Кто является создателем системы дошкольного воспитания и основателем детских садов

Обновлено: 02.07.2024

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали. Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование. Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Ценные черты даров Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и использование строительного материала для игр-занятий детей. Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Почему родители часто конфликтуют с воспитателями детских садов?

Почему взрослые люди, которым следовало бы объединиться в деле воспитания детей, оказались затянуты в опасную стихию разногласий и конфликтов.

Откуда берёт своё начало "дошкольное образование"?

Первым педагогом, заложившим основы дошкольного образования, был чешский просветитель, гуманист, общественный деятель - Ян Амос Коменский (1592 - 1670г.).

"Материнская школа" - первая ступень системы образования согласно учению великого педагога Яна Амоса Коменского

В 1633 году Коменский написал книгу :

Посмотрите, с каким трепетом он говорит в своём труде о детях:

Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью.

. Что для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни,

Надо сказать - это была не просто книга, это проект первой ступени системы образования, которая должна быть в каждом государстве для воспитания и обучения граждан.

Коменский, кстати, описал и все остальные ступени образования, в которой для Материнской школы имеется своё основательное место:

Коменский продумал и сами школы, их назначение, педагогические принципы воспитания, классно-урочную систему обучения, которая существует до сих пор. Не много ли для средневекового учёного?

Не зря Яна Амоса Коменского называют "отцом педагогики" и "учителем учителей". Он и для меня идеал педагога.

Родители - первые педагоги ребёнка

Но вернёмся к дошкольному образованию. Главное, что в своём труде обосновал Я.А.Коменский, воспитание детей должно осуществляться в семье под руководством матери , а место педагогов - готовить матерей к этой миссии. Потому как педагогика - это очень сложная наука, и для должного воспитания детей матерям нужно иметь очень много необходимых знаний, нужно постоянно учиться.

Я.А.Коменский словно поддерживает наших законодателей, проводящих через "Закон об образовании" идею о том, что "родители - это первые педагоги ребёнка". Про обязанности родителей он говорил так:

"обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложат­ся ли спать или встают".

Уже тогда, четыре века назад Коменский указывал на неготовность некоторых родителей к образованию собственных детей.

". так как часто родители или не способны воспитывать детей или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом государстве образование юношества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почтенным.

Их зовут педагогами, магистрами, наставниками и учителями, а места, назначенные для таких занятий, коллегиями, гимназиями, школами (т. е. местами отдыха или литературных развлечений); этим названием указывается на то, что дело обучения и ученья само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа. "

Даже и сегодня, лично мне, сложно поддерживать сегодня сторонников семейного воспитания, которые, с одной стороны, стоят за воспитание детей родителями в семье, что верно, но, с другой стороны, не думают о том, что для этого у них самих, как педагогов, недостаточно знаний.

Значение социализации в понимании Коменского

Однако, нельзя сказать, что Я.А.Коменский, будучи сторонником воспитания детей в семье, отрицал необходимость общественных форм воспитания детей. Про важность социализации для развития личности ребёнка мы говорим сегодня, а Коменский в своё время писал так:

"Хотя родители могли бы принести детям немало пользы, однако, ещё более полезны детям сверстники, всё равно — рассказывают ли они что-либо один другому или играют. Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи, нравы и привычки более способствуют взаимному развитию, так как глубиною изобретательности один другого не превосходит. Между ними нет никакого стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы и ответы. Когда мы вращаемся среди детей, этого нам, старшим, всегда не хватает, а этот недостаток является препятствием в общении.

Итак, следует не только позволять, но даже принимать меры к тому, чтобы дети ежедневно посещали компании детей и вместе с ними играли на улицах или бегали с ними."

Так что, необходимость семейно-общественного образования , просматривается как единственно верная уже с тех времён.

Не могу ещё немного не остановиться на обсуждении многогранной личности "отца педагогики", по учебнику которого учился даже сам великий Гёте.

Для начала, посмотрите на годы его жизни. Он жил в то время, когда в России были "допетровские времена"; сам Пётр I родился лишь через два года после смерти Яна Амоса. В то же время, мысли Коменского свежи и актуальны сегодня настолько, как будто написаны нашим современником.

Что должен знать дошкольник согласно учению великого педагога?

Не удержусь, чтобы не привести некоторые выдержки из труда Я.А.Коменского "Материнская школа".

Посмотрите как четко и систематично "учитель учителей" представляет некоторые критерии "программы образования" для дошкольников, рассчитанной на первые шесть лет (чему нужно учить дошкольника):

• он узнаёт названия стихий: огня, воздуха, воды, земли и научится называть явления природы — дождь, снег, узнаёт, что такое свинец, лёд, железо и пр. Знает названия деревьев, трав и цветов; также научится различать животных: что такое птица, конь, корова и пр.; наконец, как называются части тела, для какой цели они предназначены: уши — чтобы слушать, ноги — чтобы бегать и пр.

• Из оптики им будет достаточно знать, что такое тьма, что такое свет и различия некоторых более употребительных цветов, а также их названия.

• Он отличает солнце от луны, знает про звёзды. Ему известно место, где он родился и где он живёт: деревню, город, крепость или замок. Знает, что такое поле, гора, луг, лес, река и пр.

• Он может запомнить, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году, два или три года назад; правда, это воспоминание может быть туманным.

• Знать кого-либо из общественных деятелей в государстве: консула, сенатора или судью; знать, что граждане иногда собираются на совещания и пр.

• В первые шесть лет ребёнок должен научиться понимать, что такое вопрос, что такое ответ и на предложенный вопрос отвечать прямо, а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывал о луке.

• Что касается арифметики, ребёнок будет знать, что такое много или что такое мало и будет уметь считать до 20 или до 60 и будет понимать, что 3 более 2, 3 и 1 = 4.

• Он знает, что значит малое или большое, короткое или длинное, узкое или широкое, тонкое или толстое, также, что такое четверть, локоть, сажень.

• Музыкальное развитие детей будет состоять в том, что они смогут спеть на память какой-нибудь стих из псалмов или гимнов. Началом какого-либо ремесла или труда явится умение рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать.

• В первые шесть лет ребёнок должен уметь назвать столько вещей, сколько их знает, хотя и с ошибками, но отчётливо, чтобы его можно было понять.

Иногда начинает казаться, что современные дети "не смогут потянуть" программу, заданную Коменским:

Основы геометрии они в состоянии усвоить на втором году, отличая большое от малого; впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур, например, что мы называем кругом, что линией, что крестом. Наконец они узнают, что такое дюйм, четверть, пядь, и пр. Они попытаются измерять, взвешивать и сопоставлять одно с другим.

На четвёртом, пятом, шестом году вместе с пониманием окружающего мира речь детей будет обогащаться, только не следует пренебрегать упражнениями, чтобы они привыкли называть вещи своими именами, что видят и чем занимаются. Поэтому нужно часто ставить им вопросы: что это такое? что ты делаешь? как это называется? При этом всегда нужно обращать внимание на то, чтобы они произносили слова отчётливо, требовать от них большего нет необходимости. В этих занятиях можно использовать шутки и развлечения. Например, кто лучше и скорее произнесёт какое-либо длинное слово, вроде Таратануара, Навуходоносор, константинополъцы и пр.

Фридрих Фребель - создатель первых детских садов.

Если говорить о Фридрихе Фребеле (1782 – 1852) - великом немецком педагоге, то он был как раз создателем первых детских садов, и это название учреждения для детей - "детский сад" - прижилось до наших дней.

Название "детский сад" он придумал, исходя из аналогии "дети - цветы жизни", а воспитательницы в детском саду так и назывались - "детские садовницы".

Вот термин "садовницы" почему-то вышел из употребления, зато последовательниц Фребеля стали в те времена называть "фребеличками".

Именно Ф. Фребелю принадлежит создание детально проработанной программы для "детского сада", сочетающей все необходимые знания и виды деятельности, и представленной в виде системы последовательно усложняющихся заданий.

Но не всё так просто. Путь до создания образовательного учреждения для маленьких детей был очень долог.

Фребель открыл первый детский сад, когда ему было 58 лет. До этого были попытки открывать школы, работающие по методикам И.Песталоцци, но неудачи следовали одна за другой. Как-то раз его школу закрывали, посчитав атеистической.

Кстати сказать, первый свой "детский сад" Фребель создавал не для воспитания в нём детей, а для образования родителей, в основном - матерей, чтобы они затем могли правильно воспитывать своих детей. поэтому в "детские сады" Фребеля матери приходили вместе со своими детьми, и учились у садовниц как правильно обращаться со своими детьми, играть с ними и обучать их.

Можно сказать, что Фребель задумал учреждение для образования родителей , помогающее им становиться хорошими воспитателями своих детей.

Фребель понимал, что наилучшего результата в воспитании детей можно добиться только при содружестве и взаимодействии воспитателей и родителей.

Почему не все замыслы Ф.Фребелю удалось воплотить?

Потому что через 8 лет после создания им первого детского сада его учение на съезде учителей было подвергнуто столь жесткой критике, что к его предложениям никто не прислушался. Это было равносильно возвращению в начало деятельности.

И даже если ещё через четыре года его встречали на съезде учителей бурными овациями, воплотить свои идеи полноценно Фридрих Фребель уже не мог, поскольку вскоре, в этот же год, скончался.

Вывод: Как мы видим, великие педагоги, заложившие основы дошкольного образования, считали, что воспитывать и обучать своего ребёнка должна именно мать , а не другие люди. А назначение педагогов - помогать ей стать хорошей воспитательницей.

Тогда не придётся родителям обвинять педагогов в плохом обучении и воспитании своих детей - поскольку винить им можно будет только себя.

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!

1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).
2.Первые детские сады в России XIX в
3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)
4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).
5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)

Вложенные файлы: 1 файл

seminar_2_psikh.doc

Классические системы дошкольного воспитания

1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).

2.Первые детские сады в России XIX в

3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)

4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).

5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)

Классические системы дошкольного воспитания

Система дидактических игр Фридриха Фребеля

Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно- религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

Особенности дидактических методов Ф. Фребеля

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все это говорит о том, что Фребель является автором первой системы дошкольного воспитания.

Значение системы Фребеля и ее оценка

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале XX в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной — Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, — сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Первые образовательные системы возникли в античности (VI-V века до н.э.). Римская, афинская и спартанская школы различались между собой по методам и содержанию образования, а также по своим целям. Практически все философы древности считали, что главной целью воспитания является развитие добрых, положительных черт характера, законопослушности, уважения к старшим и наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Эти постулаты педагогической науки проверялись с древних времен до наших дней.

Английский социалист-утопист Р. Оуэн первым конкретизировал идею социального воспитания детей с первых лет жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей. Дошкольная педагогика возникла как самостоятельная отрасль общей педагогики во второй половине 19 века.

В начале 20-го века распространилась система дошкольного образования, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главной ценностью образования в системе Монтессори является образовательная стратегия, которая должна быть направлена на развитие индивидуальности ребенка. Свобода — важное условие любого образования. Ничто не должно быть принудительным, насильственным или навязанным ребенку. Только при полной свободе и автономии у ребенка может развиться индивидуальный характер, врожденная любознательность и познавательная активность.

Психологические основы дошкольной педагогики - Возникновение и развитие дошкольной педагогики

Возникновение и развитие дошкольной педагогики

В начале XVIII века в России под влиянием реформ, проведенных Петром Великим, происходило быстрое развитие и изменения. Одним из направлений реформы было образование. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. В 1763 году был открыт первый сиротский приют. Там размещались дети в возрасте от 2 до 14 лет. Они были разделены на группы: от 2 до 7 лет; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До двухлетнего возраста детей воспитывали няни. Дети из первой группы получали образование в игре и труде: Мальчиков учили садоводству и огородничеству, девочек — домашнему хозяйству и домоводству. С 7 до 11 лет, в дополнение к трудовой деятельности, их учили читать и писать по часу в день. Дети от 11 до 14 лет обучались более серьезной работе.

В 1802 году впервые в России было создано Министерство народного просвещения, и система образования начала формироваться. В 1832 году при Гатчинском Воспитательном доме была открыта небольшая экспериментальная школа для самых маленьких детей. Дети провели там целый день — ели и пили, играли в игры, в основном на свежем воздухе. Старшие учились читать и писать, считать и петь. Рассказы и разговоры занимали значительное место в распорядке дня. Хотя школа существовала недолго, она продемонстрировала успешность подобных занятий с детьми дошкольного возраста.

В конце XIX — начале XX века постепенно стало расти число дошкольных учреждений для детей из бедных семей: фабричные детские сады; народные детские сады. Они появлялись в основном в городах с развитой промышленностью, где родители были заняты на производстве. Несмотря на отсутствие финансовых средств, организационные и методические трудности, некоторые воспитатели искали и апробировали эффективные программы — методики, материалы, лучшие формы организации работы с детьми. Таким образом, постепенно накапливался практический опыт общественного воспитания дошкольников. Развитие государственного дошкольного образования шло медленно, но, тем не менее, дало толчок развитию национальной педагогики.

Предмет дошкольного образования как науки

Дошкольное образование как наука носит теоретический и прикладной характер.

Категория Дошкольное естественно-научное образование.

Прикладные-специальные исследования по теории воспитания и обучения детей Практические-выводы делаются и проверяются на практике на основе общих законов Обобщение.

Предметом дошкольной педагогики является процесс воспитания и все, что с ним связано — закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, определяющие развитие личности ребенка: Средства, содержание, методы воспитания и образования.

Дошкольная педагогика имеет свой собственный понятийный аппарат, с которым она работает. Основными категориями в дошкольной педагогике являются: Воспитание, развитие, образование, обучение.

Воспитание — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений, который происходит с возрастом и контролируется взрослым.

Преподавание — это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений и навыков во взаимодействии преподавателя и студента.

Формирование — процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: Воспитание, образование, социальная среда в целом.

На современном этапе, помимо основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых, представленных, в частности, Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и т.д.: Субкультура детства — категория, характеризующая особую систему детских представлений о мире, ценностных ориентаций, проявляющихся в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, различных видах детского фольклора.

Основными отраслями педагогики являются следующие науки.

Общая педагогика занимается общими законами воспитания, обучения и образования. В ней сформулированы основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Компонентами общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические периоды.

Сравнительное образование изучает функционирование и развитие образовательных систем в разных странах.

Педагогика старости изучает особенности воспитания человека в разном возрасте.

Дошкольное образование определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

Специальное образование (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения человека с физическими и психическими отклонениями в развитии. Она имеет ряд ответвлений: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

Методы преподавания определенных предметов (язык, математика, химия, история и т.д.)

Профессиональная педагогика занимается педагогическими процессами, направленными на конкретную профессиональную подготовку человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие педагогики).

Социальная педагогика занимается теоретическими и прикладными разработками в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых (объединения, секции, студии и т.д.).

Исправительное образование занимается теорией и практикой перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

Лечебная педагогика разрабатывает систему педагогической работы учителей с инвалидами и больными учениками. Взаимодействует с лекарствами.

Связь дошкольного образования с другими науками

Образование детей младшего возраста тесно связано с рядом гуманитарных наук: Детская психология, анатомия и физиология развития, педиатрия, гигиена, но также и с другими науками (лингвистика, эстетика, этика и т.д.); она опирается на результаты этих наук и впитывает влияния, которые влияют на их развитие.

Основой педагогики является философия образования, которая является основой для понимания целей образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной природы человека, разобраться в причинах детского поведения, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особое значение для развития обучения и воспитания имеет возрастная физиология, которая раскрывает основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей невозможно правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту ученика, организационные формы тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Наиболее тесная связь существует между педагогикой и психологией: педагогика использует психологические методы исследования. Возрастная психология изучает закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека и помогает педагогике ориентироваться в познавательных способностях и восприимчивости детей разного возраста к определенным воздействиям. Социальная психология изучает формирование личности, содержащейся в различных социальных группах, и помогает педагогике разрабатывать методы и средства коллективного воздействия на личность. Интеграция педагогической и психологической наук привела к возникновению пограничных отраслей психологии образования и психопедагогики: психология образования изучает особенности протекания психологических процессов у ребенка в процессе его воспитания и обучения и психологические закономерности педагогического влияния на формирование личности.

Для лечебного образования, куда входят дети с различными нарушениями и аномалиями развития, не менее важен блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и смежные отрасли науки.

Этика дает теоретическую основу нравственности, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, к искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Педагогика также опирается на данные исследований других наук: истории, права, экономики, экологии, математики и т.д. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: истории, права, экономики, экологии, математики и т.д. Она также связана с отраслями, возникающими на пересечении педагогики с точными и техническими науками — кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и т.д. Например, с точки зрения кибернетики — науки об управлении сложными динамическими системами — процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, управляемую на основе обратной связи от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или педагогу).

Методы педагогических исследований

Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития детей дошкольного возраста и поиска наиболее эффективных средств, методов и форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогической деятельности, педагогических факторов и явлений, установления закономерных связей и отношений между ними с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Наиболее доступным и широко используемым методом исследования в области образования является наблюдение. Научное наблюдение — это систематическое изучение изучаемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методологии и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, ведение журналов, дневниковых записей и т.д.) и обработки результатов.

В образовательной практике часто используются методы сбора данных: Беседы, интервью, опросы и тесты.

Беседа — это прямое общение со сдающими тест с помощью заранее сформулированных вопросов. Это двусторонний контакт, который выявляет интересы, восприятие, отношение, чувства, оценки и установки детей. Для того чтобы результаты интервью были максимально объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать порядок и вариативность вопросов.

Интервьюирование — односторонняя беседа, в которой инициатор задает вопросы, а респондент отвечает, — используется гораздо реже. Правила проведения интервью требуют создания обстановки, способствующей искренности испытуемых.

Анкета — это метод получения информации путем письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку анкеты и обычно сочетается с другими методами исследования.

Тестирование — это целенаправленный экзамен, проводимый по тщательно разработанным, стандартизированным вопросам, позволяющим объективно выявить индивидуальные различия испытуемых.

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, которая занимается вопросами воспитания детей дошкольного возраста, включая малышей. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории, она тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также рядом других наук (лингвистикой, эстетикой, этикой и др.).

Возникновение и развитие дошкольной педагогики, реализация ее теоретических и практических задач определялись общественно-историческими условиями. Р. Оуэн первым конкретизировал идею социального воспитания детей с первых лет жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей. Выделению ее как особой отрасли из общей педагогики во второй половине XIX века способствовала педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Возникновение дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых понятий, переосмыслением традиционных концепций, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. В то же время дошкольная педагогика четко отделялась от общей педагогики, с одной стороны, и от гигиены и методов воспитания — с другой, сохраняя при этом постоянную связь с ними. Становление дошкольной педагогики нашло свое выражение в появлении большого количества новой литературы о раннем детстве и дошкольном образовании и уходе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: