Как научить ребенка делить слова на слоги в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
uchim_detey_delit_slova_na_slogi.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель-логопед Муравьева О.С.

Как правильно делить слова на слоги?

1 правило: ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.

2 правило: ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.

3 правило: при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.

  1. С помощью ладошки под подбородком определить, сколько слогов в названии игрушки.
  2. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком мышки. Правильная схема не удалится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей № 2( делим слова на слоги)

Поможет родителям вспомнить. как делить слова на слоги.


игра - презентация "Делим слова на слоги"

Веселый паровозик помогает ребенку определить количество слогов в слове. На экране появляется картинка, ребенок нажимает на вагончик с нужным количеством окошек (слогов). если выбор правильный, .

Игра ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ

Обучение дошкольников делению слов на слоги.

Игра "Делим слова на слоги" (тема: "Грибы")

Игра полезна для формирования у ребёнка навыка деления слов на слоги.

Игра "Делим слова на слоги" (тема: "Животные жарких стран")

•С помощью кисти руки под подбородком (ладонью вниз) определить, сколько слогов в названии животного. Сколько раз откроется рот (упрётся подбородок в кисть руки), столько слогов в слове. Рот отк.

Игра "Делим слова на слоги" (по теме "Фрукты")

ull;С помощью кисти руки под подбородком (ладонью вниз) определить, сколько слогов в названии фрукта. Сколько раз откроется рот (упрётся подбородок в кисть руки), столько слогов в слове. Рот о.

В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего развития. В принципе, в них нет ничего плохого, но к каждому случаю необходимо подходить с умом. Прежде всего, дети должны быть готовы к тому, чему вы задумали их научить.

Во-вторых, не каждая методика хороша, стоит доверять только проверенным годами и поколениями вариантам. При этом не следует забывать, что обучение – это своего рода лестница, поднятие на одну ступеньку ведет за собой необходимость преодолеть следующую, цепочка не может прерывать и получение одного навыка должно следовать за приобретением предыдущего. Все, кто хочет заняться с детьми ранним чтением, задаются вопросом, как научить ребенка делить слова на слоги.

Из этой статьи вы узнаете

Необходимые условия

Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.

Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.

Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.

вместе с мамой

Первые шаги

Многие родители делают ошибку, заставляя детей зазубривать именно названия букв, а не то, как они в реальности произносятся.

Следующий шаг – обучение соединению букв в слоги. Здесь необходимо сразу демонстрировать, как произносится связка, а не отдельные звуки. Пусть ребенок прочувствует, как выдыхается воздух, какой эффект при этом получается, какими разными могут быть слоги: состоят из одной буквы, другие из нескольких.

Как объяснить ребенку, что такое слог? Это довольно сложно. Постарайтесь донести до него, что это один либо соединение звуков, для произнесения которых требуется один толчок воздуха, то есть своего рода выдох через рот.

всей семьей

Лучшее объяснение – собственный пример. Старайтесь использовать активную артикуляцию, чтобы дети могли наблюдать за движением губ, повторять их за вами. Произносите слоги вместе, придумайте или найдите интересные стишки из слогов или песенки. Пусть учеба будет увлекательной игрой.

Делим на слоги самостоятельно

Самостоятельное деление на слоги – очень сложная задача. Не торопите ребенка и дайте ему осознать, что от него требуется. Здесь без игры уже никак не обойтись. Рассмотрим несколько способов, как можно определить слоги в слове.

Прежде всего, напомним взрослым, что в слоге всегда присутствует только одна гласная. Однако ребенку будет сложно при делении отталкиваться от данной информации. Поэтому разберемся с методиками, которыми пользуются учителя.

Ладошки

Самый простой способ определения слогов предполагает использование своей собственной ладошки. Ее необходимо расположить под подбородком параллельно полу. Смысл в том, что при произнесении слова подбородок будет касаться руки ровно столько раз, сколько в нем слогов.

Не требуйте от ребенка сразу многого. Начинайте с самых простых слов: ма-ма, па-па и т. п. Затем можно перейти к трехсложным, например, со-ба-ка. Если ребенок ошибся, предложите ему попробовать еще раз, пусть он сам определит, где был неправ.

интересное занятие

Свеча

Этот способ подходит именно для домашнего обучения, потому что сложно представить целый класс, сидящий перед зажженными свечками.

Смысл упражнения заключается в том, что при произнесении слога происходит выдох. Если говорить его в сторону свечи, то пламя дрогнет ровно столько раз, сколько будет выдохов, то есть слогов.

Не забывайте о технике безопасности! Слишком близко наклоняться к огню запрещено!

Хлопки и шаги

Если ваши дети не любят сидеть на месте, эти упражнения как раз для них. Задача заключается в том, чтобы шагать или хлопать каждый раз, когда произносится слог. Первое время делайте все вместе с детьми, затем попросите их действовать самостоятельно. Наверняка им это очень понравится.

Звуковые эффекты

Не ограничивайте себя только вышеописанными звуками. Вы можете предложить детям, например, отстукивать слоги небольшими молоточками, вооружить их простейшими музыкальными инструментами. Главная задача заключается в том, чтобы они поймали звуковой ритм, научились понимать, что от них требуется.

Письменные задания

Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.

Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.

Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.

Мальчик и девочка рассматривают картинки

Помочь ребёнку разобраться с делением слов на слоги по силам любому родителю. Потратив немного времени на объяснение и закрепление материала, можно получить блестящий результат. Однако для этого следует вооружиться проверенными способами покорения этой бесхитростной темы, чтобы самостоятельные уроки не затянулись и принесли удовлетворение обеим сторонам.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв. Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные.

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Таблица: звуки и буквы русского языка

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

При занятиях с детьми дошкольного возраста, чтобы не отбить охоту учиться, важно соблюдать меру: заниматься не более 10 минут в день и в игровой форме. Со временем на занятия можно отводить до получаса. Школьникам также нужно давать время на отдых. Один урок не должен длиться больше 30 минут.

Видео: урок для тех, кто хочет понять, что такое слоги и ударение

Девочка с яблоком на голове и книги

Письменные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Тренировать навык нужно и на письме:

  1. Предложите в словах расставить красным карандашом над буквами, обозначающими гласные звуки, точки. Посчитайте, сколько точек получилось над каждым словом. Столько же и слогов в этих словах.
  2. Попробуйте разделить слова на слоги, расставив вертикальные линии карандашом.

Не путайте деление на слоги с правилами переноса, где действуют другие законы. При делении на слоги в середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный (несколько согласных) отходят к последующему слогу: па-стух, ди-ре-ктор. Исключение — сонорные звуки [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, со-лом-ка, кор-ка. Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-тте-пель, да-нный, ра-ссвет.

Мужчина и женщина читают

Видео: как научиться выделять слоги в слове

Мальчик и девочка рассматривают магнитную доску и буквы

Видео: лучшие способы научить ребёнка делить слова на слоги

Научить ребёнка делению слов на слоги несложно. Пусть обучение он воспринимает как приятное совместное времяпрепровождение, и тогда результат не заставит себя ждать.

Учитель-филолог по специальности. Работала в учреждениях образования, культуры, СМИ. Замужем. Мама двоих сыновей. Увлекаюсь психологией, искусством.


Заботливые родители иногда спешат с подготовкой ребенка к школе, стараются заранее ознакомить с темами будущей школьной программы. Педагоги такие порывы не всегда приветствуют. Однако заниматься с ребенком на опережение никто не воспрещает. Как же ознакомить сына или дочь с делением слов на слоги?

Для начала папа с мамой должны знать, что основой обучения делению на слоги является знание ребенком алфавита, гласных, согласных, принципа соединения букв.

Своему юному ученику надо объяснить, что слово может состоять не только из букв (звуков). Оно состоит также из слогов. Это большие, нежели буквы, частички слова. Слог представляет собой один либо несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Чтобы продемонстрировать своей дочке или сыну, что такое слог, можно поступить следующим образом. Зажгите свечу. Сядьте вблизи нее. Произносите резкими и сильными толчкообразными движениями воздуха двух- или трехслоговые слова над пламенем. Оно будет колебаться два либо три раза в зависимости от количества слогов. Например, ма-ма, ма-ши-на, ша-рик, ко-ро-ва. Слова должны быть простыми, близкими вашему чаду. Мы не замечаем такие толчки в речи, поскольку говорим плавно, соединяя между собой звуки. Но для обучения ученика нужно четко и медленно артикулировать, чтобы он чувствовал составляющие частички. Можно слова прокрикивать так, как будто вы кого-то зовете. Например, ”Бу-ра-ти-но!”, „Маль-ви-на!”, „ Ба-буш-ка!”.

Нам, взрослым, кажется, что овладеть слоговым делением ребенку несложно. Но такое мнение ошибочно. Если вам удастся с первого урока объяснить ему слоговое деление, будет просто замечательно. Однако практика показывает, что все не так просто.

Чтобы облегчить понимание деления на слоги, можно использовать и другие способы. Первый: проговаривая слово по слогам вместе со своим учеником, отхлопывайте слоги ладошками. Это упражнение, аналогичное дыханию на свечу. Сначала делайте это вместе с ребенком, используя только двухслоговые слова. Так будет проще. Затем переходите к трехслоговым и предложите, чтобы ребенок сам сделал деление нового слова с помощью хлопочков и сказал, сколько в нем слогов.

Второй способ обучения делению заключается в подкладывании горизонтально выпрямленной ладони под зону подбородка и проговаривании слов. При этом подбородок будет касаться ладони столько раз, сколько в нем слогов.

Третий способ — шаги. Он больше подходит для обучения активных и очень подвижных детей. Им легче обучаться в движении. Суть его та же: вы делаете вместе с сыном или дочуркой столько шагов, сколько слогов в слове. Шагать надо синхронно, четко. Сначала вместе с ребенком, потом предлагайте делать это ему самостоятельно.

Четвертый способ — отстукивание молоточком, подобное телеграфированию. Детям такое обучение будет интересно.

Какой бы метод из предложенных вы ни выбрали, ваш ученик должен понять, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных.

Если делить слово на слоги вы учите письменно, то предложите девочке или мальчику красным карандашиком поставить точки под гласными буквами. Пусть сосчитает точки. Их количество соответствует количеству слогов. Далее уже можно разделять слова вертикальными линиями на слоги. Начинать с простых, постепенно переходить на трех-, четырех-, пятислоговые слова.

Помните, что не всем детям одинаково дается усвоение этой задачи. Наберитесь терпения. Если видите, что ребенку трудно, он не понимает ваших объяснений, попробуйте переключиться на другое занятие, например, подвижную игру. Затем повторите попытку, но уже другим из вышеуказанных способов. Не нужно повторять ребенку одно и то же на повышенных тонах. Лучше отложить занятие, а вернуться к нему на следующий день или тогда, когда у него будет хорошее настроение.

Читайте также: