Кто такие праславяне кратко

Обновлено: 08.07.2024

Откуда пришли славяне? Известно ведь, что, скажем, восточные славяне - не автохтонное население Приднепровья. О происхождении славянских племен и их первоначальном расселении споры ведутся до сих пор. В письменных источниках славяне упоминаются не раньше VI века нашей эры.

Что можно сказать более-менее определенно? Прежде всего: славяне являются древнейшим населением Европы. Славяне - это индоевропейцы. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье. В середине II тыс. до н.э. славяне выделились из индоевропейской общности. Около I тыс. до н.э. начинает формироваться праславянский язык.

Славяне - древнейшее население Европы. Прас лавяне принадлежали к индоевропейской общности, из которой выделились в середине II тыс. до н.э.

Все, что известно о ранней истории славян, носит полулегендарный характер. На рубеже II-I тысячелетий до н.э. праславяне, видимо, освоили железо. До нас дошли предания о богатырях-кузнецах, выковавших огромный плуг; победивших Змея, который все время как-то являлся с юга (кочевые племена, очевидно, беспокоили. ). Со II-IV вв. н.э. славяне известны как венеды, склавины и анты . Как и другие племена и народы, в конце IV в. они переживают упадок после нашествия гуннов. Венеды / венеты на востоке Европы (рядом с сарматами) упоминаются позднеримскими писателями, например, Плинием Старшим, даже раньше - в I - начале II вв. н.э. Историк и писатель Тацит сомневался, "отнести ли певкинов , венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю…"

Авторы VI в. приводят более определенные сведения о славянах. Иногдаречь идет о прошлом. Готский историк Иордан рассказал о том, как вождь остготов Германарих (IV век) начал войну против венедов (славян), разбил их и включил в свой "союз". " Эти венеты . происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов" ("Гетика", или "О происхождении и деяниях гетов").

В памятнике древнерусской литературы " Слово о полку Игореве " упоминается "время Бусово". Винитар, преемник Германариха, обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и казнил их.

Готы в конце концов были вытеснены из причерноморских степей жестокими кочевниками из Центральной Азии - гуннами.

Вернемся к проблеме происхождения славянских народов. Ее поднимал в XII веке автор "Повести Временных лет": ". ..спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. ".

В ПВЛ в данном отрывке изложена т.наз. дунайская версия происхождения славянских народов . Согласно этой версии, славян вытеснили из Подунавья волохи - так славяне называли римлян. Применительно к IX веку - это франки . По одной из легенд, 4 года, с 819 по 822 г., велась "Людевитова война", славянское население 4 раза подвергалось нашествию франков .

Но вот вопрос: а на Дунае-то откуда появились славяне? Когда и почему они там "сели"? Описанные в летописи события связаны с эпохой Великого переселения народов (II - IV вв.). Славянские племена, увлекаемые полчищами гуннов, расселялись в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и заселили Балканы. Совместно с готами , сармато-аланами и другими племенами славяне нападали на дунайскую границу Византии. "Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый…" - об этом писал византийский автор VI века Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами".

Вот что еще Прокопий написал о славянах: "Эти племена, славяне и анты , не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы . И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

Однако же на фоне языковых данных, археологии и топонимики дунайская гипотеза подтверждается слабо.

Гунны - кочевники из Центральной Азии. Рядом, с мечом - гот или рос; на коленях - боспорский воин. Рис. Ангуса Мак-Брайда. Скучать в этих степях, наверное, не приходилось

Гунны - кочевники из Центральной Азии. Рядом, с мечом - гот или рос; на коленях - боспорский воин. Рис. Ангуса Мак-Брайда. Скучать в этих степях, наверное, не приходилось

В пользу ее, казалось бы, говорит черняховская археологическая культура III -н. V вв., которую археологи связывают с праславянами. Культура охватывала территорию от Северского Донца до Дуная, включая Среднее Поднепровье (огромная территория!).

Черняховская археологическая культура. Карта из книги В.В. Седова "Славяне в древности". Крупными точками отмечены славянские памятники в составе будущей Древней Руси.

Черняховская археологическая культура. Карта из книги В.В. Седова "Славяне в древности". Крупными точками отмечены славянские памятники в составе будущей Древней Руси.

Но черняховская культура являлась полиэтничной: на ее территории, помимо праславян, жили ираноязычные племена - сармато-аланы, германские племена - готы , фракийцы, и др. Ряд исследователей считает, что главную роль в ее формировании сыграли германцы; однако этому противоречит наличие в том же регионе культуры-предшественницы - зарубинецкой, которую связывают с праславянами. И здесь все не бесспорно. Ряд других исследователей связывает зарубинецкую культуру с балтами или с балто-славянами.

Есть и другая точка зрения: черняховская культура формируется ираноязычными сарматами, происходит активная ассимиляция их славянами, балтами, германцами.

Согласно второй гипотезе, прародиной славян является междуречье Вислы и Одера . На территории южной и центральной Польши была распространена пшеворская археологическая культура II - начала V вв., которую связывают с праславянами. По времени пшеворская культура предшествовала черняховской.

Пшеворская культура, как и черняховская, была полиэтничной: основными ее носителями являлись славяне, но на ее территории отмечены мелкие германские племена, некоторые исследователи считают, проживали здесь и кельты. Наследницей пшеворской культуры считается пражско-корчакская, достоверно славянская. Но и здесь нельзя говорить о полной преемственности, т.к. после нашествия гуннов в IV веке пшеворская культура в Польше прекратила существование.

Но вот римский автор II в. Птолемей называл Венедский залив предположительно там, где находится Гданьский залив в Польше. Пишет они о Венедских горах , предположительно, Карпатах. Сторонники этой версии также отмечают много общего в языках балтов и славян. Не исключено, что в древности существовала балто-славянская языковая общность или же языковой контакт между древними балтами и праславянами, а это возможно только в данном регионе.

существуют две основные гипотезы происхождения славян. Чаще всего к их прародине относят междуречье Вислы и Одера. Вторая гипотеза - дунайская - имеете меньше приверженцев.

К VI-VII вв. относятся две археологические культуры, которые бесспорно являются славянскими: пражско-корчакская и пеньковская. К первой из них относят словен , живших, как повествует Иордан, между Дунаем, Днестром и Вислой, а ко второй, по всей видимости - анты (жили между Днестром и Днепром).

К VI-VII вв. сложились две бесспорно славянские археологические культуры: пражско-корчакская и пеньковская.

О названии славян: венеды - это заимствование либо самоназвание отдельных племенных групп. Так называли славян ранние авторы. Ученые считают, что, видимо, так называли в совокупности племена формирующейся балто-славянской общности. К слову, у финнов и немцев до сих пор бытует название лужских сербов - Wendel / Wende. Возможно, так назвали славян там, где они контактировали с германцами и финно-угорскими племенами?

Откуда взялось название славяне ? Мы встретили его впервые в VI веке у Иордана и Прокопия Кесарийского. Вот что пишет Прокопий: "И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами ("рассеянными"), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много".

Есть и другие версии происхождения этого слова. Но в большинстве ученые считают, что славяне - от слово, ясноговорящие , в отличии, например, от тех племен и народов, которые говорят непонятно или не могут говорить на понятном языке (так, немцы - немые ). Мы встречаем это название у разных славянских племен и некоторых современных народов: ильменские словене - восточнославянское племя , словаки (Словакия) и словинцы -кашубы (Польша) - западные славяне, словенцы (Словения) - южные славяне.

Термин славяне происходит от слово и обозначал ясно говорящие . Имена венеды, анты упоминаются у позднеримских, византийских, готских авторов.

В VII-VIII вв. выделяется ветвь восточных славян.

В VII-VIII вв., считают ученые, выделяется ветвь восточных славян. С этого момента можно вести речь об истории собственно восточно-славянских племен, о которых поведал нам летописец Нестор в ПВЛ - полянах, дреговичах , северянах , радимичах, уличах и тиверцах , древлянах , волынянах, бужанах, дулебах , о белых хорватах , кривичах и других - всего летопись называет их 15.

Единственная фотография копии текста

Единственная сохранившеяся фотография копии с дощечек "Велесовой книги".

Можно сказать однозначно, что формирование древнеславянской культуры произошло за долго до того, как информация об её носителях появилась в письменных источниках римских и греческих авторов. Первые упоминания о славянах можно найти в источниках середины VI века в Византии, в которых авторы описывали не только современные им события, но и более древние, вплоть до IV века. Например, речь идет о византийском историке Менандре Протекторе, который описывал смерть антсткого представителя восточнославянской знати Мезамира от рук аварского кагана. Есть еще более древние источники, которые рассказывают о народах, населявших прародину славян, у Геродота, но отнести их к славянам почти невозможно, поскольку во многом они базируются на мифологических источниках и относятся к V веку до н.э.

Индоевропейцы, как предки славян; появление праславян

Что же получается? Достоверные письменные источники упоминают славян под разными названиями. Максимально точно можно утверждать, что к славянам можно отнести два названия у раннесредневековых авторов, которые описывают два славянских племенных объединения. Это склавины и анты. У многих историков встречаются и другие названия, но в некоторых случаях их можно отнести к уже упоминавшимся ранее предкам славян — склавинам или антам, либо сложно установить их принадлежность к славянам вообще.

Например, спорное отношение к славянам имеют так называемые венеды. Точнее, спорным является вопрос о том, можно ли относить самые древние упоминания о венедах, как о славянах, с более поздними.

Венеды хоть и жили на территории, где в последствии стали проживать славяне, а созвучным словом венды германцы в средние века называли славянские племена, соседствующие с ними, но отождествлять венедов со славянами нельзя. Сейчас разберемся почему.

Небольшое отступление от темы, у нас Вы можете купить современную мужскую косоворотку. Они состоят из 100% хлопка с орнаментом из шелкографии.

Также, подобные утверждения можно встретить у Иона из Боббио, живший в VII веке, который писал об этом в своем житии святого Колумбана 2 и у других поздних авторов.

Версия о том, что венеды — это славяне или же их предки очень популярна среди славянофилов и используется многими учеными до сих пор. Уважаемый чешский историк XIX-XX веков — Лю́бор Ни́дерле отождествлял славян и венедов. 3

Есть какие-то отдельные топонимы и археология изыскания, которые подтверждают эту теорию.

Получается очень большой объем источников, которые топят за идею о том, что венеды — это славяне. И многие из них — правы. Правы те, кто относит венедов к славянам, начиная где-то с V-VI веков. В более ранних источниках, под венедами понимали другие народности. Дело в том, что во временна предшествующие этногенезу славян и появлению праславаян существовали другие венеды — венеты адриатические. У

Название немного отличается, но в виду того, что в исторических записях было много расхождений, например «венеты«, «венеды«, иногда «энеты«, то для восточных венетов устоявшейся формой стало «венеды«, а малочисленных и менее изученных «адриатических венетов«, так и продолжили называть «адриатическими венетами«.

С этим разобрались. Итак, адриатические венеты жили на севере Италии, на берегу Адриатического моря. В месте, где сейчас находится область Венетия и город Венеция. Связанные с ними племена жили и севернее. Также к адриатическим венетам относят жившие неподалеку народы карны, истры и либурны.

Появились адриатические венеты намного раньше, то есть жили на территории Адриатического моря еще во времена XII-X века до нашей эры. То есть намного позже тех венедов, которых отождествляют с праславянами. А попали сюда из Малой Азии.

Ханс Кун предложил теорию, согласно которой, адриатические венеты, в том числе жили и на территории Нидерландов и восточнее. И оказывали влияние на местную культуру. 4

Похожего мнения придерживается лингвист Ю. Кузьменко. 5

Получается, что почти за два тысячелетия до появления праславян или восточных венедов уже однозначно существовали венеты на Адриатическом море, а также, вероятно, какие-то их представители жили далеко на севере.

Вообще, у автора данного текста есть своя теория. Контроль торговых путей — это одно из самых важных условий ведения торговли, да и вообще сильный инструмент в политике. Адриатические венеты на юге и восточные венеды в центральной и северной Европе жили, как раз на территории стратегически важных торговых путей. Один из них, достаточно древний и частично подходящий по времени и описанию — это Янтарный путь. Нельзя сказать, что эта теория имеет большое количество значимых источников или других фактов, которые могли бы ее подтвердить, но она имеет право на жизнь. А самое главное, что у нее есть сторонники среди ученых.

К примеру, В. Хенсель утверждал, считал, что адриатические венеты были славянизированы праславянами где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Именно это и послужило причиной, по которой венеты разделились на адриатических и восточных. 6 Похожего мнения придерживался и Кобычев В. П. 7

Не смотря на все вышеперечисленные научные труды и гипотезы, утверждать, что адриатические венеты были связанны с восточными венедами, а тем более говорить, о том, что они были праславянами — глупо. Одними из предков славян, возможно. Но не славянами полностью.

С IX по XII включительно Киевская Русь заявила о себе во всеуслышание. О ней знала вся Европа, Византия, арабские страны.

Киевская Русь

До того, как мир узнал о Киевской Руси, тысячелетиями славянские, финно-угорские, латышско-литовские племена разрозненно и малоприметно влачили свое существование. На бесконечных просторах лесостепей Восточной Европы эти никому неизвестные тогда племена занимались сельским хозяйством.

Конец III – начало II тысячелетия до н. э.: географические особенности северной части Европы позволяют развивать скотоводческое хозяйство. Но именно это служит и причиной появления первого социального неравенства. В те времена крупный рогатый скот был олицетворением богатства, а с появлением бронзы появилась и межплеменная торговля. Все это усиливает различия между отдельными представителями племен, появляется первое социальное неравенство.

Ссоры между вождями и их племенами были основаны на борьбе за пастбища и стада. Это в свою очередь приводило к расселению племен на самой Средней Волге.

Первая воловина II тысячелетия до нашей эры еще не знала славян. Племена медленно расселялись и спокойно занимались скотоводством.

В XV в. до н.э. уже не было мест, куда расселяться дальше, все лесостепи были заняты разрозненными племенами, которые теперь вели оседлый образ жизни, поставив в прерогативу земледелие. Учитывая, что теперь некуда было деваться, племена пытались найти общий язык с соседями, в прямом и переносном смысле. Таким образом, формировались общие для групп племен диалекты: на западе Европы распространились германские диалекты, центральная часть Европы была занята славянскими племенами, а на северо-востоке обосновались латышско-литовские общности. Тогда еще не было сплоченных народов, которые бы отличались языком, традициями, культурой, но именно эти три обособленные группы послужили базой для развития трех основных центров – германского, славянского и балтского.

Праславяне отмежевались от своих родственных племен приблизительно 4000 – 3500 лет назад, по мнению лингвистов. Ближайшими их соседями были балтийцы, германцы, дако-фракийцы, иранцы, иллирийцы, кельты и италики.

Рождение Руси: история праславян

Праславяне жили и развивались в зоне лесостепи с полянами, озерами, болотами. Их окружали реки и озера, но не было выхода на море; они были защищены холмами и оврагами, но не высокими горами.

У лингвистов историков не было единого мнения относительно первичной области расселения праславян. Это могли быть и леса Среднего Поднепровья, и территория на Висле. Но археологические исследования помогли решить спор в пользу третьего варианта – объединения этих больших земель.

Таким образом, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы.

Прародители славян жили небольшими деревушками и занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Еще в ходу были орудия из камня – ножи, серпы, топоры, а бронзу в основном использовали для украшений.

Праславяне верили в переселение душ, потому умершего человека хоронили в позе эмбриона, как бы готовя его к следующему рождению.

Сильных социальных различий не было у славян. Отдельные регионы были богаче других, но не слишком.

Рубеж II – I тысячелетий до н.э. ознаменовался появлением плужного земледелия – это позволило позже экспортировать хлеб в Грецию. Но особенный прогресс случился после открытия железа. Раньше его привозили издалека, платили за него много и железо особенно ценилось. Сейчас же этот металл давал большие возможности.

Основной защитой славян от нападок вражеских племен были непроходимые болота, густые чащи лесов и глубокие рвы, хотя и крепости уже тоже начали возводить.

Когда Римская империя заявила о себе во всеуслышание, покорив германские племена, славянские земли стали для Рима близким соседом, с которым можно было уже торговать продуктами земледелия. Особенно торговля развернулась при Траяне. Это дало толчок развитию ремесла, появлению гончарного круга, ротационных жерновов, домницы для варки железа.

От Римской империи праславянская знать получала лакированную посуду, украшения, роскошные предметы быта.

Важным торговым центром стало место на Днепре. Это был будущий Киев.

Происхождение Руси

Как появилась Русь? До этого праславянские племена расселялись по территории Европы, обосновывались, защищались от вражеских племен, развивали свое земледелие, налаживали связи с соседями. Но о государственности речи еще не шло. Ее появление ознаменовалось 2 очень важными событиями:


Сегодня, даже после глобальной работы, проведенной археологами, множества работ лингвистов, исследований по топонимике, этот вопрос остаётся открытым. Дело в том, что мы практически не имеем письменных источников по ранней истории протославян, и это камень преткновения всех дальнейших рассуждений. В основу данной работы положены ключевые исследования по этой теме.

Вступление

В конце VI века на дунайской границе появились новые враги, обрушившиеся на византийское государство.

Это были народы, о которых античные и византийские авторы уже были наслышаны, но теперь они стали их беспокойными соседями, ведущими постоянные боевые действия и осуществляющими опустошительные набеги на империю.

Как же смогли новые, появившееся на северной границе племена, в течение долгого времени не только составлять конкуренцию военным силам самой мощной страны в Европе, но и захватывать её земли?

Как смогли эти, ещё вчера неизвестные или малоизвестные римскому миру народы, занять столь обширные территории? Какими силами и возможностями они обладали, как и кем были вовлечены во всемирное переселение народов, как развивалась их культура?

Речь идёт о предках славян, которые расселились на огромном пространстве центральной, северо-восточной и южной Европы.

И если о боевых действиях и сражениях славян VI—VII вв. известно достаточно хорошо благодаря дошедшим до нас письменным источникам, то археологические памятники дают нам важную информацию, которая существенно дополняет картину, помогает понять многие моменты ранней славянской истории.

Столкновение или сотрудничество славян с близлежащими народами: Византийской империей, германскими племенами и, конечно же, кочевниками евразийской равнины обогатили их военных опыт и военный арсенал.

Славяне и их военное дело малоизвестны широкой публике, они долгое время находились в тени германских народов, обитавших в этих районах, а также кочевых народов, обитавших в Подунавье.

Происхождение

Долгое время этот рассказ летописи считался определяющим в картине расселения славянских племен, сегодня же, на основе археологических данных, топонимики, но особенно филологии, прародиной славян считается бассейн реки Вислы в Польше.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой семьи. Вопрос о прародине индоевропейцев пока остается открытым. Из праиндоевропейского языка самостоятельно выделились анатолийский, греческий, армянский, индоиранский и фракийский языки, в то время как италийского, кельтского, славянского, балтского и германского праязыков не существовало. Они составляли единую общность древнеевропейского языка, и разделение их происходило в ходе расселения по территории Европы.

В литературе идет спор о том, была ли изначально балто-славянская языковая общность или были длительные контакты между предками славян и балтов, повлиявшие на близость языков. Последние исследования говорят о том, что, во-первых, протославяне имели контакты только с западными балтами (предками пруссов), во-вторых, они изначально имели контакты с протогерманскими племенами, в частности, с предками англов и саксов, что фиксируется в лексике последних. Эти контакты могли происходить только на территории современной Польши, что подтверждает локализацию ранних протославян в Висло-одерском междуречье.

Эта территория была их европейской прародиной.

Первые исторические свидетельства

Происхождение славян

Ареал Пшеворской археологической культуры. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.

Раннее название славян

Как мы уже сказали, древние авторы, как и древние народы, на рубеже тысячелетий предков славян называли „венеды“. Многие исследователи считают, что этот термин в античности определял не только славян, а все племена славяно-балтской языковой группы, так как для греков и римлян эта земля была далёкой и сведения о ней были урывочные, а часто и просто сказочные.

Это слово сохранилось в финских и немецком языке, так и сегодня называют лужских сорбов или западных славян — Wendel или Wende. Откуда оно взялось?

Возможно, считают одни исследователи, это было самоназвание каких-то первых племенных групп, двигавшихся из бассейна реки Вислы на запад и север, в район обитания германцев, и, соответственно, финских племён.

Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, о чём ниже.

К VI в. „венеды“ чётко локализовались на севере Центральной Европы, на западе они выходили за границы Одера, а на востоке — до правобережья Вислы.

Собственно наименование „славяне“ появляется в источниках в VI в. у Иордана и Прокопия, когда оба автора могли реально познакомиться с представителями этого народа. Прокопий Кесарийский, будучи секретарём полководца Велисария, не раз сам наблюдал и описывал действия воинов-славян.

Есть также мнение, что если слово „венеды — венеты“ было разговорным, то „склавины“ или „славяне“ имело книжное происхождение, как, например, термин „росы“.

Современные теории предполагают два решения этого вопроса. Первая увязывает его с местами первоначального пребывания славян, людей, живущих по рекам. Производя его от слова „течь, вода течёт“, отсюда: реки Слуя, Славница, Stawa, Stawica.

Подавляющее большинство исследователей являются последователями другой теории, считают, что этноним происходит от „слово“ — verbosi: говорить, „говорить ясно“, „люди, которые говорят ясно“, в отличие от „немцы“ — не могут говорить, немые.

Его мы встречаем в названии племён и современных народов: словени новгородские (Древняя Русь), словаки (Словакия), словенцы (Словения и другие балканские страны), словинцы-кашубы (Польша).

Ранние славяне и кельты

На юге Висло-одерского междуречье древние славяне (Пшеворская археологическая культура) имели первые контакты с мигрирующими на эти территории кельтами.

Кельты к этому времени достигли больших высот в развитии материальной культуры, что нашло отражение в археологической культуре Латен (поселение Ла Тен Швейцария — La Tène). Общество кельтов Европы этого времени можно определить как „героическое“, с культом вождей и героев, дружин и милитаризацией всей жизни, состоявшего из кланов, группировавшихся в племена.

Кельты внесли выдающийся вклад в историю металлургии в Европе: археологами открыты целые кузнечные производственные комплексы.

Они владели технологией сварки, закаливания, внесли большой вклад в производство железных орудий труда, и, конечно же, оружия. Знаменательный факт развития кельтского общества — это процесс урбанизации, кстати, именно с ним археологи связывают новый важнейший момент: с середины II в. до н. э. в кельтских захоронениях не фиксируется воинское снаряжение.

Мы знаем крупные кельтские города Алезия (97 га), Бибракта (135 га) и Герговия (Клермон) (75 га) и другие.

Общество переходит на новую стадию, в условия накопления богатств, когда оружие теряет свою символическую значимость. Именно в этот период одна из волн кельтской миграции достигла в Средней Европе верховье Вислы в II в. до н. э., с этого момента начался время взаимодействия ранних славян и кельтов. С это период начала формироваться Пшеворская археологическая культура.

Пшеворскую археологическую культуру связывают с ранними славянами, хотя на её территории обнаруживаются признаки обитания и кельтов, и германцев. Памятники археологии дают большой материал о развитии материальной культуры, артефакты свидетельствуют о зарождении военного дела у славян на рубеже тысячелетий.

Важным фактором взаимодействия стал процесс влияния кельтов, находящихся на более высоком уровне развития, на духовную культуру славян, которое нашло отражение в культовых сооружениях и обрядах погребения. По крайней мере, то, о чём можно сегодня судить, весьма вероятно. В частности, в постройке в более поздний период языческого храма западных славян в Арконе, на острове Рюген историки находят черты кельтских культовых сооружений. А вот если в захоронениях кельтов центральной Европы оружие исчезает, то на периферии кельтского мира оно сохраняется, что совершенно объяснимо в рамках военной экспансии. И этот же обряд начали использовать славяне.

Участие кельтов в формировании Пшеворской культуры привело к первому большому разделение в истории славян: на южных (средняя Европа) и северных (Повислье). Движение кельтов в средней Европе, вполне вероятно, сопровождавшиеся военной экспансией в район Вислы, вынудила часть местных племён начать перемещение в регион Днепра. Они идут из зоны Вислы и Волыни в зону верхнего Днестра и особенно в Среднее Поднепровье. Это перемещение, в свою очередь, вызвало отток обитавших здесь балтских племён (Зарубинская археологическая культура) на север и восток.

Хотя некоторые археологи связывают Зарубинскую культуру со славянами.

Именно в этот период западные соседи древних славян начинают называть их „венеты“. И здесь тоже наблюдается кельтский след.

Одна из гипотез исходит из того, что этноним „венеты“ был самоназванием кельтских племён, которые обитали в Повислье, но при столкновении с германцами в начале нашей эры, они отступили на земли северо-востока и юго-востока современной Польши, где покорили протославян и дали им своё название: „венеды“ или „венеты“.

Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, которое откочевало на юг, а этим именем соседи стали называть оставшихся здесь предков славян.

Вооружение славян в ранний период

Тацит, как мы видим, сообщил нам немного, но эти сведения бесценны, так как речь идёт прежде всего о славянах как оседлом народе, который живёт не как сарматы в повозках, а строит дома, что подтверждают археологические данные, а также о том, что их вооружение схоже с западными соседями.

У славян, как и у большинства племён, обитавших в лесостепной зоне и вступивших на путь исторического развития, основным видом вооружения были копья, которые, естественно, своим происхождением обязаны острозаточенным палкам. Учитывая ранние контакты с кельтами, общество которых стояло на более высокой стадии материального развития, влияние в вооружении здесь очевидно. Оно даже отразилось в погребальном обряде, когда оружие или любые колющие и режущие орудия подвергались порче. Так поступали кельты при погребении мужчин-воинов.

Диодор Сицилийский, (80-20 гг. до н. э.) писал:


В период ранних контактов с кельтами славяне активно используют кельтские длинные и узкие наконечники копий с хорошо выделенным ребром.

Позднее, в раннеримский период, у славянских копий были наконечники с коротким листовым лезвием, а в позднеримскую эпоху — с коротким ромбовидным или листовидным наконечником, с ребром, заходящим на часть втулки.

Очень рано, что необычно для лесостепной зоны, славяне стали использовать шпоры, атрибут амуниции, которого не имели в это время ираноговорящие степные всадники Восточной Европы. В могильниках Пшеворской культуры обнаруживаются не только наконечники копий, но и шпоры. Таким образом, предки славян начали достаточно рано использовать коней в боевом деле. Возможно, это было лишь средство доставки воина, как это случалось у многих других лесных народов, например, позднее, скандинавов. Но наличие шпор, которые имели четырехгранный или цилиндрический шип, говорит скорее всего о необходимости управления конем и скорее всего при конной атаке.


Славянское оружие. Пшеворская археологическая культура. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.

Тацит писал о том, что славяне использовали щит, из археологических находок мы знаем, что умбоны у этих щитов были конические с длинным шипом или с цилиндрической шейкой, завершающейся пустотелым шипом. Каких размеров или параметров были щиты, можно лишь предполагать, возможно, они были такие же, как у соседних народов. Вероятно, они изготовлялись из подручного материала — дерева, возможно, обтягивались для надежности кожей, к ним крепился умбон. Рукоятка щита крепилась клепками насквозь. В умбонах легко просматривается влияния не только кельтов, но и древних германцев, и через них воздействие римлян в плане материальной культуры распространялось на весь варварский мир Европы.

Славяне, как можно предположить, еще не достигли той стадии обработки металла, когда бы оно обеспечивало массовое изготовление орудий труда или высокотехнологичного оружия. Они крайне редко, но пользовались мечами и саксами.

Мечи, конечно, были оружием невероятно дорогим, а наличие в вооружении ранних славян сакса опять говорит нам о германском влиянии. Это широкий однолезвийный палаш с технологией производства такой же, как и у меча.

До нас дошли несколько образцов дорогих ножен или их оковок. Они свидетельствуют о высоком статусе их владельцев. Особый интерес представляют обкладки ножен от меча из могильника Гринев (укр. Гринів), село в Пустомытовском районе Львовской области Украины (Верхнее Поднестровье).


Ажурная ковка ножен. Бронза. Могильник Гринева. Верховье Днепра. Украина. Источник: Петрухин В. Я. Дохристианские древности: по археологическим данным VI — Х века. М., 2004

Лицевая сторона украшена ажурной литой бронзовой накладкой с изображением разных сцен: медведь с добычей, грифон, две фигуры, возможно, герой и богиня, и, наконец, всадник с небольшим щитом и копьём. Такое украшение оружия связанно с кельтским, а возможно, и с римским влиянием, и было распространено в средней Европе в последние века до н. э.

По археологическим источникам мы не можем говорить о том, что протославяне использовали луки и стрелы на войне или их стрелы были без металлических наконечников. Наконечники стрел почти не встречаются в захоронениях этой эпохи. Соседние германские и кельтские народы слабо использовали это оружие, а влияние кочевых культур ощущалось только на юго-восточной границе расселения ранних славян.

Источники и литература:
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги IV–VII. пер. с древнегреч., вступ. статья и комментарии О. П. Цыбенко. СПб., 2005.
Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. СПб., 1993.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Лихачёва Д. С. СПб., 1996.
Подосинов А. В., Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2011.
Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М., 2006.
Бабичев А. С. Комментарий //Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. С-Пб., 1993.
Мартынов В. В. Прарадiзма славян. Лiнгвiстычная верыфiкацыя. Мэнск. 1998.
Нидерле Л. Славянские древности, М., 2013.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 2005 г.
Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.
Шахматов А. А. К вопросу о финско-кельтских финско-славянских отношениях. Ч.1-2// Известия Императорской АН. Серия 6. Общественные науки. 1911. Ч.1. № 9. С707-724, Ч.2. № 10.
Rosen-Przerworska J. Spadek po Celtach. Wroclaw; Warszawa; Krakὸw; Gdansk. 1979.

Читайте также: