Кто учит нас играть по правилам кратко

Обновлено: 08.07.2024

Учитель Габелюк В.И. УГДД 5 класс 17.02.2021.

Слайд 2

Школа – это один из главных социализаторов человека. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передаёт молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.

Слайд 3

Школьный класс имеет основную цель, заданную обществом. Такой целью для школьного класса выступают цели образования и воспитания – получение определённых знаний, усвоение умений, навыков, способов деятельности, совокупности моральных норм и социально одобряемых принципов поведения.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки.

Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер-гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен-ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со-гласии, а не на зависимости.

Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности.

Долгое время в школьном образовании господствовало от-ношение к ученику лишь как к объекту педагогического

воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важнейшая задача школы.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­гласии, а не на зависимости.

Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­воению.

Долгое время в школьном образовании господствовало от­ношение к ученику лишь как к объекту педагогического

воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­сы и возможности — важнейшая задача школы.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Однако большинство людей стремится органично впи­саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает

к школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­янным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­дит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации могут служить успеш­ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­кая удовлетворенность социальной средой.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ми и ценностями.

Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Ка­кой тип адаптации преобладает у вас?

НВ Основные понятия:социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины:авторитет, престиж, манипуляция.

1) Что такое социальный статус личности и чем он опре­деляется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-

туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его ста­тусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Ка­кую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключа­ется процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социа­лизации личности? 10) Какое влияние на социальное ста­новление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро­
левого конфликта.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се­
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест­
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен­
ностям и нормам? Укажите их.

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци­
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со­
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен­
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?

7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современ­
ной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять
функцию социализации детей может лишь та семья, в ко­
торой мужские и женские роли строго распределены. Дру­
гие утверждают, что любую работу, связанную с воспитани­
ем детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902—1979).

Социализация ребенка

Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует за­метить, что этот термин употребляется здесь в более широ­ком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка — это только наиболее драматиче­ский момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.

Однако есть причина для того, чтобы выделять социали­зацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в не­которых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоре­нившиеся — это модели ценностной ориентации, и совер­шенно очевидно, что они лежат в основе всего, закла­дываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориен­тации. как нечто, называемое иногда базисной структурой личности.

То, что иногда называют варварским вторжением в раз­витие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определя­ющим положение ребенка, является обучение моделям по­ведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, — через это он проходит на разных стадиях своего раз­вития. Но по мере приобретения все новых и новых стан­дартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, ко­торые еще не усвоены.

Парсонс Т. О социальных системах. —М., 2002. —С. 310—311.

§ 5. Социальные ценности и нормы

Духовные регуляторы социальной жизни разнообразны. Они могут выступать в форме ценностных ориентации, иде­алов, норм и принципов поведения. Все формы взаимосвя­заны и образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Именно цен­ности определяют стратегическую направленность деятель­ности человека и общества. Когда ценности воплощаются в определенные правила, регуляция обретает форму конкрет­ной нормы поведения, деятельности.

Ценности и нормы изучаются различными науками. Ве­дущая роль в их исследовании принадлежит философии и этике, а также юридической науке. Существует особое фи­лософское учение о ценностях — аксиология.

Социология обращается к ценностям прежде всего как к фактору, играющему определенную роль в регуляции соци­альных взаимодействий, как к элементу культуры, который служит основой ценностно-нормативной системы социаль­ной регуляции.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему семья учит нас играть по правилам. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Семья Главными воспитателями ребенка в малой семьи, конечно, есть родители. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус.

В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически в течение всей ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны.

Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут подвергаться насилию, нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми. Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут подвергаться насилию, нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми.

В подростковом возрасте влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости. В подростковом возрасте влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.

Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблема: как СМИ влияют на социализацию личности? Цель: выяснить степень вл.

Проблема: как СМИ влияют на социализацию личности? Цель: выяснить степень влияния СМИ на сознание индивида и его социализацию в обществе. Задачи: 1. С помощью информации из сети интернет понять, как СМИ влияют на социализацию личности. 2. Определить положительные и отрицательные стороны влияния СМИ.

Введение. В современном мире с появлением средств массовой информации чрезвы.

Введение. В современном мире с появлением средств массовой информации чрезвычайно возросла роль технических средств информации: печати, радио, кинематографа, телевидения, компьютеров (особенно в связи с созданием глобальной сети Интернет). Эти средства, обращенные к многомиллионной аудитории, все больше приобретают планетарный характер, дают огромное количество информации, которая часто потребляется пользователем неосознанно, но выливается в сильнейшее средство воздействия на человека.

Что такое социализация? Социализация - процесс становления личности путем ус.

Что такое социализация? Социализация - процесс становления личности путем усвоения основного комплекса духовных ценностей, выработанных человечествам; в более конкретном смысле усвоение человеком комплекса идей, ценностей, норм и т.д., свойственных данному обществу. Процесс социализации начинается с момента появления на свет и продолжается на протяжении всей жизни, поскольку на протяжении жизни человек осваивает новые социальные роли и входит в новые социальные группы.

Как СМИ влияют на личность? Как агент социализации СМИ выполняют ряд социал.

Как СМИ влияют на личность? Как агент социализации СМИ выполняют ряд социальных функций, оказывающих влияние как на общество в целом, так и на отдельную личность. Во-первых, это рекреативная функция, определяющая досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное); Во-вторых, это релаксационная функция - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении. В-третьих, информационно - познавательная. Печать, телевидение, радио, кино, интернет и другие средства массовой информации ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. В- четвертых, нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются и распространяются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором поведения людей.

В-пятых, это интегративная функция. Средства массовой информации объединяют м.

В-пятых, это интегративная функция. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, способствуют формированию социальной идентичности на основе владения массовой информацией.

В-шестых, это развлекательно- компенсаторная функция. Отдых перед телеэкраном.

В-шестых, это развлекательно- компенсаторная функция. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо значима для подросткового и юношеского возраста.

Положительные стороны влияния СМИ на подростков: СМИ помогает развить пониман.

Положительные стороны влияния СМИ на подростков: СМИ помогает развить понимание. Большинство подростков живут закрытой жизнью. Но под воздействием различных СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире. Способствуют развитию социальных навыков. Многие подростки являются неловкими в социуме. СМИ дает им возможность развивать свои социальные навыки. Это также дает им возможность расширить свой круг общения и приобрести новых друзей. Вдохновляет их. С небольшим руководством, подростки могут использовать кино в качестве вдохновения. Помогают развить моторику. Существуют некоторые видеоигры, которые могут помочь подросткам развивать и корректировать свои двигательные навыки и координацию. Помогают развивать навыки чтения и письма. Когда знаменитость рассказывает о своей любимой книге, подросток может прочитать ее. Не говоря уже о том, что если подросток хочет принимать активное участие в блогах, чатах и так далее, то он должен улучшать свои навыки письма и чтения.

Отрицательные стороны влияния СМИ на подростков. Искаженный образ тела. Сегод.

Отрицательные стороны влияния СМИ на подростков. Искаженный образ тела. Сегодня мир полон идеальных людей. С идеальной кожей, телом и волосами. Благодаря фотошопу эталон красоты стал практически невозможен. И эти образы повсюду. Это привело к искажению образа тела среди подростков. Анорексия и булимия – это и есть последствия подобных изменений во взглядах и мнениях. Ожирение. Скорее всего, ваш подросток проводит большую часть своего времени перед телевизором и компьютером. Игры на улице стали редкостью. Добавьте к этому привычное многим плохое питание, и вы получаете настоящую эпидемию ожирения. Низкий балл в школе. Подростки, которые смотрят слишком много телевидения, показывают более низкие результаты на экзаменах. Кроме того, такие подростки плохо читают. Исследования показывают, что люди с высокими баллами на экзаменах меньше смотрели телевизор в детстве и подростковом возрасте.

Вывод Важным аспектом, влияющим на социализацию личности, является информаци.

Читайте также: