Кто такой эа в древнем египте кратко

Обновлено: 02.07.2024

В древнем Междуречье, как в Древнем Египте, религия была политеистическая, то есть богов было множество. Одним из трех основных стал бог Эа. Он покровительствовал мудрости, пресной воде и изобретениям. Для понимания религии и культуры древнего Междуречья, то есть Шумера, Аккада и других городов III тыс. до н.э., следует знать, богом чего был Эа и каковы его функции и особенности культа.

Эа – бог чего в Междуречье, в истории Древнего Египта и шумеров кратко

Место в мифологии

Источником об этом боге шумеров являются клинописные таблички, которые относятся к XXVII веку до н. э. Этот период связан с изобретением древнейшей письменности.

Эа – бог чего в Междуречье, в истории Древнего Египта и шумеров кратко

Шумеры также называли его Энки и Эйа, аккадцы — Хайа. Согласно мифологическим представлениям, он был покровителем города Эриду, где находился его основной храм — Абзу. Такое же название шумеры дали мифическому океану из пресной воды, который якобы окружал землю.

У Эа был брат Энлиль, а еще супруга Нинмах. По просьбе мужа она создала первого в мире человека из глины. Эа был также отцом бога-покровителя города Вавилона в более поздние времена — Мардука.

Шумеры считали, что Эриду является первым городом на земле. Археологические данные говорят о том, что он появился около 7000 лет назад и был заброшен в VI веке до н. э. Город находился на юге современного Ирака.

Эа – бог чего в Междуречье, в истории Древнего Египта и шумеров кратко

Рис. 2. Древний Шумер.

Особенности культа

Шумеры изображали Эа в образе бородатого человека в окружении источников воды. Его атрибутами могли быть хвост рыбы или светильник. Они награждали его такими эпитетами:

  • хитроумный;
  • господин Земли.;
  • совершенный разумом.

Несмотря на его хитрость, в некоторых мифах, бог Эа был обхитрен богиней Инанной. Она покровительствовала любви, плодородию, урожаям и являлась центральным женским божеством мифологии шумеров.

Эа покровительствовал подземному миру, а его брат Энлиль — надземному. Еще одним верховным богом был Ану, он покровительствовал небу.

С богом Энки связан шумерский миф о потопе и строительстве ковчега, который потом, скорее всего, перешел в Ветхий Завет. Шумеры также считали, что этот бог создал одну из двух известных им великих рек — Тигр.

Шумеры верили, что боги создали людей с целью избавить себя от тяжелой работы, связанной с ирригацией. Они в своих мифах находили даже объяснение человеческому несовершенству и порокам. Дело в том, что боги опьянели из-за пива, а его как раз шумеры изобрели.

Эа – бог чего в Междуречье, в истории Древнего Египта и шумеров кратко

Что мы узнали?

Бог Эа в шумерской мифологии был богом мудрости, пресной воды и изобретений. Он также покровительствовал подземному миру.

Всемирная история Война за независимость США 1775-1783 – итоги, основные события, причины и ход борьбы кратко

Всемирная история Принятие великой хартии вольностей в Англии 1251 года – что такое, причины, значение и участники кратко

Боги Древнего Египта на папирусе

Боги Древнего Египта оказали существенное влияние на развитие религиозных верований соседних цивилизаций. Некоторым из них поклонялись не только египтяне. Сюжеты ряда мифов о египетских богах стали частью христианской теологии. Расскажем детальнее о важных богах Древнего Египта.

Боги Египта, список которых, по подсчетам отдельных египтологов, достигает пяти тысяч, были частью древней религии, существовавшей с VI тыс. до н .э. до середины І тыс. н. э. Она включала в себя как представления, зародившиеся на территории Египта, так и мифы, заимствованные у соседних народов.

Вот главные боги Египта:

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Амона относят к богам-демиургам, участвовавшим в создании мира. В период Древнего царства он был локальным богом в Фивах. Изображался как человек с лягушачьей головой. К Среднему царству приобрел черты человека с головой барана или короной из перьев. Стал не только создателем мира, но и богом природы и Солнца. В период Нового царства был главным богом государства.

В античной литературе Амон отождествлялся с Зевсом. Из античных сюжетов известно, что благодаря Амону на небе появилось созвездие Овна, оракулы Амона призывали отдать Андромеду чудовищу и убедили Александра Македонского в его божественном происхождении.

В начале нашей эры культ Амона перестал играть важную роль в египетской религии.

Один из самых загадочных богов Египта. Его никогда не изображали человекоподобным. Только в виде солнца, лучи которого заканчивались ладонями.

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Древний Египет, боги которого имели свою специализацию, был аграрной страной. Поэтому важным божеством в нем стал бог земли Геб. Его культ возник в одном из древнейших городов страны — Гелиополе и с течением времени стал общеегипетским. Бога изображали с коронами двух Египтов (Верхнего и Нижнего), а иногда с гусем на голове. Он был богом-демиургом. Мифология отождествляла Геба с божественным гусем, отложившим мировое яйцо. Из этого яйца и пошло мироздание.

Бог женился на своей сестре Нут — богине неба. Она рожала небесные светила, а когда была зла на Геба — поедала их. Отцу Шу надоели ссоры детей, и он разъединил небо и землю. Геб остался внизу, а Нут поднялась ввысь.

Как покровитель земли, Геб заботился обо всех живущих и вместе с Осирисом судил умерших.

Исида

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Одна из главных богинь Египта. Дочь Геба и богини неба Нут. Покровительница женщин и новорожденных. Богиня плодородия. Мать всех египетских фараонов.

Согласно легенде, Исида любила своего мужа Осириса. Когда Сет убил его и разбросал тело по разным частям света, скорбящая Исида начала лить слезы. Так произошел первый разлив Нила. Известно, что хозяйственная жизнь Древнего Египта сильно зависела от разливов реки. Этот факт объясняет популярность богини.

Исида собрала части тела мужа и сделала из них первую мумию. С тех пор в Египте пошла традиция мумификации правителей.

В античной культуре Исида известна как Деметра — богиня плодородия. Благодаря ей на небе появилось созвездие Девы.

Исследователи полагают, что культ богини оказал сильное влияние на христианство. Так, изображение Исиды с младенцем Гором на руках стало образцом для создания образов Богоматери, а миф о том, как богиня спрятала младенца Гора от гнева Сета, лег в основу новозаветного рассказа о бегстве Святого семейства в Египет.

Монту

Изображали Монту в виде человека с соколом на голове или соколиной головой, увенчанной солнечным диском и двумя перьями — символами неба и войны. Культ Монту распространился благодаря фараонам XI династии, которые в III тысячелетии до н. э. смогли силой объединить Верхний и Нижний Египет. Со временем культ Монту объединился с культом бога-солнца и его называли Ра-Монту. Греки видели в нем бога войны Ареса.

Одна из наиболее загадочных богинь Древнего Египта. Ее имя в надписях встречается крайне редко. Для обозначения богини египтяне использовали эпитеты и метафоры. Считается одним из старших божеств, создательницей всего. Некоторые исследователи предполагают, что Нейт была способна рожать без партнера, что дает возможность предположить о ее влиянии на христианский культ Девы Марии.

Нейт — свирепое божество. Она богиня войны, которая сохраняет тела воинов после смерти и помогает им достичь царства мертвых. Ее изображали как женщину в красном одеянии с копьем или луком и стрелами в руках.

В позднее время Нейт стали изображать как покровительницу ткачества, которая на ткацком станке соткала мир.

Осирис

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Один из самых популярных египетских богов. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, он считался не только божеством, но и культурным героем, научившим людей возделывать землю, разбивать сады и делать вино.

В античные времена Осирис ассоциировался с Дионисом. Был богом, создавшим плуг и показавшим, как обрабатывать землю.

Некоторые исследователи полагают, что образ умирающего и воскресающего бога, который судит души людей, оказал сильное влияние на христианскую теологию.

Бог-демиург, культ которого зародился в Мемфисе, но с течением времени стал общеегипетским. Согласно египетским мифам, Птах существовал раньше времени и других вещей. Он постигал мир с помощью мысли своего сердца и создал жизнь магией своего слова. Некоторые исследователи полагают, что благодаря культу Птаха в христианство пришло представление о боге, как о Слове.

Птах был покровителем ремесел. Его изображали как мумию с зеленой кожей. В руках Птах держал три предмета: скипетр (символ силы), анкх (символ жизни) и джед (символ стабильности).

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Бог Гелиополь, который со временем стал общеегипетским. Его культ слился с культом фиванского бога-солнца Амона. В египетских мифах Ра считается богом, который упорядочил первобытный хаос, создав мироздание. Он имеет три ипостаси:

  • гусь, отложивший мировое яйцо;
  • жук-скарабей, который перед собой катит солнце;
  • сокол, который опустился на землю, создав сушу.

Его изображали как человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. В египетских легендах описан Золотой век, в котором людьми правили боги. Главным из правителей был Ра.

Согласно представлениям египтян, бог Ра ежедневно возвращался домой с неба. На пути ему приходилось сражаться с многочисленными демонами и змеем Апопом. От хода сражения зависело, наступит ли на земле рассвет.

Несмотря на то что солнечные божества играли важную роль в древнеегипетской религии, календарь сельскохозяйственных работ был лунным. Поэтому культ бога Луны Яха, зародившийся в Фивах в эпоху Древнего царства, стал играть важную роль. Об этом свидетельствует тот факт, что XVII династия фараонов названа Яхмосидами, а все ее представители включали в свои официальные имена имя бога Яха.

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Пантеон египетских богов имел такие особенности:

  • Все боги Египта делились на локальных, связанных с определенной местностью (областью (номом) или городом), и общеегипетских, которым поклонялись во многих частях страны.
  • Все главные боги Древнего Египта изначально были локальными божествами.
  • Местные древнеегипетские боги, как правило, изображались в виде людей с чертами животных, считались творцами мира и ставились выше других богов.
  • Имена богов Египта имели мужской и женский варианты написания, поскольку важные божества имели две ипостаси.
  • С течением времени египетские боги сливались и образовывали один культ. Например, бог Амон в период Старого царства с III тыс до н.э. стал ассоциироваться с Ра. В период Среднего царства с IV тыс. до н.э. еще и с Монту и писался как Амон-Ра-Монту. В период Нового царства со ІІ тыс. до н.э. стал Амоном-Хапи.
  • В состав древнеегипетского пантеона входили и боги, заимствованные у других народов. Например, богиня Астарта, известная в Древнем Вавилоне как Иштар.

С VI–V вв. до н. э. начались контакты античной и египетской цивилизации. Как результат сначала греки, а затем и римляне стали отождествлять своих богов с древнеегиптскими. Так бог врачевания Имхотеп стал греческим Асклепием и римским Эскулапом, а бог ремесленников Птах стал греческим Гефестом и римским Вулканом.

Боги Египта оказали существенное влияние на культуру соседних цивилизаций. Поэтому память о них не стерлась с течением тысячелетий.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Стела царя Хора Уаджи

Стела царя Хора Уаджи из Абидоса. I династия.

С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха, — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.

Ранее царство

В эпоху Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) Египет управлялся двумя династиями, которые происходили из верхнеегипетского г. Тина (у Абидоса). Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны: на юг — в Нубию, на запад — в Ливию, на восток — на Синайский п-ов. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта.

Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса, предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.

Древнее царство

Карта Египта, периода Древнего царства

Карта Египта. Древнее царство.

В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского п-ова, южную Палестину и Нубию.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же — главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии царского, храмового и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера из Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта — содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой знати. Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые номы. 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у Манефона, правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

Усыпальница Хатшепсут

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий Сенмут. XVIII династия.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был Гераклеополь, расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от Фаюмского оазиса, на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя Хети I (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи Фив. Победителями вышли фиванские правители, и при Ментухотепе I страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Среднее царство

Карта Древнего Египта периода Среднего царства

Карта Египта. Среднее царство.

В период Среднего царства продолжают совершенствоваться орудия труда: наряду с каменными и медными теперь все чаще используются орудия из бронзы. Интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае, золотые и медные рудники Северной Нубии. Возникло производство стекла. Значительное развитие получило земледелие, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительной системы в Фаюмском оазисе. С появлением множества мелких и средних хозяйств были созданы условия для более широкого обмена.

На рубеже XVIII-XVII вв. до н.э. Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через восточную Дельту. Их владычество длилось 100-150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей.

Новое царство

Карта Древнего Египта периода Нового царства

Карта Египта. Новое царство.

Яхмос I, ставший родоначальником XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом на северо-востоке Дельты и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.), время правления XVIII-XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье.

При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI в. до н.э.) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни.

После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

Статуя Эхнатона

Аменхотеп IV (Эхнатон). Голова статуи из храма Атона в Карнаке. XVIII династия.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталли II преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

Гипостильный зал храма Амона

Гипостильный зал храма Амона. Карнак. XIX династия.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

Колоссы Рамсеса II. Скальный храм в Абу-Симбеле. XIX династия.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона — одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство — Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха эллинизма.

Кто такие жрецы в Древнем Египте?

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.

Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

— жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

— за свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

— жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

Читайте также: