Кто ввел понятие адаптация к школе

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема определения психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе, соответствующей высокому и среднему уровню. Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к школе. Объектом является процесс адаптации первоклассников к обучению в школе. Предметом является психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.
Ключевые слова: Школьная адаптация, школьная дезадаптация, социализация, процесс адаптации, процесс обучения в школе.

Psychological and pedagogical conditions for first-graders ' adaptation to school

Petrova Svetlana Sergeevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology of preschool and primary education, Institute OF ntgspi of Nizhny Tagil
Khafizova Karina Andreevna
3rd year student, Institute of NTSSPI of Nizhny Tagil

Abstract: This article deals with the problem of determining the psychological and pedagogical conditions that contribute to the successful adaptation of first-graders to a school corresponding to a high and medium level. The purpose of this study is to provide a theoretical justification of the psychological and pedagogical conditions that ensure the successful adaptation of first-graders to school. The object of the study is the process of adaptation of first-graders to school. The subject of the study is the psychological and pedagogical conditions that contribute to the successful adaptation of first-graders to school.
Keywords: School adjustment, school disadaptation, socialisation, the process of adaptation, the learning process in school.

С поступлением ребенка в школу происходят серьезные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем они являются довольно существенными. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое ребенку на процесс общения. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах и взаимодействиях с окружающими их людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Изменяется само содержание общения, в него теперь входят темы, уже не связанные с игрой, т. е. выделяется как особая форма - деловое общение с взрослыми, в частности с учителем. В начальных классах школы дети много общаются со своим учителем, проявляя теперь к нему значительно больший интерес, чем к своим сверстникам, потому, что авторитет учителя является для них очень высоким [3, с. 35]

Жизнь школьника переносит значительные изменения, концентрация внимания сдвигается на учебу, школу, школьные мероприятия, отношения с учениками и педагогами. На данном этапе у ребенка происходят характерные сдвиги в функциональном состоянии, затрагивающие психоэмоциональную сферу.

Психологический аспект адаптации, тесно связан с процессом социальной адаптации, а также приспособлением человека как социальной личности, к общественной жизни в соответствии с действующими на данный момент требованиями и нормами этого общества, а также и в соответствии с имеющимися у него собственными потребностями, мотивами и, конечно же, интересами [14, с. 126].

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

Многие ученые, педагоги, психологи, такие как Ш. А. Амонашвили, Н. Г. Лусканова, Р. В. Овчарова, И. А. Коробейников, С. А. Беличева, Л. С. Выготский, М. М. Безруких и др. изучали и изучают проблему адаптации к школе. Они утверждают, что дальнейшие успехи ребёнка во многом зависят от того, как он начнёт своё обучение. Если с начала обучения в школе ребенок испытывает неудачи, то к 10 годам он теряет уверенность и мотивацию. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего устранить именно на этапе адаптации.

Именно поэтому проблема адаптации детей к первому классу не теряет своей актуальности и по сей день, данная проблема требует пристального внимания специалистов данной области а так же дальнейшего изучения.

Мы будем рассматривать адаптацию как процесс, при котором организм приспосабливается к среде.

Цель адаптационного периода: создать психолого—педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению [7, с.45].

Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

− помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник − не школьник);

− ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

− научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

− подготовить родителей к новой роли − родителя школьника [8, с. 44].

Теперь, когда известны цели и задачи адаптации детей к школе, нужно так же обозначить и понятие школьной адаптации.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению [6, с. 36].

Для конкретизации понятия школьная адаптация Т. В. Дорожевец выделяет такие виды адаптации, как: академическая, социальная и личностная.

Академическая адаптация характеризует то, как поведение ребёнка соответствует школьным правилам, уставу и нормам (принятие требований учителя, усвоение правила поведения в классе во время урока и перемены, познавательная активность на уроке).

Социальная адаптация характеризуется успешностью вхождения ребенка в новую социальную группу, умение находить общий язык с одноклассниками, без проблем заводить новые знакомства и т. д.

Личностная адаптация характеризует тем, как ребёнок видит и воспринимает себя в новой социальной группе; стремлением к самоизменению и повышению своей самооценки. [4, с. 37].

Помимо перечисленных видов адаптации, Т. В. Костяк выделяет еще один вид — физиологическая адаптация. Она связана с проблемами со здоровьем, которые часто возникают у детей впоследствии нахождения в школе, в связи с напряжением всех функциональных систем организма ребенка, какую бы работу ни выполнял первоклассник (умственная работа при усвоении новой информации, статическая нагрузка при сидячем положении или психологическая нагрузка от общения в коллективе), организм и его системы усердно работают. Следовательно, чем большее напряжение испытывает каждая система (зрительная, интеллектуальная, мышечная), тем больше энергии использует организм ребёнка[5, с. 87].

Вышеуказанные виды адаптации тесно связаны между собой, несформированность любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии первоклассника, его работоспособности, умении строить межличностные отношения и подчиняться школьным правилам и нормам.

Согласно мнению М. М. Безруких, процесс физиологической адаптации первоклассника к школе можно условно разделить на три основных фазы, каждая из которых обладает своими особенностями и различной степенью напряженостью функциональных всех систем организма [2, с. 35].

Первым этапом является ориентировочный, который характеризующийся, как правило, достаточно бурной реакцией и большим напряжением организма почти всех систем организма. Он длится две – три недели.

Второй этап представляет собой крайне неустойчивое приспособление, когда детский организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия внешней среды.

На втором этапе эмоциональные и физические затраты ребенка снижаются, а бурная реакция постепенно начинает затихать.

Третий этап характеризуется относительно устойчивым приспособлением, когда детский организм находит более подходящие для себя варианты реагирования на имеющуюся нагрузку, которая требует все меньшего напряжения всех функционирующих систем [2, с. 38].

Н. П. Бадьина выделяет сферы процесса школьной адаптации и критерии, описывающие степень адаптации первоклассников:

― педагогическая сфера (успешное овладение учебной деятельностью и необходимыми знаниями, умениями и навыками);

― социальная сфера (усвоение навыков взаимодействия с окружающими; развитие социально приемлемых свойств личности);

― психологическая сфера (доминирование учебных мотивов, сформированность волевой регуляции поведения и деятельности, внутренней позиции школьника; эмоционально-личностный комфорт);

― физиологическая сфера (психическое и соматическое здоровье ребенка: сохранение оптимального функционального и эмоционального состояния; стойкий характер реакций ребенка на определенные жизненные события, устойчивое позитивное настроение).

Указанные сферы адаптации являются взаимообусловленными, взаимопроникающими, не имеющими чётких границ. [1, с. 4].

Психологические исследования показывают, что одни дети беспроблемно и легко привыкают к школьным требованиям, нормам и социальным отношениям, но есть и те, кто испытывает дезадаптацию.

Важными причинами школьной дезадаптации являются отсутствие индивидуального подхода и своевременной помощи ребенку, предвзятое отношение к отдельным ученикам; неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизация и наркомания родителей, заброшенность ребенка или гиперопека); неправильно сформированные общественные и нравственные идеалы (обстановка пропаганды насилия, вседозволенности); физические заболевания, нарушения психики, возрастные кризисы, задержка психического развития [8, с. 51].

Т. В. Костяк, изучая процесс дезадаптации, выделяет следующие формы ее проявления: отсутствие компонентов учебной деятельности; отсутствие мотивации к обучению ;нет способности регулировать своё поведение, концентрировать внимание на определённом объекте или предмете учебной деятельности; неумение приспособиться к темпу школьной жизни [5, с. 98].

Изучение процесса приспособления ребенка к первому классу происходит на фоне дезадаптации, и исследования адаптационного процесса на начальных этапах обучения ребенка в школе.

Проанализировав работы психологов, можно сделать вывод, что они применяют комплексный подход при определении успешной адаптации и в этой связи считают, что все компоненты адаптации взаимосвязаны и недостатки сформированности любого из них сказываются на успешности обучения и адаптации в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс школьной адаптации довольно многогранный. В него входят академическая, социальная и личностная адаптация. Понятие школьная адаптация многозначное, имеет свои виды, формы и компоненты.

В статье рассмотрена история возникновения понятия социальной адаптации. Авторами исследовано развитие представлений о социальной адаптации в разных науках. Проведен анализ различных подходов к изучению понятия адаптация. Проанализированы понятия механизма и процесса адаптации.

Ключевые слова

АДАПТАНТ, ПАРСОНС, ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ, ПОДХОД, ПРОЦЕСС, МЕХАНИЗМ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, КУЗНЕЦОВ, МАСЛОУ

Текст научной работы

Большое влияние на исследование социальной адаптации оказали работы Э. Дюркгейма. Она определила понятие социальной адаптации как внутреннее соответствие индивида существующим в обществе моральным нормам, а также ввел понятие аномии как общего состояния дезорганизации, возникающей при резких общественных изменениях.

Адаптацию с точки зрения рациональности рассматривали М. Вебер, П. Линдсей и Д. Норманн. Согласно рациональному подходу, социальная адаптация входит в потребностно-мотивационную сферу личности. По мнению М. Вебера, критерием адаптации является рациональность и эффективность в достижении цели. Изучив вариативность моделей поведения человека, он доказал, что способ достижения цели побуждает человека к активным действиям. Поэтому не социальные нормы формируют адаптацию человека, а человек в процессе собственной адаптации оценивает, видоизменяет, развивает социальные нормы. Таким образом, адаптация является одним из механизмов социального прогресса. Вебер в отличие от Дюркгейма противопоставлял личные интересы общественным.

Весомый вклад в раскрытие понятия социальной адаптации внесли Ф. Знанецкий и У. Томас. Рассматривая социальную адаптацию через усвоение личностного социального опыта, они показали, что процесс адаптации всегда социален. Процесс приспособления индивида к социальному окружению, определение им ситуации всегда связано в той или иной мере и форме с нормативными (ценностными) предписаниями группы. Если собственные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями, то это порождает социальные девиации в обществе.

В теории Т. Парсонса адаптация является функцией поддержания равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Адаптация при этом может рассматриваться как результирующее состояние стратифицированного общества под влиянием и воздействием комплекса социальных факторов. Т. Парсонс рассматривает социальную адаптацию как двусторонний процесс, результат активности субъекта и социальной среды. Он считал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты. По мнению Т. Парсонса, общественный прогресс - это взаимный компромисс, интеграция, а адаптация - это равновесие и стабилизация, общественное спокойствие, полезное и для индивида, и для социума. Р. Мертон критически оценил данный взгляд на адаптацию, т.к. считал, что с точки зрения диалектики развития общество не является равновесным. Он утверждал, что адаптация человека индивидуально-типична. С точки зрения Р. Мертона, адаптация - это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, способствующее достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, препятствующее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. По его мнению, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации.

Как процесс социализации или приспособления к исполнению определенной социальной роли рассматривает социальную адаптацию Э. Гидденс. Тем самым Э. Гидденс подчеркивает ролевую характеристику процесса адаптации.

Согласно точке зрения Р. Линтона одним из важнейших условий выживания, приспособления индивида к новой среде является способность общества предоставлять ему безболезненные выходы из сложившейся ситуации; если общество дезориентирует и подавляет личность в одних направлениях, то оно должно дать ей возможность компенсировать утраченное в других направлениях.

  • гомеостатический подход;
  • адаптация как приспособление;
  • адаптация как включение в социальную среду;
  • рациональный подход;
  • адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации;
  • адаптация как развитие субъекта адаптации;
  • взаимодействующий подход.

Гомеостатический подход. Под адаптацией как гомеостазом понимается состояние равновесия (баланса, соответствия) между индивидом и окружающей его средой, как внешней, так и внутренней. Понятие равновесия является универсальным для множества наук. Гомеостатический подход исторически сформировался раньше остальных и поэтому наиболее распространен. Гомеостаз организма - это слаженное уравновешенное функционирование составляющих его органов и систем, являющееся обязательным условием его жизнеспособности.

Подобным же образом существование человека в обществе является гармоничным лишь при наличии определенной системы социальных связей, взаимоотношений. По разнообразным обстоятельствам иногда эти связи нарушаются. Фактор, который выводит из равновесного состояния, рассматривается как независящая от субъекта ситуация. Функционирование личности в обществе и ее взаимодействие с окружением осложняется. Принцип адаптации выступает в форме требования к ликвидации конфликтности во взаимоотношениях со средой, нахождению равновесия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды. Поведение сводится к реакции воссоздания потерянного равновесия.

У гомеостатического подхода есть недостатки – он не в состоянии объяснить все возможные варианты адаптации, а также естество самой социальной адаптации как социально-исторического процесса.

Этот подход к пониманию социальной адаптации широко применяют в своих трудах Т. Парсонс, Р. Пиаже.

Адаптация как приспособление. Согласно этому подходу целью социальной адаптации является приспособление личности или группы к меняющейся среде, в которой она существует и от которой зависит ее жизнедеятельность. Данный подход к изучению социальной адаптации характерен для Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Адаптация как включение в социальную среду. В данном случае адаптация представляется как процесс вживания, вхождения индивида в некоторую целостную систему отношений и связей. Практически имеет место ситуация попадания человека в новые условия: смена места работы или учебы, места жительства, рода занятий, семейного положения и т.д. Социальная среда с точки зрения этого подхода является динамичным образованием, и поэтому, включения личности происходят непрерывно.

Рациональный подход. Понимание адаптации как рациональности (М. Вебер) значительным образом отличается от предыдущих подходов. В данном случае в качестве основы социальной адаптации предполагается не соответствие личности социальной среде, а целерациональность личности, ее поведения, деятельности. Конечный итог и назначение адаптации – достижение личностью своих поставленных целей, а показатель успешности социальной адаптации – совокупная величина приложенных для этого усилий. Чем проще и скорее достигаются цели, тем выше, лучше, полнее и успешнее адаптация. Стремясь реализовать свои потребности, человек приспосабливается к социуму, осваивая социальные институты и усваивая институционализированные способы действий. Если же среда не содействует, а тем более мешает достижению личностных целей, - адаптация к ней не наступает. Если социальные нормы сходятся с интересами человека – он следует им, если нет – отвергает. Критерием адаптации является рациональность, эффективность в достижении целей.

Адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации. Удовлетворенность человека социальной адаптацией интерпретируется как функция соответствия окружающей среды потребностям человека, с одной стороны, и как состояние, определенное референтной группой с другой. Целью, стимулирующей человека заняться собственной адаптацией, является получение удовольствия.

Подходы, рассмотренные выше, можно четко разделить на две различные по содержанию группы: либо первична среда (гомеостаз, приспособление, включение), либо первична личность (рациональность, удовлетворенность, развитие).

Согласно деятельностному подходу на первый план выдвигается субъект действия и соответственно момент производства (конструирования) социальной реальности. Социальные объекты выступают как следствия целенаправленного, осмысленного поведения человека. Последователи данного подхода объясняют процесс адаптации особенностями человека, которые обусловливают специфику процесса адаптации. Понимание адаптации как рациональности, удовлетворенности, развития интерпретирует социальную среду как материал для удовлетворения потребностей человека. Таким образом, социальная адаптация понимается либо как выполнение человеком требований среды, либо как удовлетворение потребностей и достижение целей человека.

Недостаток объективизма содержится в отрыве от первичного (чувственного) опыта и вещности объективных отношений; недостаток субъективизма – в неспособности каузального объяснения явлений социального мира.

Взаимодействующий подход соединяет эти два различных процесса: с одной стороны взаимодействия – запросы общества, выраженные в нормах, ценностях, с другой – цели и потребности личности, осуществление которых возможно только в обществе. Такое соединение стремится преодолеть проблему приоритета той или иной стороны, добиться единства и преодолеть пропасть субъектно-объектных воззрений на мир. Во взаимодействующем подходе социальная адаптация осмысливается как взаимодействие личности (группы) и социума. Социальная адаптация в этом подходе представляется как взаимное согласование требований и ожиданий личности и социальной среды.

На наш взгляд, взаимодействующий подход наиболее полно раскрывает сущность социальной адаптации, т.к. в нем выражается двуединая природа человеческой деятельности, которая, оставаясь адаптивной, становится и преобразующей.

Таким образом, исходя из проведенного анализа научных подходов, социальная адаптация, на наш взгляд, представляет собой процесс взаимодействия, взаимного влияния и взаимного приспособления адаптанта и адаптирующей среды, в результате которого происходит их развитие, устанавливается состояние равновесия и удовлетворяются потребности адаптанта.

Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники, стимулы и др. По мнению Н.А. Свиридова, главное в этом механизме – способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.

Процессы адаптации отличаются динамичностью, сложностью, разнообразием конкретных, изменяющихся проявлений и характеристик.

Процесс адаптации происходит путем смены одного качественного этапа последующим. При смене этапов наблюдаются изменения в качественных и количественных характеристиках и показателях адаптации. Изменяется сам характер взаимодействия адаптанта с адаптирующей средой, появляются новые элементы, реорганизуются связи и отношения, модифицируются роли, цели, стратегии и способы адаптации. Становятся иными потребности и интересы адаптантов, мотивы их деятельности, меняется активность, инициатива и ответственность личности. В процессе адаптации совершается приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей системой норм и ценностей. По мере адаптации человека к адаптирующей среде изменяется его социально-экономическое поведение, представляющее собой систему взаимосвязанных деяний, которые осуществляются человеком с целью удовлетворения собственных потребностей. Социальный механизм адаптации характеризуется регулирующей и мобилизационной функциями, которые проявляются в социализации, создании и преобразовании взаимосвязей и взаимообусловленности между адаптивным сознанием и адаптивным поведением. Адаптивное сознание содержит потребности, мотивы, стимулы, интересы, факторы, побуждающие человека к действию. Когда возникают противоречия между оценкой собственных способностей, ожиданиями и возможностями их осуществления возникает чувство неудовлетворенности, неприспособленности к изменившимся жизненным условиям. Новые социально-экономические условия жизни требуют не только приспособления к ним, но и развития самой личности в соответствии с тенденциями в развитии общества.

По нашему мнению, процесс социальной адаптации включает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и психологических адаптационных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации.

Процесс социальной адаптации рассматривается в трех структурных уровнях: общество (макросреда); социальная группа (микросреда); сам индивидуум (внутриличностная адаптация). На уровне общества процесс социальной адаптации личности выделяется в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Изучение процесса адаптации на уровне социальной группы помогает вычленить причины, нестыковку интересов индивидуума с социальной группой. Для внутриличностной адаптации характерно стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя к изменениям социальной среды приводит к конфликтным ситуациям, разрушению ценностных ориентаций или может привести к конформистской позиции.

Таким образом, механизм социальной адаптации, на наш взгляд, это система всех составляющих ее элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих в процессе социальных отношений, оказывающих взаимное влияние друг на друга с целью достижения положительного результата в условиях изменяющейся социальной среды.

Список литературы

Цитировать

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;

4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка. [47]

Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Адаптированный ребенок не только соответствует уровням сформированности психологических свойств и умений требованиям и нормам данной среды, но и приспособлен к полноценному развитию в ней своего личностного, физического и интеллектуального потенциалов.

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

2.2.1 Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период, продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.

Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).

Специальные исследования показали, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15-30 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 мм рт.ст., к изменению биохимических показателей крови и т.п. [8, с. 354] [52, с. 359] [49, с. 440]

2.2.2 Социально-психологическая адаптация

Отмечается, что ребенок-школьник должен приспособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения.

Шинтарь З.Л. анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, выделяет формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы:

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками). [54, с.172-173]

Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению. [19, с.73]

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Особенности адаптации первоклассников (резкость, широта и глубина изменений). Длительность – 5-7 недель (обычно до середины декабря, т.е. до окончания обучения грамоте). Наиболее сложные из них обычно первые четыре.

Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Г.М. Чуткина выявила также факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (таблица 1). [24]

Таблица 1. Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной)

Благоприятные факторы социальной микросреды Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации
Полная семья 77,6
Высокий уровень образования отца 87,9
Высокий уровень образования матери 83,2
Правильные методы воспитания в семье 95,3
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье 91,1
Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 59,8
Функциональная готовность к обучению в школе 86,9
Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс 85,8
Удовлетворённость в общении с взрослым 74,3
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97,8

Данная таблица показывает, что в числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития; поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. [8, с. 354] [52, с. 359] [49, с. 440]

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и – шире – личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.

Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны индивидуальные характеристики социальной ситуации развития каждого ребенка. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. [6] Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. [43] [37] [30] [4, с.47-53.]

Основные причины затрудненной адаптации:

Несформированность элементов и навыков УД

Они являются важными новообразованиями у старших дошкольников.

Следствие – снижение успеваемости. Именно это снижение и является поводом запроса родителей. Причины несформированности навыков УД – могут быть:

особенности интеллектуального развития ребенка;

невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности

Низкая школьная мотивация

Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь

Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

Неспособность к произвольной регуляции поведения

Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого)

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 149268
Количество таблиц: 12
Количество изображений: 2

Адаптация — (от лат. adaptatio приспособлять, прилаживать; adaptio приспосабливание, приноравливание) В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5 м… … Педагогический терминологический словарь

Школьная адаптация (school adjustment) — Степень, в к рой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими … Психологическая энциклопедия

дезадаптация школьная — психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно воспитательный процесс. Д.ш. состояние психогенное, то есть порожденное воздействием… … Дефектология. Словарь-справочник

ТРЕВОЖНОСТЬ — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности На физиол. уровне реакции т.п.роявляются в… … Российская педагогическая энциклопедия

Иванченко, Галина Владимировна — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Kore wa Zombie Desu ka? — Kore wa Zombie Desu ka? … Википедия

Дисциплина в классе (classroom discipline) — Существуют значительные разногласия по поводу того, что понимать под Д. в к. Обычно ее определяют как участие родителей, учителей и учеников в процессе формирования у последних самоконтроля, волевых черт характера, самоуважения, уважения к другим … Психологическая энциклопедия

Прогуливание уроков (school truancy) — П. у. в его наиболее строгом значении определяется как непосещение уч ся школы без ведома или разрешения родителей. Однако чаще всего под П. у. понимаются пропуски уч ся занятий без уважительных причин, независимо от того, знают ли об этом… … Психологическая энциклопедия

Читайте также: