Кто такой пациент кратко

Обновлено: 08.07.2024

Что делать, если пациент не хочет общаться или, наоборот, говорит слишком много? Советы от Ирины Прокопенко

Время чтения: 9 мин.

Возбужденный или злой пациент

Все в бригаде понимали, что Виктор Васильевич — отчаянно одинокий человек, и таким поведением он создает иллюзию внимания и близости. Прежде всего, для себя самого. Но несмотря на сочувствие, общаться с ним было тяжким испытанием.

Какова бы ни была причина такого поведения, ваша задача обеспечить безопасность — и человека, и собственную, а значит дать ему возможность выразить эмоции без ущерба для кого-либо.

Что мы можем сделать?

  • Проверьте, может ли человек интерпретировать наше поведение двояко? Например, вы чем-то сильно озабочены и от этого у вас сосредоточенный вид. Со стороны вы можете казаться угрюмой и неприветливой. Сосредоточенность часто путают с недовольством. На время общения с пациентом постарайтесь не думать о личных проблемах.
  • Спросите, что человека беспокоит. Выслушайте его, даже если он много раз говорит одно и то же.
  • Злость и возбуждение могут говорить о боли. Постарайтесь выяснить, чувствует ли человек боль и попросите оценить ее по шкале от 1 до 10.
  • Передайте врачу информацию о состоянии человека.
  • Если у человека есть реальная потребность, проблема или просьба — выполните ее. Оцените положение человека с точки зрения комфорта и предложите располагающее к успокоению занятие — выпить чай, удобнее устроиться.
  • Обратите внимание на то, как вы воспринимаете грубость и возбуждение пациента и обязательно отреагируйте на эти эмоции в безопасной обстановке после инцидента — например, расскажите о ситуации коллегам, друзьям, выразите злость в подушку, напишите о том, что наболело в дневнике.

Разговорчивые пациенты

Врач, пациент, родственники: трудности коммуникации Психологи — о личных, профессиональных, социальных, командных проблемах, которые препятствуют хорошей коммуникации

Вы узнаете такого пациента по быстрой, взволнованной речи. Часто они рассказывают свою историю слишком подробно, с множеством деталей, не относящихся к делу. Вам может быть трудно опросить их, а количество симптомов, которые они описывают, может сбить вас с толку.

Что мы можем сделать?

Молчаливый пациент

Разговор с молчаливым пациентом часто становится сложной задачей. Человек может быть в плохом настроении или в депрессии. Иногда замкнутость бывает личной чертой человека или защитной реакцией на тяжелые эмоциональные переживания.

Однако надо помнить, что некоторые люди используют молчание как способ спровоцировать медсестру или проверить ее реакцию. Это может быть манипулятивным поведением и при отсутствии реакции медсестры, оно может со временем прекратиться.

Отличать депрессию от манипуляции вы со временем научитесь. Пока же следуйте рекомендациям, которые мы даем ниже.

Что мы можем сделать?

  • Удостоверьтесь, что человек понимает речь и может говорить. Если он перенес инсульт, у него может быть нарушена работа тех зон мозга, которые отвечают за обработку речи или звуковых сигналов. Убедитесь, что человек не использует слуховой аппарат, который может быть выключен или у него села батарея.
  • Постарайтесь установить контакт глаз. Даже мимолетный взгляд глаза в глаза способен закрепить ваши отношения и через некоторое время разговор станет возможен.

Не старайтесь во что бы то ни стало разговорить человека. Если у вас совсем нет времени, сделайте следующее:

  • Убедитесь, что пациент в безопасности и вы можете предусмотреть возможные риски;
  • Убедитесь, что человеку комфортно в той позе и в том месте, где он находится;
  • Организуйте вокруг его кровати необходимый набор вещей — вода в удобной для питья упаковке, кнопка вызова медсестры, телефон, зарядка, очки, салфетки и т.д.;
  • Объясните человеку, что вам важно его состояние и вы хотели бы узнать, что его сейчас беспокоит. Предложите ему оценить боль по визуально-аналоговой шкале с изображением смайликов, по 10-ти балльной шкале, где ноль — это отсутствие боли, а 10 — нестерпимая боль. Если человек совсем не идет на контакт, попробуйте проанализировать его состояние по болевому поведению;
  • Попытайтесь предложить для контакта блокнот и ручку или магнитную доску;
  • Скажите человеку, что сможете поговорить с ним позже и назовите время, когда это может произойти.

6 непростых коммуникативных ситуаций между врачом и пациентом Как реагировать, если родственники пациента угрожают жалобами или уходят от общения, и почему врач не должен принимать решение за семью

Чаще всего молчаливые пациенты раздражают медсестер только потому, что они для них не очень удобны.

Нам хотелось бы, чтобы не было неловких пауз, мы чувствуем напряжение, когда не видим реакции на наши слова. Но пациент не обязан быть удобным.

Человек в больнице находится в стрессе. Если вы будете разговаривать четко и по делу, и для вас будет действительно важно его состояние, человек это увидит, и ваше общение очень быстро станет легким и понятным.

Пациент в измененном состоянии сознания

Пациенты, страдающие деменцией или имеющие изменение сознание, связанное с делирием или другим диагнозом, могут вести себя странно, неуместно, подозрительно или агрессивно.

Эти люди могут не осознавать опасности для своего здоровья и здоровья окружающих. Часто они бывают дезориентированы, не знают где находятся, стремятся куда-то уйти, вернуться домой. Утверждают, что находятся в каких-то общественных местах, торговых центрах, на пляже, в гостях или где-то еще.

Что мы можем сделать?

  • Попытайтесь установить визуальный или тактильный контакт — даже находясь в измененном состоянии сознания, человек нуждается в поддержке и социальном взаимодействии.
  • Поговорите с пациентом о том, что ему важно в данный момент, поддержите с ним разговор.
  • У человека с деменцией в разные периоды развития болезни бывают разные потребности, но всегда можно посидеть рядом, включить негромкую музыку, спеть колыбельную, если пациент на продвинутой стадии деменции, предложить мягкую ткань или пупырчатую пленку, чтобы он занял руки и получил тактильную стимуляцию.

Пациент с языковым барьером

В нашей стране проживает огромное количество людей разных национальностей, говорящих на разных языках. Очень многие приезжают на заработки, не зная русского языка и оказавшись в сложной ситуации, могут быть раздавлены тем, что не понимают, что происходит, не могут объяснить, что болит или чем они обеспокоены.

Что мы можем сделать?

  • Если человек хоть немного понимает по-русски, очень важно говорить с ним медленно, очень простыми фразами.
  • При первой же возможности найдите переводчика и семью пациента. Это придаст человеку сил. Побеспокойтесь о том, чтобы его телефон был заряжен, и он смог дозвониться до близких.
  • Не торопите человека, всегда давайте ему достаточно времени для ответа и подбора слов. Если вопросы касаются самочувствия, используйте невербальные жесты и мимику, показывайте на те части тела, о которых идет речь.
  • Максимально записывайте все, что вам удалось узнать и передавайте эту информацию врачу.

Пациент, оказывающий внимание

Все медсестры сталкиваются с пациентами, которые по разным причинам хотят отблагодарить за работу. Но, как ни странно, такие пациенты могут оказаться самыми сложными.

Мы сейчас не говорим о тех случаях, когда, выписываясь, пациенты и их родственники угощают медсестер и врачей сладостями. В этом нет ничего плохого.

Особым случаем можно считать ситуации, когда пациенты пытаются отблагодарить медсестер деньгами. Они считают, что без такого подношения им не будет оказано никакого внимания, а за ту заботу, которую они видят, необходимо отдельно благодарить.

Если вы столкнулись с таким отношением пациента, единственно правильным решением будет твердо отказать человеку, и объяснить свою позицию правилами и самой философией паллиативной помощи. Помощь медперсонала в хосписе не может быть платной ни в каком виде. Несмотря на то, что в большинстве хосписов висят объявления о бесплатной помощи, такие случаи порой случаются. Ваш твердый, но вежливый отказ поможет сохранить профессиональные отношения между вами и пациентами.

Что мы можем сделать?

  • Выслушайте пациента, который предлагает вам презент — это важно для прояснения ситуации.
  • Донесите до человека, что вам важно его состояние, но вы не можете влиять на решения врачей или других сотрудников, даже если он хочет вас за это отблагодарить.
  • Вежливо откажитесь от подарков, но при этом объясните, что понимаете состояние человека и ваш отказ связан с правилами вашего лечебного учреждения.

Пациент, который бесит

Паллиативная психологическая помощь подросткам Подростковый возраст - время надежд, сложных переживаний, формирования личности, мучительного поиска смысла. А если к этому добавляется неизлечимая болезнь - как говорить о будущем с таким подростком?

«Захожу к пациентке, но понимаю, что она смотрит на меня таким взглядом, как будто проверяет на прочность. Как будто ищет повод придраться к тому, что я слишком долго к ней не заходила, громко постучала, рано разбудила.

Такие пациенты бывают у каждой медсестры. Но присмотритесь внимательнее: редко такой человек одинаково действует на нервы всем членам вашей команды. А все потому, что у каждого из нас есть такие люди, которые нам кажутся странными или неприятными — обычно это связано с нашим личным опытом. Кто-то чувствует напряжение, встречаясь с требовательными пожилыми женщинами, начальницами, резкими пожилыми пациентами, бывшими военными. Особые проблемы могут быть у тех, кто тушуется перед манипулятивными людьми.

Конечно, бывают отдельные пациенты, которые бесят в отделении всех без исключения, а все потому, что такие люди не умеют общаться, они уверены, что добиться чего-либо можно только с помощью конфликта.

Что мы можем сделать?

  • Оцените, что больше всего действует вам на нервы? Какие триггеры есть у вас? Возможно, лучше попросить коллег пообщаться с таким пациентом.
  • Если у вас есть что-то, что запускает вашу негативную реакцию на определенных людей, поговорите об этом с вашим психологом. Это важная часть профессионального здоровья. Вам трудно будет работать, если ваш триггер будет запускаться в неожиданных местах и ваше поведение станет непредсказуемым.
  • Если никто не может заменить вас именно с этим пациентом, заранее — перед контактом — напишите то, о чем вы хотите спросить. Отвечайте только по существу. Задавайте прямые и короткие вопросы. Не вступайте в длинные разговоры. Это не устранит накал ваших переживаний, но минимизирует контакт.

5 ситуаций сложных разговоров врачей с пациентами Врач-педиатр и тренер по коммуникации Анна Сонькина о том, как отвечать на неудобные вопросы пациентов

Если вы отслеживаете свое состояние, поверьте, пациенту тоже очень хорошо заметны ваши заминки, смущение или недовольство. Особенно когда ваши слова и чувства противоположны.

Пожалуйста, обращайте внимание не только на то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете!

Пациенты в первую очередь оценивают ваше эмоциональное состояние и вашу заинтересованность в их проблеме. Ваш профессионализм выражается не только в умелых манипуляциях и знаниях практик ухода, но и в вашей улыбке и уверенном поведении.

Это позволит вам зарядить позитивом и спокойствием ваших пациентов и их родных, а значит, и вам самим будет легче работать.

Вам может быть интересно:

Навыки общения с пациентами. 10 советов для врачей при проведении консультаций.

ПАЦИЕНТ [энт], -а, м. Больной, лечащийся у врача. Прием пациентов. IIж. пациентка, -и.

ПАЦИЕНТ

пациент м. Больной, лечащийся у врача (по отношению к этому врачу).

ПАЦИЕНТ

ПАЦИЕНТ

пациент См. больной, клиент. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. пациент жертва, больной; клиент Словарь русских синонимов. пациент см. больной Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. пациент сущ. • больной пассивный участник ситуации лечения) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. пациент сущ., кол-во синонимов: 2 • больной (138) • жертва (26) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: больной, жертва. смотреть

ПАЦИЕНТ

ПАЦИЕНТ(лат. patiens, от pati - страдать, терпеть). Больной, относительно своего врача.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чуд. смотреть

ПАЦИЕНТ

пацие́нт сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? пацие́нта, кому? пацие́нту, (вижу) кого? пацие́нта, кем? пацие́нтом, о ком? о пацие́нт. смотреть

ПАЦИЕНТ

1. В медицине – тот, кто проходит лечение от диагностированной болезни или травмы. 2. Тот, кто пользуется медицинским обслуживанием Значение 2 более общее и охватывает людей, у которых нет явной болезни, которые проходят обследование на возможное заболевание. 3. В психологии – индивид в психотерапии. Значения 1 и 2 – прямые, значение 3 – нет. В психологии использование этого термина в отношении людей, проходящих терапию, происходит от влиятельной медицинской модели психологических и психиатрических расстройств, согласно которой психическое расстройство считается психической болезнью, аналогичной органической, соматической болезни. В то время как имеются достаточные основания для того, чтобы рассматривать многие психические и поведенческие расстройства как болезни, а тех, кто ими страдает, как пациентов в медицинском смысле (например, сильно нарушенный шизофреник, нуждающийся в госпитализации и получающий антипсихотические лекарственные средства под наблюдением психиатра), вовсе не очевидно, что этот термин должен примениться к индивиду, который консультируется с психиатром или клиническим психологом на еженедельных сеансах, чтобы проработать чувство неуверенности (см. клиент) или к людям, проходящим психоанализ (см. анализанд). смотреть

ПАЦИЕНТ

". 9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия . смотреть

ПАЦИЕНТ

(иноск.) — пользующийся советами врача (своего); собств. больной, страждущий Ср. Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью.Лермо. смотреть

ПАЦИЕНТ

1) Орфографическая запись слова: пациент2) Ударение в слове: паци`ент3) Деление слова на слоги (перенос слова): пациент4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ПАЦИЕНТ

ПАЦИЕНТ, ПАСИЕНТ а, м. patient m.<, лат. patientis. Больной, лечащийся у врача (по отношению к в рачу). БАС-1.Также не должен <адвокат> для с. смотреть

ПАЦИЕНТ

⊲ ПАЦИЕНТ (нач. XVIII в.), а, м.Лат. patiens, -ntis.Больной по отношению к лечащему врачу.[Лѣкарь:] Денги гдѣ? нащо упусти пациента? Интерл. 42. Дантис. смотреть

ПАЦИЕНТ

-а, м. Больной по отношению к лечащему врачу.Пациенты знали особенности своего врача, любили, уважали его ---, доверяли и охотно лечились у него. Пиро. смотреть

ПАЦИЕНТ

Паціентъ (иноск.) пользующійся совѣтами врача (своего) — собств. больной, страждущій. Ср. Старайтесь смотрѣть на меня какъ на паціента, одержимаго бол. смотреть

ПАЦИЕНТ

(лат. pacientis – страдающий) – 1. больной, получающий лечение; 2. тот, кто пользуется медицинским обслуживанием, но не обязательно страдает заболеванием; например, индивид, подвергающийся профилактическому осмотру; 3. в психологии – индивид, являющийся объектом психотерапии. Термин пациент используют психологи, разделяющие медицинскую модель болезни, и в тех случаях, когда подразумевают человека, страдающего психическим расстройством, но не психологическим отклонением. Приблизительные синонимы: Больной, Клиент. смотреть

ПАЦИЕНТ

лицо, обратившееся за медицинской помощью или находящееся под медицинским наблюдением. На каждого П. заводится документация медицинская, где отражаются результаты диагностики и лечения.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

ПАЦИЕНТ

ПАЦИЕНТ

ПАЦИЕНТ

корень - ПАЦИЕНТ; нулевое окончание;Основа слова: ПАЦИЕНТВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ПАЦИЕНТ; ⏰Слово Пациент со. смотреть

Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек или другое живое существо, получающий(-ее) медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания.
Права граждан в области охраны здоровья
Право граждан на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь
Права пациента:
уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учётом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
отказ от медицинского вмешательства;
получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым, в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
Право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий;
Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств;
Право граждан на выбор страховой медицинской организации;
Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения;
Право граждан на выбор врача;
Право граждан на проведение экспертизы;
Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья;
Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции;
Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия;
Право граждан на трансплантацию органов;
Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы;
Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями;
Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией;
Права отдельных групп населения в области охраны здоровья (военнослужащих, беременных женщин, несовершеннолетних и иных групп)
Обязанности пациента
Предоставление лечащему врачу необходимой для медицинского вмешательства информации о состоянии своего здоровья и иных сведений, которые могут сказаться на качестве оказываемых медицинских услуг;
Оплата платных медицинских услуг согласно установленному порядку;
Соблюдение назначений и рекомендаций лечащего врача.
Ответственность пациента
Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей пациентом, повлёкшее ухудшение качества оказанной медицинской услуги, соответственно снимает ответственность лечащего врача за качество медицинской помощи.

Александр Чернов (Енакиево, Донецкая область, Украина) — анестезиолог и реаниматолог, работает в Енакиевском онкологическом диспансере и городской больнице № 7, стаж работы — 11 ­лет.


1. нормальный (реальная оценка объективного ­состояния);

2. пренебрежительный (недооценка тяжести ­заболевания);

3. отрицающий (игнорирование самого факта ­болезни);

4. нозофобный (понимает, что утрирует ситуацию, но преодолеть панику не ­может);

5. ипохондрический (погружение в ­болезнь);

6. нозофильный (своеобразная форма удовлетворения от того, что болезнь освобождает от ряда неприятных ­обязанностей);

7. утилитарный (стремление нажиться на заболевании — материально или ­морально).

С 1980 года в отечественной медицинской психологии успешно используется классификация типов отношения к болезни, разработанная коллективом врачей Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством доктора медицинских наук Андрея Личко. Она включает 12 психотипов потенциальных больных и охватывает практически весь спектр возможных реакций на возникшее ­заболевание.

Например, в 2010 году в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова был проведен скрининг, согласно данным которого рациональное отношение к болезни отмечалось лишь у 7 % пациентов и проявлялось в эргопатическом (уходе в работу) и анозогнозическом (отрицающем) типе. Патологическое же отношение выявлено у 93 % больных. Оно проявлялось в неврастенических, тревожных, ипохондрических, апатических реакциях, а также в мелочной озабоченности пациентов второстепенными обстоятельствами (сенситивный ­тип).

Такое соотношение характерно именно для тяжелых, чреватых летальным исходом заболеваний. В качестве противоположного примера можно упомянуть исследование психотипов больных геморроем, проведенное в 2012 году Валентиной Савчук, сотрудником Северо-Западного медицинского университета им. Мечникова. Выявлено, что наряду с тревожным (5 %), неврастеническим (4 %), апатическим (5 %) типами отношения к болезни распространены сенситивный (8 %), эгоцентрический (11 %), паранойяльный (10 %) и дисфорический типы (6 %), а позитивно на свое состояние и перспективы излечения смотрела почти половина ­больных.

Всё это лишь подтверждает интуитивно очевидную каждому врачу истину, что любое заболевание вовлекает пациента в зону психологического бедствия. Вполне закономерно, что чем тяжелее патология, тем чаще встречаются самые сложные типы реагирования: неврастенический и апатический. Патологии, не представляющие непосредственной опасности для жизни, нередко вызывают эгоцентрическую и паранойяльную ­реакцию.

Одно из греющих душу воспоминаний: 60‑летняя пациентка, измотанная курсами химио- и лучевой терапии, обделенная вниманием родственников. У женщины выработался паранойяльный тип отношения к болезни: она крайне подозрительно относилась к врачебным назначениям, отказывалась от необходимой ей мастэктомии. Я стал свидетелем благотворного воздействия на нее соседок по палате, у которых после мастэктомии заметно улучшилось состояние. Позитивную роль сыграл и подход заведующего, который с пониманием отнесся к нервозности пациентки и в течение нескольких недель подводил ее к мысли о необходимости операции. Итог: операция проведена, больная выписана и уже пару лет как живет полноценной жизнью. Это яркое доказательство того, что даже распределение по палатам пациентов с различным типом реагирования на болезнь может повысить эффективность лечебного ­процесса.

Встречается и дисфорический (гневливо-мрачный) тип отношения к болезни, который считается одним из наиболее деструктивных и не поддающихся коррекции. Но вспоминается случай, когда уникальная способность к взаимопониманию нашего аксакала — 73‑летнего онкохирурга — буквально вернула дисфоричного пациента к жизни. 50‑летний мужчина с раком желудка замкнулся в себе, халатно относился к лечебным процедурам. Целыми днями просиживал на скамейке в парке перед онкодиспансером. Наш врач как‑то присел рядом с ним. С полчаса они сидели молча. На следующий день ситуация повторилась. Через несколько дней медик на глазах у пациента повесил на ветвях ближайшего дерева кормушку для птиц — теперь их одиночество нарушалось чириканьем воробьев. На протяжении двух недель доктор завел еще и привычку прямо с лавки кормить приблудную кошку. Через несколько дней мужчины уже вели куцые диалоги… Примерно через месяц пациент вернулся к жизни: стал выполнять врачебные назначения, начал интересоваться ходом лечебного процесса. Разумеется, в этом случае успех удалось достичь благодаря мудрости и жизненному опыту пожилого врача, однако к подобному уровню взаимодействия с пациентом должен стремиться каждый ­медик.

Однако, независимо от типа реакции пациента, врач обязан знать особенности каждого психотипа и учитывать их при разработке стратегии лечения. Это позволяет минимизировать вероятность возникновения деструктивных психосоматических состояний, которые могут навредить ходу лечебного ­процесса.

Читайте также: