Кто такой пешеход определение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ[1]

Что такое "пешеход"?

Все мы пешеходы. Передвижение пешком - основной и наиболее распространенный вид передвижения во всех общественных группах, во всех странах мира.

Ходьба как форма передвижения человека существовала всегда и была основным средством перемещения человечества многие тысячи лет. Первые люди вышли из Африки около 60 тысяч лет назад и заселили большую часть суши, не имея никаких вспомогательных средств передвижения. Но потребность дать формальное определение такому, казалось бы, простому понятию, как пешеход, появилась лишь недавно, когда пешеход стал рассматриваться как участник дорожного движения.

На интуитивном уровне вполне понятно, о ком идет речь, когда говорят о пешеходах. Пешеходом на дороге обычно принято называть любого человека, который осуществляет передвижение пешком. Но при переходе от обыденной терминологии к юридической возникают разные формулировки и трактовки.

В правилах дорожного движения (ПДД) РФ дается следующее определение:

В докладах ВОЗ посвященных безопасности дорожного движения можно найти два следующих определения:

Еще одно определение дано в международной классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ 10), которая действует в России и на которой базируется медицинская статистика:

Приведенные определения дают общее представление о пешеходе, как участнике дорожного движения. В зависимости от определения формируется и отчетность различных ведомств. Если определения разные, то и статистические данные, собираемые различными ведомствами, будут отличаться, что в целом характерно для России.

Впрочем, ситуация со статистикой не безупречна и в других странах. Корректная статистика очень важна для темы нашей статьи - анализа рисков для здоровья и жизни, связанных с самим статусом пешехода. Между тем сейчас характеристики погибших или травмированных пешеходов значительно варьируют между странами, а также между районами одной и той же страны, что затрудняет сбора, анализ и сопоставление конкретной информации, относящейся к данной местности, понимание масштабов проблемы на общегосударственном или местном уровне.

В России имеется довольно подробная статистика ГИБДД, она дает определенное представление о ситуации в стране, но на ее основании можно проанализировать далеко не все. Нельзя, например, изучить влияние возрастного состава пострадавших, определить их гендерные различия. Для того чтобы расширить статистические возможности исследования, в данной статье для анализа привлечены данные медицинской статистики о смертности пешеходов, которыми располагает Росстат.

Эти данные аккумулируют в себе информацию из свидетельств о смерти. В них фиксируется информация о регионе смерти, типе населенного пункта (город, село), дате смерти (год, месяц, число), возрасте и поле умершего. Поскольку в данном случае речь идет о внешней причине смерти, она фиксируется дважды - по девятнадцатому и двадцатому классам МКБ 10.

При анализе пешеходной смертности нами использовались следующие рубрики кодов МКБ 10: V02-V04, V09.

В рубрике V02 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с двух- или трехколесным моторным транспортным средством. Рубрика V03 содержит информацию о пешеходах, пострадавших при столкновении с легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями типа пикап или фургонами. В рубрике V04 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с тяжелым грузовым транспортом и автобусами.

В перечисленных рубриках существует уточняющий третий знак кода, который характеризует место происшествия. Он может принимать значение 0, указывая на недорожный несчастный случай, 1 - дорожный несчастный случай и 9 - несчастный случай, не уточненный как дорожный или недорожный.

Рубрика V09 включает пешеходов, пострадавших в результате других и неуточненных транспортных несчастных случаев. В данной рубрике также используется уточнение, в форме третьей цифры кода, которая может принимать следующие значения:

  • 0 - пешеход, пострадавший в недорожном несчастном случае, связанном с другими и неутонченными мототранспортными средствами;
  • 1 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного недорожного несчастного случая;
  • 2 - пешеход, пострадавший в результате дорожного несчастного случая, связанного с другими и неуточненными мототранспортными средствами;
  • 3 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного дорожного несчастного случая;
  • 9 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного транспортного несчастного случая.

В других рубриках V01,V05,V06 указываются пешеходы, погибшие при столкновениях с велосипедами, рельсовым транспортом и другим немоторным транспортным средством. По рекомендации ВОЗ, данные рубрики не относятся к категории дорожно-транспортных происшествий.

* - Данное научное исследование (№ проекта 05-0029) выполнено при поддержке Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2011- 2013 гг."
[1] Фаттахов Тимур Асфанович – Магистр демографии, стажер-исследователь НУЛ Социально-демографической политики Института демографии НИУ ВШЭ.
[2] Pedestrian safety, a road safety manual for decision-makers and practitioners, WHO 2013 г.
[3] Информационные системы: руководство по безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2010 г.
[4] Международной классификации болезней, травм и причин смерти, 1989.


Пешехо́д — участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Правилами дорожного движения определяются права и обязанности пешеходов. В дорожной инфраструктуре для пешеходов предназначены пешеходные дорожки (тротуары), регулируемые и нерегулируемые наземные пешеходные переходы, а также надземные и подземные пешеходные переходы.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Пешеход – это полноправный участник дорожного движения, у него наравне с водителями есть свои права и обязанности. Они также могут быть виновниками дорожно-транспортных происшествий. К тому же их поведение на дороге регламентируется законодательством Российской Федерации.

пешеход это

Кто такой пешеход?

Пешеход – это участник дорожного движения, который при передвижении не управляет транспортным средством и не производит работу на нем. К пешеходам относятся инвалиды на колясках без механического мотора, владельцы велосипедов или мопедов, которые передвигают их по дороге.

Одним словом, пешеход – это тот человек который передвигается пешком на проезжей части. Согласно законодательству, ему разрешено двигаться по пешеходным дорожкам, тротуарам или по обочине навстречу движению автомобилей, если первые два варианта отсутствуют.

Как правильно пересекать проезжую часть?

Для пересечения проезжей части существуют наземные, подземные и надземные переходы. Для человека это наиболее безопасные способы. Кстати, владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком. Но к сожалению, переходы есть не везде, в случае их отсутствия пеший участник дорожного движения может совершить пересечение проезжей части на перекрестке по линиям тротуара или обочине.

пешеход это участник дорожного движения

В том случае, если отсутствуют все вышеперечисленные условия, то перейти проезжую часть под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающегося транспортного средства. Но нужно помнить о собственной безопасности, в темное время суток или в условиях плохой видимости желательно иметь на одежде светоотражающие элементы. Несмотря на то, что это правило, за его нарушения наказаний законодательством не предусмотрено.

На пешеходном переходе важно также заботиться о собственной безопасности. Прежде чем перейти дорогу, нужно убедиться, что движение будет безопасным и нет приближающегося транспортного средства. Потому что, несмотря на то, что водитель обязан пропустить пешехода, он может не успеть затормозить.

Права пешехода

Поскольку пешеход – это человек, который так или иначе участвует в дорожном движении, имеет свои определенные законодательством права. Во-первых, он может быть участником ДТП, причем как виновником, так и пострадавшим. Здесь пешеход имеет право не соглашаться с выдвинутыми ему обвинениями со стороны сотрудников ДПС, высказывать свое мнение и не подписывать протокол. Во-вторых, законодательством предусмотрены правила движения пешего участника дорожного движения в разных условиях.

Но на практике получается, что водители, управляющие источником повышенной опасности, имеют больший приоритет на дороге. Пешеход – это более уязвимый участник движения и о своей безопасности он вынужден заботиться самостоятельно.

Штрафы для пешеходов

За нарушения правил дорожного движения пешеход привлекается к административной ответственности. Вот список штрафов:

Незнание законов не освобождает граждан от ответственности, поэтому отсутствие личного транспортного средства - еще не показатель того, что правила поведения на дороге знать необязательно.

пешеход это участник движения

Как обезопасить себя на дороге?

Зачастую пешеход – это виновник дорожно-транспортного происшествия. Если ущерб для самого автомобиля может быть незначительным, то пеший участник может распрощаться со здоровьем или жизнью. Поэтому, несмотря на то, что он имеет свои определенные права на дороге, нужно заботиться в первую очередь о своей безопасности.

Для начала нужно выучить и усвоить все правила движения на дороге. И применять их на практике. В любой ситуации нельзя терять бдительность, потому что в первую очередь страдают пешеходы, и в основном по собственной вине.

пешеход это человек который

Если пешеход – это участник движения, то имеет свои права и обязанности наряду с водителями. Законодательством нашей страны все требования регламентированы и каждый гражданин обязан их четко знать, в первую очередь чтобы защитить себя.

Кто такой пешеход

По данным ГИБДД половина всех совершаемых ДТП происходит с участием пешеходов. При этом не всегда виновными являются именно автомобилисты. Беспечность пешеходов часто приводит к тому, что они попадают под машины, получая травмы или лишаясь жизни.

Огромное количество автомобилей на дорогах требует от всех участников движения особенной внимательности. Знание прав и обязанностей может спасти не одну жизнь, поэтому ПДД прописывает правила не только для водителей, но и для людей, не находящихся за рулем.

Какой человек считается пешеходом


Что может быть сложного в определении понятия пешеход? Это лицо, передвигающееся пешком. Но такая короткая расшифровка не дает полного понимания в реалиях современного мира.

Ходьба, бег или перемещение в припрыжку, совершается при помощи ног и однозначно классифицируется как пешеходное движение. Но что делать с роликами, самокатами, велосипедами? Может ли человек, управляющий инвалидной коляской быть признан водителем или он все еще пешеход?

Не запутаться в понятиях помогают Правила дорожного движения, в которых особое место отводится разъяснению данного момента.

Определение в ПДД

В пункте 1.2 главы 1 Постановления Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (далее ПДД), указано, что пешеходом считается лицо, которое не находится в транспортном средстве, а передвигается вне него. Он может двигаться:

  • по дороге;
  • пешеходной дорожке;
  • велопешеходной полосе.

В Российской Федерации к пешеходам приравнены лица:

  1. Передвигающиеся в инвалидных колясках, без электропривода.
  2. Ведущие мотоцикл, велосипед или мопед.
  3. Везущие санки, тележку, детскую коляску или инвалидное кресло.
  4. Использующие для движения ролики, самокаты, гироскутеры или другие средства.

Для людей, которые в данный момент не находятся в транспортном средстве, прописаны свои правила движения. Их следует не только знать, но и четко придерживаться.

Права и обязанности

Права пешехода согласуются с общими правами человека. Каждый пеший участник дорожного движения имеет право:

  • выражать свою позицию и защищать себя в спорных ситуациях;
  • не соглашаться с инспектором ГИБДД;
  • письменно пояснять в протоколе свои умозаключения;
  • не подписывать протокол;
  • жаловаться на действия сотрудников ГАИ и другое.

Обязанности пешеходов более обширны. Им посвящена статья 4 ПДД. По правилам такие лица должны:

  1. Двигаться только по специально отведенным полосам (пешеходным дорожкам).
  2. При отсутствии тротуаров идти по обочине, навстречу движению в общем порядке, или по полосе нужного направления, если человек ведет мотоцикл, мопед, велосипед, коляску, тележку и т.д.
  3. Использовать светоотражающие элементы в темное время суток, если передвижение осуществляется вне населенных пунктов или в неосвещенных местах.
  4. Пешие колоны идут по направлению движения ТС. В одном ряду не более 4 человек. Начало и конец колоны завершается сопровождающими с красными флажками или включенными фонарями (белый спереди, красный сзади).
  5. Группы детей должны сопровождаться взрослыми и перемещаться только в светлое время суток.
  6. Переход проезжей части осуществляется в специально предусмотренных местах – пешеходных или подземных переходах, если их нет, то на перекрестке по линии тротуаров или обочин.
  7. На регулируемых перекрестках только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
  8. На нерегулируемых перекрестках следует оценивать наличие транспортных средств и скорость их езды. Пересечение проезжей части производится только при безопасном стечении обстоятельств.
  9. На дороге нельзя останавливаться или задерживаться.
  10. Пропускать спецтранспорт с синими (сине-красными) проблесковыми мачками.

Соблюдение правил выгодно прежде всего самим пешеходам. Человеческая жизнь слишком хрупкая, чтобы неоправданно рисковать ею.

Где может перемещаться прохожий


Пешеход имеет право ходить по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным полосам;
  • по обочинам, если ничего другого нет.

Если ни тротуаров, ни специальных дорожек нет, то люди могут идти по велосипедным дорожкам или даже проезжей части. При этом важно соблюдать такие правила:

  1. Идти в один ряд.
  2. Двигаться по краю проезжей части.
  3. При наличии разделительной полосы идти исключительно по внешнему краю.

Нельзя выходить на проезжую часть, если есть специально выделенные участки для ходьбы. Лица в инвалидных колясках или те, кто несет/везет крупные и громоздкие предметы, могут выходить на дорогу и двигаться вдоль нее, при условии, что они мешают другим пешеходам. Такое перемещение производится обычно против движения, если человек везет любое механическое транспортное средство, то обязан двигаться по ходу.

Штрафы за нарушение ПДД

Несоблюдение установленных в ПДД правил влечет наказание в соответствии с КоАП РФ. Пешеходы могут получить:

  • предупреждение или штраф в 500 рублей при незначительном нарушении (ч.1 ст.12.29 КоАП);
  • штраф в 1000 рублей, если создает помехи для движения ТС (ч.1 ст.12.30 КоАП);
  • от 1000 до 15000 рублей штрафа, если его действия привели к причинению легкого или среднего вреда здоровью (ч.2 ст.12.30 КоАП).

Сравнительно небольшие размеры штрафов носят скорее предупредительный, чем наказательный характер. Однако стоит помнить, что платой за нарушение может стать здоровье, а то и жизнь.

Читайте также: