Кто утверждает план работы психолога в школе
Обновлено: 07.07.2024
На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Документы, которые необходимы психологу для работы в 2018/19 учебном году
Документы, которые необходимы психологу для работы в 2018/19 учебном году |
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики) |
В статье - рекомендации, какие документы оформлять в течение учебного года. Воспользуйтесь образцами плана, циклограммы, представления педагога-психолога на ребенка и журнала индивидуальных консультаций. Проверить перечень документов в кабинете поможет новый чек-лист. Какие документы должны быть в кабинетеВсе документы разделите на два основных перечня: нормативные правовые и текущие. В первый перечень включите федеральные, региональные, муниципальные нормативные правовые документы. Их можно не распечатывать, а хранить в электронном виде. Что включить в организационные документыЧто входит в документы по работе с участниками образовательных отношенийДокументы этой группы содержат персональные данные учеников и их родителей. Поэтому храните такие документы конфиденциально: в закрытом шкафу или на компьютере в папках с паролем. Документы вы можете предъявить после официального запроса и разрешения руководителя ОО сотрудникам полиции, прокуратуры, опеки, медицинским работникам. Личные карты учащихся. ЧЕК-ЛИСТ Для педагога-психологаДокументы для работы в 2018/19 учебном году Нормативные правовые документы. Хранить открыто Организационные документы педагога-психолога. Хранить открыто □ Должностная инструкция Текущие документы по работе с участниками образовательных отношений. Хранить конфиденциально Обрацец годового плана на на I полугодие 2018/19 учебного годаСмирновой Ирины Николаевны на I полугодие 2018/19 учебного года ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании нормативных документов: - приказа Минобразования России от 22.10.1999 636. "Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"; - письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)"; - письма ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования". - Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н. - Должностная инструкция педагога-психолога РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде. 1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога - психолога подтверждается документом высшего учебного заведения. 1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы. 1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков. 1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы. В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития. 2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства. 2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения. 2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социально-неблагополучной среде. 2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия. 2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей. 2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды. Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Данное направление деятельности включает в себя: - социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционно-развивающих воздействий и т.п.); - социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.). 2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей; Данное направление деятельности включает в себя: - психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации); - психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей)); - психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей); - психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач); - психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития); - участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета Профилактики, ППМС школы, службы Примерения. 2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства. РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий. Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК, ПМПк и ППМС. 3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения и выбора программы для личностного развития. На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения. 3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут. 3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются. РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. 4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации. 4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников. 4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи. 4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей). 4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем. 4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников. 4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы. 4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Педагог-психолог имеет право: 4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы. 4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы. 4.2.3. Повышать квалификацию. 4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации. 4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы. 4.3.3. Режим (расписание) работы. 4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1):
4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы) 4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2) 4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов. (Приложение 3) 4.3.8. Психологические характеристики детей. 4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год 4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод, обучающихся во время их проведения. 4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Документы включенный в пакет учетно-отчетной документации педагога-психолога: 1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма N1); КОМПЛЕКТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СОДЕРЖАНИЕ:
Пакет документации педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую. Нормативные документы— это документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Сюда входит большое количество федеральных, региональных и локальных актов. Основные нормативные документы вы легко можете найти в сети. Однако иметь распечатанными все документы сложно, так как их очень много. На мой взгляд, в отдельной папке вы должны иметь как минимум следующие документы: Организационно-методическиеК организационно-методической документации относятся: график работы, годовой план, журнал, бланки, справки, отчет о проделанной работе за год и т.д. Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для проверок. График работы педагога-психологаГодовой план работыПлан работы педагога-психолога разрабатывается на учебный год. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на месяц, квартал или на учебную четверть, на год.
Обратите внимание на 3 колонку План является именным документов конкретного специалиста, то есть конкретного педагога-психолога. Соответственно, ответственный здесь только один человек — сам психолог и никто другой. Данная графа не нужна в плане.
Согласованный план в 2-х экземплярах утверждается у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится у педагога-психолога. Рабочий журнал педагога-психологаРабочий журнал педагога-психолога в ОУ является основным рабочим документом специалиста. В нем фиксируются все виды деятельности педагога-психолога. На сегодняшний день в Воронежской области является обязательным ведение рабочего журнала в электронном формате. Такой журнал представляет из себя документ в формате Excel, при его заполнении автоматически формируется статистический отчет за год. Электронную версию рабочего журнала можно скачать здесь. Бланки бумажной версии рабочего журнала здесь.
СпециальныеЭто документы для служебного пользования. Сюда входят: психологическое заключение, протоколы диагностических обследований, журнал консультаций и т.д. Эти виды документов являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится в сейфе или закрытом шкафу. На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим. Журнал консультаций
С кем проводится работа При составлении годового плана работы психолога нужно руководствоваться следующим алгоритмом:
Существует несколько вариантов оформления годового плана работы психолога школы: С кем проводится работа Развивающая работа Занятия в классном коллективе Младшая школа 1-е классы Выступление на родительском собрании Мониторинг адаптации в школьной среде. Углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школе. Участие в заседании ПМПК по проблеме школьной дезадаптации первоклассников. Представление результатов углубленной психологической диагностики дезадаптированных учащихся, разработка и согласование психолого-педагогической программы развивающей работы. В любом случае, оформляя годовой план работы психолога школы необходимо соблюдать принцип системности работы, т.е. виды проводимых работ должны иметь единую цель, быть логически связаны между собой и соотнесены с закономерностями психического развития и актуального состояния учащихся. К примеру, эффективность занятий по развитию когнитивной сферы у учащихся 10-11 классов будет минимальной, равно как и занятия по программам профессиональной ориентации с учениками младшей школы. Виды деятельности педагога-психолога, которые должны быть отражены в годовом плане работы.
|