Кто такие гугеноты кратко

Обновлено: 05.07.2024

ГУГЕНО́ТЫ (от франц. huguenots; воз­мож­но, от нем. Eidgenossen – со­юз­ни­ки), франц. про­тес­тан­ты (каль­ви­ни­сты) 16–18 вв. (см. Каль­ви­низм ); в бо­лее уз­ком зна­че­нии – ре­лиг.-по­ли­тич. груп­пи­ров­ка час­ти франц. дво­рян­ст­ва и гор. вер­хов (гл. обр. в юж. и зап. рай­онах Фран­ции), не­до­воль­ных цен­тра­ли­ст­ской по­ли­ти­кой ко­ро­лев­ской вла­сти. Гу­ге­нот­ская оп­по­зи­ция впер­вые про­яви­ла се­бя в мар­те 1560, ко­гда Г. по­пы­та­лись за­хва­тить в г. Ам­бу­аз ко­ро­ля Фран­ци­ска II и по­тре­бо­вать от не­го вос­ста­нов­ле­ния ста­рых по­ли­тич. воль­но­стей фео­да­лов и го­ро­дов, а так­же кон­фи­ска­ции в их поль­зу цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва. За­го­вор по­тер­пел не­уда­чу, но гу­ге­нот­ская оп­по­зи­ция центр. вла­сти, оли­це­тво­ряе­мой пра­вя­щей ка­то­лич. ди­на­сти­ей Ва­луа , про­дол­жа­лась. Мас­со­вое убий­ст­во гу­ге­но­тов, при­быв­ших в Па­риж на бра­ко­со­че­та­ние Ген­ри­ха На­варр­ско­го (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Ген­ри­ха IV ), про­изош­ло в 1572, в т. н. Вар­фо­ло­ме­ев­скую ночь . Кон­фликт ме­ж­ду Г. и ка­то­ли­ка­ми вы­лил­ся в се­рию от­кры­тых во­ен. столк­но­ве­ний – Ре­ли­ги­оз­ных (гу­ге­нот­ских) войн , ко­нец ко­то­рым по­ло­жил Нант­ский эдикт 1598 , пре­дос­та­вив­ший Г. це­лый ряд ре­лиг. и по­ли­тич. ус­ту­пок. Ук­ре­п­ле­ние аб­со­лю­тиз­ма со­про­во­ж­да­лось по­сле­до­ва­тель­ным ущем­ле­ни­ем прав Г. При Лю­до­ви­ке XIII бы­ло по­кон­че­но с их по­ли­тич. ав­то­но­ми­ей по­сле то­го, как в 1628 бы­ла взя­та Ла-Ро­шель и ус­ми­рён Лан­ге­док – два оп­ло­та гу­ге­нот­ской оп­по­зи­ции. При Лю­до­ви­ке XIV , от­ме­нив­шем в 1685 Нант­ский эдикт, Г. бы­ли ли­ше­ны и сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния, что по­бу­ди­ло мно­гих из них по­ки­нуть Фран­цию. Гражд. и ре­лиг. пра­ва Г. бы­ли вос­ста­нов­ле­ны лишь в пе­ри­од Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в.

Так кто же они эти гугеноты , когда они появились во Франции?

Общая характеристика гугенотов заключается в том, что это представители протестантского течения в христианской религии. Они – кальвинисты, общемировое их название.

В период Реформации не только немецкие земли участвовали в распространении взглядов отличных от Католицизма, но и французские подданные.

Кальвинизм проникает во Францию в 16 веке. Что же такое кальвинизм ?

Если коротко и упрощенно, не претендуя на научность, с некоторыми вопросами теологии сам не до конца разобрался, то кальвинизм выглядит следующим образом.

1. Кальвинисты ( гугеноты ) считают, что единственным авторитетом в религии является Библия. Только она может дать толкование каких-то моментов; ни Папа Римский, ни священники, никто-либо ещё это делать не могут, поскольку все люди могут ошибаться. Гугеноты не признают решений церковных соборов.

3. Они отрицают обрядовость в религии, песнопения, свечки и т.д. Да и сами церкви тоже отрицают. Им достаточно иметь молельный дом.

4. И самое главное в кальвинизме – это доктрина предопределения, когда промысел божий предопределяет судьбу человека: и добрый, и злой. Самый трудный в понимании пункт.

Как же кальвинисты стали гугенотами? Здесь несколько версий.

С увеличением числа гугенотов во Франции там начались религиозные войны, которые продлились всю вторую половину 16 века, но в последующие столетия (хотя временами гугенотам давали право свободы вероисповедания) были постоянные столкновения вплоть до 20 века. Например, во времена Людовика 18 на юге Франции на гугенотов нападали и снимали их с должностей. Католическая церковь все эти века пыталась искоренить кальвинизм, но так и не смогла, вызывая только войны и братоубийства.

кто такие гугеноты простыми словами кратко, кто они такие, история

В мире насчитывается около 5000 вероисповеданий, если учитывать страны Африки и островов Тихого океана, где у каждого племени своя вера. Но основных не так много: православие, католицизм, протестантство, ислам, буддизм и иудаизм . Они появились несколько веков назад и сохраняют свое влияние и власть до современного времени.

На основе разногласий, на нашей планете, очень часто возникали всевозможные конфликтные ситуации. К большому сожалению, они продолжаются и в наше время. Например: в странах бывшей Югославии, Судане, Ливии и многие ещё.

Гугеноты – происхождение термина

Борьба гугенотов против католической церкви

Это название относилось к представителям одно из направлений христианства — протестантов. После появления новой религии на свет, представители различных стран называли себя по своему. Выражение “гугеноты” ведет свою историю из Франции. Слово произошло от уничижительного прозвища данного католикам протестантам — гуго . Такое прозвание носили швейцарцы, проживающие на землях принадлежащих Французской короне.

  • В течении небольшого срока так стали называть и французов, сторонников другой веры. Первые сторонники нового учения носили название от имени основателя течения священника Мартина Лютера, не испугавшегося пойти против церкви. В 1529 году к дверям собора в г. Виттеберге им было 95 тезисов обличающих часть священнослужителей и руководство церкви.
  • Есть и другая версия происхождения термина. Во второй половине 16 века Францию сотрясали войны на религиозной почве, вызванные необходимостью реформы церкви. Католики при поддержке Ватикана выступали категорически против каких-либо нововведений, и своих оппонентов стали называть “гугеноты”. Слово произошло от искажения немецкого выражения Eidgenjssen, то есть “заговорщик” или “клятвенный союзник”.

Отличия между католиками и протестантами

Наибольшие разногласия у относящихся враждебно друг к другу направлений христианства, выражаются во взглядах на главные таинства и на всю веру полностью. Католики в вопросах о спасении человеческой души поступали прагматически, считая, что спасении достигается только конкретными делами. По мнению протестантов, чтобы обрести вечное блаженство, у человека должны быть помыслы угодные Богу и искренняя вера.

  1. Различались и источники веры. Гугеноты брали всю нужную информацию из Библии, кроме неё другие источники были не нужны. По мнению представителей католицизма, для полного познания веры была необходимость в богословских трактатах.
  2. Основным камнем преткновение был вопрос о самой церкви. Согласно принципам протестантизма, душе человека для спасения не нужны сложные обряды, а истинно верующий не видит необходимости в пышных богослужениях.
  3. С точки зрения католиков, это было ересью чистой воды, как они считали, благословение Господа посылается через римского Папу. В рай, по их мнению, попадут только его сторонники.

Варфоломеевская ночь

Различного вида стычки между сторонами перешли в цикл религиозных войн между 1562 и 1598 годами. Высшей точкой этого противостояния стало массовое убийство гугенотов католиками в ночь накануне дня святого Варфоломея. Убийства шли несколько дней, погибло по разным данным от нескольких до 50 тысяч человек.

  • Накануне этого события во Франции состоялась свадьба королевской сестры и принца Наваррского. Посредством заключения этого брака король собирался помирить противников между собой. В Париже, населенном в основном католиками начали ползти слухи о готовившемся заговоре протестантов. В ответ на это король приказал закрыть ворота города.
  • В полночь жители города проснулись от криков боли и ужаса. Начались массовые убийства, пощады не было ни для кого. Убивали и стариков, и младенцев, не щадили женщин. Католикам, которые пытались укрыть несчастных, также не было пощады. Уже через несколько часов, город сошедший с ума не понимал, кто кого и за что убивает.
  • Люди начали элементарно сводить счеты друг другом. Кредиторы мстили должникам, должники убивали своих кредиторов. Избавлялись от надоевших родственников, конфликтных соседей. У каждого находились причины для мести. Даже французский монарх участвовал в этом, организовав стрельбу из своей резиденции.
  • Принц Наваррский спас свою жизнь путем принятия католичества. Волна убийств покатилась по всей стране и шла несколько месяцев. Сотни тысяч гугенотов были вынуждены покинуть страну.
  • Конфликт между главенствующей церковью и гугенотами был отмечен и королевской знатью. Различные французские государи в разное время поддерживали то одну сторону, то другую.

На сегодняшнее время у них есть разбросанные по миру сообщества, также много групп остались и в самой Франции.


Крест гугенотов

Кто такие гугеноты во Франции?

Дело в том, что у большинства населения оно вызывало ассоциации с широко распространенным швейцарским именем Гюга (аналогично русскому – Иван или немецкому – Фриц) и воспринималось как нечто чужеродное и несовместимое с национальной традицией. Впоследствии же, когда к протестантам присоединилась значительная часть населения страны, разница между этими названиями полностью исчезла. Гугенотами стали называть всех протестантов XVI и XVII веков.

Гугеноты и католики – в чем разница?

Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.

Разными были для них и источники вероучений. С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви. Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.

Мятеж в католическом государстве

В XVI веке значительная часть населения Франции оказалась втянутой в религиозное и общественно политическое движение, направленное на возвращение католической церкви в рамки первоначальных христианских традиций и установление свободы вероисповедания. Причиной тому послужило недовольство широких масс стяжательством и своекорыстием духовенства, прикрывавшегося мнимой святостью и в то же время проводившего кровавый террор в отношении тех, кто выступал с обличениями его лживости и лицемерия.

Город, охваченный мятежом

Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения.

Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской – родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма.

Под знаменем кальвинизма

Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи – их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.

В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.

В обстановке кровавого террора

Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви.

Войско гугенотов

Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I – родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах.

Первое крупное сражение

Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции. В результате среди дворян-кальвинистов был составлен заговор, цель которого заключалась в свержении с престола Франциска I, удалении от двора Гизов и установлении в стране целого ряда религиозных свобод.

Тем не менее разногласия между сторонниками сохранения католицизма в его прежнем виде и их противниками, призывавшими к немедленным реформам, привели к расколу в обществе и началу череды религиозных войн. Гугеноты на начальном этапе не были склонны к применению силы, и их действия стали лишь ответом на вероломство прокатолической правительственной группировки, возглавляемой в тот период маршалом Сент-Андре, коннетаблем Монморанси и герцогом Гизом.

Король Франции Франсуа I

Франция, залитая кровью

Историки насчитывают 8 религиозных войн, связанных с реформистским движением во Франции. Первая из них, проходившая с переменным успехом, началась в 1562 году, после того как отряд Франсуа де Гиза перебил большую группу протестантов, собравшихся на богослужение в городе Авиньоне. Через год военные действия завершились подписанием в Амбуазе мирного договора, согласно которому гугенотам была предоставлена свобода вероисповедания.

Однако королева Франции Мария Медичи, опасаясь их возросшего влияния, вскоре отменила изданный ею же документ, вернув все на прежний уровень. В ответ на это вождь гугенотов герцог Конде, происходивший из рода Бурбонов, вкупе с маркизом Калиньи предпринял попытку сместить короля и занять его место на троне. Затея не удалась, и после многодневной осады Парижа представители противоборствующих сторон вновь сели за стол переговоров. Ими был заключен очередной мирный договор, нарушение которого привело через полгода к началу гражданской войны.

Город Ла-Рошель, ставший центром протестантизма

Несмотря на то что идеи реформаторства нашли живой отклик у значительной части населения, приверженцы католицизма не прекращали совершать в отношении их акты насилия. Это стало причиной того, что вожди гугенотов были вынуждены покинуть Париж и укрыться за крепостными стенами приморского города Ла-Рошели, сделав его своей основной штаб-квартирой.

Туда со всех концов Франции стекались их последователи. В Ла-Рошель же прибыло подкрепление, посланное английской королевой Елизаветой и протестантскими князьями Германии. Но в марте 1569 года правительственные войска нанесли объединенным силам мятежников сокрушительное поражение. Герцог Конде был захвачен в плен и лишь благодаря случаю сумел вновь обрести свободу.

Однако гугенотов это не остановило, и во главе с сыном Жанны Наваррской – Генрихом (будущим королем Франции Анри IV Великим) – они вновь устремились в бой. На этот раз удача оказалась на их стороне. В результате подписанного в 1570 году Сен-Жерменского мира была объявлена всеобщая амнистия и задекларирована свобода вероисповедания. Чтобы иметь гарантии соблюдения договора, гугеноты оставили за собой контроль над такими стратегически важными объектами, как крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Лашарите. Но в скором времени судьба нанесла им тяжелый удар.

Крепость Ла-Рошель

Кошмар Варфоломеевской ночи

Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс. человек, тогда как общее количество убитых в стране превысило 30 тыс.

У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I – Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты (получившей известность под именем королевы Марго) с видным гугенотом – Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого.

Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника – дня святого Варфоломея – началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий. В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений.

Последующие военные столкновения

Однако, несмотря на внезапный и сокрушительный удар, нанесенный католиками, протестанты сумели выстоять в сложной обстановке и, используя в качестве опорных пунктов крепости Ла-Рошель, Монтобане и Ним, защищались с мужеством, восхищавшим современников. О том, как действовали гугеноты в столь критической для них ситуации, осталось немало исторических свидетельств. Например, в архивах Лувра имеется свидетельство того, как их отряд, состоявший из полутора сотен человек, сумел в сентябре 1572 года отразить в районе Монтобане нападение противника, почти вдвое превосходившего его по численности.

В течение всего последующего года военные действия, спровоцированные резней в Варфоломеевскую ночь, гугеноты и их противники вели с особым ожесточением. Они продолжались в течение года и завершились подписанием очередного мирного договора, который ни одна из сторон не воспринимала всерьез. Подтверждение этому было наглядно продемонстрировано уже в июне 1574 года, когда на французский престол поднялся Генрих III – последний представитель династии Валуа.

Королева Мария Медичи

Под скипетром лицемерного короля

Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.

В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.

Восьмая (и последняя) религиозная война

Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную – уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.

Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.

Изгнание сторонников реформаторства

Заключение

Борьба между представителями двух религиозных направлений продолжалась и в последующие столетия, причем перевес сил часто оказывался на стороне католиков. Хотя открытые кровопролития постепенно отошли в прошлое, но они неоднократно вводили против своих оппонентов различные юридические санкции. Так, в 1617 году на основании королевского эдикта у протестантов была конфискована значительная часть имущества, что дало толчок их массовой эмиграции в Швейцарию, Германию, Англию и Нидерланды. Столетие же спустя были объявлены вне закона все браки, заключенные священниками-реформистами. Гугеноты это сочли унижением и, не имея возможности вести борьбу, вновь устремились на чужбину.

Лишь в 1787 году был издан эдикт, возвращавший гугенотам все гражданские права, а через два года на волне вспыхнувшей в стране Великой Французской революции они были уравнены с прочими гражданами и в политическом отношении. В настоящее время во Франции насчитывается несколько десятков религиозных организаций протестантского толка, часть которых считает себя прямыми наследниками гугенотов.

Читайте также: