких воспоминаниях, сопровождающихся болезненными эмоциями.

Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивидуума.

1. Организационные факторы.

Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка – задание, которое следует завершить за конкретный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь.

2. Ролевые конфликты.

Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, директор дошкольного учреждения требует, чтобы воспитатель уделяла больше времени родителям воспитанников во время вечерней прогулки, когда детей забирают домой. В то же время заместитель директора указала педагогу на то, что не следует беседовать с родителями, так как дети не должны оставаться без присмотра.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания.

Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

Конфликт может возникнуть и из-за неопределенности ролей. Неопределенность ролей возникает, когда педагог не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать. Например, поручая педагогу составить какой-либо отчет, руководитель должен дать четкий алгоритм, касающийся его содержания и критерии оценки.

3. Неинтересная работа.

4. Личностные факторы.

Частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. Следует отметить, что положительные жизненные события, например повышение по службе или значительное увеличение дохода, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, или даже больший.

5. В дополнение к этим факторам отметим, что стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.

3. Способы профилактики и преодоления чрезмерного стресса.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные по­ручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяс­нить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны(неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

8. Уделяйте внимание спорту и физкультуре.

Полезны также следующие приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести даже недолгая прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет: оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь, обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. д."

2. Снижайте значимость событий. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать". Помните: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите. Любая творческая работа может исцелять от переживаний, так что – рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Эмоциональная разрядка может быть самой разнообразной, так что смело:

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен…", "Меня это обидело…").

6. Рефрейминг. Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка), и дословно его можно перевести как "переобрамление". Таким образом, рефрейминг – это смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Французский философ XVI века М. Монтель писал: “Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие. Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и с миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными вёдрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Воспитателя, Педагога?

Знакомство с темой мастер-класса:

Тема нашей встречи сегодня – Калейдоскоп идей, методов и приёмов по формированию культуры здоровья педагога.

Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своём здоровье.

Сегодня мы покажем для вас свою работу по формированию культуры здоровья педагогов. Тема очень широкая, в полном объёме нам показать её трудно. Поэтому как в калейдоскопе мы покажем самые яркие кусочки нашей работы.

Основная часть

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.

Что происходит с нами педагогами, если мы упускаем важный момент и не занимаемся собой и своим здоровьем?

В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.

Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации, они направлены в основном на ребёнка. А как же педагог? Надо признать, что он остаётся один на один со своими проблемами. А проблемы педагога – это проблемы всего общества.

Свою работу в здоровьесбережении педагога мы начали с создания мотивационной установки.

1. Зададимся вопросом: А всё-таки,с чего начинается здоровье?

Существует стойкое заблуждение, что здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. д. Это всё так и не совсем так.

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый чело-век, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса (каждому участнику раздаются листы бумаги с вопросами):

1) Ради чего я живу? В чём смысл моей жизни?

2) Зачем я родился? Что я должен совершить?

3) Зачем мне быть здоровым?

4) Быть здоровым – это мой долг перед обществом или моё личное дело?

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Чтобы начать движение – определим: есть ли у нас желание двигаться в направлении к себе: здоровому, счастливому, успешному. Желание это уже 50% (а то и больше) успеха.

2. После того как мотивация на сохранение здоровья сформирована можно перехо-дить к укреплению физического здоровья тела.

Предлагаем вашему вниманию антистрессовый комплекс упражнений

2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

3. Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

3. Следующее направление нашей работы - создать благоприятный психологический климат – сохранить психологическое здоровье.

В основном арт-терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие её разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и др.

В современной медицине и педагогике есть целое направление по сохранению здоровья человека – МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы человека,психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Подбирая муз. произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышение активности. Музыка способна более быстрому излечению от болезней.

Психотерапевты предполагают, что звучание разных инструментов имеет свой терапевтический эффект:

ГОБОЙ – желчный пузырь,

КЛАВИШНЫЕ (РОЯЛЬ) – желудок,

СТРУННЫЕ (СКРИПКА) –сердце,

Существуют определённые музыкальные произведения помогающие в излечении конкретных болезней, психических состояний.

Вам будут предложены фрагменты муз. произведений,а вы попробуйте прожить то состояние с которым ассоциируется характер данной музыки.

Как изменилось настроение? Улучшилось ли самочувствие?

Как вариант активной музыкотерапии можно рассматривать ПЕНИЕ. Именно пение является своеобразным вибромассажем всех внутренних органов.

Известно о лечебных свойствах определённых звуков:

Человек, входящий в мир музыки, а затем выходящий из него становится качественно другим по своему психологическому состоянию, успокоенным, обновлённым, как после прогулки в красивом лесу или купания в море.

Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапи-ей. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.

Цвет нас лечит – это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих учреждениях комнаты цветотерапии для снятия стрессов. В нашей профессии это особенно важно. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе, снять боль, поднять настроение.

Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить жёлтое, если проблемы с сердцем – зелёное. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и даже судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом мы ими поделимся.

Заключительная часть

Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:

Участники записывают фразу до конца и, озвучив её, прикрепляют к дереву ЗДОРОВЬЯ.

Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

. Понятийное поле культуры здоровья педагога

В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориента­ций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов лич­ности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.

Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.

Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая, учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании, включает не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом принципов, способов и средств, позволяющих сохранять, развивать здоровье учащихся, формировать у них здоровьеориентированное поведение.

Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты, удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).

Читайте также: