Кто такие ангелы кратко

Обновлено: 05.07.2024

В мифологии и религии народов Древнего Востока образы ангелов очень зыбки, расплывчаты и зачастую неотличимы от фигур богов или демонов. В иудаизме, христианстве и исламе божьи вестники приобретают более четкие очертании, хотя и здесь встречается множество нестыковок и противоречий. В первую очередь это касается вопроса о природе ангелов. Одни источники сообщают о том, что ангелы духовны и бестелесны, а другие утверждают, что они имеют какое-то эфирное тело. Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), главный античный специалист по ангелам, считал, что эти существа рождены из небесного огня, но арабские хадисы заверяют, будто ангелы сотворены из света.

Круг обязанностей этих светоносных существ весьма и весьма обширен. Ангелы должны: прислуживать Господу, не забывая при этом славословить Творца на все лады; управлять звездами и движением планет, поддерживая гармоническое равновесие во Вселенной; бдительно охранять прекрасные райские кущи и мрачные глубины ада; доставлять людям божественные послания и заносить все поступки смертных в специальные учетные книги; оберегать праведников и наказывать грешников; неустанно бороться с демоническими силами зла и тьмы и т.д. и т.п.

В первую триаду входят особо приближенные к Богу ангелы – серафимы, херувимы и престолы; вторая триада, выражающая принцип божественного мировладычества, составлена из господств, сил и властей; третья триада, наиболее близкая к материальному миру людей, объединяет начала, архангелов и ангелов (самый низший, девятый ангельский чин).

Перед каждым из этих чинов стоят собственные задачи космического масштаба: серафимы и херувимы отвечают за сферу далеких звезд; престолы царствуют над Сатурном; господства властвуют над Юпитером; власти господствуют над Солнцем; силы начальствуют над Венерой; начала имеют силу над Марсом; архангелы повелевают Меркурием, а ангелы управляют Луной.

Участники второй триады, т.е. господства, силы и власти, вскользь упоминаются в новозаветных текстах как некие космические существа, но образы эти столь расплывчаты и туманны, что ничего конкретного о них сказать невозможно. То же относится и к безликим началам, бездарно открывающим третью триаду. О началах известно только то, что они повелевают судьбами целых народов. Зато о двух низших ангельских чинах сведений имеется не в пример больше.

Архангел Гавриил – главный божественный посланник, имеющий власть над стихиями. Гавриил предсказывает рождение Самсона, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа, и считается поэтому ангелом Благовещения. Он опекает пророка Даниила, раскрывает тайный смысл его видений. Несмотря на то, что Гавриил частенько посещает землю по делам божественной службы, ему непонятным образом удается совмещать должности главного посланника и казначея – хранителя небесных сокровищ.

Рафаил – божественный лекарь, успешно врачующий и тела, и души. В книге Товита рассказывается о том, как он сперва вернул зрение слепому Товиту, а потом, выступив в роли экзорциста, изгнал злого духа Асмодея из его снохи. Некоей толикой своего врачебного дара Рафаил поделился с Ноем, научив патриарха распознавать целебные травы.

Медицинская практика не мешала Рафаилу руководить небесным департаментом ангелов – хранителей. В этом качестве он являлся защитником всего человечества, но особое благоволение архангел выказывал паломникам и странникам.

Джибраил – наставник всех патриархов и пророков, начиная с Адама. Первому человеку Джибраил помог адаптироваться к тяжким земным условиям после блаженного тунеядства в раю; Ноя спас во время Потопа; Иосифа сделал полиглотом, обучив множеству иностранных языков и т.д. Мухаммеда добрый ангел взял под особую опеку после того, как передал ему Коран. Джибраил стал духовным наставником Пророка, всячески помогая ему и в делах веры, и в ратных трудах.

Микаил (христианский Михаил) повелевает явлениями природы, обеспечивает рост и процветание всего сущего. Вместе с другими ангелами он омывал сердце Мухаммеда, а затем принимал активное участие в битвах правоверных с неверными.

Азраил – ангел смерти, самый суровый и решительный среди мусульманских небожителей. Большую часть времени он вынужден проводить под сенью Древа Смерти, растущего у трона Аллаха, внимательно наблюдая за тем, как опадают его листья. Количество листьев на дереве соответствует количеству живущих на земле людей, и на каждом из них обозначено имя того или иного человека. Лист, опавший с ветки, означает конец чьей-то жизни, и Азраил обязан в 40-дневный срок вынуть душу из тела. Такой срок нельзя счесть чрезмерным, ведь люди на земле умирают ежеминутно, если не ежесекундно, поэтому дел у мрачного ангела – выше головы. К тому же в его невеселой работе есть своя специфика. Умертвить грешника гораздо проще и быстрее, нежели праведника: из правоверного мусульманина Азраил тянет душу потихоньку – полегоньку, а из нечестивца вырывает ее так грубо и резко, что бедняга подскакивает от боли на своем смертном одре.

Печальнее Азраила только впечатлительный Исрафил, ангел – вестник Страшного Суда. Исрафил никогда не расстается со своим зычным рогом, с тревогой и трепетом ожидая того рокового момента, когда Всевышний прикажет ему дать финальную сирену. Вдобавок к этой тягостной ноше, камнем лежащей на его душе, Исрафил еще и постоянно изводит сам себя. Трижды в день и один раз за ночь грустный ангел заглядывает в геенну огненную, всякий раз заливаясь слезами сострадания при виде адских мучений грешников.

Все исламские ангелы – настоящие космические гиганты, головой подпирающие небеса, а ногами касающиеся земли. Джибраил, помахивающий в пространстве шестью сотнями крыльев, настолько велик, что птице, взлетевшей с его локтя, понадобилось бы 700 лет непрерывного полета, чтобы приземлиться отдохнуть на плече исполина. Под стать ему и Микаил с Исрафилом. Самой колоритной внешностью наделен Азраил: у ангела смерти четыре головы и четыре тысячи крыльев, а все тело покрыто глазами и языками, число коих равно числу людей на земле. Между тем, вступая в контакт со смертными, ангелы – колоссы с легкостью принимают человеческий облик. Джибраил, например, неоднократно являлся Мухаммеду в образе прекрасного юноши, в ослепительно-белых одеждах, но с черными, как смоль, волосами.

Праведника ангел – хранитель сопровождает на протяжении всей его жизни, начиная с момента рождения, когда он вдувает в человека душу, и заканчивая смертным часом, когда ангел, бережно поддерживая, возносит ее на небеса. От закоренелого грешника и богохульника небесный покровитель может и отступиться, и тогда его неприкаянную душу, воспарившую в момент смерти к небесам, моментально сцапают демоны. Со всеми вытекающими из этого адскими последствиями. За душу обыкновенного человека, шалившего себе помаленьку, но не совершавшего смертных грехов, ангелы – хранители ведут упорную борьбу с бесами. От ее исхода и зависит дальнейшее местопребывание такой сомнительной душонки.

Некоторые ангелы – хранители, наиболее ревностно исполняющие свои обязанности, время от времени являются подопечному, дабы предостеречь его от неверного шага, предупредить о надвигающейся опасности или наставить неразумного на путь истинный. В своем естественном облике смертному они показаться не могут, а потому и принимают привычный человеческий образ. Обыватель, закружившийся в жизненной суете, как белка в колесе, зачастую даже не в состоянии узнать в милом незнакомце, неожиданно оказавшемся на его пути, своего ангела – хранителя.

В христианской иконографии ангелам уже с IV века принадлежит одно из самых почетных мест, поскольку иконописцы изображали их крылатые фигуры не реже, чем лики Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых. На иконах и фресках они предстают в виде женоподобных юношей в светлых, свободно ниспадающих одеяниях, часто – с золотыми нимбами над головой и почти всегда – с крыльями. Атрибуты ангелов глубоко символичны: посохи, жезлы и скипетры в их руках свидетельствуют о божественных полномочиях и власти ; огненные мечи и дымящие кадила знаменуют очищение от зла ; пальмовые ветви и знамя Воскресения прославляют победу Христа над смертью.

Определить чин того или иного ангела по его изображению – задача нелегкая, но с учетом сложившихся за века канонов – вполне выполнимая. Проще всего распознать серафимов и херувимов – крылатые головы без тела (символ бестелесности, бесплотности ). Ангелы двух высших чинов различаются по следующим признакам: шестикрылые серафимы – красного цвета (символ огня ), а четырехкрылые херувимы – голубого (символ неба ) или золотого (символ солнца ). Дополнительным отличием могут послужить их атрибуты: для серафимов характерны горящие свечи, символизирующие духовный свет веры, рассеивающий тьму невежества , а для херувимов – книги, выражающие божественную мудрость .

С ангелами семи прочих чинов, имеющими цельную человеческую фигуру, дело обстоит гораздо сложнее. Зачастую единственной нитью, ведущей к пониманию их сущности, являются именно присущие им атрибуты. Престолы, олицетворяющие божественное правосудие , одеты в судейские мантии; иногда они поддерживают трон Всевышнего. Господства, как носители божественной власти , имеют соответствующие царские регалии – короны, державы и скипетры. Силы держат цветы – чистые белые лилии или кроваво-красные розы – символ Страстей Господних . Власти и начала облачены в доспехи, что свидетельствует об их полной боевой готовности к борьбе со злом.

Архангел Михаил, как военный предводитель небесного воинства, тоже предстает в полном вооружении. Есть два наиболее распространенных варианта его изображения: либо он сражается с дьяволом, либо, увенчанный золотым нимбом, стоит с мечом в правой руке и весами – в левой.

Рафаил тоже имеет две ипостаси: как покровитель паломников, он запечатлен в одежде путника, с посохом и дорожной сумой, но в роли начальника ангелов – хранителей его отличает богатая одежда, золотая перевязь и обнаженный меч в правой руке. Левой рукой Рафаил делает красноречивый жест, призывающий к осторожности.

Божьи вестники низшего чина не имеют особых примет и характерной атрибутики, но ангелов Апокалипсиса легко узнать по трубам, подающим сигнал к началу Страшного Суда.

В геральдике ангел почти всегда символизирует божественное покровительство , хотя сама эта эмблема отличается удивительным разнообразием. В государственном гербе Венгрии два ангела взяли на себя обязанности щитодержателей, а в историческом гербе г. Выборга Ленинградской области другая ангельская парочка расположилась над гербовым щитом. В гербе испанской провинции Овьедо ангелы, молитвенно сложившие руки, смиренно преклонили колени перед Святым Крестом, а в гербовом щите и на флаге Минска Богородицу облепила целая толпа ангелов: одни из них стоят вместе с ней на облаке, а другие (крылатые головастики – херувимы и серафимы) как мошки вьются над ее головой.

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вест­ник”) — бес­плот­ные духи, обла­да­ю­щие разу­мом и сво­бод­ной волей, осо­знанно избрав­шие путь послу­ша­ния и слу­же­ния Богу, актив­ные участ­ники Боже­ствен­ного Про­мысла.

angel - Ангел

Когда был создан ангель­ский мир?

Ангель­ский мир был сотво­рен прежде устро­е­ния види­мого мира ( Быт.1:1 ). Изна­чально все они были созданы доб­рыми. Впо­след­ствии часть из них зло­упо­тре­били сво­бо­дой про­из­во­ле­ния и отпали от Бога. Другие же ангелы оста­лись вер­ными своему Созда­телю и своему изна­чаль­ному пред­на­зна­че­нию.

После этого падшие ангелы были низ­вер­жены с Небес, а свет­лые утвер­ди­лись в добре и любви к Богу.

Чем раз­ли­ча­ются и чем зани­ма­ются свет­лые ангелы?

Если гово­рить в общих чертах, жизнь свет­лых анге­лов состоит в совер­шен­ство­ва­нии, про­слав­ле­нии Бога ( Ис.6:3 ) и слу­же­нии Ему.

Ангель­ские силы под­раз­де­ля­ются на иерар­хи­че­ские сте­пени. Свя­щен­ное Писа­ние обо­зна­чает девять таких сте­пе­ней или чинов: Сера­фимы ( Ис.6:2 ), Херу­вимы ( Иез.10:1 ), Пре­столы ( Кол.1:16 ); Гос­под­ства ( Кол.1:16 ), Силы ( Рим.8:38 ), Власти ( Кол.1:16 ); Начала ( Рим.8:38 ), Архан­гелы ( Иуд.1:9 ), Ангелы ( Рим.8:38 ). Поскольку име­но­ва­ние “Ангел” озна­чает “Вест­ник”, постольку оно при­ло­жимо к пред­ста­ви­те­лям не только низших иерар­хи­че­ских сте­пе­ней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отли­ча­ются друг от друга сте­пе­нью власти и совер­шен­ства, их раз­ность усмат­ри­ва­ется в направ­ле­ниях дея­тель­но­сти, свя­зан­ных с зонами личной ответ­ствен­но­сти. Так, Писа­ние сооб­щает об Ангеле вод: “И услы­шал я Ангела вод” ( Откр.16:5 ), Ангеле огня: “Ангел, име­ю­щий власть над огнем” ( Откр.14:18 ), анге­лах, покро­ви­тель­ству­ю­щих цар­ствам, наро­дам, церк­вам. Нако­нец, при Кре­ще­нии каж­дому хри­сти­а­нину уде­ля­ется особый ангел-хра­ни­тель. Слу­же­ние Богу они осу­ществ­ляют не меха­ни­че­ски, а осмыс­ленно, твор­че­ски (см.: Спо­собны ли Ангелы к твор­че­ской дея­тель­но­сти?).

Обу­слов­лен­ность анге­лов про­стран­ством и вре­ме­нем отли­ча­ется от той обу­слов­лен­но­сти, что харак­терна для пред­ста­ви­те­лей види­мого мира. В силу этого все они могут мол­ние­носно пере­ме­щаться из одной обла­сти все­лен­ной в другую. Между тем, они всё же зави­сят от вре­мени и не могут еди­но­вре­менно при­сут­ство­вать в двух разных местах. Счи­та­ется, что по при­чине того, что ангелы суть бес­плот­ные духи, они не под­ле­жат тро­я­кому изме­ре­нию.

Ангелы — бес­те­лесны. Однако их бес­те­лес­ность не абсо­лютна, ибо такая осо­бен­ность харак­терна лишь для Бога, Чистей­шего, Выс­шего Духа. Явля­ясь же перед людьми види­мым обра­зом, ангелы обна­ру­жи­вают не свои личные тела, а резуль­тат спе­ци­аль­ного дей­ствия, в силу кото­рого чело­век видит их, словно бы они были веще­ствен­ными.

Будучи созданы бес­смерт­ными, ангелы нико­гда не умрут. Кроме того, одна­жды сделав свой нрав­ствен­ный выбор и под­дер­жи­ва­е­мые в своей дея­тель­но­сти Божьей бла­го­да­тью, они нико­гда не согре­шат.

АНГЕЛЫ

Слово ангел озна­чает вест­ник. Такое наиме­но­ва­ние имеют бес­плот­ные духи потому, что они воз­ве­щают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Гос­подь может послать с пору­че­нием и кото­рый в точ­но­сти испол­нит то пору­че­ние.

Ангелы оби­тают везде. Но пре­иму­ще­ственно на небе, вокруг Пре­стола Божия. Там, где Бог наи­бо­лее откры­вает им Свою славу, а через них и Свою волю в отно­ше­нии людей.

Святые отцы Церкви назы­вают их вто­рыми све­тами, как бы отблес­ком Боже­ствен­ного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем срав­нить, чтобы было доступно нашему уму.

Нахо­дясь в непо­сред­ствен­ной близи к Богу, Ангелы напол­ня­ются вос­хи­ще­нием, Божиим вели­чием, Его свя­то­стью, муд­ро­стью и вели­чай­шей любо­вью Творца все­лен­ной к своему тво­ре­нию.

Некий Боже­ствен­ный свет широ­кой рекой сво­бодно льётся через них.

В этом образ под­лин­ной свя­то­сти. Небес­ные Силы вос­при­няли в себя свет Божий. Пре­ло­мили его в себе и, отра­зив и раз­дро­бив на мно­же­ство пре­крас­ных лучей, рас­про­стра­нили вокруг себя, отдав людям, спо­соб­ным к его вос­при­я­тию. И вот в этом отра­жён­ном сиянии Боже­ствен­ного света, сиянии неумень­шен­ном, непо­тем­нён­ном, но сиянии при­умно­жен­ном и радост­но­твор­ном, при­но­ся­щем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы нико­гда даже в малой, доступ­ной чело­веку сте­пени не могли бы ощу­щать и вос­при­ни­мать Боже­ствен­ный свет.

Сами мы не спо­собны видеть и ощу­щать славу Божию – нам нужны посред­ники, кото­рые так пре­об­ра­зуют её, что она ста­но­вится доступ­ной и нам.

И вот Ангелы явля­ются для нас этими посред­ни­ками.

Ангелы отли­ча­ются друг от друга как про­све­щён­но­стью, так и раз­лич­ной сте­пе­нью бла­го­дати.

Высшую иерар­хию непо­сред­ственно близко сто­я­щих к Богу состав­ляют Ангелы, нося­щие имена: Сера­фимы, Херу­вимы и Пре­столы. Сера­фимы соот­вет­ственно своему имени имеют сердца, пла­ме­не­ю­щие любо­вью к Богу, и воз­буж­дают и других пла­менно любить своего Созда­теля. Сера­фим – значит пла­мен­ный.

Херу­вимы имеют пол­ноту знания и обилие пре­муд­ро­сти. Они оза­рены обиль­ными лучами света Божия. Им дано знать всё в той сте­пени, в какой могут позна­вать создан­ные суще­ства.

Пре­столы – эти Ангелы столь воз­вы­шены и столь оза­рены бла­го­да­тию, что Гос­подь оби­тает в них и через них про­яв­ляет Своё пра­во­су­дие.

Вторая, сред­няя иерар­хия состоит из Анге­лов, нося­щих имена: Гос­под­ства, Силы и Власти. Ангелы Гос­под­ства учат людей гос­под­ство­вать над своей волей, быть выше вся­кого иску­ше­ния, а также про­ти­во­сто­ять тем злым духам, кото­рые покля­лись погу­бить чело­века. Силы – это Ангелы, испол­нен­ные боже­ствен­ной кре­по­сти. Это те духи, через кото­рых Гос­подь совер­шает свои чудеса. Им даро­вана Богом спо­соб­ность нис­по­сы­лать бла­го­дать чудо­тво­ре­ния угод­ни­кам Божиим, кото­рые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, име­ю­щие власть укро­щать силу бесов­скую, отра­жать вражии иску­ше­ния. Кроме того, они укреп­ляют добрых подвиж­ни­ков в их духов­ных и телес­ных трудах.

Третья, низшая иерар­хия вклю­чает в себя тоже три чина: Начала, Архан­гелы и Ангелы.

Начала – чин Анге­лов, кото­рым пору­чено управ­лять все­лен­ной, охра­нять отдель­ные страны и народы и управ­лять ими. Это Ангелы Наро­до­пра­ви­тели. Их досто­ин­ство выше, чем Анге­лов Хра­ни­те­лей отдель­ных людей. Из книги про­рока Дани­ила мы узнаём, что попе­че­ние о иудей­ском народе было вве­рено Архи­стра­тигу Миха­илу (см. Дан.10:21 ). Архан­гелы – вели­кие бла­го­вест­ники тайн Божиих, всего вели­кого и пре­слав­ного. Они укреп­ляют в людях святую веру, про­све­щая их умы к позна­нию и разу­ме­нию воли Божией.

Ангелы (послед­ний, девя­тый чин иерар­хии) – свет­лые духов­ные суще­ства, ближе всех сто­я­щие к нам и име­ю­щие о нас особое попе­че­ние. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архан­ге­лах.

Из Свя­щен­ного Писа­ния нам известно, что Архан­ге­лов, то есть стар­ших Анге­лов, началь­ству­ю­щих над всеми осталь­ными, – семь.

  1. Архан­гел Михаил – первый из вер­хов­ных Анге­лов, побор­ник славы Божией. Он часто изоб­ра­жа­ется в воин­ском обла­че­нии с дру­гими вер­ными Богу Анге­лами. Или изоб­ра­жа­ется один в одежде воина с мечом или копием в руке, попи­ра­ю­щий ногами дра­кона или древ­него змия – диа­вола.
    Так он изоб­ра­жа­ется в память о том, что неко­гда на небе­сах было вели­кое про­ти­во­сто­я­ние между Анге­лами – слу­жи­те­лями Божи­ими и злыми духами – анге­лами, отпав­шими от Бога и став­шими слу­жи­те­лями сатаны.
    Иногда он изоб­ра­жа­ется с копием, верх кото­рого укра­шает белая хоругвь с кре­стом. Это осо­бен­ное отли­чие Архан­гела Миха­ила и его воин­ства, озна­ча­ю­щее нрав­ствен­ную чистоту и непо­ко­ле­би­мую вер­ность Небес­ному Царю.
  2. Архан­гел Гав­риил – про­воз­вест­ник судеб Божиих и слу­жи­тель Его все­мо­гу­ще­ства. Изоб­ра­жа­ется иногда с рай­ской ветвью или с фона­рём, внутри кото­рого горит свеча, в одной руке и с зер­ка­лом в другой. Свеча, закры­тая в фонаре, озна­чает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до вре­мени их испол­не­ния, но и по испол­не­нии их пости­га­ются только теми, кто вни­ма­тельно смот­рит в зер­кало своей сове­сти и слова Божия.
  3. Рафаил изоб­ра­жа­ется с ала­васт­ро­вым сосу­дом, напол­нен­ным цели­тель­ным маслом. Имя Рафаил озна­чает мило­сер­дие, помощь всем страж­ду­щим.
  4. Уриил – Архан­гел света и огня Божия – изоб­ра­жа­ется с опу­щен­ной вниз мол­нией. Он оза­ряет огнём пла­мен­ной любви, про­све­щает умы людей откро­ве­нием полез­ных истин. О нём можно ска­зать, что он явля­ется осо­бен­ным покро­ви­те­лем людей, посвя­тив­ших себя наукам.
  5. Села­фиил – Архан­гел молитвы. Изоб­ра­жа­ется или с чёт­ками в руках, или в молит­вен­ной позе с при­ло­жен­ными в бла­го­го­ве­нии к груди руками.
  6. Иегу­диил – хвала Божия. Изоб­ра­жа­ется с золо­тым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощ­ре­ния людей, под­ви­за­ю­щихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
  7. Вара­хиил – Архан­гел Божиих бла­го­сло­ве­ний, во время земной жизни посы­ла­е­мых тем, кто тру­дится для полу­че­ния небес­ных, вечных благословений.Таковы Архан­гелы.

А теперь об Анге­лах.

Среди сонма Анге­лов нахо­дится и Ангел Хра­ни­тель каж­дого из нас. И вот все мы, доро­гие мои, должны стре­миться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хра­ни­теля, познать настолько, чтобы чув­ство­вать его при­сут­ствие близ себя. А для этого необ­хо­димо знать нам о нём как можно больше.

Цер­ковь наша учит, что Анге­лов Бог создал по Своему образу. Это бес­плот­ные, разум­ные, чистей­шие суще­ства, подоб­ные духу. Они щедро наде­лены Богом есте­ствен­ными даро­ва­ни­ями: умом, спо­соб­но­стью позна­вать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образ­цом Божиих совер­шенств. Они верные слу­жи­тели Божии, испол­ни­тели Его воли. Они не только спо­собны пони­мать и бесе­до­вать друг с другом, но они также пони­мают и язык наших душ, и поэтому мы можем обра­щаться к ним в наших молит­вах. И в этом залог доступ­ного для каж­дого из нас тес­ного непо­сред­ствен­ного обще­ния со своим Анге­лом Хра­ни­те­лем.

Как гово­рится в Святом Еван­ге­лии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послу­жить людям, спасти их. И Ангелы посы­ла­ются на землю с той же целью – слу­же­ния людям.

По мнению учи­те­лей Церкви, чело­век создан для того, чтобы вос­пол­нить число отпав­ших анге­лов. Сле­до­ва­тельно, мы должны войти в Собор Анге­лов. А для этого, поду­майте, доро­гие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны забла­го­вре­менно под­го­тав­ли­вать себя к сожи­тию с Анге­лами, к вхож­де­нию в их свет­лое и святое собра­ние. В тот их собор, кото­рый мы с вами ныне так тор­же­ственно празд­нуем!

Но для этого мы должны при­об­ре­сти и мысли, и чув­ства ангель­ские. От нас тре­бу­ется очи­стить место для любви, при­го­то­вить своё сердце для при­ня­тия в себя любви сверхъ­есте­ствен­ной, той любви, кото­рой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по еван­гель­ским запо­ве­дям – и достиг­нешь необ­хо­ди­мого. А они не явля­ются невы­пол­ни­мыми. И в этом деле опять помо­гают нам Ангелы, про­све­щая наш ум позна­нием Свя­того Еван­ге­лия. Созна­вая важ­ность нашего тес­ного союза с Анге­лами, поста­вим себе, други мои, цель, чтобы каждый про­жи­тый день не разъ­еди­нял нас, а сбли­жал с Анге­лами, осо­бенно с нашим Анге­лом-Хра­ни­те­лем.

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6:2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

Упоминание: Исх 25:18–20; 37:7–9 и др.; Евр 9:5

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Упоминание: Иез 1:18; Кол 1:16

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Второй лик

Господства

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Упоминание: Откр 12:7 и др.

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Упоминание: Откр 1:7 и др.

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

В статье сказано: "Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства".

Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?

а в чем противоречие?

Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?

Ну, тут есть две версии. Первая - к первым двум ликам не применимо понятие "воинство", поскольку каждый из чинов в этих ликах выполняет свою задачу, и она не воинственная. Вторая версия - известные нам по именам Архангелы в Писании и Предании представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, но являются Ангелами с особым родом служения. Обе эти версии канонические, можете выбрать любую для себя, либо провести своё исследование и дополнить мой ответ.

Подписаться пожалуйста на журнал

Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.

Хотите верьте, хотите нет, а я тоже часто встречаюсь с потусторонним. С Ангелами. И Падшими, и Белыми. И те и другие наверное лучше людей. Сильнее. Мудрее. Они воевали между собой, за власть над этим миром людей, миром, который сотворил Бог. Но не воевали с людьми.. потому что и черные и белые Ангелы к людям трепетно относятся, и даже чем то им завидуют. Потому что человек не так совершенен, он не может знать что с ним будет через секунду. Поэтому Благодать Божия сильнее обращена к человеку, нежели к Ангелу. . Люцифер не может даже всех своих падших Ангелов, коих треть, настроить против людей. Ангел создан Богом защищать людей. И эта программа в матрице Мира неизменна.

Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

Здравствуйте.
Как ведут войну ангелы с падшими ангелами ? Они с оружием? Просто отгоняют от человека?

Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

На картинах, в фильмах, в литературе мы видели изображения ангелов, как светлых людей с крыльями. Они облачены в светлые одеяния, а над их головой возвышаются нимбы, иногда в руках у них есть арфы. Ангелы приходят на помощь людям в трудных ситуациях, подталкивают их на правильный путь. Но на самом деле вид ангелов таковой, каким мы себе его представляем или отличается?

Кто такие ангелы

Ангелы, в переводе с греческого — это посланники. Невидимые, духовные существа с личным бытием, которые были сотворены Богом. Их задача заключается в возвращении людям воли Божией.

Да, по своей природе ангел существо духовное. Но в Библии четко дается понять, что они существуют.

В подтверждение этому приводится три факта:

  1. В 34 книгах Библии их называют просто “ангелы”. И указано это в более половины книг.
  2. Термин “ангел” прост. Во множественном числе указание появляется больше 300 раз.
  3. Иисус часто говорил о них. Поэтому вера в то, что они реальны становится очевидной. Отказ от веры значит сомнения в справедливости и характере Христа.

Кто такие ангелы

Даже несмотря на то, что мы представляем этих существ в человеческом образе, они отличаются от людей.

В чем отличия заключается:

  • у них нет пола;
  • физического тела нет;
  • невидимы для человеческого глаза;
  • их создал Господь;
  • бессмертны;
  • в отличие от людей им не подвластно творение;
  • очень могущественные личности.

Как выглядят ангелы по Библии

Каков вид ангела в реальной жизни сказать никто не сможет. Чаще всего они приходят в виде неодушевленных предметов, растений или животных, чтобы человек не испытывал страх. Иногда в реальности они являлись в образе чего-то потустороннего и первым делом говорили человеку “не бойся”. Это потому, что первая реакция была — страх.

Как выглядят ангелы по Библии

Если же обратиться к описанию в библии, можно заметить, что в ней ангелы описаны как обычные мужчины. Например в Книги Бытие 18:1-9 рассказано о том, как Господь с двумя ангелами вкушали еду, которую подал Авраам.

Библейские сказания гласят о том, что ангелы спускались на землю только в мужском образе и ни разу в женском.

Рассматривая библейские физические характеристики у ангелов, можно встретить упоминания, что у них есть крылья. Так пророк Исаия в своих видениях видел серафимов. У них был человеческий голов, ноги, лицо и у каждого было по 6 крыльев.

Интересные факты о ангелах

В Библии указано несколько интересных фактов, которые описывают, как ангелы относятся к людям.

Вот некоторые из них:

  1. Они сильны. И по своей силе они превосходят людей.
  2. Есть три ступени личностей: Бог, ангелы, люди. Поэтому ангелы находятся на ступень выше смертных.
  3. Ангелы помогают людям служить Господу.
  4. Они не принимают поклонения людей, и люди делать этого не должны. Апостол Иоанн на столько восхищался этими существами, что воспринимал их за Бога. После того, как он начал им поклоняться, ангелы сделали ему выговор.

Вид ангелов на иконах

ангелы на иконах

Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.

  • крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
  • наличие посоха на иконе передает посланничество;
  • сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
  • ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
  • лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.

Ангельские чины

Всего выделено 9 ангельских чинов. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Серафим

Серафим

Их изображают в виде ангелов с шестью крыльями. В переводе Серафим означает пламенеющий, поэтому чаще они изображены в красных цветах. Они относятся к первым приближенным к престолу Бога.

Единственное место, где в Библии были упомянуты серафимы Ис.6:1-7. В этой группе ангелов откровение было единственным. Здесь они упоминались как образ человека с руками, ногами, лицом, но при этом с шестью крыльями. Два из них покрывают ноги, два лицо.

Херувим

Херувим

Эти создания имеют множество имен, ведь их название переводится как “много разумение”. Через них просвещают. В описании значится, что у них может быть четыре крыла или лица. В некоторых упоминаниях у них 8 крыльев и несчетное количество глаз.

Престолы

Престолы

Их лик передается в виде колес у которых есть крылья. Этот образ такой потому, что у них большое вращение. Престолы воспевают Господне величие. Но кроме этого они наполняются славой сами и передают ее в сердца остальным.

Через престолов вершится правосудие. Если говорить образно, то именно на престолов восседает Бог, и вершит Суд.

Наставники (Господства)

Наставники (Господства)

Они передают силы земным властям для мудрого правления и являются невидимыми наставниками тем, кого поставил Бог во власть и правительство на земле. Господства созерцают Господа как Строителя мира и учат людей строить свою душу, заботиться о ней и подавлять греховные привычки.

Всякий кто хочет избавиться от страстей, получить над ними шефство, подавить вредную привычку, но не может сделать этого сам, призывайте молитвенно Господство.

Они созерцают Господа как того, кто творит великие чудеса. Чин способен укрепить человека, наделить его властью совершать великие дела. Силы посылают праведникам и Божиим угодникам благодать.

Ангелы власти

Этот чин прославляет все могущественного Бога. Они способны укротить силу падшего ангела. Молиться им следует и тогда, когда душой овладевает бес. Если человек чист в своей вере, Власти не замедлят прийти на помощь, а человек получит душевную легкость и свободу.

Начала

Этих Ангелов так назвали из-за того, что им была дарована сила над природой. Это и растения, и животные, и стихии. Можно сказать, что они начальствуют над целыми поселениями и даже царствами.

Архангел

Архангелы — это учителя и предсказатели воли Господа для людей. Они передают Откровения. Они также являются начальниками ангелов.В архистрагии Небесных войск есть те, кто занимает особое место. Это Михаил, Гавриил, Варахиил, Иеремиил, Уриил, Салафиил, рафаил.

Ангелы

Это хранители, защитники людей. К ним они приближены больше всего и передают волю Божию. Ангел в этом случае является именно чином Сил Небесных.

Как выглядят крылья ангела

На картинах и иконах, мы можем наблюдать большие крылья расположенные за спиной. Они сделаны из перьев, которые плотно прилегают друг к другу. Однако, настоящие ангелы крыльев не имеют.

Херувим

Это предположение было высказано учеными и подтверждено Ватиканом. Они заверяют, что их крылья не приспособлены для настоящих взмахов и полетов. Согласился с этими доводами и британский профессор Уоттон. Им было изучено большое количество картин с изображением ангелов, после чего он пришел к заключению, что ни один из них не смог бы взлететь. Перья ангелов расположены только на крыльях, а остальные части тела крупные и к полетам не приспособлены.

На картине итальянского художника Джотто де Бондоне можно увидеть ангела, в центре крыльев у которого есть плоскость.

В таком случае можно было бы предположить, что реальные ангелы при прыжке могли бы планировать. Но как утверждает биолог, не смогли бы, ведь нужна большая скорость, но даже если они такую набирали бы, крылья просто сложились от потока воздуха. Об этом было сказано и на конференции в ватикане, о которой поговорим ниже.

Об ангелах в Исламе

ангелы в Исламе

Отец Ренцо описал посланцев Бога, и сказал, что земные ангелы, это как осколки света. Этот свет падает на вас и проходит сквозь, как через хрусталь. А главный специалист католической церкви в области демонологии, на конференции в Ватикане дополнил его слова. Вы можете не увидеть ангелов, но можно почувствовать их присутствие.

На конференции присутствовали картины. По заявлению организаторов, именно живопись позволяет проследить, как были созданы небесные создания. Картины позволили развить мысли религиозно-философского направления и художественно все выразить.


Однако образ ангелов доподлинно не известен и Отец Ренцо разъяснил. Для авторской фантазии есть место, но следует понимать, что на самом деле они могут выглядеть иначе. Крыльев у ангела нет.

Заключение

У каждого из нас есть ангел-хранитель. Не все к нему обращаются, многие даже воспринимают их за мифических или сказочных существ. Мы можем не понимать, что ангелы находятся рядом с нами, но они продолжают наставлять нас на истинные пути и оберегать. И даже если кажется, что мы уже все изучили на небесную тематику, это далеко не так.


    были ли в роду ведьмы; ;
  • Как выглядели Боги Египта и их пантеон – описание и изображения.

Смотрите видеоматериал с ангелами, снятыми на камеру:

Читайте также: