Кто такой врубель кратко

Обновлено: 05.07.2024

17 марта 2021 года знаменательная дата — 165 лет со дня рождения выдающегося отечественного художника XIX века Михаила Александровича Врубеля. Кто он? Гений, пытавшийся познать истины мироздания, или безумец, одержимый демоном? Творения художника и по сей день вызывают вопросы и противоречивые чувства, от восхищения до недоумения.

Семья и детские годы

Семейство Врубелей берет истоки от российского дворянского рода польского происхождения (от польского слова wrobel — воробей). Будущий отец художника, Александр Михайлович, строевой офицер, участник Кавказской кампании и Крымской войны, женился на дочери астраханского губернатора, Анне Григорьевне Басаргиной.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта (по старому стилю 5 марта) 1856 года вторым ребенком (всего в семье было 4 детей) в Омске, где служил отец.

В три года Михаил пережил большую трагедию: умерла его мать от чахотки. Сам же ребенок имел слабое здоровье.

После смерти супруги, Александр Михайлович с детьми переехал в Астрахань, где спустя 4 года женился повторно на талантливой пианистке Елизавете Христиановне Вессель.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 1

Семейство Врубелей в 1863 году. Слева — Елизавета Христиановна Вессель-Врубель

У Михаила родители заметили творческие наклонности, и во время проживания в Петербурге, отец водил восьмилетнего сына в рисовальные классы Общества поощрения художников. Через год семья переехала в Саратов, и уже здесь начинающий художник брал частные уроки у учителя Саратовской гимназии Андрея Сергеевича Година.

В 1870 году Александр Михайлович получил должность гарнизонного судьи в Одессе, куда Врубели и отправились. Там юный Михаил закончил с отличием Ришельевскую гимназию.

Несмотря на способности в живописи, Михаил Врубель по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Работа гувернером на начальных курсах помогла Михаилу совершить поездку по Европе с семьей, где и работал. Во время путешествия он делал зарисовки местных видов Швейцарии, Франции, Германии, а также создавал иллюстрации совместно прочитанных книг для своих воспитанников.

На юрфаке Врубель отличался как ленивый студент с отсутствием интереса к юриспруденции, но при этом он особенно философией, изучением истории и языков.

Михаил Александрович постоянно посещал Эрмитаж, где делал множество зарисовок и заводил знакомства с выпускниками Академии художеств. Он делился с ними своими работами, брал советы по улучшению мастерства, что привело к окончательному осознанию своего призвания.

После окончания в университете нужно было отдать воинскую повинность, и уже в 1880 году Михаил Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств.

Начало творческого пути

Обучение в Академии воодушевляло Михаила, и его художественные порывы начали проявляться в полной мере. Обучаясь у таких выдающихся художников, как профессор П.П. Чистяков, И.Е. Репин, Врубель работал по двадцать часов в день и уже вырабатывал свой собственный стиль живописи.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 2

Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883

Врубель вскоре стал считаться одним из лучших студентов Академии. Именно поэтому Чистяков посоветовал А.В. Прахову его для реставрации церкви Кирилловского монастыря под Киевом.

Реставрация и храмовая роспись

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 3

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Но на пути художника появились первые неудачи.

Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887

После долгой изнуряющей работы Врубель пришел к выводу, что он устал от религиозных сюжетов и оставил данную работу. Творческие неудачи и увлечение спиртным и женщинами усугубило положение.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 5

Ангел с кадилом и свечей. 1887

Знакомство с меценатом Саввой Мамонтовым, обожавшим талантливых людей, в 1889 году позволило Врубелю решить финансовые вопросы и продолжить свою работу. Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 6

Демон сидящий. 1890

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 7

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 8

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 9

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 10

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 11

5 марта 1896 года академик А. Н. Бенуа сообщил руководству Академии художеств, что во вверенном ему павильоне ведутся несогласованные работы, и потребовал от Врубеля эскизы предполагаемых панно.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 12

Принцесса Грёза. 1896

В 1896 году Михаил Александрович познакомился со своей будущей женой, Надеждой Ивановной Забелой, увидев ее на сцене Панаевского театра в Петербурге. Через несколько месяцев после скандала на Нижегородской выставке влюбленные уехали в Женеву и там поженились, вопреки неодобрению родителей невесты (смущала разница в возрасте — художнику на тот момент было 40 лет, Надежде Ивановне — 28, и сомнительная репутация Михаила Александровича).

Женитьба на актрисе и любовь к театру стали толчком для создания работ, посвященных любимой жене, музыкальным и литературным произведениям.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 13

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 14

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 15

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 16

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 17

Демон поверженный. 1902

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 18

Портрет сына художника. 1902

Смерть сына. Второй кризис

Клиника Усольцева. Реабилитация

Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 19

Жемчужная раковина, 1904

В феврале 1905 года симптомы психоза вернулись к Врубелю. Надежда Ивановна вызвала из Москвы Усольцева, который приехал за своим пациентом. Михаил Александрович всё понимал и не противился. Накануне отъезда в Москву, 6 марта, стал прощаться с друзьями и родными, посетил П. П. Чистякова в Академии художеств и Панаевский театр, в котором впервые увидел свою жену.

Последняя творческая активность

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 20

Видение пророка Иезекииля. Последняя картина Врубеля. 1906

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 21

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Через несколько дней он полностью ослеп.

Михаил Врубель трагедия гения, фото № 22

В. Серов. Портрет Врубеля. Начат с натуры в 1906 году в клинике Усольцева, опубликован в 1907 году.

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Иногда наступали просветления, и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Врубель Михаил Александрович

Врубелю Михаилу Александровичу довелось родиться в северной российской провинции – городе Омске. 17 марта 1856 года будущий художник появился на свет в семье военного офицера Александра Михайловича, участника войн на Кавказе и в Крыму. Мать Анна Басаргина была дочерью астраханского губернатора.

Родители художника

За год до Михаила она родила дочь Анну. После появилось ещё двое детей, которые рано умерли. Безвременно из-за чахотки ушла из жизни и сама мать семейства. Михаилу тогда было 3 года. Он был слаб здоровьем, поздно научился ходить. Отец по службе перемещался в Астрахань, Харьков, Саратов, с ним следовали и его дети.

В 1863 году у них появилась мачеха: отец женился на Елизавете Вессель. Это была образованная женщина, окончившая консерваторию. Она посвятила себя приёмным детям. Благодаря её заботам, специальным диетам, режиму Михаил физически окреп. Отец к этому времени стал подполковником и командовал саратовским военным гарнизоном.

Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева

Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева

Этапы жизненного и творческого пути художника

Гимназия, университет, Академия художеств

С 1867 по 1870 годы Михаил учился в столичной гимназии № 5, так как семья переехала в Петербург. Отец был направлен на учёбу в Военно-юридическую академию. По окончании он получил назначение в Одесский гарнизон на должность судьи.

С сестрой Анной во время обучения в Гимназии

С сестрой Анной во время обучения в Гимназии

В годы 1870-1874 юноша продолжил обучение в одесской гимназии имени Ришелье и окончил её с золотой медалью. В гимназические годы его больше увлекали языки, литература, история, театр. Опыты в живописи занимали меньшую часть его досуга.

В 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет изучать юриспруденцию. Очевидно, выбранный факультет не соответствовал внутренним интересам молодого человека. На втором курсе ему пришлось учиться дважды. В результате он окончил в 1880 году университетский курс лишь в звании действительного студента.

Не стремясь постичь право, Врубель при этом увлёкся философией, а в живописи – литературной иллюстрацией. После университета нашёл источник заработка в репетиторстве. Решительный поворот к живописи зрел исподволь. Это было посещение бесплатных вечерних классов в Академии художеств, знакомство с её учениками.

С осени 1880 года Михаил, ускоренно отбыв воинскую повинность, стал вольнослушателем Петербургской академии художеств в мастерской профессора П.П. Чистякова. За академическую выучку, владение формой и способность мыслить независимо он всегда был благодарен своему учителю.

Врубель, Дервиз и Серов (1883)

Врубель, Дервиз и Серов (1883)

Занятия практикой и изучением церковной живописи

1884-1885 годы знаменовали начало важного этапа на пути к мастерству. Врубеля, как ученика П. Чистякова, пригласили поработать в Киеве на восстановлении церкви Св. Кирилла (12-й век) и фресок знаменитого собора. Руководил работами профессор А.В. Прахов. Это предложение было интересным и обещало заработок.

В течение 5 лет художник участвовал в реставрационных работах. В Софийском соборе он воссоздал фигуру ангела в куполе. В Кирилловской церкви сделал роспись стен, написал иконы для иконостаса, прорисовал 150 фигур для отделки. Объём выполненной работы огромен. В 1887 году были созданы эскизы для росписи Владимирского собора, но комиссия их отклонила.

Для изучения византийских канонов церковной живописи Врубель был отправлен в Италию. Полгода, проведённые там (ноябрь 1884 – апрель 1885 годов), много значили в эволюции художника. Его интересовали средневековые мозаики и витражи церквей раннего Возрождения в Венеции на острове Торчелло.

Они обогатили палитру и насытили колорит работ Михаила Врубеля. Это отразилось в трёх иконах, написанных в Венеции для Кирилловского храма, изображающих Св. Кирилла, Св. Афанасия и Христа Спасителя.

Тема Демона и жизненный кризис

Из Италии художник возвратился в Киев, в начале лета 1885 года уехал по приглашению в Одессу. Тогда он впервые заговорил об образе Демона со своим приятелем художником

В. Серовым. В душевном состоянии чувствовались надлом и безысходность. В личной жизни ещё до поездки в Италию образовался треугольник.

Он был необычен тем, что двумя его вершинами являлись супруги Праховы. Они оба побаивались экзальтированного выражения чувств Михаила. Художник показывал на груди шрамы от ножа. Серову объяснил, что резал себя из-за безответной любви к жене А. Прахова. Это было началом душевного разлада и болезни.

Переезд в Москву. Образ Демона находит воплощение

Новые увлечения: керамика, пейзажи по фотографии

Повод приехать в июле 1890 года к Савве Мамонтову в подмосковное Абрамцево был печальный. Супруги хоронили 22-летнего сына Андрея. Прибыв разделить их горе, Михаил Врубель остался в их имении надолго. В абрамцевских мастерских он увлёкся керамикой. Печные изразцы, майолика, мозаика, витражи – всё оказалось подвластно его таланту.

Михаил Александрович наконец перестал нуждаться. У него появились заказчики, ценители. Чувство стиля и времени сделало его незаменимым участником в решении вопросов создания театральных декораций, костюмов, скульптурных украшений, архитектурных проектов.

М. Врубель проявил себя экспериментатором с пластическими материалами. Все свои фантазии он реализовывал, на ходу обучаясь гончарному ремеслу. При его личном участии в мастерских Абрамцева возрождалось искусство майолики и начинался русский модерн.

В 1891 году художник стал консультантом Мамонтова, который вместе с супругой отправился в Италию. Эта поездка преследовала интересы гончарного дела. Оставшись на зиму в Риме, Врубель брался выполнить театральный заказ Саввы Ивановича – декорации к одному спектаклю и дизайн занавеса. Позже он создавал и эскизы театральных костюмов.

Попытки найти свою нишу в русском искусстве конца 19 века

Занимаясь храмовой росписью, иконой, керамикой, Врубель оставался неизвестным в мире светской культуры. Естественным было желание заявить о себе на языке портретной, пейзажной, жанровой живописи.

Третьей попыткой было участие в 1896 году в нижегородской выставке, приуроченной коронации Николая II. Савва Мамонтов, стремясь помочь другу, добился для него в павильоне места площадью 100 кв. м под заказ на два гигантских панно.

Возник конфликт с куратором выставочного павильона, была жалоба в Академию художеств. Прибывшая комиссия распорядилась вынести полотна из помещения. Они дописывались в другом месте. Мамонтов не привык отступать. Для завершённых работ был построен на его средства отдельный павильон М. Врубеля.

Кроме панно художник выставил и другие произведения. Но эта борьба за своё место в школе русской живописи принесла разочарование. Критика высмеяла его работы, сравнив Микулу Селяниновича с дядькой Черномором, а Грёзу обвинив в кривлянии. Пять разоблачительных статей написал Максим Горький.

Во время работы (1898)

Во время работы (1898)

Тень Демона в личной жизни

С Надеждой Забелой (1896)

С Надеждой Забелой (1896)

Репутация человека неуравновешенного, спускающего деньги, выпивающего заставила актрису задуматься. Но художник позже признавался, что покончил бы с собой в случае отказа. Денежные дела жениха были плачевны. Накануне свадьбы не было даже мелочи на извозчика. Первое время семья существовала на средства жены.

В реальной жизни под крышей их дома не было счастья. Врубель стал исступлённо работать по 14 часов в сутки, его раздражали все помехи. Родившийся в 1901 году ребёнок Савва заставил жену оставить театр. Все заботы о содержании семьи легли на плечи Михаила Александровича. Ощущение тупика истощало психику.

Михаил Врубель в начале 20 века

Михаил Врубель в начале 20 века

Болезнь и последний всплеск таланта

После двух лет лечения (1891-1893 годы) М. Врубель смог возвратиться домой, но семейная трагедия – смерть двухлетнего ребёнка Саввы, выбила почву из-под ног. Художник сам попросил вновь поместить его в больницу. На этот раз была лечебница в Риге, затем перевод в 1904 году в московскую клинику Ф.А. Усольцева, которая только что была создана.

Если в государственных учреждениях такого типа за палату платили 3 рубля в месяц, то в клинике Усольцева – 150, но это того стоило. Лечение оказалось действенным. Болезнь стала отступать, на смену пришла ремиссия. Судьба отпустила художнику ещё один короткий отрезок времени. Но за неполных два года, с лета 1904-го по февраль 1906-го, он успел многое.

Были созданы замечательные карандашные рисунки: зимние пейзажи, увиденные из окна больницы, портреты её работников и самого Усольцева. Врубель написал автопортрет и запечатлел на бумаге поэта В. Брюсова, который специально приезжал позировать. Эта работа написана в 1906 году и стала последней в творчестве художника.

Смерть, осмысление роли М. А. Врубеля в искусстве

В начале февраля 1906 года стало падать зрение и наступила полная слепота. Вплоть до кончины (14 апреля 1910 года) Врубель оставался больничным пациентом, в последнее время это была клиника Бари в Петербурге. Его постоянно навещали жена и сестра Анна. С ним гуляли, читали вслух Тургенева и Чехова, иногда устраивали концерты.

У бывшего художника бывали галлюцинации, он рассказывал о них. При этом сознавал своё бедственное положение и торопил уход из жизни: морил себя голодом, ночами простаивал перед открытой форточкой. Это закончилось воспалением и скоротечной чахоткой.

В медицинском свидетельстве указали причину смерти – прогрессивный паралич, что соответствовало официальному диагнозу. М.А. Врубелю было 54 года. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Фигура этого художника является настолько многогранной и неоднозначной, что и по сей день в искусствоведении не найдено место, которое полностью исчерпало бы его дарование. По сути, все направления 19-20 веков нашли преломление в творчестве мастера: и бесстрастный академизм, и возвышенный романтизм, и утончённый декадентский символизм.

Работы М.А. Врубеля входят в золотой фонд русской живописи. Его картины выставлены в музеях Киева, Омска, Одессы, в Третьяковской галерее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга.


Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Создавая портреты, миниатюры и другие работы, он неизменно возвращался к теме демонов.

В судьбе художника-модерниста Михаила Врубеля трагизма и мистики было не меньше, чем в его демонических картинах. Злой рок преследовал творца всюду: он познал несчастную любовь, перенес смерть единственного сына, стал заложником собственного помешательства рассудка и в конце концов остался слепым.

Сегодня полотна гения являются частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру.

Детство и юность

Родной город Врубеля – Омск. 5 марта 1856 года в семье офицера в отставке Александра Михайловича и Анны Григорьевны родился мальчик, которого было решено назвать Мишей. После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию.

Михаил Александрович Врубель

Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение.

Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.

Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским, который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен.

Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств.

Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены.

Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии.

Творчество

Михаил Александрович Врубель

В 1883 году Чистяков рекомендовал талантливого ученика профессору Прахову, который тогда работал в Киеве над восстановлением старинного Кирилловского храма. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.

Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель

Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке.

Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно. Попыток суицида Врубель не предпринимал, но умышленно выходил раздетым на мороз, чтобы приблизить конец.

Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Михаил Александрович Врубель (Mikhail Vrubel; родился 17 марта 1856 — умер 14 апреля 1910 гг.) — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скульптуры, декорации и костюмы для театра. Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах.

Биография Михаила Врубеля

Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет.

Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно.

Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви (г. Киев), тот посоветовал Михаила Врубеля.

Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы.

Эмоциональное напряжение приводит к психическому расстройству, и в 1902 год Михаил Врубель ложится в столичную больницу, где врачи диагностируют тяжелейший недуг. Через год состояние здоровья живописца улучшилось, и он переезжает в Киев. Но здесь происходит новое потрясение — умирает его сын. Михаил Александрович опять оказывается в клинике, где в недолгие часы просветления создает настоящие шедевры.

Прогрессирующая болезнь вызывает слепоту. Последние несколько лет жизни художник провел в Петербурге, в лечебнице для душевнобольных.

Слава пришла к Михаилу Врубелю, когда тот был уже тяжело болен. Ему присвоили почетное звание академика, а в 1906 году на выставке в Париже творчеству живописца отвели целый зал.

14 апреля 1910 года мастер умер. Он похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Самые известные картины Михаила Врубеля

Картины Михаила Александровича Врубеля поражают сочетанием мистицизма и страстности. Эти вольность и чувственность притягивали и, в то же время, пугали современников великого художника. Среди известных работ живописца нельзя не упомянуть следующие:

Ценители живописи пополняют свои коллекции на аукционах сайта Very Important Lot. Здесь всегда представлены работы современных живописцев и мастеров прошлого. Можно недорого купить картину любимого художника.

Читайте также: