Кто такой обходчик путей кратко

Обновлено: 06.07.2024

Путевой обходчик обязан регулярно осматривать железнодорожные пути и сооружения, и выполнять работу по уходу за ними, обеспечивать безопасность движения поездов, выявлять неисправности пути, устранять те из них, которые не требуют при выполнении работ участия более 1 человека, а об остальных случаях сообщать Начальнику Дороги или Инструктору работающей смены. Места, опасные для движения поездов, путевой обходчик должен ограждать сигналами остановки.

Путевой обходчик, находясь на железнодорожных путях, должен быть одет по установленной форме (сигнальный жилет, застёгнутый на все пуговицы), рабочая одежда должна быть застегнута и она не должна содержать цветов, которые могут быть приняты за сигналы. Путевой обходчик на дежурстве обязан иметь при себе выписку из расписания поездов, комплект сигнальных флажков, сигнальный рожок, рабочий инструмент (гаечный ключ, костыльный молоток, ключ-молоток, лом, лопата).

В светлое время суток, но при плохой видимости иметь зажженный фонарь.

Все неисправности обнаруженные при осмотре путей и сооружений обходчик должен заносить в журнал ДУ-46.

При порче или утере рабочего инструмента, сигнальных принадлежностей путевой обходчик должен сообщить начальнику дороги.

Путевой обходчик обязан при обнаружении неисправности пути и сооружений, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов, немедленно оградить опасное место сигналами остановки и принять меры для оповещения начальника дороги или инструктора. При осмотре состояния путей, стрелочных переводов и сооружений путевой обходчик должен обращать внимание на:

- плохо забитые костыли

- большие зазоры в стыках (более 20 мм)

- отсутствие зазоров в стыках

- плотность прилегания подошвы рельсов к подкладкам

При осмотре земляного полотна, проверять нет ли:

- застоя воды на балластном слое, обочинах, кюветах

После весенних дождей и ливней прочищать заторы в кюветах, осматривать отверстия труб и т. д. Путевой обходчик обязан наблюдать за исправностью выставляемых на пути сигналов, путевых и сигнальных знаков и сообщать начальнику дороги или инструктору о локомотивных и поездных бригадах, не исполняющих требований выставляемых на пути сигналов.

Путевой обходчик должен наблюдать за состоянием линий связи, электропроводов и в случае обрыва или провисания проводов, поломки или большого наклона столбов, наброса на провода посторонних предметов сообщать начальнику дороги либо инструктору.

Встречая проходящий поезд, отдельный локомотив, дрезину, путевой обходчик обязан заблаговременно сойти с пути, когда поезд находится на расстоянии не ближе 500 м, подать сигнал духовым рожком

(один длинный звук при приближении нечетных поездов и два длинных при приближении четных поездов), отойти на обочину земляного полотна не ближе 2 м от крайнего рельса лицом к пути, показывать требуемый сигнал при свободном и исправном пути: днем – желтый свернутый флаг, при плохой видимости или ночью – прозрачно-белый огонь ручного фонаря.




Путевой обходчик должен внимательно следить за состоянием проходящего поезда, исправностью его сигналов. Он обязан подавать поезду сигнал остановки в следующих случаях:

- если будет обнаружено повреждение или загромождение пути, опасное для движения;

- если с поезда подаются машинисту сигналы остановки, а он не останавливает поезд;

- если в составе произошло заклинивание колесных пар, волочение деталей;

- в других случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

Если на пути обнаружены посторонние предметы, путевой обходчик должен убрать их на расстояние не ближе 2 м от крайнего рельса, а если своими силами убрать не может, он должен оградить опасное место сигналами остановки.

При перерывах в работе обходчик обязан сойти с пути.

Категорически запрещается садиться на рельсы с целью отдыха, концы шпал, внутрь рельсовой колеи. Не пользоваться неисправным инструментом.

При грозе, чтобы не быть пораженным молнией нужно прекратить работы на пути. Нельзя прятаться под деревьями, а также подходить к электрическим столбам ближе 10 м. Рекомендуется укрываться в помещениях и углублениях. При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие приспособления.





Путевой домкрат

Шпалоподбойка ЭШП9М3

Ручной гайковёрт

Автономная электростанция

Разгонщик стыков Р-25

Путевой обходчик обязан регулярно осматривать железнодорожные пути и сооружения, и выполнять работу по уходу за ними, обеспечивать безопасность движения поездов, выявлять неисправности пути, устранять те из них, которые не требуют при выполнении работ участия более 1 человека, а об остальных случаях сообщать Начальнику Дороги или Инструктору работающей смены. Места, опасные для движения поездов, путевой обходчик должен ограждать сигналами остановки.

Путевой обходчик, находясь на железнодорожных путях, должен быть одет по установленной форме (сигнальный жилет, застёгнутый на все пуговицы), рабочая одежда должна быть застегнута и она не должна содержать цветов, которые могут быть приняты за сигналы. Путевой обходчик на дежурстве обязан иметь при себе выписку из расписания поездов, комплект сигнальных флажков, сигнальный рожок, рабочий инструмент (гаечный ключ, костыльный молоток, ключ-молоток, лом, лопата).

В светлое время суток, но при плохой видимости иметь зажженный фонарь.

Все неисправности обнаруженные при осмотре путей и сооружений обходчик должен заносить в журнал ДУ-46.

При порче или утере рабочего инструмента, сигнальных принадлежностей путевой обходчик должен сообщить начальнику дороги.

Путевой обходчик обязан при обнаружении неисправности пути и сооружений, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов, немедленно оградить опасное место сигналами остановки и принять меры для оповещения начальника дороги или инструктора. При осмотре состояния путей, стрелочных переводов и сооружений путевой обходчик должен обращать внимание на:

- плохо забитые костыли

- большие зазоры в стыках (более 20 мм)

- отсутствие зазоров в стыках

- плотность прилегания подошвы рельсов к подкладкам

При осмотре земляного полотна, проверять нет ли:

- застоя воды на балластном слое, обочинах, кюветах

После весенних дождей и ливней прочищать заторы в кюветах, осматривать отверстия труб и т. д. Путевой обходчик обязан наблюдать за исправностью выставляемых на пути сигналов, путевых и сигнальных знаков и сообщать начальнику дороги или инструктору о локомотивных и поездных бригадах, не исполняющих требований выставляемых на пути сигналов.

Путевой обходчик должен наблюдать за состоянием линий связи, электропроводов и в случае обрыва или провисания проводов, поломки или большого наклона столбов, наброса на провода посторонних предметов сообщать начальнику дороги либо инструктору.

Встречая проходящий поезд, отдельный локомотив, дрезину, путевой обходчик обязан заблаговременно сойти с пути, когда поезд находится на расстоянии не ближе 500 м, подать сигнал духовым рожком

(один длинный звук при приближении нечетных поездов и два длинных при приближении четных поездов), отойти на обочину земляного полотна не ближе 2 м от крайнего рельса лицом к пути, показывать требуемый сигнал при свободном и исправном пути: днем – желтый свернутый флаг, при плохой видимости или ночью – прозрачно-белый огонь ручного фонаря.




Путевой обходчик должен внимательно следить за состоянием проходящего поезда, исправностью его сигналов. Он обязан подавать поезду сигнал остановки в следующих случаях:

- если будет обнаружено повреждение или загромождение пути, опасное для движения;

- если с поезда подаются машинисту сигналы остановки, а он не останавливает поезд;

- если в составе произошло заклинивание колесных пар, волочение деталей;

- в других случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

Если на пути обнаружены посторонние предметы, путевой обходчик должен убрать их на расстояние не ближе 2 м от крайнего рельса, а если своими силами убрать не может, он должен оградить опасное место сигналами остановки.

При перерывах в работе обходчик обязан сойти с пути.

Категорически запрещается садиться на рельсы с целью отдыха, концы шпал, внутрь рельсовой колеи. Не пользоваться неисправным инструментом.

При грозе, чтобы не быть пораженным молнией нужно прекратить работы на пути. Нельзя прятаться под деревьями, а также подходить к электрическим столбам ближе 10 м. Рекомендуется укрываться в помещениях и углублениях. При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие приспособления.

. Днём и ночью, в холод и в жару, в проливной дождь и в засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается в обход пути человек в рыжем жилете и в форменной фуражке. На плечо он кладёт длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, - подобьёт парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык - затянет гайку ключом. Сколько таким вот образом было выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!

В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный красный флаг (ночью красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладёт три петарды, чтобы дать машинисту сигнал об остановке поезда. Если же всё хорошо, обходчик встречал приближающийся поезд, вытянув руку с жёлтым свёрнутым флажком. Почему именно свернутым, возможно спросите вы, а не развернутым? Развёрнутый жёлтый флаг это сигнал к уменьшению скорости. А вот если флажок свернул путевой обходчик, значит он сделал это сознательно и отдает себе в этом отчет, подавая тем самым сигнал - путь свободен, можешь себе поезд бежать дальше.

Стиль жизни путевых обходчиков был почти крестьянским. Он обеспечивался жильём в самой глуши на перегоне, а также материалом для его ремонта и покраски. И до сир пор, глядя в окно поезда, прямо посреди леса на перегоне пассажиры видят эти одиноко стоящие отрешённые домики. Зачастую полностью заброшенные, покосившиеся, с облупившейся краской и пустыми оконными глазницами. При этом невзначай, глубоко погрузивший под стук колес в свои мысли, иногда задаются вопросом - откуда они здесь взялись и почему теперь пустуют?

Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Фото: Денис Доронин

Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Фото: Денис Доронин

Дальняя сторожка на краю пути

Это и есть те самые сторожевые дома (дома путевых обходчиков) в которых когда-то жили путевые обходчики. Деревянные типовые путейские дома на Бологое-Полоцкой линии, разбросанные на перегонах, мало чем напоминали крестьянские избы прошлых столетий. Они были в основном квартирного типа, без русской печки, горницы и резных наличников. Хотя архитектура при этом выглядела очень самобытно и красиво. Резной узор из досок вдоль всего здания, изящный фронтон под кровлей, вытянутые оконные рамы в проёмах. Вместо русской печи в них имелась простая каменная печь.

Один из таких домов путевого обходчика неплохо сохранился до настоящего времени на 71 км дистанции пути в силу своей труднодоступности, в районе бывшей станции Горовастица.

Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Фото: Сергей Смирнов

Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Фото: Сергей Смирнов

Обходчик, Путевой обходчик — это работник железнодорожного транспорта, который обходит железнодорожные пути с целью их осмотра на данном участке или станции, руководит должностью бригадир пути.

  • Полное название: путевой обходчик
  • Телеграфный шифр: ПН

Содержание

Права и обязанности

Обходчик обязан следить за состоянием пути. При обнаружении неисправностей - записывать о них сведения в специальную книгу, при возможности устранять неисправности на месте и делать в той же книге отметку об её устранении. Обходчик обязан немедленно сообщать о выходе на путь своему бригадиру, а при его отсутствии - путевому мастеру. Мастер обязан соблюдать технику безопасности, как и все сотрудники железнодорожного транспорта.

История

Обходчики появились сразу после построения железных дорог и следили за безопасностью движения, контролируя и при необходимости исправляя путь (рельсы, шпалы, насыпь). В России первые обходчики появились в XIX веке. Они имели участки протяженностью в несколько верст.

В культуре

Источники

  • Ойрурк и др. Железнодорожная Энциклопедия. — Москва-Ленинград: ЦКЖД "Гудок", 1926. — 10 000 экз.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Обходчик" в других словарях:

ОБХОДЧИК — ОБХОДЧИК, обходчика, муж. (спец.). Рабочий, производящий обходом осмор чего нибудь. Путевой обходчик (ж. д.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОБХОДЧИК — ОБХОДЧИК, а, муж. Работник, регулярно обходящий какие н. места, объекты с целью наблюдения и охраны. Лесной, линейный, путевой о. | жен. обходчица, ы. | прил. обходчицкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

обходчик — сущ., кол во синонимов: 3 • железнодорожник (34) • путеобходчик (1) • трубообходчик … Словарь синонимов

обходчик — (трубопроводной сети, ЛЭП) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lineman … Справочник технического переводчика

обходчик — ОБХОДЧИК, а, м Работник, регулярно обходящий какие л. места, объекты с целью наблюдения и охраны. Путевой обходчик … Толковый словарь русских существительных

Обходчик — м. Тот, кто совершает обход II 1. с целью дозора, охраны, осмотра. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

обходчик — обх одчик, а … Русский орфографический словарь

обходчик — (2 м); мн. обхо/дчики, Р. обхо/дчиков … Орфографический словарь русского языка

обходчик — а; м. Работник, совершающий регулярный обход каких л. мест, объектов с целью осмотра, проверки, охраны. Линейный, путевой о. О. пути. Работать обходчиком … Энциклопедический словарь

Обходчик железнодорожных путей

Профессия обходчика железнодорожных путей, востребована не только на дальних перегонах. Но в и городе. Линии метрополитена любого города с населением свыше 1 млн. человек имеют протяженность более 100-200 км. Ежедневно, каждый километр полотна должен быть осмотрен и проверен на наличие трещин и дефектов. Да, современное состояние шпал успешно проверяется ультразвуком. Но только человеческий глаз может увидеть внешние повреждения трасс электропроводки, скопления грунтовых вод и других возможных сбоях. В ближайшее время, с высоким уровнем автоматизации, профессия точно не может быть заменена. Как стать обходчиком, какие преимущества получает работник? – рассматриваем в настоящей статье.

История профессии

Обходчик появился с момента закладки первого железнодорожного полотна. Рельс при движении многотонного поезда испытывает динамическую нагрузку. Стук во время следования поезда, это удар тележки вагона о стыки рельсов. Постоянная нагрузка приводит к износу болтов крепления и костылей, которые удерживают рельс к шпале. Ежедневный осмотр и простукивание, может выявить эту причину до того, как произойдет необратимое. Стыки рельсов могут разойтись. Задача обходчика на протяжении многих столетий заключалась только в одном – предупредить эту поломку.

Как стать обходчиком железнодорожных путей?

Профессия не предъявляет сложных и дополнительных требований. Важное условие – внимательность и возможность работы в ненормированных условиях. Рабочий день путевого обходчика метрополитена длится только в ночное время – с нуля часов и до утра. В этот период, метро большей частью не функционирует и можно проверить состояние путей.

Обходчик железнодорожных путей работает посменно. Все зависит от дальности перегона. Как правило, в день, один обходчик может проверить от 2 до 5 км. состояния путей.

Для обходчика отсутствуют специальные учебные заведения. Введение в профессию происходит прямо на железнодорожном предприятии. Обходчику дадут следующие навыки:

  • Как смазывать стыки креплений во время обхода;
  • Как пользоваться тележкой с ультразвуком;
  • Проверка и выявление дефектов рельс и шпал;
  • Правила безопасности на путях.

Курсы длятся не более одной недели. После этого, оформляется допуск сотрудника. Под руководством профессионального напарника, проходит смена еще 2-3 месяца. Только после этого, новый работник может самостоятельно выходить для работы на железнодорожном полотне.

Будущее профессии

Автоматика в ближайшее время не сможет заменить человеческий фактор. Даже с внедрением умных нейронных сетей, компьютер не способен определить многие факторы, влияющие на безопасность путей. Например, только человек может смазать смесью керосина большое количество креплений на шпалах и визуально подтвердить целостность трассы.

Зарплата обходчика железнодорожных путей

Заработная плата обходчика железнодорожных путей зависит от целового ряда факторов, начиная от выслуги лет, региона работы и прочего. В среднем по стране заработная плата колеблется от 20 до 40 тысяч рублей. Не забываем про ежегодную индексацию проводимую в РЖД, как правило, два раза в год. Таким образом заработная обходчика, как и других сотрудников РЖД, хоть немного, но постоянно растет.

Заключение

Профессия обходчика имеет привлекательные стороны. Да, не всем подойдет режим работы. Но есть большие преимущества. Выход на пенсию для мужчин раньше на 5 лет, а для женщин на 10 лет. Путевые обходчики имеют средний отпуск в течение года примерно 45 дней. Работа не отличается стрессом. Стабильная выплата заработной платы и возможность раньше уйти на заслуженный отдых. От работника требуется только внимательность.

Читайте также: