Кто в школе должен проводить уровень воспитанности

Обновлено: 05.07.2024

Воспитанность – это особое свойство личности, характеризующееся совокупностью сформированных и социально значимых качеств, отражающих общее отношение личности к миру, людям и самому себе.

Анализ воспитанности школьника

Уровень воспитанности учащегося определяет степень сформированности его личностных качеств относительно возрастным особенностям. Общая оценка воспитанности выводится на основе конкретных оценочных показателей.

Поведение в семейном кругу

  • Заинтересованность в решении семейных проблем.
  • Вежливое отношение к членам семьи.
  • Реакция на замечания от близких людей.
  • Уважение к старшим.
  • Проявление заботы, по отношению к младшим домочадцам.
  • Выполнение поручений и возложенных обязанностей.

Поведение в рамках учебного заведения

  • Уровень внимательности в процессе учебной деятельности.
  • Старательность при выполнении заданий.
  • Проявление трудолюбия, старания, аккуратности.
  • Уровень ответственности при исполнении общественно значимых поручений.
  • Бережливость по отношению к материальному имуществу учреждения.
  • Адекватное отношение к успехам и неудачам в учебе.
  • Соблюдение правил поведения на переменах.

Отношение к старшим

  • Вежливое и уважительное обращение.
  • Выполнение просьб и поручений.
  • Оказание помощи нуждающимся.

Отношение к сверстникам

  • Участие в коллективной деятельности.
  • Готовность к оказанию бескорыстной помощи.
  • Стремление не подвести членов коллектива.
  • Желание разделять эмоциональные переживания с членами коллектива.

Поведение в общественных местах

  • Соблюдение порядка и норм чистоты.
  • Уважительное и бережное отношение к окружающему миру.
  • Отношение к себе

Соблюдение норм личной гигиены.

  • Аккуратное и бережливое отношение к собственному имуществу.
  • Здоровая самокритичность.
  • Соблюдение режима дня.
  • Правдивость, честность, принципиальность.

Анализ личности по данным критериям, как правило, проводится в начале и конце учебного года. Оценка воспитанности школьника проводится по пятибалльной шкале, где высший балл – выраженное проявление воспитанности. 4 балла – уровень выше среднего, что означает нормальное проявление воспитанности в общей картине, но с отклонениями в частных случаях. Средний балл кратный оценке 3 свидетельствует о недостаточном проявлении воспитанности или же не систематичности проявления качества. 2 балла означают низкий уровень воспитанности, что соответствует недостаточному проявлению этого качества личности.

Оценочная шкала воспитанности

Более глубокое понимание оценки уровня воспитанности требует подробного изучения балльной системы анализа. Характеристика школьников по критерию воспитанности проводится соответственно следующей системе:

  • 5 баллов. Высокий уровень воспитанности. Проявление выражается в поддержке педагога и сотрудничестве с ним во всех аспектах школьной деятельности. Ребенок такого уровня воспитанности положительно реагирует на предъявляемые к нему требования со стороны старших по возрасту, проявляет неподдельный интерес к обучению, интересуется общественной деятельностью.
  • 4 балла. Уровень воспитанности – выше среднего. Для этого уровня воспитанности характерно соответствие нравственных норм и моральных требований общества. Реакция на предъявляемые требования выборочная, готовность к сотрудничеству проявляется только при совпадении общих интересов. Школьники такого уровня склонны болезненно воспринимать замечания, часто не доводят начатое до завершения. Самовоспитание бессистемное, стихийное.
  • 3 балла. Средний уровень воспитанности школьника. Положительная реакция проявляется только на устойчивые требования, ученик стремится избегать контроля, стремления к помощи педагогу не наблюдается. У таких учащихся отсутствует понимание ценности образования как способ развития личностных качеств и возможностей. Личные интересы выносятся на первый план, уровень знаний школьной программы поверхностный.
  • 2 балла. Низкий уровень воспитанности. Такая низкая характеристика подразумевает необходимость уделять ученику особое внимание, как со стороны педагогов, так и в кругу семьи. Такие школьники равнодушны к общественной деятельности, не видят смысла в обучении и трудовой деятельности. Для них характерно систематическое неподчинение требованиям, навыки различных жизненных сфер носят поверхностный характер.

Тесты по уровню воспитанности разделяются на две ступени. На первом этапе тестирования проводится анкетирование родителей учащегося. Второй этап соответствует составлению диагностической карты личностного развития школьника. Фиксируются достижения, недостатки личности, специфические умения, увлечения, положение в коллективе, способность к выполнению поставленных задач, трудовая деятельность, степень самооценки. Для этих целей используются различные формы исследований, затрагивающие коллективную и индивидуальную сторону оценки личности.

В процессе анализа особое внимание обращено на проявление воспитания в оценках, поступках, суждениях и действиях учеников.

Цели наблюдения уровня воспитанности

Базовые цели, преследуемые процедурой мониторинга уровня воспитанности, выражаются в следующих аспектах:

  • Социализация ученика, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшение духовного и нравственного климата, сохранение традиций.
  • Создание необходимых условий для самореализации, развития личностных качеств.
  • Воспитание свободной, талантливой, социально активной личности человека с выраженной инициативностью, просвещенностью и культурным восприятием мира, проявляющего доброту, честность, милосердие, участие и сострадание в повседневной жизни.

Как и в любой другой деятельности, важность имеет итоговый результат, который удалось или не удалось достигнуть путем выполнения определенной последовательности действий. В случае с уровнем воспитанности личности, результат можно считать достигнутым если:

  • Произошло формирование личности способной активно самовыражаться, и принимать участие в общественной жизни.
  • Реализовалось чувство ответственного отношения, чувство нравственности, гражданственности и гуманизма.
  • Ученик самостоятельно осознает трудовые, учебные и общественные обязанности.

Чтобы сформировать высокий уровень воспитанности школьника необходимо применять разнообразные методы определения степень развитости этого качества. Такой подход позволит провести полноценный анализ и сформировать комплекс мер по устранению погрешностей развития личностных качеств. Наилучшим методом анализа воспитанности считается наблюдение за поступками, действиями, отношениями внутри коллектива.

Помимо прочего, считается нецелесообразным устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса. Разработку следует проводить с учетом целей и задач проводимой работы. Критерии должны служить инструментом самоанализа, самооценки школьников, педагогов, родителей, быть конкретными, доступными и понятными для всех участников процесса.

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.

Основная цель мониторинга — выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.

1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;

2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;

3. Получить информацию о результативности работы педагога –воспитателя;

4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.

Благодаря данной программе педагог эффективно выстраивает воспитательный процесс в школе: планирует, проектирует, организует, отслеживает результаты воспитательной работы, вносит коррективы. У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.

Программа позволяет объективно оценить воспитывающий потенциал воспитательных программ школы, определить наиболее эффективные педагогические средства, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося, косвенно стимулировать педагогов к внедрению инноваций в воспитательный процесс.

Программа подразделяется на два блока:

1. Изучение уровня воспитанности учащихся.

2. Выявление воспитывающего потенциала училища.

Для двух блоков используются одинаковые методики. Каждая методика показывает уровень воспитанности учащегося по отдельному параметру, анализ результатов всех методик дает представление о воспитывающем потенциале школы.

Предполагаемая результативность программы:

1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт ), о результатах процесса воспитания.

2. Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности.

3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося.

4. Выявление воспитывающего потенциала воспитательных программ школы.

5. Оценка результативности воспитательных программ школы.

6. Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.

7. Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы школы.

8. Актуализация психолого –педагогической поддержки воспитанника.

В программу мониторинга уровня воспитанности учащихся предлагается включить несколько видов методик:

Оценка уровня воспитанности учащихся (Приложение №1)

Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников (Приложение №2)

Методика для изучения социализированности личности воспитанника (Приложение №4)

Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в школе (Приложение №5)

Методика изучения эффективности воспитательных средств (Приложение №6)

При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного воспитанника хранится в течение всего срока обучения.

Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива.

По результатам мониторинга классный руководитель может наблюдать, в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед. Диагностику классного коллектива необходимо проводить минимально 2 раза в год – в начале и в конце учебного года.

Адаптированными показателями качества воспитания могут быть:

1. Социальный рейтинг образовательного учреждения.

2. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг.

3. Инновационные процессы в учебно-воспитательном компоненте.

4. Включенность личности подростка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума).

5. Включенность личности подростка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых).

6. Включенность родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально-ценностные игры, праздники, совместные виды деятельности).

7. Включенность шефствующих предприятий, государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процесс воспитания.

8. Социально-негативные явления в подростковой среде.

9. Показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей.

Среди воспитанников школы проводится диагностика уровня воспитанности с минимальной периодичностью один раз в полугодие. В диагностическую программу изучения воспитанности обучающихся входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств.

Для каждого из них раскрыты основные проявления: отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе по следующим критериям:

2) манера общения, речь;

3) отношения с учителями и воспитателями;

4) отношения с воспитанниками;

5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений);

6) отношение к школьному имуществу, труду других;

7) особенности поведения;

8) отношение к своим поступкам;

9) отношение к педагогическим воздействиям.

По диагностической программе каждый воспитанник оценивается по 3-балльной шкале по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности (ярко проявляется — 3 балла; средний уровень проявления — 2 балла; не проявляется — 0 баллов).

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

- Изучение опыта и литературы

- Систематизация полученных данных

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.

Оценка воспитанности школьника

Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:

  1. Поведение ребенка в семье:
  • степень интереса к делам и проблемам семьи;
  • вежливое обращение по отношению к членам семьи;
  • реакция на замечания в семье;
  • проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
  • проявление заботы о младших членах семьи;
  • выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
  • внимательность в процессе учебной деятельности;
  • старательность при выполнении домашних заданий;
  • трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
  • проявление ответственности при выполнении общественных дел;
  • бережное отношение к материальным средствам обучения;
  • адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
  • соблюдение дисциплины на переменах.
  • вежливое и уважительное общение со старшими;
  • выполнение поручений и просьб старших;
  • оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • активное участие в коллективной деятельности;
  • готовность к бескорыстной помощи;
  • стремление не подвести членов коллектива;
  • стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
  • соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
  • бережное отношение к природе.
  • соблюдение личной гигиены;
  • аккуратность и бережливость к личным вещам;
  • самокритичность;
  • выполнение режима дня;
  • правдивость, честность, принципиальность.

Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.

Готовые работы на аналогичную тему

Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.

Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.

При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.

Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.

В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.

В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.

Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.

Задачи мониторинга уровня воспитанности

Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:

  • социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
  • создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
  • воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.

В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:

  • сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
  • воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
  • школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.

Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.

Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.

Читайте также: