Кто такой арлекин кратко

Обновлено: 07.07.2024

Арлекин — один из самых узнаваемых шутов в мире. За многовековую историю он вырос из второго слуги в итальянской комедии дель арте в самостоятельного персонажа. А вместе с вечно страдающим Пьеро создал популярнейший союз.

История создания персонажа

Такую теорию происхождения и связь с потусторонним загадочного персонажа итальянского театра доказывают первые его изображения. На лбу у слуги красуется шишка, которая напоминает остаток рога, что свидетельствует о бесовском прошлом.

Судьба и характер Арлекина

Первоначально Арлекин виделся зрителям уличного театра как неунывающий крестьянин-простофиля из Бергамо. Его роль в представлении заключалась в том, чтобы окончательно запутать сюжетные линии между молодыми влюбленными, стариками и слугами.

Традиционный костюм актера в XVI веке напоминал бедного крестьянина. И в этом заключается суровая реалистичность образа. Длинные панталоны и рубашка из грубой ткани — все эти элементы одежды были буквально испещрены дырами и заплатками. Так Арлекин олицетворял в себе бедность, простоту и незамысловатость.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Арлекин, Арлеккино (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.

Происхождение: уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию.

Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.

Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.

Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin).

АРЛЕКИ'Н, а, м. [ит. arlecchino]. 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям привычен, в лице и жизни а. Пшкн.

Арлеки́н

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заискриться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Арлекин, правда, давно не мальчик. Он появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его называли Кола, Флауттино и даже Бураттино. А имя Арлекин, возможно, получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд. На первых изображениях у Арлекина посреди лба красуется шишка — остаток рога. В южной Италии тогда же родился его брат — Пульчинелла. Оба — персонажи комедии масок, которую впоследствии назвали комедией дель арте (искусства, ремесла). Это был первый профессиональный театр Европы.

Театр и его маски выражали одновременно и жизнерадостный характер итальянцев, и их недовольство жизнью. Италия в 16 веке была под владычеством Испании, раздроблена и разорена. Прежде гордое и независимое купечество деградировало, превратившись в рантье. Города — переполнены беженцами из деревень. Высокое Возрождение ушло в прошлое, но изменило представление людей о самих себе. Они осознали себя личностями. Но и архаичное понимание единства мира и человека ещё было живо. Оно проявлялось в стихии карнавалов, наследии античных вакханалий.


Как на карнавале, действующие лица носили маски и имели при себе атрибуты, поясняющие их характер или профессию. Как на карнавале, они импровизировали, не имея текста пьесы. Действие перемежалось танцами, песнями и буффонными номерами с элементами акробатики. Сюжет был прост и наивен: две пары влюблённых хотели пожениться, старики были против, а слуги помогали влюблённым перехитрить стариков.

Однако, маски были не просто смешны: они высмеивали типажи из реальной жизни. Самыми известными были сатирические маски мерзких стариков — Панталоне (купца-скупердяя), Доктора (учёного-шарлатана), Капитана (испанца-оккупанта). И — маски слуг, голодных и не знавших, что такое мораль. Старики заикались и несли околёсицу. Слуги дрались, воровали, распутничали, острили и ругались на всех итальянских наречиях, что особенно веселило зрителей.

А зрители были в восторге. И не только итальянские: комедия быстро покорила всю Европу, а во Франции со временем стала национальным театром. Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, в России — в Петрушку. Лопе де Вега, Шекспир, Мольер — все оказались под влиянием комедии масок.


Арлекин был одним из многих слуг, деревенским простаком, говорившим на бергамском наречии. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он чёрную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, не спасавший его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символом трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.


Когда в 18 веке итальянская комедия дель арте прекратила существование, а маски переместились в кукольный театр, Арлекин зажил самостоятельной жизнью в других театрах. Его разговоры стали патетичными, а интриги заканчивались полной победой. Он стал изящным и счастливым любовником, всегда отбивая у хозяина Пьеро его жену Коломбину. Пьеро появился уже во французском театре масок и был поначалу мельником в белых одеждах и с лицом, обсыпанным мукой. С тех пор Арлекин и Пьеро стали вечными спутниками и антогонистами.

После Великой Французской революции у Арлекина появился свой жанр в европейском ярмарочном театре — Арлекинада. Представление с простым сюжетом, где Арлекин был главным героем и победителем, состояло из песен, танцев, буффонад, пантомим и шуточных драк.

К.Сомов.Арлекин и Смерть

В середине 19 века в судьбе Арлекина случился новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный вид зрелищ, и на манеже появились клоуны — Белый (хозяин, получившийся из белого Пьеро) и Рыжий или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин).


В наше время на знаменитом венецианском карнавале разыгрываются сценки в стиле комедии дель арте, а в шествии ряженых мелькает яркое трико вездесущего Арлекина. Но лицо его закрыто белой, непроницаемой маской. Он пережил время, в котором родился, времена, когда менялся и рос, пережил предназначение своей маски и стал космополитом. Он служил людям, изобличая зло и борясь со злом его же методами. Долго Арлекин оставался смешным для всех, но настали времена политкорректности, и сатира оказалась не в почёте. Арлекин превратился в красивый символ театра, карнавала и Венеции.

Но как знать, вдруг он ещё вернётся? Ведь всегда найдутся те, кто заслуживает насмешки…


Классический внешний вид стокового персонажа Арлекина в комедия дель арте 1670-х годов, в комплекте с бить или же "фарс", волшебная палочка, используемая персонажем для изменения декораций спектакля (Морис Сэнд, 1860 [1] )

Арлекин ( / ˈ час ɑːr л ə k ш ɪ п / ; Итальянский: Арлекино [arlekˈkiːno] ) является самым известным из Занни или комические персонажи-слуги из Итальянский комедия дель арте. Традиционно считается, что роль была введена Зан Ганасса в конце 16 века, [2] был окончательно популяризирован итальянскими актер Тристано Мартинелли в Париж в 1584–1585 гг., [3] и стал фондовый персонаж после смерти Мартинелли в 1630 году.

Арлекин отличается своим клетчатым костюмом. Его роль - беззаботный, шустрый и проницательный слуга, часто действуя, чтобы сорвать планы своего хозяина, и преследуя собственные любовные интересы, Columbinaс остроумием и находчивостью, часто соревнуясь с более суровыми и меланхоличными Пьеро. Позже он превратился в прототип романтический герой. Арлекин унаследовал его физическую ловкость и обманщик качества, как и его имя, от озорного "дьявол"персонаж средневекового страсть играет.

Персонаж Арлекин впервые появился в Англии в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинада, разработанная в начале 18 века Джон Рич. [4] Как арлекинадная часть английского драматического жанра пантомима развитый, Арлекин обычно был в паре с персонажем Клоун. Как разработано Джозеф Гримальди около 1800 года Клоун стал озорным и жестоким фоном для более искушенного Арлекина, который стал более романтичным персонажем. Самый влиятельный такой в Викторианская Англия мы Уильям Пейн и его сыновья Братья Пэйн, последний действовал в течение 1860-1870-х годов.

Содержание

Происхождение названия

Первое известное появление на сцене Хеллекина датируется 1262 годом, это персонаж в маске и капюшоне дьявола в Jeu da la Feuillière к Адам де ла Галле, и он стал фондовый персонаж во французских пьесах о страсти. [12]

История


Среди самых ранних изображений этого персонажа - фламандская картина (ок. 1571-1572) в Музее Байе [13] [14] и несколько гравюр на дереве, вероятно, относящихся к 1580-м годам в коллекции Фоссарда, обнаруженных Агне Бейджер в 1920-х годах среди не каталогизированных предметов в Национальный музей Стокгольма. [18]


Характеристики и драматическая функция


Физичность

Основным аспектом Арлеккино была его физическая ловкость. [5] [8] [24] Он был очень проворным и выполнил акробатические трюки, которые ожидали увидеть зрители. Персонаж никогда не выполнит простое действие, если добавление колесо телеги, сальто или кувырок оживит движение. [10]

В отличие от "первого Занни«Арлекин мало или совсем не участвует в развитии сюжета. Перед ним стоит более трудная задача - поддерживать ровный ритм комедии в целом. Поэтому он всегда в движении, очень проворен и более акробатичен, чем любой другой. Маски.

Ранние характеристики Арлекино изображают персонажа вторым Занни слуга из северной Италии с парадоксальными атрибутами тупого дурака и умного обманщика. [5] [11] Иногда говорят, что Арлекино демонстрирует глупость в метатеатральной попытке создать хаос в пьесе. [11] Физически Арлекино описывается как одетый в костюм, покрытый неправильными пятнами, шляпу с кроличьим или лисьим хвостом и красно-черную маску. [5] Сама маска определяется карбункулами на лбу, маленькими глазами, вздернутым носом, впалыми щеками и иногда густыми бровями с растительностью на лице. [5] Арлекино часто изображают с деревянным мечом, свисающим с кожаного пояса. [5]

Помимо своей акробатики, Арлекино также известен несколькими характерными чертами, такими как:

  • Горбатый вид без искусственной прокладки
  • Возможность быстро съесть большое количество еды
  • Используя свой деревянный меч как веер
  • Пародия на бельканто

и несколько других техник. [5]

Одно из главных отличий комедия дель арте использование региональных диалектов. [11] Речь Арлекино развивалась вместе с персонажем. Первоначально говоря в Бергамо диалект, персонаж принял смесь французского и итальянского диалектов, когда персонаж стал более привычным во Франции, чтобы помочь исполнителям соединиться с общими массами. [5] [11]

Драматическая функция

Различные труппы и актеры изменяли его поведение в соответствии со стилем, личными предпочтениями или даже конкретными особенностями. сценарий выполняется. Его обычно называют слугой Innamorato или же Vecchio сильно в ущерб планам своего хозяина. Арлекино часто проявлял любовный интерес к личности Columbina, или в более старых пьесах любой из Субретт роли, и его страсть к ней была заменена только его желанием еды и страхом перед своим хозяином. Время от времени Арлекино преследовал иннаморату, хотя редко с успехом, как в Recueil Fossard 16 века, где он показан пытающимся добиться расположения Донны Лючии, маскируясь под иностранного дворянина. Он также, как известно, пытается завоевать любую даму для себя, если он случайно натолкнется на кого-нибудь, пытающегося добиться ее, прерывая или высмеивая нового конкурента. Его сексуальный аппетит по сути мгновенен, и его можно применить к любой проходящей мимо женщине. [26]

Между 16 и 17 веками Арлекино приобрел определенную роль в качестве политически сознательного персонажа. в Comèdie itlaienne Арлекино пародировал французские трагедии, а также комментировал текущие события. [5]

Читайте также: