Что такое миф и мифология кратко

Обновлено: 16.05.2024

Мифология , или митология ‒ это соединение мифов, произведений, рассказов, где в наивно персонифицированной, неоднообразной, бессознательно-художественной форме изображались феномены природы и общественной жизни.

Не стоить принимать миф за сказку. Главное различие мифа от сказки состоит в том, что миф не демонстрирует разницу между добром и злом.

Главными персонажами мифов, в основном, являются боги, сверхъестественные существа, герои и люди.

На раннем этапе человеческой истории в мифах соединялись элементы реалистических знаний о действительности, художественных образах, моральные предписания и нормы, религиозные представления. Самыми распространенными были рассказы о возникновении и эволюции мира, Луны и Солнца, звезд, появления животных, происхождения человека, о всемирном потопе.

Совмещение мифов создает почву мифологического мировоззрения, свойственного первобытному обществу. На смену мифологическому мировоззрению прибывают религиозное, философское и научное.

Поэтому, принято различать высшую мифология, которая является результатом целенаправленного мифосотворения служителей культа, и низшая, широко распространенная среди народных масс.

Главные особенности мифологического мировоззрения:

синкретизм (человек с таким мировоззрением воспринимает мир, как первоначально неразличимым);

тотемизм (происхождение от животных);

символизм (мифы имеют глубокое и опосредованное значение);

анимизм (вера в то, что духи правят миром);

генетизм (время трактовалось циклично, а главным вопрос ‒ кто кого родил);

фетишизм (вещи имеют магические силы);

магия (влияние на человека действия и слова одновременно).

Изучение мифологии

Мифология всегда была важным явлением в культурной истории человечества. Первые попытки систематизировать изучение мифов сделали античные ученые. Только в XIX веке появилось 2 направления в изучении и толковании мифов:

  1. Натуралистическое: миф ‒ это результат наблюдения первобытных людей за природой и ее обожествления, из-за неразвитости мышления.
  2. Антропологическое : миф ‒ как объяснение появления мира, что происходит на определенных этапах развития культуры, а позже ‒ как обязательную составляющую любой эпохи.

В XX веке появилась теория палеоконтактов, согласно которой мифы ‒ истории о событиях, что реально происходили, и сохраняют информацию о деятельности на нашей планете инопланетян.

Разновидность мифов

В зависимости от основного смысла или мотива, мифы делят на определенные группы. Самая распространенная классификация мифов предложенная Е.Мелетинским. Он выделил такие классы мифов:

космогонические ‒ о появлении мира, Космоса;

астральные ‒ о происхождении небесных светил;

этиологические: объясняют природу возникновения некоторых природных и культурных явлений;

антропогонические ‒ о происхождении человека;

мифы о близнецах;

мифы об умирающем и воскресающем боге;

‒ героические мифы;

‒ мифы о всемирном потопе ;

тотемные (о предках-покровителях);

эсхатологические: о конце света.

Русские мифы характеризуются тем, что они очень натуралистичные, связанные с хлеборобским циклом, бытом пастухом, что присущий нашим предкам. Их персонажи, в основном, отец-домохозяин, мать-содержательница. Мифологические сюжеты таят семейный быт княжеского периода.

Развитие русской мифологии оборвалось, когда христианские проповедники извели массу языческой литературы. К нашему времени дошли лишь отрывки древних мифов, засоренные поздними христианскими наслоениями.

Характерной особенностью нашей мифологии является пантеизм, когда бог отождествляется с природой. Позже образовалась мифология с основой монотеизма. Хотя христианство сложно назвать монотеистичным. Здесь можно долго дискуссировать.

В общем, мифология ‒ это самое древнее, архаическое, идеологическое образование, что имеет единый и нераздельный характер. В мифе переплетаются зачаточные элементы религии, философии, науки и искусства.



Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид



Миф (др.-греч. μῦθος ) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия) [1] . Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Содержание

Античная литература

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

Мифологическое мировоззрение

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Миф по Ролану Барту

Миф по Ф. Х. Кессиди

Мифология , или митология ‒ это соединение мифов, произведений, рассказов, где в наивно персонифицированной, неоднообразной, бессознательно-художественной форме изображались феномены природы и общественной жизни.

Не стоить принимать миф за сказку. Главное различие мифа от сказки состоит в том, что миф не демонстрирует разницу между добром и злом.

Главными персонажами мифов, в основном, являются боги, сверхъестественные существа, герои и люди.

На раннем этапе человеческой истории в мифах соединялись элементы реалистических знаний о действительности, художественных образах, моральные предписания и нормы, религиозные представления. Самыми распространенными были рассказы о возникновении и эволюции мира, Луны и Солнца, звезд, появления животных, происхождения человека, о всемирном потопе.

Совмещение мифов создает почву мифологического мировоззрения, свойственного первобытному обществу. На смену мифологическому мировоззрению прибывают религиозное, философское и научное.

Поэтому, принято различать высшую мифология, которая является результатом целенаправленного мифосотворения служителей культа, и низшая, широко распространенная среди народных масс.

Главные особенности мифологического мировоззрения:

синкретизм (человек с таким мировоззрением воспринимает мир, как первоначально неразличимым);

тотемизм (происхождение от животных);

символизм (мифы имеют глубокое и опосредованное значение);

анимизм (вера в то, что духи правят миром);

генетизм (время трактовалось циклично, а главным вопрос ‒ кто кого родил);

фетишизм (вещи имеют магические силы);

магия (влияние на человека действия и слова одновременно).

Изучение мифологии

Мифология всегда была важным явлением в культурной истории человечества. Первые попытки систематизировать изучение мифов сделали античные ученые. Только в XIX веке появилось 2 направления в изучении и толковании мифов:

  1. Натуралистическое: миф ‒ это результат наблюдения первобытных людей за природой и ее обожествления, из-за неразвитости мышления.
  2. Антропологическое : миф ‒ как объяснение появления мира, что происходит на определенных этапах развития культуры, а позже ‒ как обязательную составляющую любой эпохи.

В XX веке появилась теория палеоконтактов, согласно которой мифы ‒ истории о событиях, что реально происходили, и сохраняют информацию о деятельности на нашей планете инопланетян.

Разновидность мифов

В зависимости от основного смысла или мотива, мифы делят на определенные группы. Самая распространенная классификация мифов предложенная Е.Мелетинским. Он выделил такие классы мифов:

космогонические ‒ о появлении мира, Космоса;

астральные ‒ о происхождении небесных светил;

этиологические: объясняют природу возникновения некоторых природных и культурных явлений;

антропогонические ‒ о происхождении человека;

мифы о близнецах;

мифы об умирающем и воскресающем боге;

‒ героические мифы;

‒ мифы о всемирном потопе ;

тотемные (о предках-покровителях);

эсхатологические: о конце света.

Русские мифы характеризуются тем, что они очень натуралистичные, связанные с хлеборобским циклом, бытом пастухом, что присущий нашим предкам. Их персонажи, в основном, отец-домохозяин, мать-содержательница. Мифологические сюжеты таят семейный быт княжеского периода.

Развитие русской мифологии оборвалось, когда христианские проповедники извели массу языческой литературы. К нашему времени дошли лишь отрывки древних мифов, засоренные поздними христианскими наслоениями.

Характерной особенностью нашей мифологии является пантеизм, когда бог отождествляется с природой. Позже образовалась мифология с основой монотеизма. Хотя христианство сложно назвать монотеистичным. Здесь можно долго дискуссировать.

В общем, мифология ‒ это самое древнее, архаическое, идеологическое образование, что имеет единый и нераздельный характер. В мифе переплетаются зачаточные элементы религии, философии, науки и искусства.

Миф- 1.Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы, о происхождении мироздания и жизни на Земле 2.перен .Недостоверный рассказ, вымысел, измышление 3. оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.

Файлы: 1 файл

мифология.doc

Что такое миф и мифология?

Миф- 1.Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы, о происхождении мироздания и жизни на Земле 2.перен .Недостоверный рассказ, вымысел, измышление 3. оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.

Мифология- 1. Совокупность мифов какого-нибудь народа 2. Наука, изучающая мифы.

Мифология- совокупность мифов, которые возникают в сознании людей на уровне первобытнообщинного строя и при отсутствии научных знаний воплощают фантастическое отражение действительности в виде богов, героев, примечательных явлений и происшествий; наука о мифах

Мифология скрепляла в первобытной культуре единство бессознательно-поэтического творчества, первобытной религии и первоначальных, донаучных представлений об окружающем мире. Основная форма передачи мифа- словесный рассказ. Мифология включает мифы этиологические(о происхождении рода и его институтов, отдельных народов), космогонические(о происхождении вселенной), теогонические(о богах) и др. Многие мифы отражали хозяйственную деятельность человека и культовые обряды. В мифологии разных народов много общего: сходные сюжеты, черты мифологических образов.

Зародились мифы в глубокой древности.

В мифах отразились представления древних людей о добре и зле, о геройстве и трусости. О справедливости и вероломстве. Мифы слагали не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнились глубокой мудростью и величавой красотой.

Некоторые русские сказки, например сказки про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, про богов Перуна и Хорса, Ярилу и Мокошь, можно тоже назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира. Герои мифов совершают чудесные подвиги, борются со злом и несправедливостью.

Однажды самый главные бог древних греков Зевс прогневался на людей и задумал уничтожить весь людской род. Но титан Прометей решил помочь людям и подарил им огонь. Он похитил у богов искру огня и принёс её людям. Прометей научил людей строить дома и дал паруса их кораблям. Он рассказал людям, как приготовлять лекарства из трав, научил их добывать и использовать металлы, скрытые в земных недрах. Боги прогневались на Прометея за то, что он сделал людей такими сильными и мудрыми, и жестоко покарали его, навечно приковав к скале. Прометея подвергли страшным мучениям. От него потребовали покаяния и отречения от любви к людям. Но он не сдался, не покорился.

В образ Прометея люди вложили свои лучшие качества: мудрость, стойкость. Самоотверженность и доброту.

Как предполагается, греческая и римская мифология показывает нам, каким образом человечество мыслило и ощущало себя многие и многие века тому назад. Согласно этой точке зрения, исследуя мифологические картины, мы можем проследить путь от современного, цивилизованного человека, столь далёкого от природы, к человеку, который жил в тесном с ней взаимодействии; а самый большой интерес в мифах представляет для нас то, что они переносят нас в то время, когда- в отличие от современности- мир был ещё молод и человек жил в непосредственной связи с землёй, её деревьями и озёрами, её цветами и холмами. Мы понимаем, что во времена возникновения мифов между реальным и нереальным существовало очень мало отличий. Воображение человека было на удивление живым и не сдерживалось рассудком, так что в лесу любой из людей мог увидеть за деревьями пробегающую мимо нимфу или, нагнувшись к прозрачному водоёму, разглядеть в его глубинах лицо наяды.

Идея вернуться к этому восхитительному положению вещей поддерживается почти каждым автором, работающим в области классической мифологии, и прежде всего поэтами. В эти бесконечно удалённые от нас времена первобытный человек мог:

Увидеть встающего из моря Протея,

Услышать Тритона, звонко трубящего в рог.

И на какой-то миг благодаря созданным им мифам мы можем уловить отблеск этого волшебного и населённого чудесными существами мира.

Однако даже краткого рассмотрения образа жизни нецивилизованных народов в каждой точке земного шара и в любой исторический период достаточно для того. Чтобы воздух из этого шарика романтических построений полностью вышел. Совершенно очевидно, что примитивный человек- где бы он не жил- никогда не населял свой мир доброжелательными к нему, милыми существами. В первобытной чаще таились ужасы, а не нимфы и наяды. Там жил Ужас с большой буквы, сопровождаемый своими ближайшими спутниками: Магией и общепринятой от неё защитой- Человеческими Жертвоприношениями. Главная защита человечества от гнева тех или иных божеств состояла в выполнении некоторых магических ритуалов, лишенных смысла, но эффективных, или в жертвоприношениях, сопряжённых с муками и горестями.

Достаточно тёмная картина древнейшей греческой мифологии самым коренным образом отличается от классических представлений. Анализ мировоззрения древних греков едва ли станет хорошим подспорьем для изучения взглядов первобытного человека на окружающий его мир. Весьма примечательно, насколько кратко греческие мифы рассматривают антропологи.

Мифы отчётливо показывают, сколь высоко поднялись греки над первозданной мерзостью и всеобщей свирепостью к тому времени, о котором у нас есть хоть какие-то сведения. Об этом времени в мифах можно найти лишь очень туманные воспоминания.

Мы не знаем, когда все эти мифы получили современную трактовку; но как бы там ни было, к этому времени примитивный, первобытный образ жизни лежал у греков уже далеко за спиной. Мифы в том виде, в каком мы их знаем теперь, -создание великих поэтов. Первым письменным литературным памятником Греции является Илиада. Греческая мифология начинается с Гомера, жившего, как считают, не ранее чем за тысячу лет до времени Христа. Илиада является самым древним литературным произведением Греции. Она написана богатым, изящным, во всех отношениях прекрасным языком, прошедшим в своём развитии сотни лет, в течении которых люди стремились научиться выражать свои мысли чётко и красиво. Этот язык- бесспорное свидетельство высокого уровня цивилизации. Сюжеты греческой мифологии не проливают яркий свет на вопрос о том, на что было похоже раннее человечество. Зато помогает ответить на вопрос, какими были ранние греки.

Древние греки создавали себе богов по своему образу и подобию. Сама идея не приходила в голову народам, ранее их вступившим на арену истории. Их боги не имели каких- либо реальных прототипов в природе, не походили ни на одно из живых существ.

Греческие и римские писатели-мифологи.

Большинство книг по классической мифологии в значительной мере основаны на стихах римского поэта Овидия, творившего во времена правления императора Августа. Его сочинения- краткая энциклопедия мифологии. В этом отношении с ним не может сравниться ни один древний писатель. Он пересказал почти все мифы- и достаточно подробно.. иногда отдельные известные нам из литературы или изобразительного искусства мифы дошли до нас только благодаря ему. Он был, несомненно, замечательным поэтом и рассказчиком, вполне способным оценить тот великолепный материал, который мифы ему предлагали, но его точка зрения расходится с современной. Для него они были собранием немыслимого вздора:

Я болтаю о древних поэтов чудовищной лжи,

О вещах, невиданных никем и никогда.

Перечень основных писателей, через творения которых мифы дошли до нашего времени, невелик. Его, конечно, возглавляет Гомер. Илиада и Одиссея представляют собой (или, скорее, содержат) древнейшие памятники греческой литературы. Точно датировать какую- либо их часть возможным не представляется. Учёные дают очень расходящиеся датировки, и, вне всякого сомнения, будут делать это и впредь. Обычно возражений не вызывает цифра 1000 г. до н. э.

Второго из названных авторов относят к IX , иногда к VIII в. до. н. э. Гесиод был бедным крестьянином; его жизнь была тяжёлой и горькой. Не может быть большёго контраста, чем между его поэмой Труды и дни, в которой он пытается научить человека жить добропорядочной жизнью в этом суровом мире, и изящным великолепием Илиады и Одиссеи. Но Гесиоду есть что сказать и о богах: в приписываемой ему второй поэме Теогонии, он сосредотачивает себя на вопросах мифологии. Если Гесиод действительно создал её, это означает, что скромный крестьянин, живущий в уединении вдалеке от городов, стал в Греции первым человеком, который задумался, откуда и как произошло всё и вся: мир, боги, небо, человечество,- и постарался найти этому объяснение. Если Гомер никогда и ничему не удивлялся, то Теогония- это рассказ о появлении вселенной и о происхождении нескольких поколений богов. Что весьма ценно для мифологии.

Следующими по порядку идут гомеровские гимны- поэмы, написанные в честь того или иного бога. Их тоже нельзя точно дотировать, но согласно мнению большинства учёных они относятся к концу VIII или началу VII в. до. н. э. Последний из представляющих заметный интерес гимнов (всего их 33) появился в Афинах и относится к V или, возможно, VI в. до. н. э.

Пиндар, величайший лирический поэт Греции, начал писать приблизительно в конце VI в. до. н. э. он сочинял оды в честь победителей на всегреческих празднествах или играх, и в каждом из его произведений или излагается один из мифов, или же содержится намёк на него. Для мифологии Пиндар имеет то же значение, что и Гесиод.

Современником Пиндара был Эсхил, старший из трёх самых известных поэтов- трагиков. Двое других, Софокл и Еврипид, были несколько моложе. Еврипид, самый младший, скончался в конце V века до н. э. все их пьесы, за исключением Персов Эсхила, написанных в честь победы греков над персами при Саламине, созданы на основе мифологических сюжетов. Наряду с творениями Гомера они представляют собой наиболее важный источник для изучения мифов.

Большой мастер комедии, Аристофан, живший в конце V- начале IV в. до н.э., также нередко обращается к мифам, как, впрочем, и два великих прозаика- Геродот, первый историк Европы и современник Еврипида, и Платон, философ, живший почти поколение спустя.

Расцвет творчества александрийских поэтов приходится на середину III в. до н. э. их называли так потому, что в эту эпоху центр греческой литературы переместился из Греции в Александрию Египетскую. Александриец Аполлоний Родосский подробно рассказывает историю похода аргонавтов за золотым руном, а на ряду с ней и некоторые другие мифы. В стихах Аполлония и ещё трёх александрийских поэтов, разрабатывавших мифологические сюжеты (пасторальные поэты Феокрит, Бион и Мосх), теряется простота Гесиода и присущая Пиндару вера в богов. Религиозность, свойственная поэтам- трагикам, утрачивает свою глубину и серьёзность, но не допускается и фривольность Овидия.

Более поздние писатели, римлянин Апулей и грек Лукиан, творившие в II в. до н. э., также внесли важный вклад в разработку мифологической тематики. Знаменитая история о любви Купидона и Психеи дошла до нас только в передаче Апулея. Его изложение мифов очень напоминает подход Овидия. Лукиан похож только на самого себя. Он представляет богов в сатирическом виде. В его время они уже стали предметом насмешек. Вместе с тем он сообщает о них много ценных сведений.

Аполлодор, также грек, который- вслед за Овидием- является одним из самых плодовитых поэтов- мифологов, но в отличии от Овидия он очень придерживается фактов и потому скучен. Его жизнь и творчество датируют весьма в широком диапазоне- от I в. до н.э. до IX в. н.э. английский учёный Дж. Фрезер считает, что Аполлодор жил и творил или в I или во II в. н.э.

Грек Павсаний, автор, в сущности, первого в мире путеводителя, сообщает много интересного о тех событиях, связанных с мифами, которые происходили в местах, где побывал страстный путешественник. Он жил во II в. н.э.; вопросами о правдивости сообщаемых им мифов он не задаётся, излагая их с полной серьёзностью.

Из римских поэтов сильно выделяется Вергилий. Он верит в мифы не более, чем его современник Овидий, но он увидел в них отображение человеческой сущности и придал мифологическим персонажам такие живые человеческие черты, кото рые не мог им придать никто со времени греческих трагиков.

Мифологическую тематику разрабатывали и другие римские поэты. Несколько мифов изложено Катуллом, Гораций часто намекает на тот или иной миф, но большого значения для мифологии эти поэты не имели. Всем римлянам мифы представлялись чем- то бесконечно далёким, какими-то забытыми тенями прошлого. Лучшими проводниками по греческой мифологии являются, несомненно, греческие писатели, сами верившие в то, что они пишут.

Читайте также: