Кто является основоположником в становлении школы глубинной психологии психоанализа

Обновлено: 04.07.2024

В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты – на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, 3. Фрейду.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд – один из тех ученых, кто во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Это связано не только с содержанием его концепции, но и с личными качествами ученого. Его утверждения о приоритете бессознательного в содержании психики, о значении сексуальных влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии.

Эти идеи носились в воздухе в то время, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно они подали Фрейду мысль о роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздействия. Важным для него было и положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта.

Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологическая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильственной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям.

Болезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации. Хотя эти новые веяния и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, с его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности, чтобы систематизировать их, создав цельную теорию, чтобы они смогли утвердиться в науке.

Без него, возможно, концепция бессознательного, которая, конечно, была бы создана, не смогла бы завоевать такой популярности, так быстро утвердиться во всех странах. Она была бы другой, более конформной, традиционной по содержанию.

В то же время нетерпимость Фрейда, ревность к любым модификациям привели его к разрыву со всеми учениками и последователями. В результате практически невозможно говорить о фрейдизме как о направлении или школе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного.

Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

  • понимание психического развития как мотивационного, личностного;
  • рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
  • движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);
  • основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром. Фрейд считал открытые им закономерности универсальными для всех людей и всех народов. Это относилось и к этапам развития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений, развитию комплексов.

В то же время уже первые исследования показали, что, например, эдипов комплекс, который занимал центральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее социальными, чем биологическими, факторами, особенностями воспитания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье.

На это обратили внимание уже Юнг и Адлер, чьи результаты по изучению детских воспоминаний (в том числе и собственных) существенно отличались от опыта Фрейда. Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и другие, не менее значимые мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности.

Позднее появились и другие факторы, противоречащие положениям Фрейда и в области социальной психологии, и в оценке женской психики, роли Эго, и в психотерапевтической практике.

Отказ Фрейда от признания возможной вариативности при проведения психоаналитического сеанса привел к его разрыву даже с такими близкими учениками, как В. Райх, О. Ранк, создавшими собственные психотерапевтические концепции, хотя в теоретическом плане они в гораздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от Фрейда.

Разработка различных коррекционных технологий в других направлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых типологий личности, построенных на основе биологических и социальных различий, стимулировала преодоление усредненного подхода к человеку и в глубинной психологии.

Этому способствовало также появление данных клинической практики, свидетельствовавших о недопустимости игнорирования активности и собственной позиции клиента. Эти факты стимулировали модификацию основных постулатов директивной терапии, сделав ее менее жесткой и более индивидуальной.

Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная психология, допускала субъективные и невалидизированные способы изучения бессознательного, то для научных исследований необходимо было стандартизировать методики, сделав их более точными и поддающимися объективной проверке.

Это привело к разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала. За короткое время появились различные виды таких методик (образных и вербальных), получивших широкое распространение, так же как и метод ассоциативного эксперимента, предложенный Юнгом.

Достоинство новых способов заключалось не только в большей объективности, но и в возможности быстрее получить искомые данные. Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение подхода к проблеме психологической защиты.

Если у Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного конфликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма, Салливана и других ученых она использовалась и при конфликтах между субъектом и окружающим.

Поэтому к защите причисляются также другие проявления – такие, как конформизм, агрессия, уход, садизм и т. д. Экстериоризация психологической защиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невротических переживаний и способы их преодоления, способствовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции.

Значимые открытия в психологии личности, сделанные в других направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в теориях Салливана и Берна – контактам со значимыми другими.

Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни.

Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в психоанализ и новую для него идею (исключая теорию Адлера) о цельности личности, необходимости осознания своей идентичности с самим собой и обществом (см. таблицу). Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно стал превращаться в теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида.

Глубинная психология — комплекс направлений психологической науки, главная целью которых является изучение бессознательных психических процессов. Часто она называется динамической психологией. От нее берет свое начало такая наука как психосоматика.

Понятие и суть

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.

Эта наука строится на теориях многих известных ученых:

Фото 1771

  1. Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
  2. Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
  3. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
  4. Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.

Самостоятельные направления глубинной психологии:

  1. Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
  2. Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
  3. Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
  4. Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
  5. Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.

Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:

  1. После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
  2. Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
  3. Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания.
    Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.

Становление и развитие

Многие психологи продолжают пытаться расшифровывать сновидения. Они уверены в том, что это зашифрованные послания от бессознательного. После Фрейда разработкой глубинной психологии занимался Юнг. Он сделал большой вклад в развитие аналитический направлений психологической науки.

Постулаты индивидуальной психологии заложил Адлер. Он говорил о том, что любой ребенок после рождения ощущает себя неполноценно. Малыш пытается компенсировать то, чего не хватает. Постепенно появляются бессознательные жизненные принципы, которые часто приводят к появлению психических расстройств.

Последователи направления и их открытия

Существует несколько выдающихся последователей глубинной психологии, которые совершили большие открытия для ее дальнейшего развития. Основателями теории психоанализа и глубинной психологии были:

Фото 1776

  1. З. Фрейд. Он утверждал, что после рождения человека, у него изначально заложены бессознательные влечения к смерти, жизни. Постепенно оно может трансформироваться во влечение к суициду.
  2. А. Адлер. У любого человека есть бессознательное чувство неполноценности, сильное влечение к превосходству, позволяющее компенсировать то, чего не хватает. Постепенно формируется индивидуальный смысл жизни, который строится на форме компенсации.
  3. К. Юнг. На поведение личности влияет психическая энергия либидо, которая распределяет человеческий опыт с помощью врожденных архетипов. При этом он выделял два уровня бессознательного — индивидуальный, общественный.
  4. К. Хорни. Ученый утверждал, что у людей есть чувство коренной тревоги, которое может иметь психологическую, физиологическую основу. Постоянно проявляется конформизм (влечение к людям), чувство ухода от общества, агрессия к окружающим.
  5. Э. Фромм. У любого индивида есть врожденное стремление к независимости, укорененности, индивидуализации. При этом типология строится на одной из двух потребностей — иметь или быть.
  6. Г. Салливан. Подчеркивал наличие постоянного чувства тревоги.
  7. Э. Эриксон. На протяжении жизни личность никогда не прекращает занимать. Человек проходит 8 этапов собственного становления.

Другие ученые внесли менее значимый вклад в познание бессознательного.

Существует несколько известных направлений глубинной психологии:

  • неофрейдизм;
  • экзистенциальный анализ;
  • индивидуальная психология;
  • психоанализ;
  • хормическая концепция;
  • аналитическая психология.

Методы и теории

Чтобы добраться до бессознательного, современные психиатры применяют две методики:

Фото 1660

  1. Изучение сновидений. Во время сна мозг посылает человеку сигналы о его скрытых проблемах. Состояние сна позволяет организму расслабиться, что помогает мыслям приходить без затруднений. Они приходят в непонятной форме, которую нужно расшифровать. На деле существует отдельное направление психологии, которое изучает сновидения, объясняет знаки, которые видят люди, пребывая в грезах.
  2. Методика свободных ассоциаций. Изначально пациент должен расположиться перед психологом поудобнее, рассказать ему все, что у него накопилось на волнующую тематику. Разговор должен начинаться с мелочей, медленно подходя к важным моментам. Постепенно пациент непроизвольно расскажет о причинах возникновения негативных ситуаций, внутренних конфликтах. После рассказа, психолог объясняет человеку то, что он рассказал, уточняет спорные, интересующие моменты.

Глубинная психология объединяет в себе множество направлений психологической науки, которые изучают бессознательное, скрытое за гранями сознания. Со временем появились эффективные методики, которые помогают психологам улучшать психологическое состояние людей.

Полезное видео

В видео очень подробно раскрыто понятие глубинной психологии.

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате 'открытого кризиса', и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

Фрейдовская система весьма существенно отличалась от традиционной экспериментальной психологии как по содержанию, так и по применяемым методикам. Фрейд не пользовался традиционными экспериментальными методами исследования. Он не занимался сбором данных в ходе контролируемого эксперимента и не использовал статистических методов анализа результатов. При создании теории он больше всего полагался на собственное критическое чутье. В большей степени его интересовали те сюжеты, которые прежде оставались, как правило, без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкты – это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии. Для Фрейда инстинкты – это не врожденные рефлексы, а скорее та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда, питье или сексуальная активность.

Фрейд хорошо известен своими идеями о детской сексуальности, проходящей через оральную, анальную и фаллическую стадии до наступления после латентного периода, зрелой формы генитальной сексуальности. Эти идеи являются частью его теории развития, кульминационной точкой которой (в этом Фрейд видел свое основное открытие) является Эдипов комплекс, рассматриваемый им как универсальный. Мальчик желает убить своего отца и спать со своей матерью. Эти чувства подавляются страхом перед возможной местью со стороны отца, возникает так называемый кастрационный комплекс.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, она нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, ею были разработаны методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 г. Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Карл Густав Юнг – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, созданной Фрейдом. Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. Юнг отвергал фрейдовское понятие Эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. Для Юнга, в отличие от Фрейда, человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. Человек может меняться на протяжении всей жизни. Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже Фрейда, добавив еще одно измерение бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг выделил два уровня бессознательного – индивидуальный и коллективный. Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты и проигнорированы, а также слишком слабые переживания, не достигшие уровня сознания.

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Это наследуемое прошлое включает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на определенные события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, однако особое внимание Юнгом уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Наибольшим вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии он постулировал ориентации личности (экстраверсию и интроверсию) и четыре фундаментальные психические функции (мышление, чувство, ощущение и интуицию). Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, обычно одна из них доминирует над тремя остальными. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную. На основании этих сочетаний Юнг выделил восемь психологических типов.

Альфред Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом.

Основными психологическими категориями, которые Адлер использовал в своей теории личности, явились социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация– это замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображаемыми недостатками путем их преодоления. Стремление к совершенству реализуется в стиле жизни. Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или 5 лет и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения. Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви.

Карен Хорни сформировала социокультурный взгляд на личность: она опровергла высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждения о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Хорни считала, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Хорни считает, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические основные нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

В более поздних работах она объединяет невротические потребности в три большие группы, соотнося с определенным типом личности: Услужливая личность – тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера. Отрешенная личность – тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни. Агрессивная личность – тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Генри Александерер Мюррей считал, что эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид. Супер-эго формируется не только под влиянием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, литературы и мифологии. Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту и продолжает меняться на протяжении всей жизни человека. Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. В результате потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения.

Теоретические формулировки Эрика Эриксона касаются исключительно развития эго. Он решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума. Наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона не совпадают взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную и человеческую природу. Животная природа – это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции человека. Согласно Фромму, организмы, у которых преобладает животная природа, составляют единое целое с миром природы. У них нет четкого отделения самих себя от других организмов и окружающей среды, то есть нет опыта раздельности. Возможно базовым свойством человеческой природы является ее способность познавать саму себя и объекты, отличные от нее. Если организм наделен подобным знанием, он неизбежно отделяется от природы и других организмов. Положительной стороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение.

Содержание

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером, тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом. Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного. Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

Внутри современного психоанализа, в свою очередь, выделяют следующие основные глубинные теории:

  • Психология влечений
  • Теория Мелани Кляйн (А. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон и другие)
  • Психоаналитическая теория развития

Цитаты

Это интересно

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. — М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. — СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

Глубинная Психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных , инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности . Включает:… … Психологический словарь

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

глубинная психология — (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Читайте также: