Конфликты в педагогическом коллективе кратко

Обновлено: 16.05.2024

Педагогические конфликты — это межличностные конфликты, возникающие между воспитателем и воспитанником (учитель и ученик, родитель и ребёнок). Также к числу педагогических конфликтов относятся столкновения группового характера (например, конфликт учителя и класса).

Понятие и виды конфликтов

Есть множество определений понятия конфликт, но все они подчеркивают возникновение противоречия, принимающего форму разногласий в ходе взаимодействия людей.

Конфликты бывают скрытыми или явными, но их основа, как правило, представлена отсутствием согласия. По этой причине специалист определяют конфликт в качестве отсутствия согласия между двумя или более сторонами (группами).

Конфликт представляет собой столкновение противоположных точек зрения, сторон, мнений и сил. Его характеризует активность субъектов, которая направлена на разрешение противоречия.

Конфликтные ситуации не в любом случае приводят к разрушениям. При соблюдении определённых условий даже открытый тип конфликта может способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Конфликты в педагогической деятельности, как правило, проявляются в качестве стремления учителя утвердить собственную позицию. Также они могут быть выражены как протест ученика против несправедливых оценок или наказаний за определенную деятельность или поступок.

Виды педагогических конфликтов включают:

  • Конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения заданий);
  • Конфликты поведения (по поводу нарушения учениками правил и норм поведения);
  • Конфликты отношений (сфера эмоционально-личностных отношений).

Основной отличительной особенностью педагогического конфликта является противопоставление социально-ролевых позиций. Характер таких столкновений можно определить с помощью статуса участников (вертикальное межличностное взаимодействие). Здесь важно наличие юридической, моральной и профессиональной ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности и причины педагогических конфликтов

Педагогический конфликт является столкновением интересов, целей и позиций, которые обладают противоположной направленностью. Он возникает между субъектами педагогического взаимодействия.

Педагогический конфликт обладает несколькими особенностями:

  • Наличие ответственности преподавателя (воспитателя, учителя) за педагогически правильное решение проблемы (связано с тем, что школа считается моделью общества, в которой ученики должны усваивать нормы отношений между людьми);
  • Наличие разного социального статуса у участников конфликта (например, учитель - ученик), чем определяется поведение в столкновении;
  • Разница в жизненном опыте конфликтующих сторон ведет к появлению разной степени ответственности за ошибки при решении конфликта;
  • Разница в понимании событий и их причин;
  • Наличие других людей (например, учеников) делает их из свидетелей участниками, при этом конфликт начинает для них приобретать воспитательный смысл.

Для учителя в педагогическом конфликте должна быть характерна профессиональная позиция. Это обязывает появление инициативы в разрешении ситуации с постановкой интересов ученика на первый план. Любые учительские ошибки при разрешении конфликтных ситуаций способны порождать новые проблемы, в которые начинают включаться другие стороны (ученики, директор, родители и др.).

Педагогический конфликт считается сложным явление, которое происходит в силу объективных и субъективных причин. В состав первых из них можно включить аспекты и условия педагогической деятельности в соответствующей области, районе, школе, недостаточную степень удовлетворения потребностей ребёнка, противопоставление функциональных (ролевых) позиций учителей и учеников и др.

Субъективные причины больше относятся к отношениям в школьном социуме, которые связаны с особенностями психологической структуры личности. Конфликты могут возникать по причине психологической несовместимости учителя и ученика, наличия определённых черт характера, отсутствия коммуникативной культуры.

Разрешение педагогических конфликтов

Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге. В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение.

В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта.

Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека.

Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.

Особенности конфликта в педагогическом коллективе

Специфические причины педагогических конфликтов:

Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

-Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

-Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.

-Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения

Особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

─ между молодыми учителями и учителями со стажем работы;

─ между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);

─ между учителями, преподающими один и тот же предмет;

─ между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;

─ между учителями начальных классов и среднего звена;

─ между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

─ необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

─ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;

Анализ взаимоотношений, сложившихся в педагогических коллективах, показал, что большинство учителей (37,9 %) отметило, что у них сложились дружественные отношения с администрацией школы и (73,4 %) опрошенных учителей отметило, что у них дружественные отношения с коллегами по работе.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

Умение учитывать интересы друг друга.

Воспринимать критику своих коллег.

Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.

Дисциплинированность в работе .

Особенности конфликта в педагогическом коллективе

Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.




Особенности конфликта в педагогическом коллективе

Специфические причины педагогических конфликтов:

Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

-Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

-Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.

-Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения

Особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

─ между молодыми учителями и учителями со стажем работы;

─ между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);

─ между учителями, преподающими один и тот же предмет;

─ между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;

─ между учителями начальных классов и среднего звена;

─ между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

─ необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

─ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;

Анализ взаимоотношений, сложившихся в педагогических коллективах, показал, что большинство учителей (37,9 %) отметило, что у них сложились дружественные отношения с администрацией школы и (73,4 %) опрошенных учителей отметило, что у них дружественные отношения с коллегами по работе.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

Особенностью конфликтов в педагогическом коллективе является то, что здесь тесно переплетены трудовые, организационные и психологические конфликты.

К общим причинам педагогических конфликтов обычно относят непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании, содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса, недостаточную урегулированность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, недооценку значения развития личностной индивидуальности учеников и учителей.

Причины трудовых конфликтов в школьном коллективе будут те же, что и в любых других трудовых коллективах: нарушение трудовой дисциплины, нарушение и ущемление прав работника. Большинство трудовых конфликтов в педагогическом коллективе обусловлены функциональными причинами: недобросовестностью и недисциплинированностью. Для уменьшения условий возникновения трудовых конфликтов, нормы сотрудничества администрации с педагогическим коллективом фиксируются в коллективном трудовом договоре.

Вертикальные и горизонтальные конфликты между учителями и администрацией представляют типичные организационные конфликты. Серьезными основаниями для возникновения причин конфликтов в учительской среде является большая профессиональная напряженность, загруженность и устаревшая административная система управления школьными заведениями. Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо объективно оценивать их труд, проявлять заботу по отношению к своим подчиненным, не злоупотреблять официальной властью, эффективно использовать метод убеждения, совершенствовать стиль своей организации.

Между администрацией школы (директором и завучами) могут также наблюдаться конфликты из-за расхождения в оценке деятельности учителей, превышения заместителем своих полномочий. Завучи чаще всего вступают в конфликт с директором из-за его бестактности, проявленной при учителях, и нежелания поддерживать их требования и решения. Иногда взаимоотношения директоров и завучей усложняются из-за семейственности в работе (например, когда жена-директор начинает руководить мужем-завучем).

Директорам школ, особенно молодым, труднее всего дается обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей, анализ уроков, осуществление контроля и раскрытия творческих способностей учителей, стимулирование их трудовой активности, сплочение коллектива и регулирование взаимоотношений в нем, организация и распределение времени для самообразования и отдыха.

Любая профессия оставляет свой след в физиологической, психологической, личностной сферах субъекта деятельности, способствуя развитию и совершенствованию одних его сторон и угасанию, редукции других. Изменение основных инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя приводит к формированию специфически-профессионального типа личности с психологической дезориентацией которую принято называть профессиональной деформацией.[4]

Проблема профессиональной деформации педагогических работников нашла свое отражение в работах С.П. Безносова, Н.В. Пановой, Е.В. Руденского и ряда других.[5]

Развитие профессиональных деформаций учителя определяется различными факторами: объективные связаны с социально-профессиональной средой – социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой; субъективные, обусловлены личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений; объективно-субъективные порождаются системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Кроме того, предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах (осознанных и неосознанных) выбора педагогической профессии: социальная значимость, творческий характер, любовь к детям, стремление к власти, доминированию и др.

Личностно-профессиональные деформации педагога развивают в нем ряд травмирующих психику ребенка (дидактогения) агрессивных качеств:

Авторитарность педагога проявляется в единоличном управлении учебно-воспитательным процессом, использовании распоряжений, рекомендаций, указаний (обнаруживается в снижении рефлексии самоанализа и самоконтроля).

Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения, выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. В неформальном общении это качество приобретает характер занудства (наиболее часто обнаруживается у преподавателей естественно-математических и технических дисциплин).

Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, проявляется в упрощенном подходе к педагогической ситуации, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке (развивается с ростом стажа работы).

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций, ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать, проявляется в удовлетворении потребности во власти (присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет).

Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, развивается на основе обобщения индивидуального отрицательного опыта взаимодействия с учениками, характеризуется игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, развивается с годами как следствие эмоциональной усталости.

Консерватизм связан с использованием одного и тог же учебного материала, стереотипных форм, методов и приемов педагогического воздействия, проявляется в предубеждениях против инноваций.

Ролевой экспансизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений (проявляется за пределами школы).

Социальное лицемерие обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся, пропагандировать моральные принципы, с годами превращается в привычку морализировать, неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансферт проявляется в переносе ненормативного, отклоняющегося поведения учащихся: агрессивности, грубости, эмоциональной неустойчивости на профессиональное поведение педагога.

Демонстративность проявляется в эмоционально окрашенном поведении и становится средством самоутверждения.

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится его профессиональная компетенция и профессиональная пригодность. Отсутствие личного самоанализа и самоконтроля над профессиональной деформацией неизбежно приводит учителя к синдрому профессионального выгорания (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк)[6].

Проверочные вопросы

  1. Назовите основные психотравмирующие факторы работы педагога.
  2. Что такое профессиональная деформация учителя? Назовите ее последствия.
  3. Приведите примеры инновационных конфликтов в педагогике.
  4. Назовите стили поведения учителя в конфликте для его разрешения.
  5. Приведите примеры организационных конфликтов в школе.
  1. Типы темперамента. Учет темперамента ребенка в педагогическом процессе.
  2. Моббинг и боссинг в учительском коллективе.
  3. Профессиональное выгорание учителя и его последствия.
  4. Стериотипизация в педагогике как предпосылка конфликта.
  5. Отношение к учителю в современной России: правовой и социальный аспекты.
  6. Эмпатия в педагогическом процессе.
  7. Специфика труда учителя.
  8. Вербальная агрессия учителя и её последствия.
  9. Крик как предпосылка педагогических конфликтов.
  10. Стресс и стрессоустойчивость педагога.
  11. Причины выбора учительской профессии: социально-психологический аспект.
  12. Педагогический консерватизм и его последствия.
  13. Умение слушать как способ профилактики педагогических конфликтов.
  14. Стили поведения учителя в конфликте и их влияние на его разрешение.
  15. Толерантность как принцип педагогической деятельности.

[1] Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в учительском коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

[3] По статистике почти все учителя со стажем работы более 10 лет страдают различными формами неврозов. (Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний, которые проявляются после психической травмы).

[5] См.: Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб., 2004; Панова Н.В. Педагогическое долголетие: монография. – СПб., 2007; Руденский С.В. Социально-психологические деформации личности учителя // Мир психологии. - 1999. - № 2 и др.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей.

Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами -лицами или группами.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

ВложениеРазмер
pedagogicheskiy_konflikt.docx 30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический конфликт. Виды и профилактика

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликты могут быть скрытыми или явными , но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -лицами или группами.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей:

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.

  • недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка
  • противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним)
  • существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.)
  • различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей")
  • зависимость ученика от учителя
  • необходимость оценивания учащихся учителе
  • игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

  • психологическая несовместимость учителя и ученика
  • наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.)
  • отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика
  • необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика
  • несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований
  • недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей)
  • наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса
    - чрезмерная загруженность учителя или ученика
    - несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Виды педагогических конфликтов

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

1. Конфликты деятельности . Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

2 . Конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

3 . Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия),

  • наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь
  • здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности
  • существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах
  • образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин.

В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов:

  • противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость;
  • наличие внутренних конфликтов;
  • отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
  • Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.

Тип конфликтных личностей:

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. ОНИ любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует два подхода при определении термина конфликт. В первом подходе, конфликт является столкновением, противоборством двух или больше взаимоисключающих сил, тенденций, он определяется как радикальная форма обострения противоречий, это достаточно широкое определения термина конфликт (Ф.М. Бородкин, А. Бандурка, Н.М. Коряк, С.П. Бочарова, В.Б. Шапар, А.В. Тимченко). Если рассматривать данный подход, можно сказать, что конфликты возможны не только в живой природе, но и в не живой. Понятия конфликт и противоречие фактические набирают равную силу [2].

Если рассматривать второй подход, конфликт – это любое столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, мнений, интересов, актов поведения, которые являются примерно разными и способны противодействовать друг другу (А.Я. Янцупов, В.Андреев, А.А. Малышев, Н.В. Гришина, А.И. Шипилов, Т.А. Полозова). Данный подход предусматривает, что субъектами конфликта могут быть, как отдельные личности, так и группы людей [4].

Конфликт – это определенные взаимоотношение субъектов социального взаимодействия, характеризующиеся противоборством при наличии противоположных мотивов или суждений. Мотивами могут выступать разнообразные потребности, интересы, цели, убеждения, идеалы. Основой конфликта всегда является противоположно направлены мотивы или суждения, которые считаются необходимым условием возникновения конфликта.

Характерной чертой конфликта всегда является противоборство субъектов социальных взаимоотношений, оно проявляется при нанесении субъектами взаимного ущерба. Ущерб может быть моральным, материальным, физическим или же психологическим.

Очень важное условия появления конфликта – это наличие у субъектов социальных взаимоотношений противоположных мотивов или суждений и состояние противоборства между этими субъектами [7].

Структура конфликта включает: стороны конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции сторон конфликтеров.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены, или же субъекты, которые поддерживают конфликтеров.

Предметом конфликта является объективно существующая или воображаемая проблема, которая и выступает причиной противоборства. Это именно то противоречие, которое и есть причиной самого конфликта.

Отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтных взаимоотношений определяется через образ предмета конфликта.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы субъектов, которые подталкивают их к конфликту. Мотивы являются потребностями, целями, интересами или убеждениями.

Позиция сторон конфликтеров – это то, о чем субъекты социального взаимодействия заявляют друг другу во время конфликта или во время переговорного процесса [9].

Знание о сущности конфликтов, их природе, механизме их развития очень важны в работе по управлению конфликтами. Такие знания очень полезны для правильного и своевременного диагностирования конфликта.

Чтобы определить суть конфликта очень важно выделить его главные признаки, сосредоточиться на формулировке необходимых и достаточных условиях его возникновения.

Будет правильно рассматривать любой конфликт как систему структурных элементов, то есть в статике, и как сам процесс, то есть в динамике.

Чтобы правильно понимать, а также толковать термин конфликт, его сущность, особенности, функции и последствия, важно знать типологию конфликтов. Именно классификационная характеристика и определение типа конфликта помогают при выборе адекватного метода воздействия в системе управления конфликтами [3].

С помощью классификации определяются виды и разновидности конфликтов. Видом конфликта является вариант конфликтного взаимодействия, которые выделяется по определенному признаку.

  1. Способ решение конфликтов предусматривает их деление на насильственные (антагонистические) конфликты и ненасильственные (компромиссные) конфликты.

Насильственные конфликты являют собой способы решения противоречий через разрушение структур всех сторон конфликтеров или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Та сторона, что не отказывается от участия, и выигрывает [5].

При компромиссных конфликтах допускается не один вариант их решения, а несколько. Решение конфликта происходит за счет взаимного изменения целей участников конфликта, строков, условий взаимодействия.

  1. Конфликты могут проявляться в различных сферах: политической, экономической, социальной. Выделяют следующие типы конфликтов: политические, социальные, организационные, экономические.
  2. Если рассматривать конфликт по направленности воздействия, можно выделить вертикальные и горизонтальные конфликты. Их отличимой чертой является определение объема власти, который имеют оппоненты на момент начала конфликтной ситуации [1].
  3. Степень выраженности конфликтного противостояния предусматривает выделение скрытых и открытых конфликтов.

Для открытых конфликтов характерно ярко выраженное столкновение оппонентов: ссоры, столкновения. Взаимодействие между оппонентами регулируется с помощью норм, которые соответствуют ситуации и статусу участников конфликта.

Скрытый конфликт характеризуется отсутствием внешних агрессивных действий между оппонентами. Но в случае скрытого конфликта используются косвенные способы воздействия при условии, что один из оппонентов опасается другого или же у него нет достаточного количества власти и сил, чтобы вести открытую борьбу.

  1. По количеству участников конфликта можно разделить конфликты на внутриличностные, межличностные и межгрупповые.

Если рассматривать нарушенные потребности конфликтеров, можно выделить когнитивные конфликты и конфликты интересов. Когнитивный конфликт – это конфликт взглядов, знаний, точек зрения. Цель каждого из субъектов в данном конфликте – убедить оппонента в правильности своей позиции, своей точки зрения [8].

Конфликт интересов является противоположным по значению когнитивному конфликту. Конфликт интересов – это противоборство на основе столкновения различных интересов оппонентов (отдельных личностей, групп, организаций). В связи с тем, что распределение конфликтов на виды является очень условным, определенной четкой границы между разными видами конфликтов не существует. На практике могут появляться такие виды конфликтов: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и многие другие.

Таким образом, под конфликтом понимается любое столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, мнений, интересов, актов поведения, которые являются примерно разными и способны противодействовать друг другу. Конфликт представляется определенными взаимоотношениями субъектов социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии суждений или мотивов.

Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных [8]. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный (таблица 1).

Таблица 1. - Причины и факторы возникновения и развития конфликтов [8]

Причины объективного характера

ограниченность ресурсов; различия в целях; взаимозависимость задач;

отсутствие объективных критериев оценки работы; недостаток жизненно важных благ; неудовлетворительные коммуникации; затрагивания интересов работников системы статусов и ролей

плохая обеспеченность материалами, оборудованием; нерациональная организация труда; ошибки управления; слабая разработанность нормативно-правовых процедур, устранение противоречий; низкая заработная плата; слабая сплоченность коллектива; несовместимость работников

психологическая несовместимость работников;

ограничения статуса, интересов личности;

несоответствие слов, оценок, поступков ожиданиям

просчеты в действиях руководителя;

неправильные действия подчиненных;

наличие в коллективе "тяжелых" людей

Можно отметить еще несколько причин возникновения конфликтов, которые важны для любой организации. Например, такие социально-психологические причины, как ложное восприятие собственно отношений в коллективе, неправильное толкование мыслей, высказываний, поступков одного человека другим. Весомыми причинами также выступают зависть, ревность в коллективе, взаимная антипатия, недостаток неформального общения, человеческих контактов, неумение или опасения показать свою доброжелательность, человечность, искреннее отношение к другим. Часто причиной возникновения конфликта в организации может быть определенная ситуация личного характера, которая возникла за пределами самого заведения между участниками одного рабочего коллектива [4].

Таким образом, возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных.

Огромный многовековой опыт участия многих людей в разнообразных конфликтах и их решении, множество наблюдений за сторонами конфликтных ситуаций, специальные исследования и научные обобщения позволили ученым сформировать основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Уклонение. Такая стратегия предусматривает старание человека уйти от конфликта, не попадать в ситуации, провоцирующие конфликты.

Сглаживание. При такой стратегии поведение человека сопровождается убеждением, что не сердиться. Тот, кто сглаживает конфликт, старается не проявлять признаки недовольства, злости. Он прежде всего думает о солидарности. Блейк и Моутон говорят о том, что вполне возможно погасить стремление другого человека к конфликту. В результате может наступить мир и гармония, но проблема все же останется. Иной возможности для проявления эмоций не существует, они живут внутри человека и постоянно накапливаются. Общее беспокойство становится все более очевидным и постоянно возрастает возможность того, что в конечном результате произойдет взрыв [6].

Существует пять основных стилей разрешения конфликтных ситуаций. Они используются в программах обучения управлению делами, в основе которых находится система, которая называется методом Томаса-Килменна (метод, который разработали Кеннет У. Томас и Ральф Х. Килменн в 1972 году). Система позволяет создание своего собственного стиля для решения конфликтной ситуации для каждого человека. Основные стили поведения во время конфликта связаны с общим источником любого конфликта – несовпадение взглядов или интересов не менее двух сторон.

Стиль поведения в каком-то конфликте определяется в той мере, в какой человек хочет удовлетворить свои собственные интересы или же интересы другой стороны, если он действует совместно или индивидуально. Если представить такое в графической форме, мы получи сетку Томаса Килменна. Она позволит определить название и место каждого из пяти основных стилей решения конфликта. Если мы начнем со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия, то, в случае пассивной реакции, человек будет стараться покинуть конфликт; в случае активной реакции, человек будет стараться разрешить конфликт [9].

Таким образом, стиль поведения в каком-то конфликте определяется в той мере, в какой человек хочет удовлетворить свои собственные интересы или же интересы другой стороны, если он действует совместно или индивидуально. Для каждой конфликтной ситуации необходимо использовать определенную тактику и стратегию. Для выхода из конфликта применяются следующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Специфика конфликтов между учителями связана еще с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский [4]. В условиях доминирования женщин в педагогических коллективах заметное влияние оказывает эмоциональность в оценках и поступках. Поэтому противоречия возникают не только на личностном уровне, но и в процессе совместной педагогической деятельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе [1].

Таким образом, управление, профилактика и разрешения конфликтных ситуаций в системе образования возможны при создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствовали бы трансформации деструктивного конфликта в конструктивный.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Кроме этого, весомыми причинами возникновения конфликтов также выступают зависть, ревность в коллективе, взаимная антипатия, недостаток неформального общения, человеческих контактов, неумение или опасения показать свою доброжелательность.

Читайте также: