Анализ развития действия произведения в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

В советской методической науке в 30—50-е годы сложился определенный подход к анализу художественного произведения в начальных классах школы, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнению с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением на уроке, тщательную обработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу над развитием речи. В эти годы большой вклад в разработку методики объяснительного чтения внесли Е. А. Адамович, Т. Ф. Завадская, А. И. Елкина, Н. П. Каноныкин, С. П. Редозубов, Н. С. Рождественский, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова, В. И. Яковлева и др.

В 60—70-е годы методика классного чтения получила дальнейшее развитие. Были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Это было обусловлено новыми задачами, стоящими перед советской школой в период развитого социализма, возросшим уровнем общего развития младших школьников, достижениями в области психологии и частных методик. Большего внимания потребовал к себе вопрос воспитания активного сознательного читателя, умеющего работать с книгой. В связи с этим была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше — творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями (это особенно характерно для III класса), предоставление учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий в работе с текстом, применение технических средств в обучении и т. д. В новой школьной программе, которая создавалась в 60-е годы, были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в I—III классах. В конце 60-х — начале 70-х годов были созданы учебные книги для чтения, максимально приближенные по своему содержанию и методическому аппарату к требованиям жизни.

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

В начальной школе восприятие сформировано у учащихся на разных уровнях, поэтому мы должны включать в урок различные виды анализа текста, для более полноценного восприятия произведения.

Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста. Цели:

- способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми;

- учить понимать авторскую позицию;

- учить понимать мотивы поступков и характеры героев;

- учить распознавать художественные средства выразительности;

- учить определять жанровые особенности;

- способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, его нравственных идеалов;

- развивать воображение детей, навыки работы с текстом.

2) Виды и приемы анализа текста.

Методисты выделяют 4 вида анализа литературного произведения:

1вид: анализ развития действия – в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), тк они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу в рамках целостного анализа развития действия.

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

4) Надежда на спасение.

Вопросы: Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом герой? Как это его характеризует? А что произошло потом? Можно ли было избежать этого? Почему все-таки так получилось: кто виноват в этом?

Черты проблемных вопросов:

2) интерес детей к поставленной теме;

Правильно ли сделали мальчики, что пошли на лед?

Как произошло, что ребята очутились на льду?

Как Коля относился к отцу?

Как вы думаете, Коля поступил бы так еще раз?

Почему Коля боялся отца поле случившегося?

Как вы относитесь к поступку Коли?

3 вид: анализ художественных образов – в центре анализа образы героев или пейзаж Анализ художественных образов.

Основные принципы.

1. при анализе доводим до детей, что действующее лицо – это представитель определенной общественной группы людей, эпохи, и одновременно это живой конкретный человек.

2. в характере героя определяем ведущие черты.

3. выясняем авторское отношение героев (вычитывая в тексте)

4. способствует сопереживанию детей, их личному отношению к герою.

Последовательность работы:

1. эмоциональное восприятие героев:

- после первоначального чтения, что можете сказать о герое? Понравился или нет? Чем?

2. анализ образов идет в ходе повторного чтения:

1) чтение эпизода или слов, говорящих что-либо о герое – беседа: как характеризует это героя, его слова, поступки. Подбор слов называющих черту героя – вывод обобщение, т.е рассказ о герое.

2) учитель или ученики называют качество героя – подтверждение текста и вывод – составление рассказа о герое.

План рассказа о герое.

1. кто он такой? (когда, где он жил, живет, его возраст, пол)

2. внешность героя.

3. какие поступки он совершает и как его это характеризует

4. особенности речи героя.

5. авторское отношение к герою.

6. мое отношение.

Приёмы работы над характеристикой героя:

1. учитель называет качество героя, дети подтверждают текстом.

2. дети самостоятельно называют свойство характера и подтверждают текстом.

3. сравниваются герои одного произведения или близких по тематике.

4. выделение авторских слов косвенно характеризующих героя.

5. придумывание ремарок автора, передающих душевное состояние героя.

6. лингвистический эксперимент: исключение из текста слов, содержащих авторскую оценку.

7. вывод (главная идея – смысл произведения)

в процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа), и смысл этого образа, т.е нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

Ваше отношение к главному герою? Понравился он вам или нет?

Как он выглядит? Как потом преобразился? Кто он? Где родился?

Что с ним происходит? Отношение окружающих к главному герою.

Как вы думаете, что он чувствовал, когда его обижали?

Какие качества характера помогли пережить ему (гл.герою) все эти обиды и унижения?

Как изменился его внешний облик? Что с ним произошло? А изменился ли его характер? Какое отношение автора к главному герою?

Характеристика образа героя, беседа по тексту, выборочное чтение:

Как появился на свет гадкий утенок? Почему он гадкий? Как отнеслись к утенку жители птичьего двора? Какое отношение братьев, сестер и матери? Как сам утенок относился к себе? На какой поступок решился герой? Смирился ли утенок со спокойной жизнью старушки? Легко ли приходилось бедному утенку? Какие чувства испытывает утенок при виде прекрасных птиц? Глее он очутился весной? Каким был для него сал? Как воспринимает окружающее? А настоящие утята смогли бы увидеть такую красоту? Что выбрал утенок при встрече с прекрасными птицами? Что меняется? Как сам утенок чувствует себя, относится к восторженным взглядам? Какие поступки совершал герой?

Изменилась его внешность, изменилось ли его сердце, внутреннее отношение, состояние? Правильно ли то, что люди воспринимают друг друга по внешности?

Сейчас мы составим рассказ о гадком утенке:

В чаще лопуха утка высиживала яйца, все вылупились, но одно большое вылупилось позже, оттуда появился большой и гадкий утенок.

Мама-утка говорила: Ужасный урод! И совсем не похож на других детей!

Когда они пришли на птичий двор, все только и говорили о том, какой он гадкий, большой и несуразный , все пытались его клюнуть, дразнили, смеялись над ним. Мама-утка защищала его: Он некрасив – это правда – но у него доброе сердце…. Я думаю он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь. Его братья и сестры клевали, щипали его.

Когда его обижали, он терпел все эти обиды, боялся, мечтал о самом хорошем и красивом, о свободе. Благородство, гордость, дружелюбность, доброжелательность, добродушие, мужество помогли ему пережить все эти невзгоды.

Наступила весна, на озере он увидел прекрасных лебедей. Красоте их он не завидовал. И вдруг в чистой зеркальной воде, он увидел собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем. Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А больше лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. Но характер его не изменился, он остался таким же скромным, добрым. Изменилось лишь его внутренне состояние: радостное, ликующее, восхищающееся.

Автор вначале его жалел, тк он был беспомощен: Бедный утенок устал, и ему было очень грустно. Бедняжка! В конце автор радовался за утенка.

Мне герой нравится, здорово то, что он мужественно и гордо перенес столько горя и бед, и в награду ему такая красота, счастье, о котором он и не мечтал, когда был еще гадким серым утенком.

4 вид: стилистический (языковой) анализ – это анализ изобразительных средств языка используемых автором в данном произведении.

Цель анализа: помочь детям уяснить мысли и чувства автора, выраженные прежде всего в образных словах, развитие воображения, выразительное чтение.

Методика работы:

1. выделение слова или образного выражения.

2. определение мысли и чувства, заключенного в них (почему поэт так называет…., какую картину вы представляете при этом? Какое чувство испытывает автор? Что с чем сравнивает автор? Почему?)

3. приемы стилистического анализа:

1) сравнение поэзии и прозы, посвященных одной теме

2) сопоставление разных произведений одного автора. Цель: выделение характерных черт творчества.

3) Сравнение произведений разных авторов на одну тему. Цель: определение своеобразия авторской манеры (3-4кл)

4) Замена авторского слова синонимом. Цель: привлечь внимание детей к авторскому слову.

Например, спрашивая детей о том, какую картину зимы рисует поэт – грустную или веселую, нравится ли ему зима, какие слова убеждают нас в этом, мы стараемся показать роль образного слова в связи с художественным образом – картиной природы.

Итак, работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте, те определяется, какие чувства (мысли) заключены в них.

Часто младшие школьники не понимают переносных значений слов. Так, например, на вопрос: Почему лед сравнивается со стеклом? (Бианки, Синичкин календарь) дети отвечают: потому что он белый. – а стекло белое? – да. вот почему нужна специальная работа над метафорами, сравнениями.

Какую весну изобразил автор? (раннюю) Какое настроение выразил поэт?

Какие слова вызывают и у нас радостное настроение? Какой была природа до появления ручьев? (сонной) Как ручьи разбудили природу? (журчанием) Какие звуки повторяются? (взрывной б) В какой речи используются старые слова? ( в поэтической, придают торжественность) Есть ли здесь старые слова? (брег, гласят) Как называют себя весенние воды? ( мы молодой весны гонцы) И почему? (метафора) Как называют скрытое сравнение? А какой еще прием использует автор? (олицетворение) Почему поэт называет майские дни хороводом? (весна пришла – это праздник) Найдите слова, описывающие хоровод? (румяный, светлый) Почему автор использует эпитет румяный? (от Солнца, его нет, но через эпитет мы увидели) Какое чувство надо передать при чтении этого стихотворения?

Главный прием всех видов анализа это беседа над текстом.

Какой выбрать анализ зависит от характера (жанра) произведении, от возможностей учащихся, но все же более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Опубликован материал методических рекомендаций по литературному чтению.

На уроке литературного чтения имеют место разные виды анализа художественного произведения, каждый из которых формирует особые читательские умения и реализуется через соответствующие приемы анализа.

Анализ художественного произведения

анализ развития действия;

анализ художественных образов;

анализ использования автором языковых средств (работа с художественным словом);

работа над сюжетом и композицией;

образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-переживание, образ-вещь;

создание проблемной ситуации, ее совместное решение (совместный поиск).

умение воспринимать изобразительные средства языка;

умение видеть логику развития действия;

умение воссоздать в воображении картины, созданные; автором, умение целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание;

умение видеть авторскую оценку, умение осваивать идею художественного произведения.

2. Стилистический анализ – это

один из видов языкового анализа. Цель его – анализ типовой ситуации общения, стилевых черт, свойственных тексту, языковых средств, взаимосвязанных с ситуацией общения и стилевыми чертами.

3. На что направлен анализ развития действия?

Анализ развития действия – разбор сюжета (установление последовательности событий, описанных в тексте). Этот вид анализа на уроке литературного чтения будет использоваться учителем тогда, когда художественное произведение имеет сюжет. Таких произведений в начальной школе большинство.

Анализ развития действия осуществляется по следующим вопросам: что, где, когда произошло? (Кто? Где? Когда? Что сделал?) Почему это случилось? Что было дальше? Чем всё кончилось? Хорошо ли, что так случилось?

4. Методические условия успешного обучения пересказам

Пересказу образцовых текстов учащиеся обучаются в течение всего времени пребывания в начальной школе. Последовательность и организации обучения установлены программой начальной школы. В ней указаны приёмы выработки умений, входящие в состав более сложного умения, каким является пересказ: умение делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать части и др.

Отчитываясь в приобретенных знаниях, учащиеся пользуются устной речью, пересказывают изложенный в учебнике материал. Установилось твердое мнение, что пересказы имеют огромное значение для развития речи учащихся.

Данный вид работы достаточно широко практикуется в школе особенно в начальных классах.

5. Виды драматургии

Основой драматургии являются причинно-следственные связи, чтобы все события и действия составляли единую картину. Произведение не считается драмой, если эти связи причин и следствий убираются – такие действия допускаются в комедиях. Когда в трагедии отсутствует связь между персонажем и его судьбой, драма превращается в абсурд, так как любые жестокости судьбы должны вытекать из каких-то определенных событий. Но, как и во всех правилах, здесь есть исключения - в драматургии иногда используются такие приемы, как непоследовательные эпизоды и параллельные действия. Главное при их применении не забывать о единстве картины.

В классической теории различают два основных вида драматургии – по форме и по содержанию. К первому виду ученые относят драматургию характеров и положения. В античной драме все упор делался на драматургии положения, то есть на судьбе и внешних обстоятельствах. В современной драматургии большое внимание уделяется личности главных героев и реализму всех событий. Все происходящие действия вытекают из характера и поступков персонажа. Прямолинейная подача отсутствует, так как это лишает зрителей возможности самим анализировать делать выводы относительно всего происходящего на сцене.
Из современной драмы сильно выделяется испанская драматургия. В комедиях решающую роль играет случай, а в трагедии на сюжет влияет какое-нибудь божество, которое защищает или поддерживает – в данном случае присутствует элемент античности и традиционности языческих времен.

6. Этапы обучения детей устному словесному рисованию

Словесное рисование (устное и письменное) – это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения . Словесная картина иначе называет­ся словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате­лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по­добрать точные слова и выражения для описания, логически вы­строить свое высказывание.

7. Примеры стилистического эксперимента

Как бы резвязь и играя грохочет

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

10. Отрывок для инсценирования

инсценировки отрывка из повести Фёдора Абрамова

(для постановки на сцене школы)

По сцене медленно идет ПЕЛАГЕЯ с тяжелым ведром в руке.

ВЕДУЩИЙ: ПЕЛАГЕЯ возвращалась домой после тяжёлого трудового дня в пекарне, в которой она одна работала за двоих, а то и за троих. Было время – у реки на угоре встречал её муж, Павел. Даже в самую темень выходил с фонарём. Да и по дому Пелагея не знала забот. А теперь Павел болен, с весны за сердце рукою хватается, и всё – и дом и пекарня – всё на ней одной. И теперь, не увидев Павла на привычном месте, Пелагея не на шутку испугалась.

ПЕЛАГЕЯ (стоит на краю сцены): Господи! Что с Павлом-то? Где Алька? Не беда ли какая?

На сцене стол, крытый скатертью, самовар, чашка. На кровати сидит ПАВЕЛ. Видно, только что проснулся.

ПЕЛАГЕЯ спешно заходит в избу.

ПЕЛАГЕЯ: На, господи, не вылежался! Мало ночи да дня – уже и вечера прихватываешь.

ПАВЕЛ (виновато): Нездоровится мне ноне.

ПЕЛАГЕЯ: Да уж как ни нездоровится, а до угора-то, думаю, мог бы дойти. И сено (кивнула в сторону окошка) с утра валяется. Для того я вставала ни свет ни заря? Сам не можешь – дочь есть, а то бы и сестрицу дорогую кликнул. Невелика барыня!

ПАВЕЛ: День андела у Онисьи сегодня.

ПЕЛАГЕЯ: Большой праздник! Отпали бы руки, ежели бы брату родному пособила. (Оглядывает комнату.) А та где, кобыла?

ПАВЕЛ: Ушла. Девка – известно.

ПЕЛАГЕЯ: Вот как, вот как у нас! Сам весь день на вылежке, дочи дома не сидится, а мати хоть убейся. Одной мне надо…

ПЕЛАГЕЯ скинула сапоги и повалилась на пол.

Лежит неподвижно, с закрытыми глазами, тяжело, с присвистом, дыша.

Затем дыхание выравнивается. ПЕЛАГЕЯ поворачивается к мужу .

ПЕЛАГЕЯ: Корова подоена ли?

ПАВЕЛ: Да, Алька и корову подоила, и травы на утро принесла.

ПЕЛАГЕЯ: Ну, ладно, ладно…

ПАВЕЛ: Да ты чаю попей, самовар горячий.

ПЕЛАГЕЯ встала, подошла к столу, села за стол,

выпила подряд пять чашек чаю,

приподняла занавеску, посмотрела в огород.

ПЕЛАГЕЯ: Лежит сено, целый день лежит. А мне уж не прибрать сегодня – отпали руки и ноги… (Приподнялась было) Нет, не могу…

Пелагея снова повалилась на пол, но на этот раз на ватник, разостланный мужем.

ПАВЕЛ: У нас у сестры праздник. Была даве – звала.

ПЕЛАГЕЯ: (строго) Нет уж, не гостья я ноне. Рук-ног не чую – какие гости?

ПАВЕЛ: (несмело) Да ведь обида ей будет. День андела у человека.

ПЕЛАГЕЯ: А уж как знает. Не подыхать же мне из-за ейного андела.

На крыльце зашаркали шаги. Вошла АНИСЬЯ.

АНИСЬЯ: (Обращаясь к Пелагее, развязно) Чего лежишь-то? Вставай, вино прокиснет.

ПЕЛАГЕЯ: Всё ты со своим вином. Не напилась.

АНИСЬЯ: Да ведь как. В такой день насухо! (Обращается к брату). Давай, давай – подымай жену. И сам одевайся.

ПАВЕЛ потупился. АНИСЬЯ взялась за его брюки, висевшие на спинке кровати.

ПЕЛАГЕЯ: (раздражённо кричит) Не тронь ты его, бога ради! Человек не в здоровье – не видишь?

АНИСЬЯ: Ну, тогда хоть ты пойдём.

ПЕЛАГЕЯ: И я не пойду. Лежу как убитая. Еле ноги с заречья приволокла. Меня хоть золотом осыпь – не подняться. Нет, нет, спасибо, Онисья Захаровна. Спасибо за почести. Не до гостей нам сегодня.

АНИСЬЯ: (растерянно) Да что вы, господи! Самая близкая родня… Что мне люди-то скажут…

ПЕЛАГЕЯ: А пущай что хошь, то и говорят. Умный человек не осудит, а на глупого я век не рассчитываю. (Посмотрела на АНИСЬЮ строго, приподнялась на руке.)

Ты когда встала-то нынче? А я встала, печь затопила, траву в огороде выкосила, корову подоила, а пошла за реку – ты ещё спала.

АНИСЬЯ: Да разве я виновата?

ПЕЛАГЕЯ: А я на пекарню-то пришла да другую печь затопила – одно полено в сажень длины, да воды тридцать вёдер подняла, да чёрного хлеба сто буханок налила, да ещё семьдесят белого. А уж как я у печи-то стояла да жарилась, про то и не говорю.

А ты на луг-то спустилась, грабельками поиграла – слышала я, как вы робили, за рекой от ваших песен стёкла дрожали – да не успела пот согнать – машинка: фыр-фыр. Домой поехали.

ПЕЛАГЕЯ перевела дух, снова откинулась на фуфайку, закрыла глаза.

ПАВЕЛ: (примирительно) Тяжело. Известно дело – пекарня. Бывал. Знаю.

АНИСЬЯ: (дрогнувшим голосом) Дак уж не придёте? Может, я не так приглашаю? (Вдруг старинным поясным поклоном поклонилась брату, затем Пелагее.) Брателко, Павел Захарович, сделай одолженье… Пелагея Прокопьевна…

ПЕЛАГЕЯ: (замахала руками) Нет, нет, Онисья Захаровна! Премного благодарны. И сами никого не звали, и к другим не пойдём. Лежачие.

АНИСЬЯ тихо, с опущенной головой вышла из избы.

ПАВЕЛ: Эх, Пелагея. Надо бы маленько-то уважить. Сестра ведь…

ПЕЛАГЕЯ: Не защищай! Сама виновата. По заслугам и почёт.

ПАВЕЛ улёгся на кровать вверх лицом, украдкой вытирая слезу.

ВЕДУЩИЙ: Можно по-разному относиться к Пелагее Амосовой, её характеру, её поступкам. Строга, сурова была Пелагея, ни себя, ни мужа не берегла. И не уберегла ни мужа, ни дочь. Одинокими были её последние дни.

14. Критерии оценки видов пересказа для детей

Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют формированию правильной речи, её культуре; развивают художественный вкус, языковое чутьё; формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

1. Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста. Он может осуществляться по готовому плану или по коллективно составленному.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Краткий (сжатый) пересказ;

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Существует 2 варианта работы над сокращением текста:

3. Выборочный пересказ;

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

4. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями : времени изложения, с изменением начала (конца), с изменением лица, с элементами рассуждения и так далее. Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.

5. Пересказ, близкий к тексту. Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

16. Примеры анализа текста

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.

Читайте также: