Кто создал авторскую воспитательную систему школа адаптирующей педагогики

Обновлено: 07.07.2024

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.

Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе с.ш. № 26 г. Ярославля.

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: разноориентированная, в соответствии с дифференциацией.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, политехнология.

По типу управления: современное традиционное + дифференцированное.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: целостная технология авторской школы.

По категории обучающихся: все категории.

Акценты целей

- Формирование положительной Я-концепции учащихся.

- Создание системы адаптирующей педагогики.

- Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.

- траектория продвинутого (гимназически-лицейского) образованияА рование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лиц " ких

классов; выявление наиболее способных и одаренных детей и создание v вий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах самообразованию и творческому труду;

- траектория базового стандарта: определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования на траектории - траектория компенсирующего обучения: организация различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно ориентированного подхода индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы.

Концептуальная основа

Основная гипотеза. Массовая микрорайонная школа должна иметь технологию, способную приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал (стандарт).

Организационные позиции

Интеграция педагогики, психологии, дефектологии, медицины.

Использовать возможности внутриклассной дифференциации по предмету -значит включить огромные резервы улучшения учебно-воспитательного процесса.

Принцип разделения учащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ - тракинг позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым.

Помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в школьное сообщество.

Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, система компенсации отставания и т.п.

В зависимости от глубины и качества диагностики индивидуальных особенностей детей, наличия материальных и кадровых возможностей к рассмотренным видам дифференциации добавляется организация групп детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, ле-вополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи.

Методологические позиции

• Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей.

• Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

• Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных под ходов.

• Принцип оптимизации обучения Ю.К.Бабанского.

• Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополни тельную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории.

• Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.

• Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.

• Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Особенности содержания

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные образовательные стандарты.

Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

1) траектория базового стандарта;

2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;

3) траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.

Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства , в котором компенсируются недостатки школьного образования , семейного воспитания , устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности , охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Особенности методики

Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.

Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.

Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:

- добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования:

- помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

- возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.

Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

- обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии);

- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

- взаимообучение, диалогические методики;

- комментированные упражнения (по Лысенковой);

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

- опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

- алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного при мера до логической схемы);

- указание типа задачи, закона, правила;

- подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

- предупреждение о возможных ошибках;

- разделение сложного задания на составляющие.

1. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. - Ярославль: ИПК ПРРО, 1996.

2. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков. - М., 1997.

ововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности авторской школы 5
2. Евгений Александрович Ямбург как основоположник школы 6
3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

школа адаптирующей педагогики ямбург бройде.doc

Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.

Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.

Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волков. Т.И. Гончарова. И.Т. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Хазанкин, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и др., стали достоянием всех учителей страны.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую – внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого- педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными школьным работникам из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В. Е. Гурмана, В. В. Краевского, П. И. Карташова, М. Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснованием целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в своей практике.

Цель данной работы – дать характеристику авторским школам (школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) как результату инновационной деятельности.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторские школы представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. Созидателем, автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом поиски путей их воплощения. В отдельных случаях авторство может принадлежать и груме лиц. Для авторских школ характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора. Идея в педагогике, да и в социальном развитии вообще понимается как мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое (потребное будущее), а замысел трактуется как мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств. (2; 15).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

- Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

- Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

- Концептуальность учебно- воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально- педагогических или других научных оснований.

- Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

- Социально педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

- Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) – это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой школы служит Маннгеймская система. Получившая свое название от имени города Мангейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей. Уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

Методологические позиции.

- Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;

- Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

- Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.

- Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.

- Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории.

- Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.

- Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.

- Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Особенности содержания:

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные, образовательные стандарты.

Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

  1. траектория базового стандарта;
  2. траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;
  3. траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе Е.А. Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоцианально- волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но он не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.

Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Компенсирующее обучение – это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Особенности методики:

Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.

Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москва.

Адаптивная школа, или школа адаптирующей педагогики – это школа, в которой должно быть место для каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

  • По уровню применения система Ямбурга является общепедагогической.
  • По философской основе – гуманистической.
  • По основному фактору развития – социогенной.
  • По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторной.
  • По ориентации на личностные структуры – разноориентированной, в соответствии с дифференциацией.
  • По характеру содержания – обучающей и воспитательной, светской, общеобразовательной.
  • По типу управления – современным традиционным и дифференцированным.
  • По организационным формам – классно-урочной, академической и клубной, индивидуальной и групповой, дифференцированным обучением.
  • По подходу к ребенку – личностно-ориентированной.
  • По преобладающему методу – объяснительно-иллюстративной.
  • По направлению модернизации – целостной технологией авторской школы.
  • По категории обучающихся – для всех категорий.

Основные цели этой системы:

  • формировать положительную Я-концепцию учащихся;
  • создать систему адаптирующей педагогики;
  • создать систему разноуровневого дифференцированного обучения;
  • дифференцировать цели;
  • выделять траекторию продвинутого образования;
  • выявлять наиболее способных и одаренных детей и создавать условия для их развития;
  • качественно готовить выпускников к обучению в вузах и творческому труду;
  • выделять траекторию базового стандарта – определять и оптимизировать содержание базового, регионального и школьного компонентов образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Концептуальная основа

Основное положение данной концепции – у массовой микрорайонной школы должна быть технология, которая может адаптироваться к каждому ребенку. Такая технология должна помочь всем детям быстро и прочно усваивать учебный материал. Другие составляющие концептуальной основы:

  1. Интеграция педагогики, психологии, медицины и дефектологии. Использование возможностей внутриклассной дифференциации по предмету предполагает включение огромных резервов улучшения учебно-воспитательной деятельности.
  2. Принцип разделения учеников на гомогенные массы с разным уровнем способностей, так называемый тракинг, дает возможность удовлетворять интеллектуальные потребности способных детей и предоставляет необходимый объем помощи и поддержки слабым.
  3. Помощь слабым и сильным дифференцируется, не затрагивая при этом достоинств и личностного статуса последних, не меняя уровень демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в сообщество школьников.
  4. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие сильных со слабыми, и пр.

Особенности содержания системы

Ориентировочная основа, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальный базовый уровень требований к ЗУН учеников представлен государственными образовательными стандартами.

Основная структура комплекса определяется идеей о дифференциации обучения на основании уровня развития детей. Организационно ее реализуют как три учебных потока-траектории, выстроенных по вертикали от первого до последнего класса средней школы:

  • траектория базового стандарта;
  • траектория продвинутого, то есть гимназически-лицейского образования;
  • траектория компенсирующего обучения.

Адаптивный комплекс Ямбурга Е.А. предполагает, что детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что предполагает когнитивное развитие детей, которое не является доминирующим и самоценным, и ведение индивидуального учета личностных качеств каждого ребенка.

Основная задача обучения в классах базового стандарта – усвоить знания, умения и навыки в рамках базисного учебного плана и образовательного стандарта по каждому предмету. Дополнительная задача организации педагогического процесса – адаптация содержания и методов обучения к конкретному контингенту детей.

Главные цели траектории повышенного уровня – воспитывать интеллектуальную элиту; развивать творческие способности детей; возрождать русскую духовную культуру; обучать самоопределению, искать области творческой самореализации учащихся.

Компенсирующее обучение в данной системе – это диагностические, коррекционные, методические и организационные меры, предпринимаемые школой, чтобы оказать дифференцированную помощь нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития, учитывать при этом психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивать максимально возможную самореализацию личности.

Особенности методики

Педагогика вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивая взаимное сближение, принятие и совместимость ребенка со школой.

Таким образом, авторская школа — образовательное учреждение (педагогическая система), в основе которой лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, проектируемые и эффективно реализованные автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. Г.К. Селевко выделил отличительные черты (критерии) авторских школ.

Отличительные черты (критерии) авторских школ
Инновационность – наличие оригинальных авторских идей, гипотез относительно изменения (усовершенствования) педагогического процесса Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса Реальность и эффективность авторской школы, подтвержденная результатами Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целевых ориентации школы социальному заказу и общеобразовательным стандартам Альтернативность — отличие тех или иных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий) от традиционных, общепринятых в массовой школе Концептуальность учебно-воспитательного процесса — наличие философских, психологических, социально-педагогических и иных научных оснований авторской модели школы

Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Под адаптивной школой ее авторы, российские педагоги Е.А. Ямбург и Б.А. Бройде, понимают школу, которая обладает технологиями, позволяющими ей максимально приспосабливаться, адаптироваться к каждому ученику. При этом все учащиеся усва­ивают учебный материал (стандарт). В школе адаптирующей педагогики, несмотря на то что в ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении), ставится цель сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах его жизни.

Школа адаптирующей педагогики обеспечивает взаимное сближение, приятие, совместимость ребенка и школы. При этом адаптация школы к ребенку, к его воз­растным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. В случае необходимости школа осуществляет компенсирующее обучение, создавая вокруг ребенка реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье ребенка. Адаптация выпускника к жизни осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.

Ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы: гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей; сочетание адаптивности и адаптирующей деятельности; принцип оптимизации обучения; принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную, коррекционно-развивающую и углубленную траектории; равенство и взаимодополнение всехветвей образования; педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами); учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации; разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели; социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Разнообразные программы обучения строятся с учетом требований государственных образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Идея дифференциации обучения по уровню развития детей организационно реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса на­чальной до выпускного класса средней школы. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

1. Траектория базового стандарта Основная цель — усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам; дополнительная цель — вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей
2. Траектория повышенного (гимназическо-лицейского образования) Цели: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; поиск области творческой самореализации учащихся; формирование их способности к самоопределению
3. Траектория компенсирующего обучения Цели: оказание дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения, построение индивидуальной траектории обучения с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей; обеспечение максимально возможной самореализации личности

Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:

добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования;

помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.

Образовательная модель адаптивной школы представлена основными и сопутствующими модулями.

Главная цель основной школы — создать систему разноуровневого дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация заменяется внешней. В основной (базовой) школе решаются следующие задачи: отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических); углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки; углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах. В старшей школе занимаются учащиеся, нацеленные на обучение в вузе.

Образовательная модель адаптивной школы
Основные модули Сопутствующие модули
Детский сад и группы шестилеток Начальная школа (1—5 классы) Старшая школа слицейскими и общеобразовательными классами (10—11 классы) Основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6—9 классы) Центр диагностики, адаптации и развития Центр развития и досуга Компьютерный центр Медико-психологическая лаборатория

Наряду с технологией дифференцированного обучения в школе адаптирующей педагогики также применяются другие технологии или их элементы: технология полного усвоения знаний, педагогической поддержки (обучение без принуждения, основанное на интересе, на успехе, на доверии), использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения (по С.Н. Лысенковой), разделение сложного задания на составляющие и др.

Читайте также: