Кто такой эгмонт кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образ Э. соединяет художественный вымысел и историческую правду. Реальный Э. обладал тем же мужеством и обаянием, что и герой трагедии. Но у Э., сорокашестилетнего графа и воина, были жена и одиннадцать детей, оказавшихся после его смерти в полной нищете и опале. Герой Гете моложе, он не женат, у него есть возлюбленная Клерхен. Э. в изображении Гете предстает жизнелюбивым, свободомыслящим и независимым человеком,- в отличие от своего прототипа, вынужденного часто идти на компромиссы с испанскими властями. Реальный Э. остался в Брюсселе, когда все соратники его покинули, чтобы наладить отношения с жестоким наместником Альбой. По пьесе Э. остается, потому что хочет примкнуть к народу, частью которого является Клерхен и к которому он причисляет себя. Эта тема звучит в финальном монологе Э., обычно исполняемом (согласно требованию Гете) под музыку Л.Бетховена, специально написанную для трагедии в 1810 году.

Смотреть что такое ЭГМОНТ в других словарях:

ЭГМОНТ

(граф Ламораль, принц Гаврский) — нидерландский полит. деятель (1522—1568). Род Э. был знатным еще во времена крестовых походов. От своей матери Франсу. смотреть

ЭГМОНТ

Эгмонд (Egmont, Egmond), Ламораль (18.XI.1522 - 5.VI.1568), граф, - один из лидеров оппозиц. нидерл. знати накануне и в начале Нидерландской буржуазной. смотреть

ЭГМОНТ

Эгмонд (Egmont, Egmond) Ламораль (1522-68), нидерланд. полит. деятель. Из старинного голл. аристократического рода. Выступал против испан. политики в Н. смотреть

ЭГМОНТ

Эгмонд (Egmont, Egmond) Ламораль (1522-68), нидерланд. полит. деятель. Из старинного голл. аристократического рода. Выступал против испан. политики в Нидерландах. По прибытии герцога Альбы в Нидерланды Э. арестован и казнен на главной площади в Брюсселе. смотреть

ЭГМОНТ

ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль (1522-68), граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете "Эгмонт" (музыка Людвига Бетховена).

ЭГМОНТ

- (Egmont) Ламораль (1522-68) - граф, один из лидеров антииспанскойдворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландскойреволюции. Казнен. Трагедия И. В. Гете ""Эгмонт"" (музыка Людвига Бетховена). смотреть

ЭГМОНТ (EGMONT) ЛАМОРАЛЬ

ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль (1522-68) - граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете "Эгмонт" (музыка Людвига Бетховена).
. смотреть

ЭГМОНТ (EGMONT) ЛАМОРАЛЬ (152268)

ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль (1522-68), граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете "Эгмонт" (музыка Людвига Бетховена). смотреть

ЭГМОНТ (EGMONT) ЛАМОРАЛЬ (152268)

ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль (1522-68) , граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете "Эгмонт" (музыка Людвига Бетховена). смотреть

ЭГМОНТ ЛАМОРАЛЬ

Эгмонт, Эгмонд (Egmont, Egmond) Ламораль (18.11.1522, Ла-Амед, ‒ 5.6.1568, Брюссель), граф, один из лидеров оппозиционной нидерландской знати накануне . смотреть

ЭГМОНТ ЛАМОРАЛЬ

ЭГМОНТ ЛАМОРАЛЬ, ГРАФ, ПРИНЦ ГАВРА

Эгмонт Ламораль, граф, принц Гавра (Egmont, Lamoral, Count of, Prince of Gavre) (1522-68), флам. гос. деятель и военачальник. В 1559 г. был назначен штатгальтером (губернатором) Фландрии и Артуа. Несмотря на членство в регентском совете при исп. короле Филиппе II, являлся противником королев, политики насаждения католицизма и утверждения исп. господства в Нидерландах; способствовал лишению кардинала Гранвела ведущего положения в пр-ве Нидерландов (1564). В 1565 г. вышел из совета вместе с Горном, но на первом этапе Нидерландской революции отверг предложение Вильгельма Оранского о присоединении к вооруж. борьбе. Был захвачен Альбой в 1567 г. и обезглавлен по обвинению в измене. смотреть

ЭГМОНТ ЮСТУС

(van Egmont, 1602—74) — фламандский живописец, тринадцати лет от роду поступил в ученье к антверпенскому живописцу Ясперу Ван ден Гуке, перешел потом о. смотреть


Образ главного героя — графа Эгмонта — разработан автором очень вольно по сравнению с данными истории. Эгмонт молод, жизнерадостен, свободолюбив, храбр, беззаботен, доверчив. Все это роднит его с народом, который видит в нем типичного нидерландца. Эгмонт — любимец и надежда угнетенного испанцами народа. Он противник гнета и действительно защищает народ в знаменитом споре с Альбой (V акт) или, точнее говоря, пытается его защищать, но как политический деятель Эгмонт не стоит на высоте.

Его свободолюбие довольно абстрактно. Оно по преимуществу выражается в стремлении отстоять свой внутренний мир. Он не хочет поддаваться страхам, отказывается верить принцу Оранскому, что силы деспотизма не остановятся ни перед чем, отказывается уехать из Брюсселя, ведет прежний беззаботный образ жизни, отгоняя от себя тревоги свиданиями со своей возлюбленной Клерхен, простой, трогательно любящей его девушкой из народа. Именно эта беспечность становится причиной его гибели.

В этой связи следует обратить внимание на народ в этой драме. Все эти брюссельские горожане — Бракенбург, Иеттер, Сует, Плотник, Мыловар — далеко не герои. И все же Гёте дифференцирует их, различает. Бракенбург когда-то мечтал о подвиге Брута, портной Иеттер сочувствует движению иконоборцев, тогда как Плотник и Мыловар больше всего опасаются движения черни, которое может угрожать их имуществу. Несколькими головами выше их писарь Фанзен — смелый и дальновидный политический агитатор, которого не запугают никакие неудачи. Образы Фанзена и Клерхен как бы служат мостом к будущему, предвещая конечную победу. Негероические бракенбурги и иеттеры могут в дальнейшем стать героями. И если*образ главного героя остается весьма проблематичным, то зато глубоко понята, тонко раскрыта и осуждена стратегия и тактика тех, кто угнетает народ. Эта сторона драмы — существенное достижение реалистического искусства.

Убедившись в том, что спасти Эгмонта невозможно, она принимает яд. Накануне своей казни Эгмонт видит во сне гения свободы в образе Клерхен.

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счёт вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнёта и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарём, Макиавелли, составляет отчёт Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живёт девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблён в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждёт, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарём разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на неё и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придёт ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришёл сын Альбы — Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остаётся один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Пересказала Е. А. Коркмазова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

У этого термина существуют и другие значения, см. Эгмонт.

Эгмонт
нем. Egmont
Жанрпьеса
АвторИоганн Гёте
Язык оригиналанемецкий
Дата написания1788
Дата первой публикации1788
Текст произведения в Викитеке

— пьеса (трагедия) Иоганна Гёте, издана в 1788 году. Пьеса дает художественную трактовку событиям в Испанских Нидерландах, предшествовавшим Нидерландской революции.

Исторические события


Сюжет

Клерхен — молодая девушка, которая с детства любит Эгмонта, живет с матерью. Их часто навещает Бракенбург — молодой человек, который беззаветно и безответно любит Клерхен. Мать Клерхен считает, что дочь должна выйти замуж за Бракенбурга, ей не нравятся отношения Клерхен и Эгмонта. Бракенбург — человек среднего достатка, добропорядочный бюргер, а Эгмонт — граф, полководец и любимый народом наместник. Однако у графа есть свои проблемы. Время тогда было мятежное, скоро со своими войсками должен был прибыть новый, кровожадный, наместник короля — герцог Альба. Об этом предупреждает Эгмонта принц Оранский. Он предлагает уехать в свою провинцию, однако Эгмонт отказывается. Предупреждение Оранского сбывается, и Альба арестовывает слишком независимого и заботящегося о народе графа, и приговаривает его к казни. Клерхен пытается собрать народ, но горожане не готовы бунтовать. Бракенбург приводит Клерхен к себе домой, и она решает, что если Эгмонту уже ничем нельзя помочь, то она выпьет яд и умрет вместе с ним. Тем временем к Эгмонту приходит Фердинанд, который признается, что считал его своим героем, но уже никак не может ему помочь. Эгмонт видит сон, в котором Клерхен увенчивает его лавровым венком победителя, и наутро выходит на казнь.

Популярные сегодня пересказы

Образ Эгмонта

Гетевский Эгмонт соединяет исторический образ с художественным вымыслом, он мужествен и обаятелен, как и реальный Эгмонт. Но в отличие от сорокашестилетнего женатого отца одиннадцати детей, часто шедшего на компромисс с испанскими властями, персонаж трагедии — моложавый свободомыслящий и независимый герой-любовник. Ламораль Эгмонт оставался в Брюсселе, чтобы наладить отношения с наместником Альбой, гетевский Эгмонт остается, чтобы примкнуть к народу, частью которого является Клерхен и частью которого хочет быть он сам. Тема единства с народом звучит в финальном монологе, согласно требованию Гёте исполняемом под музыку. [3]

Бетховен Эгмонт

История создания

Людвиг ван Бетховен

Интересные факты:

Бетховен и Наполеон

Содержательная сторона композиции полностью соответствует драме Гёте. Действие переносит зрителя в XVI век, во времена, когда Нидерланды находились под гнетом католической Испании. Устав от постоянных инквизиций и насилия над собственным народом, нидерландцы решают восстать против испанцев. Эгмонт является главным зачинщиком, желающим освобождения страны. Он молод и влюблен в чудесную девушку по имени Клерхен, которая также желает бороться за будущее собственной страны. Вместе они поднимают народ, Эгмонта посадили в тюрьму, а затем казнили. Клерхен не может пережить это событие и решается на самоубийство. Народ выдерживает все натиски и побеждает испанцев.

  1. Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) характеризуется двумя контрастными темами: испанцев и нидерландцев. Тема испанцев представляет собой мелодию в ритме сарабанды в тембре низких струнных, она пронизана интонациями страдания. Тема нидерландцев, напротив, подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.
  2. В сонатном allegro продолжается развитие тем, прозвучавших во вступлении. Тема нидерландцев стала более крепкой и звучной по динамике. Уже в побочной партии вновь произойдет столкновении двух миров, которое приведет к трагической кульминации, выражавшей смерть героя.
  3. Кода (allegro con brio) означает триумф нидерландцев над испанцами, всеобщее ликование народа.
  • Антракт №1. Любовь Бракенбурга и Клерхен на фоне бушующих народных волнений.
  • Антракт №2. Экспозиция величия власти.
  • Антракт №3. Трагическая развязка неравной борьбы.
  • Антракт №4. Марш верховного величия сплетается с молитвой Клерхен о спасении Эгмонта.

Антракт №1 — слушать

Антракт №4 — слушать

Украшением спектакля стали две песни Клерхен, каждая из которых имеет собственный характер:


На данный момент времени музыка является самостоятельным произведением, не связанным с драмой Гёте, которую сегодня ставят достаточно редко.

  • Поздний цветок (2016);
  • В поисках совершенного звучания (2016);
  • Весь Бетховен (2015);
  • Космические кадеты (2014);
  • Линкольн (2012);
  • Вкус солнечного света (1999).

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Читайте также: