Кто такие доминиканцы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Будущий святой и основатель ордена доминиканцев родился в семье испанского дворянина в 1170 г. и носил имя Доминго де Гусман. В детстве он был добрым и отзывчивым мальчиком и проявил интерес к науке. В школе Паленсии он изучал свободные искусства и теологию. Среди прочих учеников выделялся усердием, талантом и сердобольностью (иногда он занимался продажей собственных книг, чтобы помочь страдающим от голода и плененным маврами соотечественникам). В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма в Испании. В 12 03 г. епископ Диего де Асеведа с внушительной свитой отправился в Данию по поручению короля Альфонса IX. В состав посольства был включен и молодой, подающий надежды монах. Проезжая по богатым цветущим землям юга Франции, Доминик был поражен размахом ереси — большинство жителей Тулузы и Лангедока открыто исповедовали катаризм. После возвращения из Северной Европы епископ де Асеведа и Доминик решили остаться в Южной Франции, дабы проповедовать жителям региона Евангелие и обратить еретиков в истинную веру.

Доминик ясно видел причины, породившие еретическое движение катаров, — священники-католики никак не могли служить образцом праведной жизни. Потому он полагал, что для успеха проповедникам истинного учения необходимо усилить энергию проповеди и самим стать образцами апостольской жизни. Доминик за основу деятельности католических священников предлагал взять… устав катаров. То есть предлагал бить врага его же оружием. Как и у катаров, католические проповедники, по мнению Доминика, должны были отказаться от большой свиты и внешнего блеска, по примеру апостолов скитаться с места на место и воздействовать на еретиков не только проповедью, но и личным примером. Закореневших еретиков и грешников Доминик предлагал судить и истреблять. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать могущественным орудием борьбы с еретиками катарами.

Члены его, образованные, глубоко верующие, красноречивые, не должны бояться трудностей, которые подстерегают странствующих проповедников. То есть им должны быть присущи все качества проповедников-катаров, но при этом они должны оставаться католиками. Подражая катарам, Доминик устроил женский монастырь из обращенных им в истинную веру молодых девушек, уклад жизни которого напоминает общежитие катаров. После смерти своего друга и наставника Диего Доминик в течение нескольких лет практически в полном одиночестве продолжал свою миссию. Он странствовал по Провансу лишь с посохом и котомкой за плечами и проповедовал Евангелие, как новый апостол.

Первыми учениками Доминика стали два тулузских горожанина. Архиепископ Тулузы граф Симон де Монфор обратил внимание на молодого священника и горячо поддержал его идею о создании ордена странствующих проповедников.

…Люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геракловых столпов. Эта земля будет заселена северным народом, который заполнит ее и сделает огромным государством. В государстве будет главенствовать крест.

Это пророчество было сделано за несколько десятилетий до открытия Колумбом Америки, которую сейчас населяют в основном католики…

…Германский народ никогда не будет полностью объединен, ибо Германия оскорбила двух древних римлян. Германский народ навсегда будет разделен на племена, между которыми будет междоусобица…

В последнем пророчестве Альберт Великий имеет в виду проклятие римских авгуров, предсказавших королю варваров Гейзериху, после того как он сжег Рим в 455 г., что германский народ никогда не станет великим и единым. Действительно, 700 лет после Альберта Великого Германия была разделена на несколько лагерей. Германия трижды будет на грани победы за период, равный 700 годам. Она трижды почти овладеет миром.

Как удалось доминиканскому священнику предсказать эти события, непонятно, но он оказался абсолютно прав. В XVI в. Карл V Габсбург занял престол Священной Римской империи и одновременно был испанским королем. Говорили, что в его империи никогда не заходит солнце. Вторая попытка установить мировое господство была предпринята Гогенцоллернами в XIX–XX вв. В XX в. фашисты развязали Вторую мировую войну. Таким образом, Германия за 700 лет трижды почти ухватила победу, но не ощутила ее вкус ни разу.

Еще несколько предсказаний утверждают, что за Гибралтаром из вод Атлантического океана подымется остров, на котором была расположена Атлантида; ислам просуществует не более 800 лет после смерти Альберта Великого, мир будет разделен на три огромных государства.

Всего в книге содержится 13 предсказаний. Даже малой части указанных достижений достаточно, чтобы назвать Альберта Великого одним из величайших ученых и мыслителей Средневековья.

Торквемада сохранил влияние на Изабеллу, ставшую вскоре королевой Кастилии, на всю жизнь. Он вдохновил ее на мятеж против брата, короля Энрике Бессильного, склонил к браку с принцем Фердинандом Арагонским. Он же помог ей бежать из-под надзора, привез в Вальядолид, где его власть была особенно сильна, и помог принцу Фердинанду тайком прибыть в город для венчания.

С того момента, как Изабелла взошла на престол, Торквемада стал истинным повелителем страны. Он не демонстрировал свою власть, но ни одного важного решения королева не принимала, не посовещавшись с ним. Таким же авторитетом Торквемада пользовался и у короля Фердинанда.

Под давлением Торквемады королевская чета начала проводить политику искоренения инакомыслия. Особенно сильным гонениям подвергались евреи и мараны. Торквемада убедил королеву Изабеллу ввести на подвластных ей землях инквизицию и вошел в состав первого трибунала, созданного в 1480 г. А уже в 1482 г. Папа Римский по просьбе королевы назначил Торквемаду Великим инквизитором Кастилии. Вскоре власть его распространилась и на Арагон.

В 1485 г. в Арагоне вспыхнуло восстание против инквизиции, которое возглавляли молодые дворяне. Они убили одного инквизитора, за что поплатились. Мятежники были казнены после жестоких пыток или покончили с собой. Якобы именно с той поры Торквемаду везде сопровождала вооруженная охрана — он не осмеливался появляться один даже на улицах родного города.

В 1492 г., после завоевания Гранады и завершения изгнания мавров с Пиреней, Торквемада внушил королеве мысль о необходимости изгнания евреев из всех своих земель. Евреям надлежало или принять крещение, или покинуть королевство. Им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные вынуждены были продавать имущество за бесценок. Еврейские общины объединились и предложили королеве тридцать тысяч дукатов за отмену указа об изгнании. Казна была истощена гранадской войной, и Изабелла была склонна принять выгодное предложение, но вмешался Торквемада. Он ворвался в зал, где Изабелла и Фердинанд принимали делегацию евреев, и публично заявил, что монархи, подобно Иуде, готовы продать Христа. Упрек возымел действие, и короли отказались пойти навстречу делегатам. Евреи покинули Испанию. Последствия были ужасны. Страну покинуло более четверти миллиона людей, большинство из которых было интеллектуальной и торговой элитой государства. Тысячи беженцев погибли. Оставшиеся крещеные евреи также подвергались гонениям. Не возымели действия на фанатика даже увещевания Папы. Только Александр VI, сам испанец, нашел управу на своевольного инквизитора — он назначил еще четверых инквизиторов. Оскорбленный Торквемада посчитал это проявлением недоверия и демонстративно удалился от дел. Он умер в 1498 г. в монастыре Санта-Крус. В XX в. католическая церковь признала его преступником, посмертно первого Великого инквизитора Испании исключили из доминиканского ордена. Торквемаду считают одним из величайших злодеев в истории человечества, ставя в один ряд с Гитлером. Это официальная версия жизнеописания Томаса де Торквемады. Но все ли в ней правдиво? Ведь некоторые хроники, рукописи и мемуары современников Торквемады показывают нам личность Великого инквизитора Испании в совсем ином свете. Прежде всего напомним: точная дата рождения Томаса де Торквемады неизвестна. Он родился около 1420 г. или в Вальядолиде, или в Торквемаде — небольшом городке в его окрестностях.

С раннего детства Томас проявлял наклонности к духовной карьере — он был неприхотлив, сообразителен и красноречив. Поскольку брат отца Томаса, Хуан де Торквемада, был кардиналом, выбор юноши нё встретил сопротивления у родных. Примерно в 14 лет Томас поступил в доминиканский монастырь в Вальядолиде.

Вполне соответствует действительности утверждение, что Торквемада был блестящим оратором и проповедником; он мог делать с толпой все, что ему заблагорассудится, потому на молодого священника сыпались заманчивые предложения, которые будущий инквизитор отклонял. Когда ему предложили пост приора в доминиканском монастыре Санта-Крус, Томас не смог устоять. Дело в том, что должность эта была выборная — братия сама захотела жить под его руководством, и тут он не мог отказать. Монастырь являлся одним из самых крупных в стране. Его посещала знать и члены королевской фамилии. Бывала ли там инфанта Изабелла? Вряд ли, поскольку в те годы она жила с матерью вдали от королевского двора. Был ли Торквемада духовником и наставником инфанты? Возможно, но не единственным, а одним из многих.

Действительно ли Томас Торквемада играл едва ли не главную роль в романтической свадьбе инфанты? Документы не упоминают его имени в связи с этим событием. Достаточно того факта, что на стороне инфанты была знать и практически все духовенство страны.

Жесткая политика королевы Изабеллы свидетельствует скорее о ее государственном уме, чем о влиянии Торквемады. Она напомнила подданным, что такое закон, и стала подчинять феодалов, приводя страну к централизованной власти. Юная королева не могла не заметить, что централизации мешает религиозная неоднородность населения. В руках евреев и маранов была сосредоточена практически вся торговля, они занимали высшие посты в государстве, им принадлежала львиная доля богатств Испании. Им не был нужен сильный правитель, контроль, налогообложение, закон. Единственным способом навести порядок стало учреждение инквизиции. Притом все прекрасно понимали, что инквизиция будет орудием не папским, а королевским. Нет оснований полагать, что Томас де Торквемада хотя бы раз в жизни присутствовал при казни, — ни одна хроника не упоминает такого. Кстати, первый инквизиционный трибунал расформировали за проявленную жестокость — около трехсот жертв за полгода. После этого по рекомендации Изабеллы Кастильской Великим инквизитором был назначен Торквемада. И первое, что он сделал, — ввел очень четкую бюрократическую инструкцию, регламентировавшую деятельность трибуналов. Результат превзошел все ожидания — машина инквизиции заработала с пугающей эффективностью. Причина проста — Торквемада сам взяток не брал и другим не позволял.

Отдельно стоит упомянуть о бунте дворян в Арагоне. В 1485 г. молодые дворяне маранского происхождения решили применить по отношению к инквизиции тактику террора. Им удалось проникнуть с оружием (!) в храм и убить безоружного инквизитора. Это событие вызвало восстание— против маранов, осквернивших храм убийством. Зачинщиков нападения казнили как мятежников.

После завоевания Гранады королева Изабелла и король Фердинанд издали указ об изгнании евреев. В хрониках история с еврейским посольством и гневной проповедью Торквемады действительно встречается не раз. Но к принятию решения об изгнании иудеев он, по всей видимости, отношения не имел.

Запрет на вывоз золота и серебра, из-за которого евреям пришлось продавать свое имущество за бесценок, был изобретен не Торквемадой — такой закон существовал и до, и после изгнания евреев. Потому-то генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладывать средства в местную торговлю.

Торквемада до самой смерти пользовался огромной любовью народа. Да, его считали нетерпимым к греху и беспощадным к еретикам, но добрым к простым людям. Более полувека после его смерти Торквемаду в Кастилии почитали почти как святого. Он на самом деле не был политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свой долг. Но как же быть с устрашающими цифрами, указывающими на тысячи жертв беспощадного инквизитора? Большинство энциклопедий приписывают ему 10 220 или 8 800 жертв, хотя встречаются и другие цифры. После тщательного изучения документов историки полагают, что эти цифры завышены примерно в 10 раз. Так кем же были доминиканцы — безжалостными псами Господа, фанатизм которых затмевал здравый смысл и отправлял на костер невинных людей, или искренне верующими просвещенными людьми, избранными следить за чистотой веры и искоренять ересь, грозящую разрушить не только Церковь, но и государства Европы? Теперь вы можете сделать собственные выводы.


Доминиканский орден (лат. Ordo fratrum praedicatorum) является католическим и относится к одному из братств, проповедующих отказ от материальных благ и жизнь во славу Бога. Основан Доминго де Гузманом, монахом испанского происхождения, в 13 столетии. Другое название — Орден братьев-проповедников — было дано ему Папой Римским.

Ордена францисканцев и доминиканцев

Эпоха возникновения нищенствующих орденов пришлась на конец 12 — начало 13 ст. В это время католическая церковь нуждалась в догматиках, которые вели бы постоянную непримиримую борьбу с ересями и еретиками.

Рассказ об орденах францисканцев и доминиканцев следует начать с того, что в эту эпоху появилась необходимость в священниках, которые бы не занимались светскими делами и вели роскошную жизнь, а, наоборот, презирали блага и были способны продемонстрировать простым людям свою чистоту веры на личном примере. Оба ордена стали известны своей строгостью и категорическим отрицанием и отречением от мирских благ.

Основатель францисканцев выступал против стяжательства представителей католической церкви, продажи должностей и индульгенций. Из-за этого ему одно время запрещали проповедовать, однако в 1210 г. разрешили. Устав Ордена был основан на послушании, целомудрии и нищенском существовании, он был одобрен Папой Иннокентием 3-м. Традиционной одеждой монахов стало просторное коричневое одеяние с капюшоном.

Францисканцы и доминиканцы

О популярности францисканцев свидетельствуют данные о широком распространении монастырей: уже к 1264 г. их насчитывалось 8 тыс., а количество монахов достигло 200 тыс. К началу 18 в. Орден насчитывал 1700 монастырей и 25 тыс. братьев. Францисканцами была создана система богословского образования, они активно занимались миссионерством и исследованиями.

Оба ордена — францисканцев и доминиканцев — были наделены Папой Римским функциями инквизиторской деятельности, которую активно осуществляли в европейских странах на протяжении многих лет, используя казни и пытки. Но в основном их деятельность была направлена на миссионерскую и проповедническую работу, развитие образования и науки.

Жизнь Св. Доминика

Основателем Ордена монахов-доминиканцев стал испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника.

Для обучения мальчика отправили к дяде, служившему приходским священником, где он провел 7 лет. Уже в те годы он проявлял аскетические наклонности, отказывался от комфортного ночного сна в кровати и предпочитал спать на полу.

В 14 лет он поступил в университет в Паленсии (королевство Леон). Это были годы, когда в Европе свирепствовал голод. И будущий основатель ордена продал свое имущество и книги, чтобы помогать милостыней бедным жителям. 6 лет он занимался изучением философии, культуры и искусства, музыки и пения.

В 1190 г. Доминика назначили канониром в Осме, расположенном недалеко от Каллерега, где он продолжил свои теологические исследования. Он был рукоположен в священники и прослужил здесь 9 лет. Все годы он много читал, живя в святости.

Святой Доминик

Альбигойцы придерживались строгих правил, однако Доминик превзошел их своими стремлениями к жертвенности. Питался он в основном сушеной рыбой, хлебом и супом, вино разбавлял водой. Носил жесткую власяницу и цепь вокруг талии, спал очень мало и только на полу. При этом он был благожелателен и проявлял снисходительность к другим людям.

В 1206 г. после видения на праздник Святой Магдалины в городке Пруйль Св.Доминик понял, что он должен создать здесь женский монастырь, для чего в ближайшее время смог собрать 8 молодых монахинь. Первый доминиканский женский монастырь открылся 27 декабря 1206 г., их покровительницей стала Мария Магдалина.

В 1207 г., после смерти епископа Диего, Доминик собрал вокруг себя небольшую группу проповедников, которые примкнули к монастырю в Пруйле. Епископ Тулузы Фолкес и св. Доминик ходатайствовали к Папе римскому об образовании нового сообщества проповедников.

История создания ордена

В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Св. Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера. Начальной целью основания был поход против альбигойцев. Эти действия растянулись впоследствии на 20 лет и привели к уничтожению нескольких тысяч людей, объявленных еретиками.

В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси.

Святые Доминик и Франциск

Еще при жизни Иннокентия 3-го Доминик, имея на руках подготовленный устав Ордена доминиканцев, отправился в Рим для папского подтверждения. Однако по приезду выяснилось, что Иннокентий скончался. И только следующий Папа Римский утвердил устав Доминиканского Ордена в январе 1216 г. и взял его под свое покровительство. На тот момент в нем насчитывалось 16 братьев.

Доминика он вначале оставил на должности богословского советника в папском дворце, который также занимался и цензурой книг. В этом же году Св.Доминик совершил паломничество к великим христианским святыням. Находясь в базилике Св. Петра он получил видение, в котором апостолы Петр и Павел вручили ему книгу и повелели его проповедовать слово Божие как избранному для этой работы.

Когда папа Гонорий 3-й разрешил Доминику вернуться в Тулузу в мае 1217-го, состоялось его воссоединение с братьями по ордену. Основатель его представлял Орден Доминиканцев как возможность проповедования всему миру Евангелие в целях поиска и присоединения все новых своих последователей.

Папа Гонорий вручает буллу св. Доминик

Перед началом большого похода все члены Ордена собрались в церкви Богородицы, где Св.Доминик ошеломил всех прихожан необычайной проповедью. Именно поэтому его изображение часто рисуют на картинах Успения Пресвятой Богородицы.

Пророчество апостолов исполнилось в полной мере: братья не рассеялись по свету, а приумножили свое количество. Достаточно быстро монастыри нищенствующих братьев-проповедников стали появляться на территории Франции, Испании и Италии, а затем и в остальных странах Средневековой Европы.

Для членов своего ордена Св.Доминик всегда был образцом для подражания. Он по-прежнему практиковал умерщвление плоти и бичевал себя до крови трижды каждую ночь: один раз для своего спасения, второй — за грешников, третий — за ушедших душ. Другие доминиканцы также делают это. В своих молитвах основатель ордена всегда обращался к Богу, оплакивая грешников.

Путешествие по Италии

Решением Доминика все братья были направлены в различные регионы Европы для расширения деятельности Ордена: 7 человек поехали в Парижский университет, 2 — в Сен-Ромен, 4 — в Испанию. В октябре 1217 г. Доминик вместе с сопровождающим направились в Рим пешком: они шли босиком, питались подаянием, ночевали в домах благочестивых жителей, рассказывая всем желающим о братстве и Боге. По мере продвижения к ним стали присоединяться желающие вступить в Доминиканский орден, количество последователей которого быстро увеличивалось.

После прихода в Рим, с разрешения папы Гонория братству была отдана старинная церковь Св. Сикстуса на Аппийской дороге вместе с постройками. На пожертвования верующих территорию братства расширили, чтобы здесь смогли жить монахи. Монастырь в Сан-Систо рос быстро, и в 1220 г. его возглавила Мать Бланш, а братья по Ордену переехали в старую Базилику Санта-Сабины, которая была им пожертвована Папой Римским. С тех пор управление Орденом на протяжении многих веков осуществлялось именно оттуда. Здесь же собралось первое Генеральное собрание Ордена Доминиканцев, второе — состоялось через год в Болонье. На них было решено, что все члены братства должны отказаться от своего имущества и жить только подаянием.

Проповеди Доминика

Последние годы жизни

К этому времени слава и усилия проповедников монашеского Ордена Доминиканцев увенчались большим успехом: в 8 провинциях Европы появились их монастыри. Летом 1221 г. на пути между Венецией и Болоньей Доминик подхватил сильную лихорадку из-за жаркой и влажной погоды и слег. Последние дни он находился в помещении конвента Св. Николая среди своих братьев и единомышленников.

С тех пор в этот день верующие отмечают праздник Преображения. Уже после смерти Доминика произошло странное событие. В 1233 г. его мощи было решено перевезти, после поднятия каменной крышки гроба в воздухе распространился нежный сладкий аромат, что посчитали чудом. Через год после этого Доминик был канонизирован церковью в Святые, его праздник отмечается 8 августа.

Герб и устав Ордена Проповедников

Герб с собакой цвет

Уже к 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, а к 1256 г. количество монахов в ордене достигло 7 тыс. Жесткие правила нищенствования просуществовали 200 лет, и только в 1425 г. папа Мартин 5-й отменил правила Ордена Проповедников об отказе от имущества.

Традиционное облачение монахов-доминиканцев: белая туника, кожаный пояс с висящими четками, белая пелерина с капюшоном, сверху одевался черный плащ. После вступления в Орден все члены именуются братьями, принимая обет бедности. Данный обет означает полное отречение от любого имущества, после чего доминиканец должен был вести активную религиозную деятельность в мире, и мог существовать только на подаяние добрых людей. В обязанности братьев входили проповеди, исповедь и миссионерская деятельность.

Гербы доминиканцев

В эпоху процветания в Доминиканском Ордене насчитывалось около 150 тыс. членов в 45 провинциях Европы и Азии. Главной задачей братьев оставалась миссионерская деятельность среди неверующих людей. Большое внимание уделялось церковным проповедям и богословию.

Орден доминиканцев с точки зрения педагогики

Начиная с первого общежития монахов в Тулузе, Доминик уделял большое внимание образованию своих братьев. На территории была своя библиотека, состоящая преимущественно из книг, подаренных епископом. Все новые члены братства начинали обучаться в епархиальной школе, которую возглавил А.Ставенсби, будущий архиепископ Кентерберийский.

При этом большое внимание уделялось духовной жизни братьев: теологическому, богословскому и лингвистическому образованию, созерцанию и апостолической деятельности. Доминик считал, что все братья должны получить степень бакалавра.

Начиная с 13 ст., когда была развернута широкая миссионерская деятельность по созданию монастырей, Орден постановил, что в каждом из них обучением должен заниматься преподаватель. Благодаря такому правилу, братья считались самыми образованными среди монахов, черпая знаний у известных профессоров и в среде студентов.

Специальные учебные заведения доминиканцев были созданы во многих городах Европы: Кельне, Болонье, Оксфорде и т.д. Начиная с 1256 г., папа Александр 4-й разрешил представителям Ордена францисканцев преподавать в университетах. Такая политика продолжалась и в отношении других братств. Со временем многие доминиканцы и францисканцы стали преподавателями и философами в учебных заведениях Европы, некоторые возглавляли кафедры богословия в крупнейших университетах Парижа, Праги и Падуи.

Орден доминиканцев

В 1232 г. была Папа Римский передал в ведение Ордена Доминиканцев инквизицию именно благодаря прекрасной образованности его членов и широкой эрудированности.

Миссионерская деятельность

Главной целью Доминиканского Ордена было проповедование своих идей и приумножение числа последователей, основание новых монастырей и обителей. Среди славянских народов доминиканцы появились под предводительством Гиацинта Одровонжа, который впоследствии возглавил Польскую провинцию Ордена. Первые монастыри братьев были основаны в Киеве в 1240-е годы, а затем появились в Чехии и Пруссии.

Постепенно Доминиканский Орден развернул миссионерскую деятельность не только в Европе, но и в Азии и на Дальнем Востоке. После открытия Колумбом Нового Света, миссионеры-доминиканцы проповедовали Благую Весть американским индейцам, защищая их от действий колонизаторов. Самыми прославленными из них были Бартоломео де Лас Касас и Св. Людовик Бертранд.

Доминиканские монахи

Женская ветвь доминиканцев

Доминиканцы в 20-21 ст.

В 20 столетии в рядах Ордена происходила реорганизация: были пересмотрены Конституция и правила, литургическая сторона жизни. Основной деятельностью остаются миссионерство и проповедование, их монастыри расположены в 40 странах мира, а доминиканец Г.Пир получил в 1958 г. Нобелевскую премию за гуманитарную работу, проводимую среди беженцев.

Современный Орден доминиканцев

По современным данным Доминиканский Орден насчитывает около 6 тыс. мужчин-монахов и 3700 монахинь, а также 47 провинций и 10 викариатов. По прошествии 8 столетий существования братства его последователи в подражание святым апостолам живут общинами, соблюдая обеты бедности, послушания и целомудрия.

Просвещая всех и обучая любви и взаимной ответственности, члены Ордена проповедуют в мире Евангелие и стараются противостоять заблуждениям, совершенствуя умение отделять правду и ложь.


Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.) — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Содержание

Организация

В 2010 году орден насчитывал 5906 монахов (из них 4456 священников). [1] Они служат в 607 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины.

Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит генеральный магистр. С 5 сентября 2010 года генеральным магистром доминиканцев является Брюно Кадоре. [2] Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину — конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием — конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

История

В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 году доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий генеральный магистр ордена, святой Раймунд де Пеньяфорт, издал в 1238 году собрание его уставов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на фиксированный срок генеральный магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над ними главенствует капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года.

Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — знаменитые ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Майстер Экхарт, Таулер, Джироламо Савонарола, и многие другие известные доминиканцы.

При самом основании, выбрав путь нищенствующих проповедников Евангелия, для борьбы против альбигойцев (катаров), доминиканцы впоследствии продолжали быть охранителями основ правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой.



В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и велоном. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII — XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Доминиканцы в России и Украине

Уже в 1233 году, всего через 17 лет после утверждения Ордена, святой Гиацинт основал доминиканский монастырь в Киеве; впрочем, миссионерская деятельность Ордена не вызвала благосклонности властей. На Украине доминиканские монастыри существовали в XIII—XVIII вв., на западно-украинских землях — до 1939 г.

С 1910 года московская католичка Анна Абрикосова, вдохновленная трудами св. Екатерины Сиенской начала проповедь католичества в кругах московской интеллигенции; в 1911 году она стала терциаркой Ордена, а в 1917 году официально оформилась терциарская община доминиканок в Москве. В 1923 году большая часть сестёр, включая основательницу, была арестована, но в советское время община продолжала свою деятельность.

После падения советского антирелигиозного режима и восстановления структур Католической церкви на постсоветском пространстве деятельность Ордена в России и Украине также была восстановлена. В настоящее время доминиканцы на этой территории представлены Генеральным викариатом Ордена проповедников в России и Украине св. Архангела Михаила. [3] Действует несколько доминиканских монастырей, терциарских общин; в ряде католических приходов также служат священники-доминиканцы. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и приход Воздвижения Святого Креста в Ярославле.

Символика и облачение

Облачение (хабит) — белая туника, кожаный пояс с чётками, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул д. (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри д. объединялись в провинции во главе с провинциалами.

Смотреть что такое ДОМИНИКАНЦЫ в других словарях:

ДОМИНИКАНЦЫ

или орден братьев проповедников (Ordo fratrum praedicatorum), основан св. Домиником (см.) в Тулузе, утвержден папой Гонорием III и быстро распространил. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, -ев, ед. -анец, -нца, м. Латиноамериканский народ,составляющий основное население Доминиканской Республики. II ж. доминиканка,-и. II прил. доминиканский, -ая, -ое. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

доминиканцы 1. мн. 1) Народ романской этноязыковой группы, составляющий основное население Доминиканской Республики. 2) Представители этого народа. 2. мн. Члены старейшего католического монашеского ордена.

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ (позднелат. dominicani или fratres praedicatores - братья-проповедники), католич. "нищенствующий" монашеский орден; осн. в 1215 исп. мона. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, население Доминиканской Республики. Общая численность 4,3 млн. чел. (1970, оценка). Антропологически неоднородны. Ок. 70% Д. составляют . смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

Доминиканцы или орден братьев проповедников (Ordo fratrum praedicatorum) — основан св. Домиником (см.) в Тулузе, утвержден папой Гонорием III и быстро . смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, — католический монашеский ор. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

1.(позднелат. dominicani или fratres praedicatores - братья-проповедники) - "нищенствующий" монашеский орден в католич. церкви, один из оплотов католиц. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ(от собств. им.). Члены монашеского ордена, основанного св. Домиником в 1208 г., в Тулузе.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русско. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫнеофициальное название ордена братьев- проповедников (лат. ordo praedicatorum), основанного испанцем св. Домиником и утвержденного папой Гонорием III в 1216. Это один из четырех главных орденов нищенствующих братьев, сочетающий монашескую созерцательную жизнь со священнической деятельностью в миру. Доминиканцы всегда сосредоточивали свои усилия на теологии, преподавании и проповеди, с особым вниманием к теологии и философии Фомы Аквинского, одного из членов ордена. Руководство ордена осуществляется магистром-генералом; структурно орден подразделяется на провинции, которыми управляют провинциалы. В состав провинций входят приорства, или конвенты, возглавляемые приорами. Генерал, провинциалы и приоры избираются, соответственно, на 12 лет, 4 и 3 года. Доминиканское облачение состоит из белой рясы, наплечника, капюшона, кожаного пояса, белых чулок и башмаков. В официальных случаях и при выходе за пределы монастыря, они надевают черную накидку или мантию; отсюда их прозвище "черные братья", под которым они были известны в средневековой Англии. У доминиканцев существует Второй (женский) орден созерцательной жизни, а также Третий орден, состоящий из сестер, живущих монастырскими общинами и присоединившихся мирян, т.н. терциариев.Из доминиканского ордена вышло 18 канонизированных святых, включая св. Розу Лимскую, первую святую Нового Света, и "черного мистика" св. Мартина де Порреса, а также сотни беатифицированных мучеников и исповедников. Самый знаменитый из художников ордена - Фра Анжелико. К концу 20 в. орден насчитывал ок. 8000 членов во всем мире. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ

1) Орфографическая запись слова: доминиканцы2) Ударение в слове: доминик`анцы3) Деление слова на слоги (перенос слова): доминиканцы4) Фонетическая тран. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ

Доминиканка в национальном костюме. доминика́нцы, население Доминиканской Республики. Численность 4978 тыс. человек (1977). Д. — нация, слож. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

Доминиканцы (Dominicans), члены ордена монашеского братства проповедников. Основан св. Домиником, в 1216г. получил благословение папы. Орден возглавлял генерал-магистр, монахи носили черную мантию с белым подрясником, из-за чего их и прозвали "Черным братством". Это был нищенствующий орден, стремившейся проповедовать слово Божье среди народа, не замыкаясь в стенах монастырей. Особое внимание Д. уделяли спец. системе просвещения в "дрмах всеобщего обучения". Членом этого ордена были философ и теолог св. Фома Аквинский, а также четыре папы. Орден приобрел большую популярность в 13 в.; папы использовали Д. для своей борьбы с инакомыслящими (в т.ч. в орг-ции крестовых походов) и в инквизицией. С появлением новых орденов во время Контрреформации влияние Д. ослабло. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

корень - ДОМИНИК; суффикс - АН; суффикс - Ц; окончание - Ы; Основа слова: ДОМИНИКАНЦВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - ДОМИНИК; ∧ -. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

Доминиканцы — члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Домиником. В 1232 г. папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. Доминиканцы имели собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.). Из рядов доминиканцев вышли видные католические деятели (Альберт Великий, Фома Аквинский и др.).
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - народ общей численностью 7400 тыс. чел., основное население Доминиканской Республики (7100 тыс. чел.). Другие страны расселения: США - 260 тыс. чел., Гаити - 25 тыс. чел., Канада - 7 тыс. чел., Венесуэла - 7 тыс. чел. Язык - местный вариант испанского языка. Религиозная принадлежность верующих: католики, часть - протестанты.
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

Ударение в слове: доминик`анцыУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: доминик`анцы

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, народ, основное население Доминиканской Республики. Общая численность 7, 4 млн. человек (1992), в т. ч. в Доминиканской Республике 7, 1 млн. человек. Живут также в США, на Гаити и др. Язык - местный вариант испанского языка. Верующие в основном католики.

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - народ, основное население Доминиканской Республики. Общая численность 7,4 млн. человек (1992), в т. ч. в Доминиканской Республике 7,1 млн. человек. Живут также в США, на Гаити и др. Язык - местный вариант испанского языка. Верующие в основном католики.
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ , народ, основное население Доминиканской Республики. Общая численность 7,4 млн. человек (1992), в т. ч. в Доминиканской Республике 7,1 млн. человек. Живут также в США, на Гаити и др. Язык - местный вариант испанского языка. Верующие в основном католики. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, народ, основное население Доминиканской Республики. Общая численность 7,4 млн. человек (1992), в т. ч. в Доминиканской Республике 7,1 млн. человек. Живут также в США, на Гаити и др. Язык - местный вариант испанского языка. Верующие в основном католики. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось.

ДОМИНИКАНЦЫ

доминиканцы - католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 13 в. испанским монахом домиником для борьбы с ересью; д. возглавляли инквизицию; в настоящее время - один из самых влиятельных католических орденов.

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось.
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось.
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось.
. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ , члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ , члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

доминиканцы, доминик′анцы, -ев, ед. ч. -анец, -нца, м. Латиноамериканский народ, составляющий основное население Доминиканской Республики.ж. доминиканк. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ, -ев, ед. -анец, -нца, м. Латиноамериканский народ, составляющий основное население Доминиканской Республики. || ж. доминиканка, -и. || прилагательное доминиканский, -ая, -ое. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ

доминик'анцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем

ДОМИНИКАНЦЫ

Dominican, члены ордена монахов-проповедников, основанного испанским священником св. Домиником в 1215–16гг.

ДОМИНИКАНЦЫ

доминиканцы доминик`анцы, -ев, ед. -нец, -нца, тв. -нцем

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ (КАТОЛИЧ. МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН)

ДОМИНИКАНЦЫ (МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН)

, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. смотреть

ДОМИНИКАНЦЫ (НАСЕЛЕНИЕ ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Доминиканцы, население Доминиканской Республики. Общая численность 4,3 млн. чел. (1970, оценка). Антропологически неоднородны. Около 70% Д. составляют . смотреть

Кто такие доминиканцы

В Доминиканский орден сначала входили священники, братья и монахини. Он самый разнообразный из всех католических орденов. Его представители очень набожны и соблюдают обеты. Орден Святого Доминика известен как орден проповедников. Святой Доминик был каноном Католической церкви в Испании. Он проповедовал в соборе Осмы. Канонами называют католических священников, которые постоянно живут в соборах и ведут религиозный образ жизни. Они заботятся о них. Они являются епархиальными священниками.

Ложные учения катаров

В 1203 году Святой Доминик и епископ Диего были направлены королем Кастилии для дипломатической миссии. Во время своего путешествия по югу Франции они были сильно поражены тем, что многие католики перестали быть христианами, а начали исповедовать ложные учения катаров. Эти люди верили в двух богов, одним из которых был Иисус Христос, а другим Бог их Ветхого Завета, создавший мир. Это были еретические течения. Одним их них было движение альбигойцев, которые были очень активны во Франции. Они были очень потрясены таким явлением.

Святого Доминика возмущало, что многие люди были сбиты с толку такими ложными учениями. И тогда он определил своё призвание в проповедовании Евангелия по всей земле. Но он понимал, что это ему будет трудно сделать в одиночку. Он постарался собрать единомышленников, католических священников и братьев по вере в один Орден. Это нужно было сделать потому, чтобы проповедовать Святое Писание для заблудших душ.

Для достижения успеха в этом святом деле Доминику надо было решить несколько задач. Ему нужно было набрать священников и братьев по делу. Но к великому его удивлению первыми откликнулись на его призыв не священники или братья, а монахини. Монахинями являются сёстры, живущие в монастырях. Они почти не взаимодействуют с внешним миром. Их основная функция – день и ночь молиться за Церковь.

Святой Доминик получил разрешение папы Иннокентия III проповедовать Евангелие во всех местах, где он побывает. Во время его проповедей многие люди, которые ранее отступили от истинной веры, обратились обратно к истинным учениям христианства. Часть таких новообращенных стали священниками и братьями после речей Святого Доминика.

Среди этих людей были и женщины. Когда они обратились в истинную веру, многих из них отвергли их катарские семьи, не желавшие принять веру Святого Доминика. Доминик получил согласие папы собрать этих женщин в Пруйе во Франции. Там, в 1206 году, был основан первый женский доминиканский монастырь. В наши дни во многих странах имеются женские доминиканские монастыри. В них монахини Доминиканского Ордена молятся о спасении душ. В США такие монастыри есть в разных штатах, например, монастырь младенца Иисуса в Луфкине штата Техас и Святого Иуды в Марбери. Они служат центрами созерцательной молитвы, которая поддерживает всех доминиканцев.

Святой Доминик долго не задерживался на одном месте

Кто такие доминиканцы

Обычно монахи-доминиканцы, а также священники живут общинами или в монастырях. Но они также много путешествуют, распространяя своё учение о религиозной жизни. Доминиканцы очень доброжелательны, приветливы и гостеприимны. Они молятся за мир и поддерживают войны по защите своих интересов. Миссия монахов – апостольская. Она соединяет в себе монашескую традицию и активную миссию проповеди.

В Доминиканском ордене придерживаются демократических принципов. Когда папа одобрил этот орден, Доминик собрал монахов, чтобы установить образ жизни его членов. По уставу этого ордена всё руководство от местного начальника до мастера избирается на общем собрании голосованием. Никто свыше не может диктовать свою волю по этим назначениям. В ордене существует концепция самоуправления. Она сохранила единство этого ордена на протяжении 800 лет, вся деятельность которого направлена на проповедь.

Доминиканцы должны проповедовать повсюду. Сейчас это делают и другие проповедники: иезуиты, францисканцы и так далее. Но до появления ордена Святого Доминика проповедовать могли только епископы и специально обученные люди, например, пасторы в своём приходе. Но доминиканцы получили благословение проповедовать по всему миру во время своих путешествий. Это стало принципиально новой концепцией. Проповеди монахов-доминиканцев привели к искоренению ереси, которую распространяли сектанты катары. Доминиканский Орден верно служит Католической Церкви. Проповедь осталась основным его призванием. Монахи сильно преуспели в праздновании Таинств. Также они занимаются обучением, юридической деятельностью, сакральным искусством. Их люди находятся в разных министерствах и ведомствах. Доминиканцы стараются донести своё учение об истинной вере до больших народных масс.

Доминиканские миряне

В 1286 году помимо монахов и священников миряне тоже были включены в эту миссию. Доминиканские миряне живут в соответствии с семьёй (мужем и женой), они молятся и учатся проповедовать. Апостольские послушницы организуют общины. Они получили одобрение от Доминиканского Ордена. Жизнь их похожа на монашескую. Такие сестринские общины расположены по всему миру. Они служат Католической Церкви. Доминиканские сёстры Святой Сесилии и сёстры Хьюстона основали монастыри и школы на юге США. Они преподают и служат в различных министерствах и местных приходах и епархиях.

Члены Доминиканской семьи такие разные: монахи и монахини, священники, братья и сёстры, миряне – все они несут в себе миссию проповеди. Они охватывают большие регионы и маленькие поселения. Все они служат на благо Церкви в своём районе. Доминиканцы тесно сотрудничают с архиепископами и епископами епархий, которым служат. Они имеют хорошую репутацию у населения. Их часто просят провести лекции в различных организациях.

Читайте также: