Кто такие эпикурейцы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.

Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.

Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).

Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.

Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).

Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.

Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.

Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.

Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений

Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.

Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.

Философия эпикуреизма служит вполне конкретным нуждам – ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимы - отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и Дружба.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.

Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.

Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.

Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.

Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.

За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.

Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.

В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.

Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий

В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.

Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.

Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.

Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.

Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.


Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,

Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.


Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.

Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.

Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.

Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.

Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.

Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.

Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.

Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.

Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.

Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.

К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.

Если исходить из того что средняя продолжительность жизни мужчины в мире в 2017 г. составляла около 74 лет, то в среднем на получение удовольствия от оргазма за всю жизнь приходится всего 16 - 20 часов, или примерно 2-4 секунды в день.

Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.

Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.

Старайтесь беречь свои желания - могучий стимул творчества, стимул любви, стимул долгой жизни.

Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов".

Философия эпикуреизма

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

  • Отсутствие телесного страдания;
  • Невозмутимость души;
  • Дружба.

Крупнейшим представителями греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограниченны. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: "Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет". Жизнь - вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эпикурейцы" в других словарях:

Эпикурейцы — Эпикурейцы, оппоненты Павла во время пребывания апостола в Афинах (Деян 17:18; см. Стоики). Это были сторонники философской школы, основ. Эпикуром в Афинах в 306 г. до Р.Х. Согл. его учению, смысл жизни заключается в спокойном наслаждении жизн.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

ЭПИКУРЕЙЦЫ — греч. epikuros, от собственного имени. Последователи философа Эпикура. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Эпикурейцы — Смотри также Добрые ленивцы, эпикурейцы мудрецы, равнодушные счастливцы . ( Евг. Он. VII, 4) … Словарь литературных типов

Эпикурейцы — ученики и последователи Эпикура, сторонники его учения, в узком смысле слова слушатели основанной Эпикуром философской школы в Афинах, признававшие его учение почти как догму. Последним эту школу возглавлял Патрон, преподававший до 51 до… … Словарь античности

Эпикурейцы — (Деян. 7:18), последователи греческого философа Эпикура, который жил и учил в городе Афинах (342 270 гг. до Р.Хр.). Эпикур учил, что душевный покои высшее благо и что добродетель лучшее средство для приобретения безмятежного покоя. Его… … Словарь библейских имен

Эпикурейцы — греческая материалистическая философская школа, основанная в IV в. до Р. X., в области этики учившая, что высшее благо наслаждение, т. е. длительное радостное настроение, условиями которого являются добродетель н довольствие малым … Популярный политический словарь

Эпикуреизм, эпикурейцы — античные фил. учения, исходившие из идей Эпикура, кон. IV – нач. III вв. до н. э. Философия сама по себе делилась на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Э. следовали атомистике Демокрита. Признавалось бытие… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ФИЛОДЕМ — ФИЛОДЕМ (Φιλόοημος) из Гадары (100/110 35/40 до н. э.), греч. философ, поэт, последователь Эпикура. Родился в Гадаре на берегу Галилейского моря, изучал философию в Афинах под руководством Зенона Сидонского, после смерти которого возглавил… … Античная философия

ЭПИКУР — ЭПИКУР (Επίκουρος) (342/341, о. Самос 271/270 до н. э. Афины), др. греч. философ, создатель философской школы, получившей название Сад Эпикура (см. эпикуреизм). Жизнь. Родился на о. Самос в семье афинянина, в 14 лет стал изучать философию … Античная философия

Эпикуреизм — Эпикуреизм философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а… … Википедия

Эпикурейство в разговорной речи — синоним гедонизма. Эпикуреец — это симпатичный человек, живущий в свое удовольствие, правда, эгоцентричный и приземленный. Такие ассоциации имя Эпикура стало вызывать почти сразу после его смерти, еще в эллинистическую эпоху, и сохраняет до сих пор. Хотя сам философ мало в этом повинен, на самом деле его учение довольно далеко от обывательского представления.

Формироваться взгляды Эпикура начали еще в его детстве. Его мать была заклинательницей злых духов, она часто брала его с собой на работу, так что игры со сверстниками будущему философу заменило изгнание демонов. Эмоциональным фоном его детских лет был страх перед высшими силами, к которому потом прибавился и страх смерти, вызванный страшными хроническими болезнями — наподобие тех, что мучили веками позже Ницше. В 322 году до н.э. по закону о высылке иммигрантов из Афин ему пришлось уехать в Малую Азию. Там он уже выступил с собственным учением.

По мнению Эпикура, миссия философии — врачевание душевных страданий, что делает его учение практически психотерапией.

Философская система Эпикура в корне отличалась от всех предшествующих ей древнегреческих тем, что смещала акцент с космологии на этику. Взгляды Эпикура на устройство Вселенной не оригинальны, они почти полностью повторяют метафизику атомистов. Подобные вопросы были для него второстепенными. Главная цель философии, по его мнению, врачевание душевных страданий, что в смысле сближает эпикурейство с психотерапией.

Его тетрафармакон (лекарство четырех снадобий, универсальный рецепт счастья) — в первую очередь совет решить собственные проблемы:

— Не надо бояться богов.
— Не надо бояться смерти.
— Можно переносить страдания.
— Можно достичь счастья.

Ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира.

Эпикуру на всю жизнь стало ненавистным то суеверное представление о божественном, которое он узнал в детстве в среде клиентов его матери. Он предложил думать, что бессмертные и блаженные боги пребывают в совершенном мире, не зная наших печалей и радостей. Им равно чужды гнев и милость к людям. Ну, а смерти не стоит бояться потому, что пока мы живы, она не имеет никакого отношения к нам, а когда умрем, то перестанем чувствовать, так что смерть уже не сможет нам досадить. Пусть эти объяснения кажутся наивными, Эпикур на них и не настаивал — он был согласен на любое другое, лишь бы оно учило противостоять страху.

Ополчаясь на страх, философ оставался терпимым к людям, и считал его естественной реакцией на зло и несовершенство мира. Но при этом продолжал мужественно бороться против всего, что могло пугать людей. Пожалуй, еще больший ужас, чем боги, типичному древнему греку внушал Рок. Поэтому на фатализм Эпикур нападал особенно яростно, не уставая доказывать, что человек обладает свободной волей.

Это, разумеется, уже тонкости. А тонкости толпой воспринимаются плохо, так что из наследия Эпикура запомнили скорее оправдание удовольствий, чем призыв к умеренности и независимости от суеты.

Эпикурейство это эпикуреизм. Кто такие эпикурейцы и какой след они оставили в истории? Все или почти все из основных этических учений, взглядов и воззрений, над которыми заново бьется сегодня современное человечество, — были уже открыты, озвучены и продемонстрированы нашими великими предками. Но что мы помним об этом?

Философ Эпикур

Эпикур Самосский

Эпикур Самосский — один из ярчайших философов, живших в эллинистическую эпоху (примерно 341-271 годы до нашей эры). Его учение — учение Эпикура, эпикурейство или эпикуреизм, — как оно стало называться в истории, —явилось, можно сказать, апофеозом учения по достижению человеком счастливой и радостной жизни.

Эпикур достиг широкой известности, благодаря созданной и разработанной им теории, которая распространилась на три основных направления человеческой жизни: этику, физику и теорию познания.

Доктрины античности, — а это огромное количество дошедших до нас теорий и учений, — несмотря на свой преклонный возраст, и в наше неоднозначное время могут быть своеобразными ориентирами для многих людей, желающих задуматься не только о форме жизни, но и о глубоком и многозначном ее содержании. И наоборот.

Учение Эпикура Самосского

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином эпикуреизм. Это учение можно условно разделить на три части:

  1. философия Эпикура или, как еще принято называть основное ее направление — эпикурейство;
  2. физика, дающая нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей: здесь автор выступает как материалист, и в этом прослеживается связь атомистического материализма Демокрита и Эпикура;
  3. теория Эпикура о Богах.

кара богов

Согласно этой теории, Боги и их существование — вовсе не есть непреложный факт. Ибо, если бы они действительно существовали, то могли бы, по мнению философа, истребить мирское зло. Если же они этого по каким-то причинам не делают — возникает естественного рода сомнение в их существовании.

Эту свою мысль Эпикур озвучивал, впрочем, весьма осторожно, понимая, что не стоит оскорблять официальные верования толпы и общую уверенность всех народов на этот счет…

А вообще-то — Богу, если он даже и существует, — вовсе нет никакого дела до людей, — считал Эпикур. И всё хорошее, и всё плохое, что с нами происходит — есть не что иное, как результат либо удовольствия, либо боли.

Суть эпикурейства

эпикурейство это

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что самое главное для человека — это научиться жить счастливо. Остальное же несущественно. Согласитесь: установка отнюдь не древнего свойства. И в наш просвещенный век она звучит не менее актуально и убедительно, чем звучала в древности.

Но Эпикур жил, как известно, до Рождества Христова, мы же с вами живем сегодня и сами можем уже сделать вывод о том — насколько человечество преуспело или не преуспело в достижении этой цели…

Немного из Эпикуровской биографии

Его жизнеописание — биография — известны: человек этот — выходец с острова Самос, что находится в Эгейском море. С детства мальчика обучали философии последователи платоновского учения. В юношестве молодой философ отправился на воинскую службу в Афины и, закончив службу, попадает в Колофон (современная Турция).

Дальше было еще много самых разных переездов и путешествий, но, в конце-концов, Эпикур возвратился в Афины (306г. до нашей эры), где и остался до конца своей жизни в 270 году до нашей эры. Здесь философ обзавелся наделом земли и основал на нем свою школу.

Сад Эпикура

сад эпикура

Именно в нем, в эпикуровском саду, и начала свою работу школа, которую открыл мыслитель. Здесь проводились занятия для тех, кто любил и почитал философию, желая разобраться в перипетиях жизни. Надо сказать, что кроме мужчин, в этой философской школе обучалась и жена Эпикура Темиста — и это был первый прецедент, когда в Греции к изучению наук была допущена женщина. (Можно прочитать, однако, и о том, что у Эпикура никогда не было жены и, как следствие, детей… Однако, однозначного мнения на этот счет в истории, похоже, не осталось).

Эпикурейский образ жизни

эпикурейство

представлял собою дружелюбное сосуществование единомышленников. Оно было достаточно скромным и неприхотливым и проходило в приятном времяпровождении и дружеских беседах, где люди могли также открыто анализировать свои поступки. Они собирались за чтением эпикуровских трактатов, заучивали основные положения эпикуровского учения, такого, например, как своеобразный девиз эпикурейцев — четвероякое лекарство:

Не нужно бояться Богов. Не нужно бояться смерти. Благо легко достижимо. Зло легко переносимо.

эллинистическая философия

Эллинистическая философия эпикуреизма заключается, как мы уже отметили, в достижении людьми наслаждения и удовольствия. Отсюда же берет свое смысловое начало и понятие гедонизм: разновидность этического учения о том, что наслаждение — и есть высшее благо для человека. И стремление к нему нужно рассматривать как основной принцип человеческого поведения.

Однако, надо отметить, что, в отличие от некоторых других античных философов, исповедующих жизненный принцип удовольствий и наслаждения (Аристипп), Эпикур считал удовольствием, как таковым, прежде всего, — отсутствие страдания:

Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия.

Именно поэтому, скорее всего, он не был сторонником любого рода излишеств и считал, что самый правильный путь к стабильному удовольствию в жизни — это

осознанное освобождение себя от излишних потребностей, опасений и забот. То есть — достижение состояния душевной тишины и спокойствия.

эпикуреизм это

В конце концов, Эпикуру удалось достичь своей конечной жизненной цели: он пришел к состоянию полной невозмутимости (атараксии), что, несомненно, можно считать его победой над страстями человеческими и жизненной суетой.

Погоню за славой и почестями Эпикур считал величайшим человеческим безумием.

Проживи свою жизнь незаметно: эта установка была его золотым правилом. Все заботы человека, полагал Эпикур, должны быть сосредоточены в области сохранения душевного и телесного здравия, а также — достижения духовной независимости. И всего этого можно достичь с помощью философской мудрости, основанной на законах природы и на осознанном отречении от излишней мирской суеты.

эпикуреец это человек который не торопится

Школа эпикурейцев просуществовала около шестисот лет

Ее основы и установки приобрели множество сторонников и последователей и у жителей древнего Рима. Так, известное сочинение Лукреция Кара О природе вещей явилось своеобразным гимном и источником распространения эпикуреизма и в дальнейшем.

Главные враги человеческого счастья, по Лукрецию, — тот же самый страх перед божеской карой, то же самое неведение — в отношении понимания настоящей человеческой природы и места человека в мире и в космосе, и, в результате, — те же самые неудержимые человеческие страсти…

страсти по эпикуру

Теория познания Эпикура

Сам философ называл свое учение каноника. Потому что суть его заключается в постижении своеобразных жизненных критериев и канонов настоящей истины. Основным таким критерием он считал наши жизненные ощущения. Именно от ощущений, по мнению Эпикура, зависят действия нашего разума.

Иными словами, — все наши ошибки проистекают именно от ошибочных суждений, в то время как ощущение ошибочным быть не может.

Смерть Эпикура — проста и банальна. Умер великий мыслитель в 72 года от обычной мочекаменной болезни. И, в этой связи, еще раз приходят на ум его высказывания, суть которых в следующем:

Читайте также: