Кто входит в основной персонал спортивной школы

Обновлено: 08.07.2024

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Одним из обязательных для любой организации документов является штатное расписание. На его основании формируются структура и численность работников организации, перечень структурных подразделений, устанавливаются наименования должностей, специальностей, профессий, а также составляется смета расходов на оплату труда работников. В статье расскажем, на что необходимо обратить внимание при составлении штатного расписания в учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку (спортивных учреждениях).

Составление штатного расписания относится к компетенции руководителя спортивного учреждения и не требует согласования с региональным и муниципальным органами управления в области физической культуры и спорта, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждения. Таким образом, спортивное учреждение может самостоятельно разрабатывать и утверждать свою структуру и штатное расписание в пределах финансирования.

К сведению. Унифицированная форма штатного расписания Т-3 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

Не требуются согласование при внесении в штатное расписание изменений, а также согласование приема на работу конкретных работников, в том числе заместителей директора, главного бухгалтера, поскольку это не предусмотрено законодательством. Данные вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) организации, осуществляющего спортивную подготовку.

При этом спортивные организации должны ежегодно представлять по запросу учредителя обоснование и расчет фонда оплаты труда, который учитывается при формировании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке. При составлении штатного расписания рекомендуется использовать минимальное (примерное) штатное расписание, приведенное в п. 2.4.1 Методических рекомендаций .

Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные Письмом Минспорта РФ от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554.

Для справки. Рекомендуемый примерный расчет количества ставок для включения в штатное расписание организации, осуществляющей спортивную подготовку, приведен в таблице 2 Методических рекомендаций.

Нюансы составления штатного расписания в учреждениях спорта

Согласно Методическим рекомендациям в штатное расписание учреждения, осуществляющего спортивную подготовку, рекомендуется:

  • вводить ставки старшего тренера, старшего тренера-преподавателя, старшего инструктора-методиста, если данный работник осуществляет координацию и контроль реализации утвержденной в организации многолетней программы спортивной подготовки и под его руководством работают не менее двух специалистов, непосредственно участвующих в реализации программы спортивной подготовки;
  • включать должности педагогических и медицинских работников при наличии соответствующей лицензии на право осуществления деятельности согласно действующему законодательству.

Для стандартизации методов определения штатной численности и формирования единых подходов к организационной структуре в Методических рекомендациях приведен алгоритм расчета отнесения спортивных организаций к той или иной категории, включающий расчетные показатели для определения количества набранных баллов.

Какие должности должны быть включены в штатное расписание?

В Информации Минспорта РФ "Ответы на вопросы, наиболее часто поступающие в Минспорт России в период проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва" сказано, что для наименования должностей, включаемых в штатное расписание, возможно воспользоваться профессиональными стандартами, а также следующими ведомственными приказами:

  1. физкультурно-спортивным организациям, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", - Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСД), разд. "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н);
  2. образовательным организациям, осуществляющим деятельность на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
  • ЕКСД, разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н);
  • Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, которым утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, на которых распространяются положения гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников" ТК РФ.

Кроме этого, не забывайте о профессиональных стандартах, утвержденных следующими приказами:

  • Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 N 186н - в отношении спортсменов;
  • Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 N 528н - тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре и спорту;
  • Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 N 193н - тренеров;
  • Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 N 526н - инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре;
  • Приказ Минтруда РФ от 08.09.2014 РФ N 630н - инструкторов-методистов;
  • Приказ Минтруда РФ от 16.11.2015 N 871н - сопровождающих инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних;
  • Приказ Минтруда РФ от 23.10.2015 N 769н - спортивных судей;
  • Приказ Минтруда РФ от 29.10.2015 N 798н - руководителей организаций (подразделений организаций), осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
  • Приказ Минтруда РФ от 17.12.2015 N 1025н - специалистов по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования;
  • Приказ Минтруда РФ от 18.02.2016 N 73н - специалистов по антидопинговому обеспечению.

Обратите внимание! Работники, занимающие должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" в образовательной организации, в том числе в детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, являются педагогическими работниками, так как названные должности предусмотрены в Постановлении Правительства РФ N 678.

Кроме того, сотрудники Минспорта отметили, что согласно п. 6 ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Таким образом, организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности за счет средств соответствующего бюджета реализуют следующие программы, в основе которых лежит тренировочный процесс:

  • дополнительные общеразвивающие программы (только на спортивно-оздоровительном этапе);
  • дополнительные предпрофессиональные программы (в соответствии с федеральными государственными требованиями, утвержденными Приказом Минспорта РФ от 12.09.2013 N 730);
  • программы спортивной подготовки (в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки).

При этом функциональные обязанности тренера-преподавателя, которые установлены профессиональным стандартом "Тренер" , включают в себя осуществление тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки. Это значит, что тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, являясь педагогическими работниками, могут привлекаться к реализации как образовательных программ, так и программ спортивной подготовки.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 N 193н.

Таким образом, образовательная организация (в том числе спортивная школа) обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися и осуществляет планирование участия педагогических работников и (или) других специалистов, участвующих в реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки (п. 10, 10.5 приложения к Приказу Минспорта РФ от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта"). Значит, реализация программ спортивной подготовки должна включаться в основные обязанности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя.

Порядок заполнения унифицированной формы штатного расписания

Итак, в штатном расписании необходимо указать:

  • наименование организации. Оно отражается в точном соответствии с учредительными документами, если есть сокращенное наименование, то оно указывается в скобках;
  • код по ОКПО - согласно информационному письму органа государственной статистики;
  • номер документа. Если расписание первичное, то проставляется "1", а в последующем применяется сквозная нумерация;
  • дата составления;
  • в строке "на период" - период действия штатного расписания и дата его ввода в действие;
  • в грифе утверждения документа - реквизиты приказа, которым было утверждено штатное расписание, а ниже - общее количество штатных единиц организации.

Кроме этого, унифицированная форма Т-3 содержит 10 граф. Рассмотрим, что в них необходимо прописать.

1 "Наименование структурного подразделения"

Начать заполнение надо с подразделения, которое осуществляет руководство учреждением, далее перечисляются как обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства), так и внутренние подразделения (отделы, секторы и т.д.)

Номер, присвоенный каждому подразделению

3 "Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации"

Должности работников согласно квалификационному справочнику или соответствующим положениям профессиональных стандартов

4 "Количество штатных единиц"

Количество штатных единиц, в том числе вакантных и неполных: "0,5", "0,25" и т.д.

5 "Тарифная ставка (оклад) и пр., руб."

Заработная плата в рублевом исчислении или по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации

Примечание. В штатном расписании нельзя указывать "вилку" окладов для одной должности, поскольку работодатель обязан обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Такие разъяснения даны в Письме Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1. В нем сказано, что при установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует устанавливать одинаковые, а так называемая надтарифная часть заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда

6 - 8 "Надбавки, руб."

Доплаты и надбавки компенсационного характера и стимулирующие выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ ("северные" надбавки, надбавки за особые условия труда и др.), а также установленные работодателем (за сложность, связанные с режимом работы и т.д.)

9 "Всего в месяц, руб."

Сумма должностного оклада и надбавок - либо в рублях, либо в соответствующих измерениях (проценты, коэффициенты и пр.). Если оклад установлен в рублях, а надбавки - в процентах или коэффициентах, в данной графе делается прочерк, а в графе 10 дается ссылка на документы, их устанавливающие

Любая информация, относящаяся к штатному расписанию: формы оплаты оплата труда, локальные нормативные акты организации, устанавливающие размер оплаты труда, виды и размеры надбавок и т.д.

Обратите внимание! Строка "Итого" формы Т-3 заполняется по графам 4 и 9. Итоговое число штатных единиц нужно указать в верхней части штатного расписания в строке "Штат в количестве". Итог по графе 9 является фондом оплаты труда в организации и может изменяться в большую (в случае работы в выходные дни или сверхурочно) или меньшую сторону (когда сотрудники находятся на больничном, в отпуске за свой счет и т.п.).

Изменения в штатном расписании

Как уже было сказано выше, внесение изменений в штатное расписание входит в компетенцию руководителя и не требует согласования с работодателем (учредителем организации). Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при внесении изменений в штатное расписание:

  • изменения могут быть связаны с исключением вакантных должностей или подразделений, введением новых должностей или подразделений, сокращением численности или штата организации, изменением должностных окладов, а также переименованием должностей или подразделений;
  • при сокращении численности или штата должностей необходимо соблюдать процедуру, установленную ст. 180 ТК РФ. При этом исключение из штатного расписания вакантных должностей не влечет за собой соблюдения данной процедуры;
  • изменения могут быть оформлены отдельным документом, составленным по аналогии со штатным расписанием или в виде нового штатного расписания;
  • в приказе об изменении штатного расписания необходимо указать, что с определенной даты штатное расписание действует в редакции внесенных в него изменений или что предыдущее расписание прекращает свое действие и с такой-то даты вступает в силу новое штатное расписание, при этом можно указать причины изменений.

Обратите внимание! Знакомить работников со штатным расписанием и с изменениями, внесенными в него, не нужно. Однако если происходит изменение размера окладов или надбавок, то необходимо уведомить работника об этом в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ: работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до внесения изменений в штатное расписание.

В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что штатное расписание - это документ, которым не стоит пренебрегать, так как на основании данного документа составляется смета расходов на оплату труда работников учреждения. Кроме этого, работодатель в случае необходимости может дополнить штатное расписание новыми графами или исключить ненужные, поскольку унифицированная форма Т-3 носит рекомендательный характер. Если работодатель захочет немного видоизменить унифицированную форму, то скорректированную форму необходимо утвердить приказом.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.
3. Работники физкультурно-спортивных организаций в своей деятельности:
1) приобщают граждан независимо от возраста к занятиям физической культурой и спортом, способствуют увеличению количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организуют конкретную физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу, выступают инициаторами внедрения производственной гимнастики в режим труда;
2) обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса, формируют у граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов такие качества, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований;
3) постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, на высоком уровне ведут воспитательную работу со спортсменами, выступают активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
4. За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных званий, в том числе присвоение звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".
За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физкультурно-спортивных организаций могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.
Работники физкультурно-спортивных организаций могут награждаться знаками и отмечаться почетными званиями, которые учреждены соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России.
Комментарий к статье 27
1. Перечень работников физкультурно-спортивных организаций и порядок присвоения им квалификационных категорий в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи пока не установлены.
В настоящее время в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации" , можно определить лишь наименование должностей, которые могут занимать те или иные специалисты в области физической культуры и спорта, а также требования, которые к ним могут предъявляться.
--------------------------------
Документ официально не опубликован. Дополнение внесено Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 18.02.2000 N 20.
Так, тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечивать единство в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты. Наименования должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей устанавливаются в соответствии с действующим Классификатором профессий рабочих и должностей служащих. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей учреждений, организаций и предприятий, а также их структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
Раздел "Должностные обязанности" тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников культуры и спорта. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно-квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Отнесение учреждений, организаций и предприятий физической культуры и спорта к группам по оплате труда руководителей производится в соответствии с показателями, утвержденными Комитетом Российской Федерации по физической культуре. Присвоение квалификационных категорий работникам физической культуры и спорта производится в соответствии с Порядком присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту и инструкторам-методистам, утвержденным Постановлением Госспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 20 мая 1991 г. N 6/4а-13.
2. В части третьей комментируемой статьи указаны дополнительные обязанности работников физкультурно-спортивных организаций, которые они должны выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Эти положения в основном имеют рекомендательный характер, поскольку за их неисполнение не установлены санкции. Более того, их выполнение или невыполнение зависит только от уровня сознательности, нравственной чистоты, высоты помыслов и иных общественно значимых категорий оценки личности, в данном случае работников физкультурно-спортивных организаций.
Для того чтобы формировать у граждан, занимающихся физической культурой, и спортсменов нравственную гражданскую позицию, патриотизм, умение трудиться и т.п., как это сформулировано в части третьей комментируемой статьи, необходимо, чтобы этими качествами и навыками обладали сами работники физкультурно-спортивных организаций. Правильнее было бы определить, что формирование у граждан, занимающихся физической культурой, и спортсменов нравственной гражданской позиции, патриотизма, умения трудиться и т.п. является ориентиром для работников физкультурно-спортивных организаций.
3. За многолетнюю и плодотворную деятельность, а также за высокие достижения на международных соревнованиях в области физической культуры и спорта награждение и присвоение почетных званий осуществляется Президентом Российской Федерации.
Награждение государственными наградами осуществляется в форме указа, поощрение отличившихся - в форме распоряжений Президента Российской Федерации .
--------------------------------
Распоряжение Президента Российской Федерации от 19.04.95 N 185-рп "О поощрении лиц, отличившихся в возрождении и становлении спортивного общества "Спартак".
Награждение государственными наградами в Российской Федерации, как правило, происходит либо по итогам международных соревнований (мероприятий), либо за особые заслуги и многолетний труд, а также большой вклад в развитие физической культуры и спорта.
Например, Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 807 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта Российской Федерации по итогам XVII зимних Олимпийских игр 1994 г." , Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 808 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта Российской Федерации по итогам XVII зимних Олимпийских игр 1994 г." , Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1262 "О награждении государственными наградами Российской Федерации наиболее отличившихся спортсменов и работников спортивных организаций по итогам Игр XXVI Олимпиады 1996 г." , Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1996 г. N 1617 "О награждении орденами Российской Федерации участников X летних Параолимпийских игр 1996 г. в Атланте" , Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта по итогам XXVI летних Олимпийских игр 1996 г." , Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 206 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта по итогам XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г." , Указом Президента Российской Федерации от 26 января 1999 г. N 133 "О награждении государственными наградами Российской Федерации активных участников подготовки спортсменов к XVIII зимним Олимпийским играм 1998 г." наградами были отмечены тренеры, спортсмены, работники спортивных организаций, имеющие или обеспечившие наиболее высокие результаты в международных соревнованиях.
--------------------------------
САПП РФ. 1994. N 17. Ст. 1431.
САПП РФ. 1994. N 17. Ст. 1432.
СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4217.
СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5635.
СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 368.
СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1165.
СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 660.
Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 1610 "О награждении орденом Дружбы интернациональной команды спортсменов-инвалидов" , Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 г. N 735 "О награждении государственными наградами Российской Федерации членов Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" , Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. N 128 "О награждении государственными наградами Российской Федерации работников учреждений и организаций физической культуры и спорта" , Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 450 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта" , Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 692 "О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта" , Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 911 "О награждении государственными наградами Российской Федерации работников физической культуры и спорта" , Указом Президента Российской Федерации от 4 октября 2001 г. N 1190 "О награждении государственными наградами Российской Федерации работников физической культуры и спорта" были награждены тренеры-преподаватели, спортсмены-инструкторы, главные тренеры и тренеры, руководители и специалисты общественных спортивных организаций, руководители образовательных учреждений, спортсмены и т.д. за заслуги в развитии физической культуры и спорта, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5552.
СЗ РФ. 2000. N 18. Ст. 1958.
СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 635.
СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1700.
СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2443.
СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3261.
СЗ РФ. 2001. N 41. Ст. 3949.
Спортсмены и иные лица, указанные в комментируемой статье, могут быть награждены орденом Почета, орденом Дружбы, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", знаком отличия "За безупречную службу", почетным званием "Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" . Данным Указом утверждены и положения об ордене "За заслуги перед Отечеством", ордене Почета, ордене Дружбы, медали ордена "За заслуги перед Отечеством", знаке отличия "За безупречную службу", иных орденах и медалях, а также их описания.
--------------------------------
САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 775; СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2207; 1999. N 2. Ст. 269; 2000. N 27. Ст. 2821.

Статья 27. Работники физкультурно-спортивных организаций

1. Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.

3. Работники физкультурно-спортивных организаций в своей деятельности:

1) приобщают граждан независимо от возраста к занятиям физической культурой и спортом, способствуют увеличению количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организуют конкретную физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу, выступают инициаторами внедрения производственной гимнастики в режим труда;

2) обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса, формируют у граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов такие качества, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований;

3) постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, на высоком уровне ведут воспитательную работу со спортсменами, выступают активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

4. За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных званий, в том числе присвоение звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".

За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физкультурно-спортивных организаций могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.

Работники физкультурно-спортивных организаций могут награждаться знаками и отмечаться почетными званиями, которые учреждены соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России.

Читайте также: