Кто они потребители образовательных услуг краткая характеристика родителей детей посещающих доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Петрова Людмила Михайловна
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут
Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.
И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.
Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи взаимодействия с семьей :
Создание единого образовательного пространства.
Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.
Формирование родительской ответственности.
Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.
Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.
Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.
Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:
Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.
Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.
Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.
Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:
Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;
Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;
Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;
Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.
Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.
Родители могут выступать:
в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;
в роли эксперта, консультанта или организатора;
Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
системный характер работы.
Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:
ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;
видят, как ребенок общается с другими;
начинают больше понимать в детском развитии;
получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;
знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;
получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
понять, как родители мотивируют своих детей;
увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.
Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.
В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.
Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.
Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.
Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.
Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.
Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.
Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
Воспитанием ребёнка занимаются оба родителя. Семья Ф.И.О. родителей или законных представителей принимают активное участие в жизни детского сада и группы. На родительском собрании проявили инициативу в покупке игрушек для детей, в обустройстве участка, привлекли и других родителей.
В течение учебного года привлекали родителей воспитанницы в поисках полезной наглядной информации.
За ребёнком осуществляется должный уход: девочка ходит в детский сад всегда опрятная и аккуратная. За посещение ребёнком детского сада плата производится вовремя, без неуважительных причин детский сад ребёнок не пропускает, ребёнка из детского сада забирают вовремя.
Родители заинтересованы в воспитании и развитии своего ребёнка.
Полный текст материала Характеристика на семью смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен по достоинству.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка;
- объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Сегодня детский сад находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала важно начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются анкеты, опросники для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно понять интересы, желания родительской общественности, существующие проблемы, что позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое и активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги признаем важность привлечения родителей к участию в работе детского сада и образовательного процесса в целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса. Анализ ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд причин:
- низкий уровень педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики и психологии родителями;
- отсутствие свободного времени, полная занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного процесса;
- наличие прав и обязанностей родителей и неумением ими пользоваться;
- авторитарный стиль воспитания некоторых родителей негативно влияет на формирование, развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у ребенка тревогу, беспокойство, неорганизованность, что в свою очередь тормозит процесс успешного усвоения программного материала;
- отсутствие заинтересованности прибывания, развития ребенка в ДОУ;
- частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.
Таким образом, создаются условия и формы работы как традиционные, так и нетрадиционные для поддержки педагогической компетентности родителей :
Формы работы с родителями :
Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Проводимые мастер-классы сближают детей и родителей в совместной деятельности. Ко Дню Матери проводился мастер-класс по изготовлению Дерева счастья, где семьи приняли активное участие, после чего были оставлены прекрасные отзывы.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь близким.
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.
Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.
Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.
В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
При анализе анкетирования выявлено следующее:
Систематически получаете ли Вы информацию о режиме работы дошкольного учреждения (часы работы, праздники, нерабочие дни); о питании.
Как встречает Вас педагог:
- беседует с вами утром или вечером
Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
Чувствуете ли Вы, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку?
Получаете ли Вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т.п.
Имеете ли Вы возможность присутствовать в группе, поучаствовать в экскурсиях, мастер-классах вместе с детьми?
Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение, который получает Ваш ребенок в дошкольном учреждении?
Удовлетворены ли вы организацией и проведением праздничных мероприятий в ДОУ в этом году?
Удовлетворены ли Вы материально - техническим оснащением группы (мебель, игрушки, пособия и пр.)?
Пользуетесь ли Вы Информационным порталом ДОУ? (Сайт ДОУ: едусев13).
Устраивает ли Вас работа администрации ДОУ?
Устраивает качество питания в ДОУ?
Устраивает ли Вас организация медицинского обслуживания?
Родители доверяют педагогам, а также сложившейся системе воспитания и образования в детском саду. Такое доверие есть один из важных показателей качества образовательных услуг ДОУ.
Вывод: в ДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители получают информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ участвовать в жизнедеятельности детского сада. Задача активного вовлечения родителей в образовательный процесс выполняется.
Читайте также:
- В чем отличие методов управления от функций и принципов управления кратко
- Кто такой бог в православии кратко и понятно
- Двоичное представление информации 5 класс план урока
- Педагогическое мероприятие в школе
- В чем состоит основное отличие философии сократа от философии досократических школ и направлений