Культура управления изобразительной деятельностью детей в доу базируется

Обновлено: 03.07.2024


В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое развитие личности. Данная проблема связана с высокой степенью значимости формирования художественно-эстетической культуры дошкольников — условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений, своеобразного творческого самораскрытия — с одной стороны и трудностью её решения в практике — с другой.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, художественно-эстетическое восприятие, интеграция искусств

Известно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития ребенка. Впечатления детства, как правило, очень ярки и их человек может пронести через всю жизнь. Приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в разных видах искусства и художественного творчества, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Использование в эстетическом развитии ребенка взаимодействия искусств — литературы, театра, музыки и живописи — дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в настоящее время в этой области обозначен более широкий круг задач:

‒ развитие образного, ассоциативного мышления;

‒ развитие самостоятельности и творческой активности.

Художественно-эстетическому воспитанию детей посвящены многие исследования, в том числе таких авторов, как А. Н. Бурова, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, П. М. Якобсона, Б. П. Юсова. Изучением особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Р. М. Чумичева и другие.

Возникает вопрос: готов ли современный педагог дошкольного образования к осуществлению этих сложных задач? Дело в том, что без осмысления педагогом природы искусства в единстве и взаимодействии разных его видов, невозможно осуществлять эстетическое воспитание в принципе, цель которого — воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщать к культуре, добиваясь того, чтобы дети стали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, её носителями.

Нами было проведен опрос педагогов-практиков с целью выявления готовности педагога к осуществлению поставленных задач и уровня осознания тех задач, которые призван выполнить воспитатель в свете новых подходов к организации изобразительной деятельности, обозначенных во ФГОС ДО. В опросе приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений рес. Хакасия. Было заданы следующие вопросы.

В начале занятия говорим с детьми о том, что помимо того, что у каждого цвета и множества его оттенков есть свое название, у него есть настроение, свой характер. Выясняем, какой у каждой из красок характер, группируя на радостные и печальные (для этого используем лоскутки и наборы гуаши).

Давайте и мы тоже сегодня сделаем коврики, да не простые, а волшебные. В этом нам помогут краски и косточки. Нужно сделать такой коврик, чтобы сразу было ясно, чей он, Доброй Волшебницы или Злой. (Здесь воспитатель должен показать, как нужно изображать коврик: можно приемом примакивания, можно составить коврик из разноцветных полосок, а можно сначала сделать фон, подсушить, а потом нанести рисунок (например, нарисовать цветы). Задание для детей: изобразить волшебный коврик настроения.

Таким образом, отказавших от привычных стереотипов понимания смысла детской изобразительной деятельности и подходов к ее организации, ориентируясь на ряд принципиальных положений, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия детей в интеграции различных видов художественной деятельности, обогащении предметной среды произведениями изобразительного искусства, создавая условия для проявления творчества детей, могут решаться важные задачи их художественно-эстетического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, детская изобразительная деятельность, ребенок, дошкольное образование, злая Фея, вид искусства, предметная среда, традиционный подход, художественно-эстетическое развитие, художественное восприятие.

Читайте также: