Кто такой витрувий кратко

Обновлено: 03.07.2024

Повторное открытие идеальных с точки зрения математики пропорций тела людей произошло в 15 веке в трудах ученых Италии, в число последних входил Леонардо да Винчи.

Первое что бросается в глаза на картинке, имеющей размеры 24,5х 34,3 сантиметра, это то, что одна поза человека является вписанной в окружность, а вторая в квадрат. Эти фигуры выбраны неслучайно, еще в античном мире они считались идеальными с геометрической точки зрения. Получается, что окружность и квадрат лучше всего подходят для изображения пропорций человека.

Несложно заметить, что фигура с разведенными конечностями вписана в окружность. А вот обнаружить, что центром этой окружности является пуп мужчины - дело непростое. Когда ноги сведены, а руки разведены в стороны, человеческая фигура оказывается вписанной в квадрат. Точкой пересечения диагоналей этого квадрата является паховая область.

Установить кто послужил в качестве модели, когда Леонардо да Винчи рисовал своего Витрувианского человека так и не удалось, ведь сам художник и не собирался публиковать изображение, создав его "для себя" в одном из собственных дневников. Более того, специалисты в области искусства полагают, что, изображая человека, Леонардо отступил от его истинных размеров, поскольку целью ученого было нарисовать идеальные математические пропорции человеческого тела. Кстати, одной из версий искусствоведов является то, что на рисунке изображен автопортрет ученого.

В 2011 году исследование картинки, проведенное хирургом Королевского колледжа Лондона Хутаном Ашрафяном, дало совершенно неожиданные результаты. Если верить британскому ученому, то нарисованный на эскизе человек страдал от паховой грыжи. Это впоследствии и могло стать причиной смерти мужчины.

Полностью понять картину, созданную Леонардо да Винчи невозможно, если не прочитать заметки ученого о пропорциях, указанные книге Витрувия .

Рисунок сделан именно по его пропорциям, а архитектор их применял при строительстве собственных зданий.

Невооруженным взглядом несложно заметить, что многие выводы Ле Корбюзье основаны на трудах Витрувия и Леонардо да Винчи. Сам же модулор оказал большое влияние на архитектуру новейшего времени. Ле Корбюзье лично пользовался модулором для проектирования капеллы Роншан, многих зданий в Индии и иных строений.

Был ли Леонардо первым, кто изобразил Витрувианского человека?

В 2012 году благодаря научным работам, проведенным Клаудио Сгарби, стало известно, что впервые изображение Витрувианского человека создал Джакомо Андреа де Феррара. Джакомо был ученым и другом Леонардо, но проводили ли они исследование работ Витрувия совместно доподлинно неизвестно. В любом случае, заслуги да Винчи в раскрытии пропорций человеческого тела неоспоримы. Да и эскиз его во много раз детальнее, чем у предшественников и последователей.

Любой зритель сразу видит две различные позы Витрувианского человека, а на самом деле их гораздо больше. Но ведь и мерцающую улыбку "Джоконды" разглядеть удается далеко не сразу.

Гениальный художник разместил на своей картинке сразу 16 различных положений тела человека. Их мы предлагаем найти вам самостоятельно.

Трактат имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, однако не считался особо ценным. Во времена Средневековья к нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, однако основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью. Всё изменилось во времена Возрождения. У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многостронне описывающим эти каноны, был трактат Витрувия. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру многие века.

Трактат Витрувия - это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий:

1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания. Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу– модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

2) Расположение – Dispositio – это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.

3) Соразмерность – Eurythmia – приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.

4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.

6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.


Дата смерти Витрувия также неизвестна.

Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия.

За исключением нескольких свидетельств (Фронтинус, Faventinus, Плиний Старший) труд Витрувия нашёл только очень небольшой отклик среди современников. Этому наверняка способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов.

Трактат был известен в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Однако, наибольшую популярность работа приобрела в эпоху Ренессанса: гуманист Поджо Браччолини осуществляет в 1486—1492 гг. первое печатное издание трактата в Италии. В 1547 году в Париже издаётся французский перевод трактата (перевод Жана Мартена).

  • Первый перевод трактата на русский был осуществлён В. Баженовым и Ф. Каржавиным в 1792—1797 г.г. [1][2]
  • В 1936 году — перевод Ф. А. Петровского. [2]
  • В 2000 году — вышло в свет издание в обработке В. Л. Глазычева, ISBN 5-484-00192-7.

Примечания

  1. ↑ Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. 12 Большая советская энциклопедия

Ссылки и литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Витрувий" в других словарях:

ВИТРУВИЙ — ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio), римский архитектор и инженер 1 в. до н.э. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезаря и Августа) установлено предположительно. Витрувий известен своим трактатом Об архитектуре (De… … Энциклопедия Кольера

Витрувий — (Vitruvius), римский архитектор и инженер второй половины I в. до н. э. Известен как автор Десяти книг об архитектуре единственного полностью дошедшего до нас античного архитектурного трактата, в котором разбираются градостроительные,… … Художественная энциклопедия

Витрувий — (возможно, Витрувий Поллион?); Vitruvius, I в. до н. э., римский инженер и архитектор. Единственным источником сведений о жизни В. является его произведение. В. получил пркрасное образование в своей области. В армии Цезаря, а позднее и Августа,… … Античные писатели

ВИТРУВИЙ — (Vitruvius), римский архитектор и инженер 2 й половины 1 в. до нашей эры. Автор трактата Десять книг об архитектуре , где рассмотрены градостроительные, инженерно технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества … Современная энциклопедия

Витрувий — (Vitruvius), римский архитектор и инженер 2 й половины 1 в. до нашей эры. Автор трактата “Десять книг об архитектуре”, где рассмотрены градостроительные, инженерно технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Витрувий — Марк, Витрувий Поллион или Луций Витрувий Мамурра (лат. М. Vitruvius Pollio или L. Vitruvius Mamurra) (2 я пол. 1 в. до н. э.), рим. архитектор. Традиция достоверно передает только родовое имя В., поэтому некоторые исследователи… … Словарь античности

Витрувий — (Vitruvius), римский архитектор и инженер 2 й половины 1 века до н. э. Автор трактата Десять книг об архитектуре , где рассмотрены градостроительные, инженерно технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества.… … Строительный словарь

Эта статья ведущий раздел не адекватно подвести итог ключевые моменты его содержания. Пожалуйста, подумайте о расширении интереса до предоставить доступный обзор обо всех важных аспектах статьи. ( Июнь 2018 г. )

Марк Витрувий Поллион ( / v ɪ ˈ т р u v я ə s ˈ п ɒ л я oʊ / ; c. 80–70 гг. До н.э. - после ок. 15 г. до н.э.), широко известный как Витрувий, был Римский автор, архитектор, гражданский и военный инженер в I веке до нашей эры, известный своим многотомным трудом под названием De Architectura. [1] Его обсуждение идеальных пропорций в архитектуре и человеческом теле привело к знаменитому эпоха Возрождения рисунок Леонардо да Винчи из Витрувианский человек. Он также был тем, кто в 40 г. до н.э. изобрел идею, что все здания должны иметь три атрибута: Фирмитас, utilitas, и Venustas, что означает: сила, полезность и красота. [2] Позже эти принципы были приняты римлянами.

О его жизни мало что известно, но по его собственному описанию [3] Витрувий служил артиллеристом третьего класса в военных кабинетах. Вероятно, он служил старшим артиллерийским офицером, отвечавшим за доктора баллистарум (специалисты по артиллерии) и библиотекари кто фактически управлял машинами. [4] Как армейский инженер он специализировался на строительстве баллиста и Скорпион артиллерия военные машины за осады. Возможно, Витрувий служил с главным инженером Цезаря. Луций Корнелиус Бальб.

Содержание

Жизнь и карьера

Витрувий был военным инженером (praefectus fabrum) или префект Architectus Armamentarius из покупатель статусная группа (ветвь римской государственной службы). Он упоминается в Плиний Старшийоглавление для Naturalis Historia (Естественная история) в рубрике мозаика техники. [9] Frontinus ссылается на "Витрувия-архитектора" в своей работе конца I века. De aquaeductu.

Вероятно, рожденный свободным римским гражданином, по его собственным словам, Витрувий служил в Римская армия при Цезаре с плохо идентифицированными Марком Аврелием, Публием Минидием и Гней Корнилием. Эти имена различаются в зависимости от выпуска De Architectura. Публий Минидий также записывается как Публий Нумидий и Публий Нумидий, предположительно тот же Публий Нумисиус, начертанный на Римский театр в Гераклее. [10]

Как армейский инженер он специализировался на строительстве баллиста и Скорпион артиллерия военные машины за осады. Предполагается, что Витрувий служил с главным инженером Цезаря. Луций Корнелиус Бальб. [11]

У староста лагеря, хотя и ниже его по рангу, был пост немалый. Положение лагеря, направление окопов, осмотр палаток или хижин солдат и багажа были поняты в его провинции. Его власть распространялась на больных и врачей, которые заботились о них; и он регулировал связанные с этим расходы. В его обязанности входили экипажи, бани и необходимые инструменты для пиления и рубки дерева, рытья траншей, подъема парапетов, прокладки колодцев и подачи воды в лагерь. Он также позаботился о снабжении войск деревом и соломой, а также баранами, Onagri, Balistae и все другие машины войны под его руководством. Этот пост всегда предоставлялся офицерам с большими навыками, опытом и долгой службой, которые, следовательно, были способны обучать других в тех областях профессии, в которых он отличился. [12]

Витрувий, в основном известный своими произведениями, был архитектором. В римские времена архитектура была более широким предметом, чем в настоящее время, включая современные области архитектуры, управление строительством, строительная техника, химическая инженерия, гражданское строительство, материаловедение, машиностроение, военная техника и городское планирование; [17] инженеры-архитекторы считают его первым в своей области, специализации, ранее известной как техническая архитектура.

Frontinus упоминает Vitruvious в связи со стандартными размерами трубы: [18] роль, которую он наиболее уважает. Его часто считают отцом архитектурная акустика для описания техники эхей размещение в театрах. [19] Однако единственное здание, над которым, как мы знаем, работал Витрувий, - это то, о котором он нам рассказывает: [20] а базилика завершено в 19 г. до н. э. [21] Он был построен в Fanum Fortunae, ныне современный город Фано. В Базилика ди Фано (чтобы дать зданию его итальянское название) исчез настолько полностью, что само его местонахождение является предметом предположений, хотя предпринимались различные попытки визуализировать его. [22] Раннехристианская практика обращения римлян базилики (общественные здания) в соборы подразумевает базилика может быть включен в собор в Фано.

В более поздние годы император Август через свою сестру Октавия Минор, спонсировал Витрувий, дав ему право на то, что могло быть пенсией, чтобы гарантировать финансовую независимость. [3]

Ли De Architectura был написан одним автором или является компиляцией, дополненной последующими библиотекарями и переписчиками, остается открытым вопросом. Дата его смерти неизвестна, что говорит о том, что он пользовался небольшой популярностью при жизни. [ нужна цитата ]

Джероламо Кардано, в его книге 1552 г. De subtilitate rerum, считает Витрувия одним из 12 человек, которые, как он полагает, превзошли всех людей в силе гения и изобретательности; и не постеснялся бы дать ему первое место, если бы можно было представить, что он не сделал ничего, кроме своих собственных открытий. [23]

Читайте также: