Кто по вашему мнению является представителем школы теория администрации

Обновлено: 05.07.2024

Понятие, цели и задачи административной школы управления

Административная школа управления - это совокупность методов исследования и рационализации производственной деятельности и регулирования взаимодействия человеческого потенциала в производственном (организационном) процессе.

Своей целью эта школа ставила создание универсальных принципов управления, реализация которых гарантировала успех.

Среди задач административной школы управления называют исследование человеческих отношений, поведения, а также количественных методов науки управления, т.к. в контексте процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

Своё название – административная – классическая школа управления получила по причине высоких административных постов, которые занимали её создатели (например, Файоль – управляющий металлургическим и горнодобывающим концерном).

История формирования административной школы управления и ее основатели

Готовые работы на аналогичную тему

Также А. Файолем выделены две концептуальные основы управления – социальная и материальная, обоснована необходимость создания отрасли науки управления человеческими ресурсами внутри управления организацией.

Администрирование как основа управления, согласно А. Файолю, состоит из шести групп управленческих сфер:

  • технико-технологическая (производственная),
  • коммерческая (обмен, закупка, продажа),
  • финансовая (управление капиталом и его привлечение),
  • охранная (охрана физлиц и собственности),
  • учетная (бухгалтерия),
  • административная (управление).

Вебер полагал, что для идеальной бюрократии характерно:

  • разделение труда (т.е. подразделение задач на определенные категории),
  • иерархия власти (иерархичная структура с контролем низшей должности вышестоящими),
  • формальный отбор (прием на работу соответственно квалификации либо опыта работника),
  • формальные правила и процедуры (способствуют обеспечению однородности и регулирования действий)
  • беспристрастность (необходимость выполнения установленных правил всеми сотрудниками)
  • ориентированность на карьеру (создание условий для карьерного роста).

Вебер считал, что базисные концепции бюрократии и научно организованного менеджмента во многом идентичны: в обоих подходах сделан акцент на:

  • рациональность,
  • предсказуемость,
  • беспристрастность,
  • техническая компетентность,
  • авторитаризм.

Задание 2. Проанализируйте процесс управления на знакомом вам уровне (школа, вуз, предприятие, где вы учились (работали)) с точки зрения его структуры и функций.

Задание 3. Прочитайте отрывок, приведенный ниже, и ответьте на вопрос: Управление – это наука или искусство? Ответ аргументируйте.

Студенты делятся на группы по 4–5 человек. Каждая микрогруппа должна выработать общее решение. В заключение принимается обще групповое решение.

Люди, как выяснилось, не так просты, как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он или она объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость.

То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Следовательно, по нашему мнению, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что по всей вероятности может случиться, тем самым помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок.

(Источник: Luther Gulick. Management Is a Science. Academy of Management Journal. 1965. Vol. 8, No. 1. Pp. 7–13.)

Задание 4. Покажите на исторических примерах взаимозависимости между уровнем управления и состоянием общества.

Контрольный тест

1) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

a) функция, вид деятельности по руководству людьми;

b) наука, область человеческого знания;

c) процессы планирования, организации, мотивации, контроля;

d) организация работы с персональными данными работников.

2) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

a) определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

b) орган или аппарат управления;

c) функция, вид деятельности по руководству людьми;

d) учет персонала.

4) Социология управления – это наука:

a) о процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок;

b) о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений, социальных общностей и групп;

c) о закономерностях развития и функционировании человека как особой формы материи;

d) о закономерностях социальных отношений в управленческой деятельности, в интересах принятия оптимальных управленческих решений.

5) Основными функциями социологии управления являются:

a) диагностическая, прогностическая;

b) целеполагающая, практическая;

c) аналитическая, системная, организационная.

7) В рамках какого научного направления М. Вебер разработал свою теорию административного управления?

8) Социология управления как отрасль социологии сформировалась:

a) в 1880–1890-е гг.;

b) в 1930–1940-е гг.;

c) в 1900–1920-е гг.;

d) в 1970–1980-е гг.;

e) в 1950–1960-е гг.

9) Что понимал под управлением М. Вебер?

a) организация трудового процесса;

b) мотивация людей;

c) командование на основе формальных правил.

10) Управление – это:

a) воздействие на управляемую систему;

b) воздействие на принятие решений;

c) воздействие на деятельность;

d) воздействие на экономическую систему.

Тема 1.2. Возникновение и развитие социологии управления: зарубежный и отечественный опыт

Задание 1. Заполните таблицу: вклад различных научных направлений в теорию и практику управления

Возникновение административной школы управленияглавным образом связано с именем Анри Файоля(1825—1925), который является создателем так называемой теории адми­нистрации.

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта,которые начинали свою карьеру про­стыми рабочими и акцентировали свое внимание на совер­шенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляюще­го крупной французской горнодобывающей и металлургичес­кой компании "Комамбо".

Основные положения концепции Файоля изложены в его работе "Общее и промышленное управление" (1916 г.). В ос­нове его воззрений лежит положение о том, что любое пред­приятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вто­рая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.

Файолю принадлежит высказывание о том, что управ­лять — значит вести предприятие к его цели, извлекая воз­можности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя ко­торым, организация несомненно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1. Разделение труда.Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в от­дельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального ис­пользования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Полномочия и ответственность.В современных услови­ях этот принцип звучит так: полномочия должны соответ­ствовать ответственности.

3. Дисциплина.Предполагает выполнение достигнутых со­глашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление со­глашений, связывающих фирму и работника, из которых воз­никают дисциплинарные формальности, т. е. правила пове­дения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник должен получать рас­поряжения только от своего непосредственного руководите­ля. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, ко­торый считал, что рабочие могут подчиняться разным фун­кциональным руководителям.

5. Единство руководства.Все виды деятельности, пре­следующие одну и ту же цель, должны осуществляться

под руководством одного начальника и в соответствии с еди­ным планом.

6. Подчиненность личных интересов общим.Интересы одного работника или группы работников не должны ста­виться выше интересов предприятия. Интересы государ­ства должны быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение— удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством при­менения методов мотивации.

8. Централизация— это рациональное применение кон­центрации и рассредоточение власти для повышения эффек­тивности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь (иерархия)— это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует по­мнить, что специфика современного управления требует на­личия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных свя­зей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организа­ционная система управления. Все остальные организацион­ные системы предусматривают наряду с вертикальными уп­равленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, на­ходящимися на одном уровне управления.

10.Порядок.Файоль подразделял порядок на матери­альный — "всему свое место и все на свое место" и соци­альный — "каждому свое место и каждый на своем месте".

11.Справедливость.Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым от­ношением администрации к подчиненным.

12.Стабильность рабочего места для персонала.Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ве­дет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одно­временно является причиной и следствием плохого управле­ния.




13.Инициатива.Разработка плана и его успешная реали­зация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возмож­ность проявить личную инициативу и реализовать свой по­тенциал.

14.Корпоративный дух.Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Фай­оль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчерки­вал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система прин­ципов никогда не может быть завершена, напротив, она все­гда остается открытой для дополнений и изменений, осно­ванных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобще­нии.

Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций,к числу которых относятся:

1. Технические и технологические— изготовление гото­вой продукции.

2.Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.

3. Финансовые— привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.

4. Охранные— обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.

5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвента­ризация, аудиторские проверки и т. п.

6. Административные — управление персоналом.

Руководство вышеперечисленными операциями в совокуп­ности Файоль обозначал термином "общее управление". Од­нако основным предметом исследований были лишь админи­стративные операции. Остальные пять групп операций Фай­оль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.

Любой процесс состоит из ряда взаимо­зависимых и последовательно сменяющих друг друга функ­ций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфичес­кие и общие.

Содержание специфических функцийопределяется спе­цификой управляемого объекта. Например, для промышлен­ных предприятий характерны следующие специфические функции управления:

Общие функцииотражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организа­ция, мотивация, координирование и контроль.

Планирование— функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения сред­ства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффек­тивные в конкретных ситуациях.

Организацияпредставляет собой формирование структу­ры объекта управления и обеспечение его всем необходи­мым для нормальной работы.

Мотивациязаключается в активизации работающих по­средством применения методов экономического и морально­го стимулирования.

Координированиепредставляет собой достижение согла­сованности в работе всех звеньев системы посредством ус­тановления рациональных связей между ними.

Контроль— это количественная и качественная оценка результатов работы.

Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную,которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассмат­ривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.

Для работы с персоналом большое значение имеют лич­ностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:

• умение работать с людьми;

• компетентность в деятельности предприятия.

Возникновение административной школы управленияглавным образом связано с именем Анри Файоля(1825—1925), который является создателем так называемой теории адми­нистрации.

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта,которые начинали свою карьеру про­стыми рабочими и акцентировали свое внимание на совер­шенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляюще­го крупной французской горнодобывающей и металлургичес­кой компании "Комамбо".

Основные положения концепции Файоля изложены в его работе "Общее и промышленное управление" (1916 г.). В ос­нове его воззрений лежит положение о том, что любое пред­приятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вто­рая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.

Файолю принадлежит высказывание о том, что управ­лять — значит вести предприятие к его цели, извлекая воз­можности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя ко­торым, организация несомненно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1. Разделение труда.Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в от­дельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального ис­пользования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Полномочия и ответственность.В современных услови­ях этот принцип звучит так: полномочия должны соответ­ствовать ответственности.

3. Дисциплина.Предполагает выполнение достигнутых со­глашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление со­глашений, связывающих фирму и работника, из которых воз­никают дисциплинарные формальности, т. е. правила пове­дения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник должен получать рас­поряжения только от своего непосредственного руководите­ля. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, ко­торый считал, что рабочие могут подчиняться разным фун­кциональным руководителям.

5. Единство руководства.Все виды деятельности, пре­следующие одну и ту же цель, должны осуществляться

под руководством одного начальника и в соответствии с еди­ным планом.

6. Подчиненность личных интересов общим.Интересы одного работника или группы работников не должны ста­виться выше интересов предприятия. Интересы государ­ства должны быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение— удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством при­менения методов мотивации.

8. Централизация— это рациональное применение кон­центрации и рассредоточение власти для повышения эффек­тивности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь (иерархия)— это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует по­мнить, что специфика современного управления требует на­личия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных свя­зей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организа­ционная система управления. Все остальные организацион­ные системы предусматривают наряду с вертикальными уп­равленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, на­ходящимися на одном уровне управления.

10.Порядок.Файоль подразделял порядок на матери­альный — "всему свое место и все на свое место" и соци­альный — "каждому свое место и каждый на своем месте".

11.Справедливость.Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым от­ношением администрации к подчиненным.

12.Стабильность рабочего места для персонала.Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ве­дет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одно­временно является причиной и следствием плохого управле­ния.

13.Инициатива.Разработка плана и его успешная реали­зация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возмож­ность проявить личную инициативу и реализовать свой по­тенциал.

14.Корпоративный дух.Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Фай­оль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчерки­вал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система прин­ципов никогда не может быть завершена, напротив, она все­гда остается открытой для дополнений и изменений, осно­ванных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобще­нии.

Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций,к числу которых относятся:

1. Технические и технологические— изготовление гото­вой продукции.

2.Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.

3. Финансовые— привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.

4. Охранные— обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.

5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвента­ризация, аудиторские проверки и т. п.

6. Административные — управление персоналом.

Руководство вышеперечисленными операциями в совокуп­ности Файоль обозначал термином "общее управление". Од­нако основным предметом исследований были лишь админи­стративные операции. Остальные пять групп операций Фай­оль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.

Любой процесс состоит из ряда взаимо­зависимых и последовательно сменяющих друг друга функ­ций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфичес­кие и общие.

Содержание специфических функцийопределяется спе­цификой управляемого объекта. Например, для промышлен­ных предприятий характерны следующие специфические функции управления:

Общие функцииотражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организа­ция, мотивация, координирование и контроль.

Планирование— функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения сред­ства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффек­тивные в конкретных ситуациях.

Организацияпредставляет собой формирование структу­ры объекта управления и обеспечение его всем необходи­мым для нормальной работы.

Мотивациязаключается в активизации работающих по­средством применения методов экономического и морально­го стимулирования.

Координированиепредставляет собой достижение согла­сованности в работе всех звеньев системы посредством ус­тановления рациональных связей между ними.

Контроль— это количественная и качественная оценка результатов работы.

Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную,которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассмат­ривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.

Для работы с персоналом большое значение имеют лич­ностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:

Возникновение административной школы управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1825—1925), который является создателем так называемой теории администрации.

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта, которые начинали свою карьеру простыми рабочими и акцентировали свое внимание на совершенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляющего крупной французской горнодобывающей и металлургической компании "Комамбо".

Основные положения концепции Файоля изложены в его работе "Общее и промышленное управление" (1916 г.). В основе его воззрений лежит положение о том, что любое предприятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вторая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.

Файолю принадлежит высказывание о том, что управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, организация несомненно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление соглашений, связывающих фирму и работника, из которых возникают дисциплинарные формальности, т. е. правила поведения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5. Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться

под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством применения методов мотивации.

8. Централизация — это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

9. Скалярная цепь (иерархия) — это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует помнить, что специфика современного управления требует наличия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных связей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организационная система управления. Все остальные организационные системы предусматривают наряду с вертикальными управленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, находящимися на одном уровне управления.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный — "всему свое место и все на свое место" и социальный — "каждому свое место и каждый на своем месте".

11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления.

13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14.Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Файоль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчеркивал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.

Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:

1. Технические и технологические — изготовление готовой продукции.

2. Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.

3. Финансовые — привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.

4. Охранные — обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.

5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвентаризация, аудиторские проверки и т. п.

6. Административные — управление персоналом.

Руководство вышеперечисленными операциями в совокупности Файоль обозначал термином "общее управление". Однако основным предметом исследований были лишь административные операции. Остальные пять групп операций Файоль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.

Любой процесс состоит из ряда взаимозависимых и последовательно сменяющих друг друга функций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфические и общие.

Содержание специфических функций определяется спецификой управляемого объекта. Например, для промышленных предприятий характерны следующие специфические функции управления:

Общие функции отражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организация, мотивация, координирование и контроль.

Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ситуациях.

Организация представляет собой формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.

Мотивация заключается в активизации работающих посредством применения методов экономического и морального стимулирования.

Координирование представляет собой достижение согласованности в работе всех звеньев системы посредством установления рациональных связей между ними.

Контроль — это количественная и качественная оценка результатов работы.

Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную, которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассматривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.

Для работы с персоналом большое значение имеют личностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:

Читайте также: