Кто такой адам кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кто такой Адам, первый человек? Каким он был? Как был сотворен? Был ли он двуполым? Что значит, что он был сотворен по образу и подобию Божьему?

И в 26 стихе, Бог объявляет в Своем Триединстве о начатой работе:

То есть тело создано из земли, глины (адам) и в это безжизненное тело, Бог вдувает Свое дыхание и человек становится живым и с живой душой. Значит, дыхание Божье произвело жизнь внутри человека, сотворило душу человека, оживило ее! И мало того, то дыхание жизни, дало начало духу человека внутри него и сделало его вечным, так как Дух Божий, Которым вдохнул Бог в человека, вечный. И это походит на подобие Божие!
Теперь давайте поговорим о Божьем подобии и образе, по Которому был сотворен человек (адам), что это значит?

Это значит, что человек походил на Бога по своей сущности, т.е. человек, как и Бог мог свободно: принимать решения, мог мыслить, говорить, творить и создавать, помнить, чувствовать, любить, желать, созерцать, радоваться, планировать и вообще использовать свой ум, эмоции, волю, совесть, чтобы отражать и выражать Самого Бога. Быть похожим на Него, думаю скорее не телесно, ибо Бог есть Дух, но по внутреннему своему строению и заключенному в это земное тело, т.к. дом адама должна была быть земля.

Но и это еще не все. Так же человек, как и Бог был наделен властью, владеть и обладать всем, что есть на земле (но кроме человека, конечно), а так же возделывать землю, ухаживать за деревьями и садом, за который он был ответственен и которым наделил его Господь, ответственен за свои решения, вспомним заповедь Бога не есть от дерева добра и зла.
Откуда мы это знаем? Читаем 8, 9-й стих и 15, 16 стих, все той же 2-й главы:

Видите, какими полномочиями он был наделен, и какая ответственность была у человека (адама)?
Бог доверил это дерево человеку, чтобы тот заботился о нем и хранил его, но плоды не ел, потому, как это была своего рода жертва Богу на правах дружбы, доверия и любви, хранить дерево, но не есть с него, потому что несло в себе смерть. Для человека, не знавшего, что такое смерть, это была абракадабра, он должен был серьезно исполнять инструкции по поводу дерева и довериться Богу по поводу этой информации.

Далее в 18 стихе, мы видим, что Бог замечает, что одному человеку следить за садом и обрабатывать его, будет тяжело, нужен помощник, еще один человек.

Отсюда видно, что Бог не безразличен к действиям человека, что Бога интересует как Отца, как человек проявит свои способности, видите Он стоит рядом и поддерживает человека в этом. Бог мог бы Сам назвать каждое Им сотворенное животное и птицу, но нет! Он как Отец отдает это право Своему человеку, разве это не проявление любви и внимания?!

Еще хочу обратить ваше внимание на тот факт, что ученые подсчитали и пришли к выводу, что человеку, обладающему на тот момент феноменальными способностями (до греха), понадобилось два часа, что бы дать имена каждому творению.

Бог приходит к выводу, что пора приниматься за сотворение второго человека, которого Он и планировал в самом начале, вспомните 26 стих 1-й гл. Заметьте, шестой день еще не закончен!

Бог сотворил обоих: и мужчину, и женщину на 6-й день.
Просто сотворение мужчины произошло в первой половине этого 6-го дня, а вот вторая половина дня, перепала женщине, читаем дальше 21 стих:

Бог произвел точно такого же человека, женщину, противоположного пола.
Бог Сам говорит об этом называя ее женою. Тело создано из материала сотверенного человека (адама), но дух и душу, Бог производил другую и новую, уникальную, еще одну похожую как у адама-человека. Опять вдунув в ее тело Свое дыхание жизни, как это было с адамом, чтобы она стала живою.

Последний стих второй главы дает нам информацию, что ни он, ни она не нуждались в одежде, так как не стыдились, что ходили наги.

Тут мы видим благословение Божье на наполнение и размножение человеческого рода, на власть и обладание дарованного человечеству. Это как получение наследства.
Далее, 29, 30стих:

Бог заботливо дает инструкции по поводу животного мира чем им питаться.
И завершающий стих 31:

Возможно, читатель спросит: А почему Бог не взял еще одну горсть праха земного, почему из ребра человека (адама)? Все дело в Боге, как Создателе и Творце.
Он никогда не делает ничего просто так. Конечно, Он мог взять опять прах земной и сотворить человека женского рода.
Но, Бог продумывает все детали, иногда Он вкладывает в Свои действия некий образ или символизм например, с этим случаем с женой адама. Какой тут символизм, спросите вы? Символизм будущего, прообраз тех особых вещей, которые произойдут в будущем.

Происхождение женщины из ребра человека (адама) показывает нам аналогию происхождения в будущем Церкви Христовой, которая не будет создана сама по себе, но как жена произошла от ребра адама так и Церковь произойдет от Христа, как мужа.

Отсюда и другие неточности.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

История появления

Адам и Ева с Богом

Адам и Ева с Богом

На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.

Жизнь в Эдеме

Адам в Эдемском саду

Адам в Эдемском саду

Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

Изгнание

Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.

Адам, Ева и змей-искуситель

Адам, Ева и змей-искуситель

Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

Адам и Ева изгоняются из Рая

Адам и Ева изгоняются из Рая

В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом Авеля, Каина и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

В культуре

Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

Адам и Ева на триптихе Альбрехта Дюрера

Адам и Ева на триптихе Альбрехта Дюрера

Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.

Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника - художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

Экранизации

Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

Эпическая кинолента, созданная Дарреном Аронофски с Расселом Кроу в главной роли (актер играет Ноя), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.

Адам М. Гриффит в роли Адама

Адам М. Гриффит в роли Адама

Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

Кто такой Адам? Первый человек, именно так с еврейского и переводится его имя. Очень известный персонаж, ставший предметом вдохновения для писателей, художников и музыкантов. Конечно же, самый древний распространённый документ, рассказывающий о нём – это Библия.

Собственно говоря, не нужно далеко ходить, вся основная история Адама умещается в четырёх главах книги Бытия. Итак, что мы о нём знаем?

1. Он создан из праха земного. Что такое прах земной? Можно конечно философствовать на эту тему, но по сути из земли, а возможно из глины, что в частности подтверждается словами, сказанными Богом после того, когда Адам ослушался Его (история грехопадения)

Ещё есть теория, что в земле, не уверен в какой конкретно, чернозёме, суглинке или в глине, присутствует вся таблица химических элементов Менделеева, как и в человеке.

Адам обладал удивительной памятью. Впрочем, факт того, что Адам дал всем живым существам имена – это не описание его умственных возможностей, а скорее описание степени его власти. Но это уже в следующей статье.

Почему из ребра? Не верьте, если услышите фразу, типа: - ребро – единственная кость без мозгов. На самом деле, именно рёбра защищают самые важные органы человеческой жизнедеятельности, главное из которых сердце. А уж в сердце, по мнению древних народов, было всё – воля, разум, чувства, эмоции, сама жизнь. Вот теперь и думайте об истинной роли женщины в жизни мужчины (простите, чуть отвлёкся).

4. Если верить некоторым текстам, только косвенно подтверждающим эту особенность первого человека, Адам был примерно четыре – пять метров роста. Тут такая фишка, что авторы Ветхого завета, мыслили чуть иначе, и их мышление никогда не фокусировалось на внешних чертах. Важно действие, важны возможности. Даже в Евангельских текстах, нет ни одного описания внешности Иисуса Христа.

5. Адам должен был возделывать землю, и эта работа для него не была в тягость. Более того, он должен был это делать не ради выживания. Не ради утоления голода или жажды, всего этого было предостаточно в Эдемском саду… Тогда зачем? Впрочем, об этом в другой раз, а пока же стоит подчеркнуть серьёзные физические способностях родителя всех родителей.

Автор книги Бытие, говоря о физических особенностях Адама, пользуется терминологией не фитнес залов, а более понятной для его времени и культуры, сельскохозяйственной. Адам мог возделывать землю ради удовольствия, и не уставать.

Итак, по своим физическим характеристикам, Адам был высокий, сильный, умный… В эволюционной теории, человек от примитивного становился более разумным. В контексте же Библии, история человека – это не история прогресса, а наоборот, регресса. Но об этом уже в другой раз, пока же прах земной обрёл плоть, Бог вдунул в него дыхание жизни и человек стал душою живою.

Читайте, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую статью.

Обратите внимание на следующую статью, где мы продолжим разговор о характеристиках Адама, но теперь уже в психологическом разрезе .

Сотворение первого человека [↑]

Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а).

Сотворение Евы (Хавы) [↑]

Сад Эдена [↑]

Древо Познания и первый Грех [↑]

На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).

Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.

Последствия Греха [↑]

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф). Они были изгнаны на гору Мория, так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б).

Дети Адама [↑]

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2).

Затаив обиду, Каин […] нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8) — и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17—22). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11).

Адам — в числе величайших праведников [↑]

Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81).

Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль. После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем — в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама — книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б).

Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху, прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо. Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 /1701/ году.

В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах, который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1).

Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5).

Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни — этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41).

Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот).

Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам).

Читайте также: