Кто утверждает план работы психолога в школе

Обновлено: 07.07.2024

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Документы, которые необходимы психологу для работы в 2018/19 учебном году

Документы, которые необходимы психологу для работы в 2018/19 учебном году
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

В статье - рекомендации, какие документы оформлять в течение учебного года. Воспользуйтесь образцами плана, циклограммы, представления педагога-психолога на ребенка и журнала индивидуальных консультаций. Проверить перечень документов в кабинете поможет новый чек-лист.


Используйте образцы плана и журналов, чтобы проверить, правильно ли вы их заполняете. Проконтролируйте перечень документов по новому чек-листу (в конце статьи).

Какие документы должны быть в кабинете

Все документы разделите на два основных перечня: нормативные правовые и текущие. В первый перечень включите федеральные, региональные, муниципальные нормативные правовые документы. Их можно не распечатывать, а хранить в электронном виде.
Еще включите в этот перечень локальные правовые акты образовательной организации (ОО), которые касаются непосредственно вашей работы. К примеру, это может быть Положение о создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Локальные акты лучше распечатать. На них должны быть подпись руководителя и печать ОО. Если родителям понадобится во время консультации какое-либо положение, то вы покажите локальный акт и объясните родителям школьников законность ваших действий.

Что включить в организационные документы

Что входит в документы по работе с участниками образовательных отношений

Документы этой группы содержат персональные данные учеников и их родителей. Поэтому храните такие документы конфиденциально: в закрытом шкафу или на компьютере в папках с паролем. Документы вы можете предъявить после официального запроса и разрешения руководителя ОО сотрудникам полиции, прокуратуры, опеки, медицинским работникам.
Заключение после психодиагностического обследования. Укажите причину исследования, план исследования, сроки проведения, применяемые методики. В конце пропишите результаты и рекомендации.
Журналы. Зафиксируйте вашу деятельность в журнале индивидуальных и групповых консультаций. Еще вам нужен журнал групповых форм работ, например семинаров, занятий, методических объединений, педсоветов, родительских собраний, классных часов.

Личные карты учащихся.
Карту заведите на каждого ребенка, когда он приходит в школу, и вносите в нее результаты диагностик. Сгруппируйте карты по классам в папках. Сохраняйте в личных картах все протоколы диагностик до момента выхода ученика из школы.
Программы. В программах есть персональные данные: описание ситуации развития и личности ребенка. Все индивидуальные профилактические и коррекционно-развивающие программы храните конфиденциально.
Представление на ребенка. Вы делаете его для родителей, которые решили обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию. Опишите трудности обучения, поведенческие и личностные особенности ребенка.
Протоколы ПМПк, советов профилактики. Храните в кабинете копии этих документов. Протоколы - это локальные акты школы, которые администрация хранит по номенклатуре дел ОО. Поэтому оригиналы находятся у администрации вашей школы.

ЧЕК-ЛИСТ Для педагога-психолога

Документы для работы в 2018/19 учебном году

Нормативные правовые документы. Хранить открыто

Организационные документы педагога-психолога. Хранить открыто

□ Должностная инструкция
□ План работы
□ Циклограмма
□ Аналитический отчет
□ Диагностический инструментарий

Текущие документы по работе с участниками образовательных отношений. Хранить конфиденциально


□ Психологическое заключение по проведенному психодиагностическому обследованию
□ Журнал индивидуальных консультаций
□ Журнал групповых форм работы
□ Журнал коррекционных форм работы
□ Личные карты учащихся. Индивидуальные профилактические
□ Коррекционно- развивающие программы
□ Представление педагога- психолога на ребенка
□ Протоколы ПМПК и ПМПк
□ Протоколы Советов профилактики

Обрацец годового плана на на I полугодие 2018/19 учебного года

Смирновой Ирины Николаевны на I полугодие 2018/19 учебного года
Цель деятельности: Оказание психолого-педагогической помощи образовательной организации в создании комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи деятельности:
1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС на всех уровнях общего образования.
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности в рамках подготовки учащихся 9 и 11-х классов к ГИА.
3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках жизненного самоопределения.
4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.
5. Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательных отношений.
6. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, детей с ОВЗ.

ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании нормативных документов:

- приказа Минобразования России от 22.10.1999 636. "Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)";

- письма ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования".

- Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н.

- Должностная инструкция педагога-психолога

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде.

1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога - психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.

1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы.

1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков.

1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы.

В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития.

2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения.

2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социально-неблагополучной среде.

2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия.

2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей.

2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.

Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Данное направление деятельности включает в себя:

- социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционно-развивающих воздействий и т.п.);

- социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).

2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей;

Данное направление деятельности включает в себя:

- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);

- психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей));

- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей);

- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);

- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета Профилактики, ППМС школы, службы Примерения.

2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства.

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах.

Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий.

Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК, ПМПк и ППМС.

3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения и выбора программы для личностного развития.

На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения.

3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут.

3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются.

РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.

4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации.

4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.

4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи.

4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей).

4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем.

4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников.

4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы.

4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог имеет право:

4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы.

4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы.

4.2.3. Повышать квалификацию.

4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы.

4.3.3. Режим (расписание) работы.

4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1):

  • Журнал консультаций;
  • Журнал психодиагностики;
  • Журнал коррекционно – развивающей работы (групповой);
  • Журнал экспертной работы;
  • Журнал просветительской работы.
  • Журнал организационно – методической работы

4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы)

4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2)

4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов. (Приложение 3)

4.3.8. Психологические характеристики детей.

4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод, обучающихся во время их проведения.

4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Зардарян Л.Л.
На основе нормативных актов, регулирующих деятельность педагогов — психологов в системе образования РФ и Ставропольского края, инициативной группой был разработан, обсужден на краевом совещании руководителей региональных служб практической психологии (апрель 2004 г) и утвержден приказом Министерства образования Ставропольского края пакет форм учетно-отчетной документации психолога в системе образования.

Документы включенный в пакет учетно-отчетной документации педагога-психолога:

1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма N1);
2. Журнал групповых исследований(Форма N 2);
3. Журнал учета индивидуальных форм работы ( Форма N 3);
4. Журнал учета групповых форм работы ( Форма N 4 );
5. Карта ребенка ( Форма N5 );
6. Недельная циклограмма (форма №6)
7. Требования к составлению или разработке программ (Форма №7)
8. Формы статистического и аналитического отчетов (Форма №8)

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОМПЛЕКТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Автор: Абакирова Т.П., Водолазская Л.К., Кулевцова Т.И., Плеханова Н.Н., Шихваргер Ю.В.
Издательство: Центр службы практической психологии образования Новосибирской области
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.
В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация. Данная документация утверждена решением Координационного совета Службы практической психологии образования Новосибирской области.
Сборник «Комплект рабочей документации педагога-психолога«, обеспечивающей деятельность педагога-психолога предназначен для работников органов управления образованием, педагогов-психологов и специалистов образовательных учреждений всех видов.

СОДЕРЖАНИЕ:
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
1. Принципы
2. Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная)
2. План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), рабочую неделю (Форма № 2 А)
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
Диагностика (А);
Консультирование (Б);
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
Просветительская работа (Д);
Организационно-методическая работа (Е);
Экспертная работа (Ж).
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная)
6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная)
7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная)
8. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО)
9. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная)
10. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная)
11. Требования к авторским программам (Форма № 10)
12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований
13. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12)
14. Выписка из медицинской карты (Форма № 13)
15. Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14)
16. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15)
17. Формы документации по созданию и организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательного учреждения (Формы № 16 — 21)
18. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (Форма № 22)

Когда я пришла работать школьным психологом, я терялась в документах и все свое время тратила на их оформление. На работу с детьми времени практически не оставалось. За годы работы в школе накопилось достаточно материала и опыта, чтобы поделиться ими с другими.

В данной статье рассказываю о том, какие документы должны быть у педагога-психолога СОШ.

Пакет документации педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.

Нормативные документы

— это документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.

Сюда входит большое количество федеральных, региональных и локальных актов. Основные нормативные документы вы легко можете найти в сети. Однако иметь распечатанными все документы сложно, так как их очень много. На мой взгляд, в отдельной папке вы должны иметь как минимум следующие документы:

Организационно-методические

К организационно-методической документации относятся: график работы, годовой план, журнал, бланки, справки, отчет о проделанной работе за год и т.д. Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для проверок.

График работы педагога-психолога

Годовой план работы

План работы педагога-психолога разрабатывается на учебный год. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на месяц, квартал или на учебную четверть, на год.

Настоятельно не рекомендую использовать чужой план в своей работе без корректировки! Не пожалейте времени, прочитайте план и скорректируйте его. Вносите в план только те мероприятия, которые вы действительно проводите. Например, если у вас в школе нет ППк (психолого-педагогической комиссии) уберите из плана эти пункты. Если вы не проводите какую-либо диагностику из прописанных в плане — не пишите ее. Все отчеты и записи в журнале должны соответствовать тому, что вы включили в свой план.

Обратите внимание на 3 колонку

План является именным документов конкретного специалиста, то есть конкретного педагога-психолога. Соответственно, ответственный здесь только один человек — сам психолог и никто другой. Данная графа не нужна в плане.

Многие школьные психологи делают отдельные программы по каждому направлению: программа по профилактике суицидального поведения, программа по профилактике употребления ПАВ и т.д. Я в своей работе избегаю использовать большое количество программ, чтобы не увеличивать объем работы. Каждая такая программа должна быть составлена, утверждена и проведена. На практике провести все мероприятия, предусмотренные программой невозможно. Поэтому я просто включаю работу по данным направлениям в общий план работы. Программы составляю только те, которые действительно реализую.

Согласованный план в 2-х экземплярах утверждается у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится у педагога-психолога.

Рабочий журнал педагога-психолога

Рабочий журнал педагога-психолога в ОУ является основным рабочим документом специалиста. В нем фиксируются все виды деятельности педагога-психолога. На сегодняшний день в Воронежской области является обязательным ведение рабочего журнала в электронном формате.

Такой журнал представляет из себя документ в формате Excel, при его заполнении автоматически формируется статистический отчет за год. Электронную версию рабочего журнала можно скачать здесь. Бланки бумажной версии рабочего журнала здесь.

В условиях постоянной нехватки времени вовремя заполнять электронный журнал крайне неудобно. Поэтому я в своей работе продолжаю вести бумажный журнал и 1 раз в месяц переношу из него данные в электронный. Это позволяет вовремя вносить записи о проделанной работе. Бланки, которые я использую, адаптированы мною для удобства и отличаются от представленных здесь. Вы можете пользоваться ими, скачав их в полном комплекте документов психолога, или использовать представленные выше.

Специальные

Это документы для служебного пользования. Сюда входят: психологическое заключение, протоколы диагностических обследований, журнал консультаций и т.д. Эти виды документов являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится в сейфе или закрытом шкафу. На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.

Журнал консультаций

Если к вам в кабинет зашел учитель и попросил вашу рекомендацию по поводу какого-либо ученика, то это тоже считается консультацией, данной в устной форме. Вы можете попросить педагога расписаться в журнале консультаций. Как правило, коллеги не отказывают. А для вас это важный момент. Бывает так, что при составлении годового отчета консультаций педагогов в журнале нет вообще. Получается, что этот вид работы вы не выполняли, хотя он выполняется в любом случае в устной форме, когда вы общаетесь с учителями.

С кем проводится работа

При составлении годового плана работы психолога нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

  • На основании аналитического отчета за текущий учебный год, определить цель и задачи работы школьного психолога на следующий учебный год, составить план мероприятий , направленных на решение выявленных проблем, приблизительно распределить их по датам (месяцам) и количеству времени, необходимому для их проведения (сентябрь — декабрь).
  • Черновой план мероприятий согласовать с заместителями директора по учебной и социальной работе, для включения их в учебно-воспитательный план образовательного учреждения.
  • Скорректировать план с учетом предложений и замечаний администрации школы.
  • Согласовать план работы с методистами-психологами в методическом центре.
  • Согласованный план в 2-х экземплярах утвердить у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится в папке документов педагога-психолога.

Существует несколько вариантов оформления годового плана работы психолога школы:

С кем проводится работа

Развивающая работа

Занятия в классном коллективе

Младшая школа

1-е классы

Выступление на родительском собрании

Мониторинг адаптации в школьной среде.

Углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Участие в заседании ПМПК по проблеме школьной дезадаптации первоклассников.

Представление результатов углубленной психологической диагностики дезадаптированных учащихся, разработка и согласование психолого-педагогической программы развивающей работы.

В любом случае, оформляя годовой план работы психолога школы необходимо соблюдать принцип системности работы, т.е. виды проводимых работ должны иметь единую цель, быть логически связаны между собой и соотнесены с закономерностями психического развития и актуального состояния учащихся.

К примеру, эффективность занятий по развитию когнитивной сферы у учащихся 10-11 классов будет минимальной, равно как и занятия по программам профессиональной ориентации с учениками младшей школы.

Виды деятельности педагога-психолога, которые должны быть отражены в годовом плане работы.

  • Диагностическая работа .
    • При планировании диагностической работы необходимо указать цель диагностической процедуры, возраст обследуемых (класс), полное название используемых методик с указанием авторов.
    • Все результаты диагностики должны быть использованы (иметь свое продолжение) в системе развивающей работы.
    • Диагностика не должна быть основным видом работы в деятельности школьного психолога.
    • Диагностическая и развивающая работа должна планироваться с учетом особенностей и закономерностей психического развития школьников и быть направлена на исследование тех сфер, к развитию которых учащиеся сензитивны в текущий момент времени.

    В качестве оптимального варианта, диагностическую работу можно рекомендовать в критичные школьные периоды:

    • обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
    • обследование пятиклассников на этапе адаптации всреднем звене;
    • Профориентационная диагностика старшеклассников.
    • Система развивающей работы .
      • Цели и задачи занятий (что развиваем, с кем проводим).
      • Вид занятий (групповые или индивидуальные).
      • Название используемой программы с указанием автора.
      • Время проведения (например: сентябрь — декабрь).

      В систему развивающей работы в обязательном порядке должны входить программы по предпрофильной подготовки учащихся.

      Указываются субъекты консультационной практики (учащиеся, педагоги, администрация, родители).

      Круг запросов на консультацию у школьного психолога ограничивается проблемами связанными с:

      • обучением
      • воспитанием
      • поведением (эмоциональными проблемами)
      • адаптацией
      • детско-родительскими отношениями (ровно столько, насколько это имеет отношение к поведению и успеваемости учащегося в школе)
      • профессиональной ориентацией
      • зависимостями
      • определением дальнейшего образовательного маршрута
      • Психологическое просвещение.

      Включает в себя выступления на родительских собраниях, педагогических советах, просветительские и профилактические семинары, беседы, лектории для учащихся, родителей и педагогов.

      Указывается тема просветительского мероприятия, форма и ориентировочное время проведения.

      С кем проводится работа

      Психологическое просвещение.

      Выступление на родительских собраниях.

      Родители учеников 1-х классов

      Доклад на педагогическом совете.

      Тематические дискуссии с учащимися, приуроченные к майским праздникам

      8 – 11 классы по параллелям.

      Читайте также: