Что такое экологический подход при изучении дисциплин начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно - научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно - научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологический подход при обучении начальному естествознанию

Экологический подход — это видение мира в аспекте существующих связей и взаимо- зависимостей между живой и неживой при- родой, между объектами живой природы. Альтернативой ему служит систематичес- кий подход — видение мира в аспекте био- логической (географической, геологичес- кой, химической и т.п.) классификации. Систематический подход в начальном есте- ствознании реализовать проще, он нагля- ден и традиционен. Однако я убеждена, что именно экологический аспект должен стать основным, определяющим как содержание, так и методы и формы обучения начально- му естествознанию. В пользу этого говорит следующее:

• Экологический подход позволяет ста-

• Экологический подход обеспечивает

наибольшую возможность реализации

развивающего обучения, поскольку позволяет выходить за рамки эмпири- ческого исследования, подниматься до теоретических обобщений, формули- ровки гипотез и их эмпирической про- верки.

• Экологический подход дает возмож-

ность рассматривать изучаемые объек- ты с разных точек зрения, совмещать их, проводить классификацию по раз- ным основаниям, включая один и тот же объект в разные множества, что спо- собствует развитию гибкости и само- стоятельности мышления, противосто- ит догматизму в суждениях.

• Только с позиций экологического под-

хода земной мир может осмысливаться как единое целое, поскольку для Земли живая материя есть характерная и не- отъемлемая сущность.

• Дифференцированное изучение живой

и неживой компоненты земной приро- ды в старших классах средней школы является необходимым следствием дифференциации и специализации ес- тественных наук, но отнюдь не обяза- тельно в интегрированном курсе на- чального естествознания.

Экологическая составляющая в той или иной степени присутствует во всех совре- менных авторских природоведческих кур- сах, однако последовательной реализации экологического подхода мы не найдем ни в одном из них. В основе сохраняется клас- сическая схема движения от неживого к живому, а при изучении живого — от рас- тительных форм к животным, при этом каждая из областей заметно обособлена. В результате наблюдается некоторая мозаич- ность учебного материала.

В качестве примера рассмотрим тему

Доказательством мозаичности, обособ- ленности этой темы — беспомощность практикующих учителей. Если спросить

чале изучения темы.

При таком подходе каждое выявленное свойство мы должны рассматривать с точки зрения его влияния на живые организмы. Недостаточно только констатировать нали- чие того или иного свойства, записав ин- формацию о нем в таблицу, важно исследо- вать, какое значение для живых организмов оно имеет. Поэтому методика изучения те- мы существенно меняется.

Прежде всего, сравнение свойств снега и льда становится неактуальным: поскольку снег и лед имеют разное значение для раз- ных групп организмов, рассматривать их нужно отдельно.

Ход изучения снега и льда можно пост- роить в соответствии со структурой научно- го познания, что позволяет развивать теоре- тическое мышление и формировать основы научного мировоззрения. В этом случае процесс познания включает эмпирический этап: исследование свойств снега и льда и их влияния на живые организмы; теоретиче8 ский этап: выработку гипотезы о возможных путях использования этих свойств и адапта- ции к ним; подтверждение гипотезы на практике: поиск фактов, подтверждающих гипотезу, объяснение новых фактов с ис- пользованием гипотезы.

Все исследование можно проводить ау- диторно, как предметный урок в классе,

можно — внеаудиторно, как натурное (по- левое) исследование (это самый предпочти- тельный вариант), можно объединить пер- вый (в этом случае он может проходить по традиционной схеме) и второй варианты, которые будут дополнять друг друга. Пос- ледний вариант, безусловно, хорош, но при хронической нехватке учебных часов его реализация проблематична.

При работе аудиторно кроме натураль- ного снега желательно использовать анало- гию, например, спросить: на бумаге какого цвета мы обычно пишем? (Белого.) Поче- му? (На белом фоне написанное лучше вид- но.) Какого цвета буквы в книге? (Черные или темные.) Почему? Сравните снег и бе- лую бумагу. (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.) Значит, на белом снегу не спрятаться?

Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим уча- щихся ответить: листочки какого цвета ме- нее всего заметны издали? Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было труд- но заметить? (Белым.)

При работе внеаудиторно влияние бело- го цвета исследуем несколько иначе. Необ- ходимо приготовить несколько листов бу- маги разного цвета, в том числе один белый. Формулируем задачу: установить, сможет ли лист бумаги какого-то цвета замаскиро- ваться на поверхности белого снега? Или: для бумаги какого цвета потребуется наи- меньшее удаление от наблюдателя, чтобы стать незаметной? Как это выяснить? Раз- ложим заготовленные листы в ряд на белом снегу и будем отходить, считая шаги до тех пор, пока какой-то из них станет малоза- метным. Какой? (Белый.) На сколько ша-

гов нужно отойти, чтобы стали плохо за- метны листы другого цвета? Какой цвет ви- ден дальше всех? (Красный.)

В ы в о д: снег белого цвета. На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые — маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета.

При работе аудиторно важность этого свойства можно показать, используя в каче- стве аналога тот же лист бумаги. Накрыв листом лежащий на столе предмет, спраши- ваем: что произошло? Почему его не видно? Изменил ли он цвет? (Его не видно потому, что лист непрозрачный!) А снег? Непроз- рачность снега устанавливается описанным в учебнике способом. Снег непрозрачный! Значит, под снегом можно спрятаться!

Внеаудиторно. Подсчитав в шагах рас- стояние, с которого белый лист незаметен на белом фоне, убедившись, что красный цвет виден с очень большого расстояния, возвращаемся к разложенным на снегу листам. Учитель насыпает небольшой слой снега на самый яркий красный лист и спрашивает: что произошло? Листа не видно, хотя мы стоим совсем рядом! Поче- му? (Снег непрозрачный!) Что это значит? (Под ним можно спрятаться!) Предмет под снегом не видно, поэтому ему не обя- зательно быть белым! Он может быть лю- бого цвета.

В ы в о д: снег непрозрачный, предмет под снегом не виден и может быть любого цвета. Под снегом можно спрятаться.

Возникает вопрос: чтобы под снегом можно было прятаться, должен ли он обла- дать еще каким-то свойством, кроме того, что он непрозрачный? Каким?

При аудиторном изучении, для того что- бы наглядно показать важность и необходи- мость такого свойства, как рыхлость, нужно найти аналоги. Например, сахарный песок, крахмал и т.п. и какой-то белый монолит, например кусок мрамора, пластмассы. Убе- дившись, что рыхлость субстрата — непре- менное условие для того, чтобы в него мож- но было закопаться и спрятаться. Исследу- ем снег на предмет наличия у него этого свойства.

При работе внеаудиторно нужно подыс- кать два участка: с рыхлым и утрамбован- ным, плотным снегом. Дать учащимся зада- ние: выяснить, чем отличаются эти два участка? В том и в другом случае снег бе- лый, непрозрачный. Но где легче спрятать- ся под снег? (Там, где снег рыхлый.) Каким бывает снег? (Рыхлым и плотным, утрам- бованным.)

В ы в о д: снег бывает рыхлым и утрам- бованным, плотным. В рыхлый снег легко закапываться и прятаться.

Эту характеристику снега иногда опус- кают. На самом деле она очень важна. Все ли животные могут жить в снегу или на его поверхности, если он такой холодный? Та- кие животные, как насекомые, черви, зем- новодные, пресмыкающиеся, и многие дру- гие не могут вырабатывать и сохранять достаточно тепла, чтобы противостоять хо- лоду, их называют холоднокровными. Хо- лоднокровные не могут жить на (в) снегу. (Примечание: существуют насекомые, так называемые снежные комарики, которые могут появляться в оттепели на поверхнос- ти снега. Но это исключение.) Есть такие, у которых внутри как будто печка, тепло раз- носится по телу кровью, поэтому они назы- ваются теплокровными. Это птицы и звери. К какой группе относятся люди? Конечно к теплокровным.

В ы в о д: снег холодный, поэтому жить в

снегу или на его поверхности могут только теплокровные животные: они имеют теплое тело и противостоят холоду.

Снег тает и превращается в воду в тепле и при контакте с теплым предметом.

В традиционной схеме на предметном уроке ограничиваются тем, что устанавли- вают факт таяния снега в тепле. Для нашей цели этого недостаточно: важно убедиться, что снег тает и при контакте с теплым те- лом. Человек, как существо теплокровное, имеет теплое тело. Что будет со снегом, ес- ли мы возьмем его в теплую руку? (Тает, рука становится мокрой.)

При работе внеаудиторно достаточно

такта с теплым телом снег нагревается и поэтому тает.) Возникает вопрос: могут ли теплокровные прятаться в него в таком случае? Или все, кто это делает, сидят в снегу мокрыми? Поиск ответа приводит к мысли о роли шерстного и перьевого пок- рова. Обсудим теплоизоляционную роль шерсти и перьев: тепло так плохо прово- дится этими покровами, что, теплые у са- мой кожи, снаружи они остаются холодны- ми настолько, что таяния снега практичес- ки не вызывают. Если же снег все-таки чуть-чуть подтает, от намокания их пре- дохранит слой жира, который покрывает шерсть и перья.

В ы в о д: от тепла (теплого тела) снег нагревается и тает, превращаясь в воду. Теплокровных животных, живущих зимой на (в) снегу, от этого процесса защищает шерстный или перьевой покров.

Общий вывод по эмпирической час8 ти: снег имеет следующие свойства: он бе- лый, холодный, непрозрачный, рыхлый, при нагревании (например, в тепле или при контакте с теплым телом) тает и превраща- ется в воду. Эти свойства снега имеют боль- шое значение для животных: холоднокров- ные зимой жить активно, как они живут ле- том, не могут, а теплокровные (звери и пти- цы) могут. На поверхности снега они хорошо заметны, но, используя свойства снега, могут прятаться, закапываясь в снег или становясь на зиму белого цвета.

Побуждаем учащихся сформулировать предположения об образе жизни животных зимой, используя знания о перечисленных свойствах снега. Они должны сводиться к следующему: теплокровные животные, в отличие от холоднокровных, могут вести активную жизнь зимой, при этом они могут жить как на поверхности снега, так и под снегом. Под снегом их не видно, поэтому безразлично, какого они цвета. Для многих, живущих на поверхности снега, цвет тела становится решающим. Для тех, кто дол- жен прятаться от хищников (потенциаль- ные жертвы) или незаметно подкрадывать- ся (хищники), выгодно становиться на зи- му белым. Сравнивая окраску животного летом и зимой, мы можем предположить его образ жизни.

Поиск фактов, подтверждающих ги, потезу, объяснение новых фактов с ис, пользованием гипотезы.

Учитель просит учащихся припомнить факты, доказывающие верность сделанного предположения (необходимо приготовить соответствующие изображения животных): заяц8беляк: в спячку не ложится, всю зи-

му активен, подвергается нападению хищ- ников, имеет маскирующую окраску: летом бурый, зимой белый;

полевка: всю зиму живет под снегом, где активно бегает, ест сохранившиеся расте- ния, на поверхность снега почти не выхо- дит. Хищники, которые на нее охотятся (лиса, волк), находят ее на слух. Окраска не имеет для нее существенного значения, и она ее в течение года не меняет;

бурый медведь: окраску, как и полевка, на зиму не меняет. Почему? Можно предпо- ложить, что он: 1) живет под снегом, где ак- тивно бегает, как полевка, — нереально, он слишком большой для этого; 2) живет ак- тивно на поверхности снега, но прятаться или подкрадываться ему не приходится; 3) зимой неактивен, где-то надежно прячется всю зиму; 4) на зиму уходит в теплые края, где нет снега. Все предположения, кроме первого, в принципе имеют право на суще- ствование. Необходимо узнать (прочитать) об образе жизни медведя, чтобы выбрать верное. Что мы знаем о медведе? Он всю зи- му спит в берлоге под снегом, его не видно, поэтому он свою окраску на зиму не меняет. Таким образом, правильно наше третье предположение.

Следует показать учащимся изображе- ния новых для них животных с сезонным диморфизмом, образ жизни которых они не знают, например песец, горностай, поляр- ная сова, тундровая куропатка (все — в лет- нем и зимнем наряде), и попросить выска- заться по поводу их образа жизни. Случаи

сезонного диморфизма легки для объясне- ния. Сложнее объяснить его отсутствие. Обратим внимание, что в живой природе редко бывают однозначные решения. Мы можем высказывать несколько предполо- жений (как о буром медведе, например), а подтвердить или опровергнуть свои пред- положения можем, прочитав специальную литературу, например энциклопедию о жи- вотных.

О б щ и й в ы в о д: свойства снега оказы- вают большое влияние на жизнь животных зимой. Некоторые свойства снега живот- ные приспособились использовать: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого неко- торым из них приходится на зиму изме- няться или вести иной, чем летом, образ жизни. Зная, как изменяется или не изме- няется животное зимой, мы можем предпо- ложить его зимний образ жизни.

В качестве задания для самостоятельно- го исследования можно предложить уча- щимся исследовать влияние рыхлости и глубины снега на передвижение животного (и человека) по снегу, а также на возмож- ность его раскапывания. Для этого нужно провести работу на двух участках, отличаю- щихся по глубине и рыхлости снега. Жи- вотные, особенно крупные (олени, напри- мер), вязнут в снегу, при преследовании быстро выбиваются из сил и могут стать до- бычей более легкого хищника. Кроме того, глубокий и особенно плотный снег трудно раскапывать, что делает труднодоступной находящуюся под снегом пищу для оленей и кабанов.

На этом конкретном примере мы видим, как меняется смысл, ход и результат изуче- ния темы при использовании экологиче- ского подхода. К сожалению, ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть ме- тодику изучения свойств льда. Возможно, это будет в следующей статье

Раскрытие понятия понятие и изучение содержание принципа экологической направленности в экологическом образовании младших школьников. Определение возможностей реализации принципа экологической направленности в учебно-методических курсах начальной школы.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.01.2020
Размер файла 35,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема "Реализация принципа экологической направленности через преподавание предмета окружающий мир"

1. Понятие и содержание принципа экологической направленности в экологическом образовании младших школьников

2. Реализация принципа экологической направленности в учебно-методических курсах начальной школы

экологическое образование начальная школа

Современный учитель должен ориентироваться в данных системах обучения, грамотно определять оптимальный комплекс форм, методов, приемов и средств обучения по каждому из вариативных курсов окружающего мира для начальной школы.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

- изучить понятие и содержание принципа экологической направленности в экологическом образовании младших школьников;

- рассмотреть реализацию принципа экологической направленности в учебно-методических курсах начальной школы.

1. Понятие и содержание принципа экологической направленности в экологическом образовании младших школьников

В основе построения современных курсов по экологической направленности лежат следующие целевые установки [1, 48]:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Ведущим в системе экологических знаний являются знания о связях и взаимосвязях в природе, знании природы в целом и ее компонентов и элементов. Эти знания составляют основу экологического сознания личности, способной строить свое поведение в природе на основе самостоятельных рассуждений и выводов. Но чтобы понять, что в природе все взаимосвязано, что природа - величайшая ценность на Земле, школьники уже в первые годы обучения должны получить научно-достоверные фактические знания об окружающих их объектах и явлениях неживой природы [12, 121].

2. Реализация принципа экологической направленности в учебно-методических курсах начальной школы

задача на познавательной и учебной детей.

задача в развитии качеств : научного , экологической, -гигиенической и культуры, , творческих , чувства и так .

Реализация специфического принципа - экологической направленности осуществляется через особое внимание к экскурсиям в природу, во которых наблюдают явлениями , изменениями, с растениями, животных и т.д. помогают получить представление о , взаимосвязях, в ней, накоплению о родном .

Программа из частей. первом обучения (I школы I - или I и классы I - IV) знакомятся с миром, природу, , человека, а природоведческие и понятия в последующих (III - ). Экологическую программы идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными.

Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I - II класс.

Природоведение (основной ). III, класс.

для школьников ( курс).

В программе I класса формироваться экологические и представления: окружающей для , ее и необходимость к ней .

Учебный II логически изученное в классе. внимание экскурсиям, которых быть , на учителя, , например, на , изучение свое , сезонные , что способом специфического - экологической .

Значительно становятся организации процесса. при окружающего основной служил , лишь с экскурсиями, теперь уроки в , и практические , и полевые , и большая домашняя работа. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов, экскурсиям.

- проблемы , связанные с ребёнка дошкольного к образованию и начального - к естественных в среднем ;

- включает основные, и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Место курса в учебном плане

1 класс --66ч (33 учебные недели), 2 - 4 классы -- по 68ч (34 учебные недели)

Содержание тем экологической направленности в программе 1 класса [14]:

Природа в жизни человека (21 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Содержание тем экологической направленности в программе 2класса [15]:

Природа вокруг нас (23 ч)

Что такое вещество. Об энергии. Практическая работа. От костра до котла. Свет. Театр теней. Практическая работа.

Содержание тем экологической направленности в программе 3класса [16]:

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология -- наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Содержание тем экологической направленности в программе 4 класса [17]:

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами -- условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Проверочная работа - 1.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла -- основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

Проверочная работа - 1.

В 1-3 классах экологические темы рассматриваются на примере общего изучения явлений природы через экскурсии, мастер-классы, в 4 классе в контексте изучения краеведческой информации.

Реализация принципа экологической направленности осуществляется через такие формы работы с учащимися как:

- экскурсии на луг, в смешанный лес, водоем, поле.

- самостоятельные наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы;

- элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

- участие в мероприятиях по охране природы;

- рассказы об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения.

Реализация принципа экологической направленности было рассмотрено на основе пяти видов программ.

Реализация принципа экологической направленности осуществляется через такие формы работы с учащимися как:

- экскурсии на луг, в смешанный лес, водоем, поле.

- самостоятельные наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы;

- элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

- участие в мероприятиях по охране природы;

- рассказы об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения.

Список литературы

1.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. -- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2011. -- 240 с.

2.Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский цели и смысл воспитания.[Текст]: Учебник для вузов. / Богуславский М.:Народное образование. - 2012. - №9. - 280 с.

4.Григорьев С.Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании младших школьников. Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации. Сборник научно-методических трудов. - М.:АПК и ППРО, 2012 - 233 с.

5.Ефремов К., Теория и практика экологизации образования. [Текст]: / Ефремов К.: Народное образование. - №8. - 2012.

6.Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. [Текст]:учебник для вузов / Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. - М.: Педагогика, 2011. - 266 с.

9.Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу.[Текст]: учебник для студ. вузов/ Исаева Н.Н. - 2011. - №8.

10.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.[Текст]:учебное пособие/ Каропа Г.Н. - Мн.: НМО, 2012. - 170с.

11.Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе.[Текст]:учебное пособие/ Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.

13.Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.[Текст]:учебник для вузов/Пакулова В.М., Кузнецова В. И. М.: Просвещение, 2013. - 320 с.

14.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. -- М.: АСТ, Астрель.2014

15.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. -- М.: АСТ, Астрель.2014

16.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. -- М.: АСТ, Астрель.2014

17.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. -- М.: АСТ, Астрель.2014

Подобные документы

Структура и содержание экологической культуры младших школьников (знания, умения, отношения). Методы и результаты диагностики уровня ее сформированности. Воспитание экологической культуры школьников средствами внеклассной работы и учебной деятельности.

реферат [63,1 K], добавлен 16.08.2015

Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе, ее содержание, формы, методы и приемы. Определение уровня экологической воспитанности учащихся, разработка дидактического материала и его апробирование.

дипломная работа [86,0 K], добавлен 18.12.2010

Сущность понятия "экологическая культура" школьников. Специфика формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.

дипломная работа [453,0 K], добавлен 02.07.2017

Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры учащихся 3 класса. Методы природоохранного воспитания младших школьников. Анализ природосберегающего образования и его инновационной модификации. Суть ведения преподавания экологии.

дипломная работа [70,8 K], добавлен 09.09.2017

Общее понятие и содержание экологической культуры. Этапы экологического воспитания и формирования экологической культуры в курсе географии. "Экосистемная познавательная модель" как средство формирования экологической культуры современных школьников.

дипломная работа [102,5 K], добавлен 04.10.2014

Цели, содержание и процесс обучения иностранному языку в начальной школе, его особенности. Особенности реализации принципа коммуникативной направленности и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста на уроках немецкого языка.

дипломная работа [93,4 K], добавлен 24.01.2009

Психолого-педагогический и методической анализ содержания понятия "экологическая культура". Историко-этнографические аспекты тувинского фольклора как факта духовной культуры; влияние его изучения на формирование экологической культуры младших школьников.

Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное мировоззрение человека привело к отчуждению человека от природы. На смену потребительской психологии, природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.

Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.

В реализации программы экологического воспитания учителю необходимо разрешить следующие педагогические противоречия:

Противоречия

Задачи

Между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом

Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом

Между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания

Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально-технического уровня учебно-воспитательного процесса

Между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине, бережного отношения к родной природе и отсутствием эколого-краеведческих знаний

Изучение истории своего края, его природы, культуры, народных промыслов и этнографических особенностей

Между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Разработка материала для работы с родителями

Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.

В качестве основных структурных компонентов экологического образования называются:

- экологическая образованность, или система экологических знаний;

- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

- культура экологически оправданного поведения.

Сообразуясь с данными структурными компонентами, определяются следующие цели:

- расширение экологических знаний;

- развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- воспитание эстетического отношения к природе;

- воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;

- воспитание потребности поддерживать экологическое здоровье личности.

Добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей помогает включение в систему работы четырех взаимосвязанных компонентов (познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного), являющихся ядром экологического образования, а также следующие дидактические принципы:

- системности и целостности;

Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счет системы ведущих идей.

Система ведущих идей экологического обучения и воспитания


На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания начальной школы.

Существует много вариантов факультативных курсов по экологии. Новизна этого подхода заключается в том, что возникла необходимость в ведении курса со 2-го по 4-й класс в связи:

- с актуальностью экологического образования и воспитания в начальной школе;

- с проявлением большого интереса к данным проблемам учащимися начальных классов;

- с необходимостью систематизации, углубления экологических знаний.

Содержание программы факультатива основано на краеведческом материале, более близком учащимся; это помогает понять детям, что экологические проблемы существуют не там, далеко от нас, а здесь - рядом. И уже сейчас мы можем охранять природу, экономя воду, энергию и т. д.

Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:

- разработка и реализация экологических проектов;

- организация внеклассной работы по экологии;

- вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;

- организация экологической работы в школьном летнем лагере;

- организация пропедевтических экологических мероприятий для дошкольников;

- организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.

Краеведческий и экологический материал включается в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Русский язык:

- использование текстов из произведений местных авторов для списывания, изложений, диктантов;

Литературное чтение, внеклассное чтение:

- чтение и обсуждение книг о родном крае;

- чтение рассказов и стихов местных писателей;

- знакомство с русскими поэтами.

Математика:

- решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

Изобразительное искусство:

- знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина и др.;

- знакомство с произведениями художников, родиной которых является область (край);

- знакомство с произведениями современных художников проживающих на территории области (края).

Технология:

- работа с природным материалом;

- использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.

Ведущая тенденция программного изложения - интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра и т. д.).

Работа лектория предполагает:

- включение в уроки здоровьесберегающих материалов;

- лекции на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы с родителями.

Темы лектория охватывают взаимосвязанные компоненты здоровья:

Лекторий в основном предполагает информационные формы проведения занятий, но в работу включаются и оздоровительные мероприятия:

а) оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, танцевальные);

б) когнитивные (дидактические игры с движениями, развивающие игры);

в) креативные (оригинальные движения, пантомимическая гимнастика).

Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медработников. Главная цель этой работы — формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся.

Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.

В процессе этой работы проводятся:

- экскурсии в музей, центр ИЗО, на станцию юннатов;

- экскурсии по городу, поездки в другие города и по историческим местам области (края);

- экскурсии по охраняемым территориям области (края);

- декады по природоведению;

- конкурсы стихов о природе;

- выставки рисунков и творческих работ;

- праздники (День птиц, День Земли и др.).

Практическая деятельность учащихся.

Это озеленение класса, школьных коридоров, школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры.

В процесс воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Проводятся классные часы и беседы на темы:

Мониторинг отслеживания результатов.

Отслеживание результатов проводится в 4 направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.

Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ и тестов, позволяющих определить глубину знаний о родном крае.

Учащимся предлагается заполнить анкету следующего содержания:

1. Загрязняется ли почва в нашей области (крае)?

2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?

3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки. Каковы ваши действия?

4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.

6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на ее страницах?

7. Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных?

Это самый сложный компонент экологического образования для диагностирования, поэтому используется собственно-эмпирический метод исследования - наблюдение.

Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направляет учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественнополезной практической деятельности экологического характера.

Читайте также: