Кто написал трилогию школа жизни

Обновлено: 08.07.2024

Трилогия о взрослении, с которой Толстой входит в литературу: современники открывают для себя психологию ребёнка и поражаются, с какой глубиной можно описывать внутреннюю жизнь человека.

комментарии: Татьяна Трофимова

О чём эта книга?

Когда она написана?

Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать своё имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня и благодарили бы за что-нибудь

Как она написана?

Одновременно Толстой использует сложную повествовательную технику: каждый эпизод рассказывается в двойной перспективе — от лица маленького Николеньки и от лица повзрослевшего повествователя. Первый отвечает за непосредственное восприятие, в то время как второй с дистанции времени и возраста может оценить, насколько конкретный эпизод оказал влияние на личность. Это заставило современников задуматься об особенностях детской психики и в дальнейшем повлияло на педагогические опыты самого Толстого.

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Что было дальше?

Толстой первым в русской литературе написал о детстве?

Большой яснополянский дом, где родился Лев Толстой, был впоследствии продан и перевезён в село Долгое, в 20 верстах от Ясной Поляны. Фотография 1913 года

Что нового сказал Толстой о психологии ребёнка и подростка?

Во времена написания трилогии в дворянской среде всё ещё актуально дистанцированное воспитание ребёнка: родители не занимаются ребёнком сами, ограничиваясь встречей с ним два-три раза в день, чаще всего за завтраком и за ужином. К ребёнку приставлены сначала няня, а потом гувернантка или гувернёр. Цель же гувернёрского воспитания — воспроизвести полноценного члена светского общества и сделать так, чтобы при встрече с родителями ребёнок доставлял им лишь радость. Со стороны ребёнка родители должны были видеть безусловное почтение, примерное поведение, умение молчать, пока к нему не обратятся. Дети до совершеннолетия не были особо включены в жизнь родителей и уж точно не являлись её центром. Трилогия Толстого, наряду с активным развитием в те же годы педагогики, довольно сильно поспособствовала изменению ситуации. Для Толстого ребёнок — уже цельная самоценная личность, в его сознании и душе происходит много уникального и важного. Писатель был сторонником теории Жан-Жака Руссо, согласно которой человек рождается гармоничным и совершенным, а дальнейшее соприкосновение с действительностью и вмешательство в его характер лишь портят его. На этой основе Толстой и построил собственную педагогическую теорию.

Иван Хруцкий. В комнатах усадьбы художника (Дети перед мольбертом). 1854–1855 годы. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Как дневник Толстого связан с повестями трилогии?

Толстой начал вести дневник в 19 лет после того, как был отчислен из Казанского университета: он пытался учиться сначала на факультете восточных языков, а затем на юридическом, но в обоих случаях не преуспел. Молодой Толстой совершенно не понимает, чем хочет заниматься в жизни, страдает от собственной некрасивости и слишком увлекается игрой в карты. Дневник он заводит в целях самовоспитания и будет вести его с небольшими перерывами всю жизнь. В нём он составляет для себя распорядок дня, списки дел, которые помогут ему стать тем человеком, каким он хочет себя видеть, расписывает правила на разные случаи жизни (как общаться с людьми выше себя по положению, как входить в светскую гостиную и как играть в карты, чтобы не проигрываться) и отчитывается, насколько он следовал собственным предписаниям.

Николенька — это сам Толстой?

Толстым движет глубоко личный интерес, и в образ Николеньки он действительно вкладывает многие свои взгляды и привычки. В произведении обнаруживается много биографических моментов — он встраивает в историю героя события собственной жизни, черпает детали из собственного реального быта. Например, описание дома Иртеньевых соответствует описанию старого, впоследствии проданного и разобранного яснополянского дома Толстых, а эпизод, в котором Николенька обливает за обедом скатерть и старая Наталья Савишна тычет этой скатертью ему в лицо, на самом деле произошёл с писателем в детстве. Почти у каждого важного персонажа трилогии есть прототип из окружения Толстого. Таковы, например, Наталья Савишна, Карл Иванович, сменивший его француз Сен-Жером, бабушка — все они довольно точно списаны с реальных людей.

Он был большой враг всякой оригинальности, говоря, что оригинальность есть уловка людей дурного тона

Лев Толстой

Кроме того, Толстой изображает жизнь ребёнка и юноши из определённого социального слоя, к которому принадлежит сам: здесь и доходы с нескольких имений, и домашнее образование детей, и иностранные гувернёры, и активная светская жизнь, и большие карточные проигрыши. Социальное положение становится предметом рефлексии Николеньки и довольно сильно определяет его поступки и отношение к людям.

  • одни сетовали на непохожесть художественных стилей в каждой из трех книг;
  • другие испытывали сомнения по поводу точности исторических фактов;
  • третьи были недовольны выбором главных героев — представителей русской интеллигенции.
  • массовое недовольство;
  • первые демонстрации;
  • революционные течения;
  • критика существующего политического устройства.

Все эти моменты знаменовали переход государства в новую историческую плоскость. Автор знакомит с главными героинями книги:

  • Дарьей Булавиной — провинциальной наивной девушкой, которая приехала в Питер, чтобы учиться на юридических курсах;
  • ее старшей сестрой Екатериной Смоковниковой, которая на тот момент уже была жительницей столицы.

Супруги Смоковниковы вели активную светскую жизнь, устраивая пышные празднования и рауты. Частый гость на приемах адвокатской четы — Алексей Бессонов — поэт и революционер. Его пылкие речи сразу запали в душу Дарьи, но красавица даже не подозревала, что поэт имел тайную связь с ее сестрой Екатериной.

Когда отношения возлюбленных вскрылась, назрел серьезный скандал, и супруги разъехались. То лето было одновременно самым волнительным и прекрасным в жизни юной Дарьи:

Напряжение в обществе растет, в городе проходят погромы немецких магазинов. Телегин попадает в плен к немцам, но ему удается сбежать. Вернувшись на домой, он делает Дарье предложение руки и сердца, но девушка не дала ответа. Бывшего пленного отправляют на балтийский завод в Петрограде. Там Телегин становится свидетелем начала революции.

В это же время на фронте убивают Николая Ивановича, а его вдове Екатерине начинает оказывать знаки внимания капитан Вадим Рощин. Уже осенью он признается в своих чувствах.

  1. Дарья стала женой Телегина. Преждевременные роды делают ее несчастной: ребенок умирает.
  2. Екатерина с Рощиным живут в Самаре, присматривают за отцом девушки. Вскоре они рассорились, и Рощин примкнул к белогвардейцам на фронте.
  3. Получив уведомление о ложной смерти мужа, Екатерина уехала в Ростов. По пути она попала в засаду махновцев.
  4. Телегин в это время отправился на фронт воевать за большевиков.

После ряда драматических событий Телегин и Даша смогли воссоединиться в военном госпитале, где девушка работала сестрой. По окончании военных действий Екатерина вернулась в Москву и обрела семейное счастье с Рощиным.

После пережитого сестры изменились: кое-что у них в корне поменялось — появилось желание работать во благо Родины, за которую было пролито так много крови.

История создания

В Советском Союзе роман экранизировали дважды: в 1957–1959 сняли трехсерийный фильм по мотивам произведения, а в 1977 году вышел на экраны сериал, состоявший из 13 фильмов.

Тема и конфликт

Сквозной темой, объединившей все три книги, стала тема патриотического движения, единства народа, который готов действовать сообща ради общего будущего. Желание перемен как демократических, так и радикальных наполняло все общество. Автор акцентировал внимание на тяготах и лишениях, которые ждали романтиков на этом пути.

Исходя из темы, раскрываются и конфликтные узлы масштабного романа:

  • конфликт потерянной и вновь обретенной Родины (как у главных героев, так и у самого писателя);
  • конфликт разных точек зрения, двух полюсов одного общества (гражданский конфликт);
  • конфликт новых прогрессивных изменений и укоренившегося старого устоя.

Эти силы постоянно противостоят друг другу, но все же они неразделимы в жизни и истории человечества.

Особенности композиции и жанр

  • несколько сюжетных линий, что развиваются параллельно;
  • в центре повествования — судьбы маленьких людей;
  • структура линейная, сюжет развивается динамично;
  • все книги связаны между собой, главные герои — целостные персонажи;
  • историческая действительность изображается многопланово и с разных ракурсов.

Характеристика главных героев

По определению самого автора, главный герой произведения — народ, но судьба его показана через призму судеб отдельных личностей:

  • Екатерина Булавина — жена известного адвоката и хозяйка модного московского салона, утонченная и образованная женщина, красива и пользуется успехом у мужчин, поддерживает своего мужа Рощина.
  • Дарья Булавина — младшая сестра Екатерины, наивная красавица, долгое время живущая в мире романтических грез о прекрасном чувстве.
  • Вадим Петрович Рощин — второй муж Екатерины, отставной офицер, приверженец монархии.
  • Иван Ильич Телегин — перспективный инженер с пылким сердцем, муж Дарьи, принимал участие в революции на стороне большевиков.


Девочка с комплексами и мечтами

Нина Соротокина. / Фото: www.dolorka.livejournal.com

Она родилась в 1935 году и росла самой обычной девочкой, которая радовала родителей успехами в учёбе и огорчала совершенно непонятными мечтами.

Она была довольно полненькой, да и красавицей юную Нину было назвать сложно. И мечтала она о двух профессиях сразу: об архиве и кино. Как это сочеталось между собой, Нина Соротокина представления не имела. Архив она представляла себе чем-то строгим и таинственный, вроде конторы, где нотариус подписывает всякие важные бумаги. А кино. ну какая девочка не мечтала в детстве о кино? Даже такая полненькая и закомплексованная, как Нина.

Третью мечту девочка старательно прятала даже от себя самой. Если родители приходили в недоумение от её желания стать архивариусом или актрисой, то что они могли сказать на её мечту стать настоящей писательницей? Тем более, что самой Нине писатели касались едва ли ни не небожителями, к которым она себя отнести никак не могла.

Нина Соротокина. / Фото: www.dolorka.livejournal.com

Родители Нины Соротокиной душевные порывы дочери пресекли вполне рациональным подходом к жизни. На семейном совете было решено получить сначала нормальную профессию, а уже потом, если сильно захочется, уже идти вслед за своими мечтами.

Противиться желанию родителей будущая писательница не стала и поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, по окончании которого получила диплом инженера.

Долгий путь к мечте

Нина Соротокина. / Фото: www.wikimedia.org

Нина Соротокина. / Фото: www.dolorka.livejournal.com

Муж-учёный зарабатывал вполне прилично, дети были под присмотром няни, Нина Матвеевна работала и всё свободное время проводила в исторической библиотеке, писала рассказы. На семинаре при Союзе писателей она встретила Юрия Нагибина, знакомство с которым переросло в многолетнюю дружбу.

Нина Соротокина. / Фото: www.rns.online

Самое счастливое время

Нина Соротокина. / Фото: www.dolorka.livejournal.com

Позже она признавалась, что даже испытывала некоторую неловкость от того, что самыми яркими в её жизни воспоминаниями стали не дети, а съёмки фильма, хотя обоих сыновей и своих внуков Нина Матвеевна любила безумно.

Нина Соротокина. / Фото: www.wikimedia.org

Она никогда не считала себя знаменитостью, ей было достаточного того, что люди знают и любят придуманных ею героев. Роман о гардемаринах разошёлся суммарным тиражом более, чем в два миллиона экземпляров. Всего же в печать вышли 22 книги Нины Соротокиной.

Нина Соротокина. / Фото: www.facenews.ua

Нина Соротокина до самого последнего дня сохраняла оптимизм и умение удивляться. Она считала: никогда не поздно начать всё с чистого листа. Истории и писательству она училась сама, а ещё ходила на байдарках, принимала активное участие в раскопках, гордилась своими знаниями почти всех трав и цветов, она умела вязать и прясть, потрясающе готовила и с удовольствием проводила время с внуками.

Нины Соротокиной не стало в мае 2019 года. Зато остались жить её герои, новые приключения которых в настоящее время снимает Светлана Дружинина.

Детство. В людях. Мои университеты - i_001.jpg

На каждое поколение по-разному действовали повести Горького, — в них черпали и знание народной жизни, и ненависть к мещанству, к непосильной тяжести рабочего труда и угнетению, и силы протеста против покорности; в этих повестях видели призыв к творческой активности, к самообразованию, к учению, пример того, как, несмотря на нищету и бесправие, человек может пробиться к культуре. Они служили источником веры в силы народные, примером нравственной стойкости.

Если у Толстого история героя — это прежде всего история его исканий, его требований к себе, биография аналитическая, то горьковская трилогия насыщена действием, она автобиографична, она жизнеописание, она состоит из поступков и событий. В то же время это не только описание частной жизни, не история отдельной личности, это именно повести, произведения, имеющие художественную силу обобщения. Их материал при всей точности фактов, событий отобран не по законам памяти и знаний взрослого человека, а по законам писательского таланта. Он создает галерею типов дореволюционной России, образы, живущие независимо от биографии героя.

Трилогия воссоздает огромную панораму жизни рабочей России конца девятнадцатого века. Воссоздает с размахом, с неумолимым реализмом, требующим от писателя не только честности, но подчас художественной смелости.

Одна за другой обступают нас судьбы людей разных сословий, разных профессий — красильщики, иконописцы, приказчики, купцы, прачки, кочегары, матросы, проститутки… Их десятки, нет, наверное, сотни людей, и каждый неповторим, у каждого не только своя история, но и свое понимание жизни, свои противоречия, своя мудрость, западающая в душу мальчика, а затем подростка. Впечатление густонаселенности усиливается еще и яркостью каждого персонажа, они все отдельные, все личности значительные, сильные, бунтари, блаженные, чудаковатые, а если, допустим, и не сильные, то все равно у большинства из них есть что-то особенное, своя загадка, своя идея, свои отношения с богом, с деньгами, с любовью, с книгами… И все это не сочинено и даже не увидено. Это найдено в жизни. Алеша Пешков постоянно, пытливо ищет ответа на вечные вопросы жизни. Ему интересен каждый человек, хочется понять, почему так, а не иначе живут люди. В этом особенность его характера. Он не наблюдатель, не собиратель, он герой деятельный, ищущий. Ответы этих людей — противоречивые, парадоксальные, переливающиеся неожиданным смыслом — плотно насыщают трилогию философской мыслью. В повестях не утихает полемика. Сами того не подозревая, все эти люди полемизируют, высказывания их сталкиваются, сшибаются непримиримо.

Любимые свои книги Алеша пересказывал кому угодно — денщикам, матросам, приказчикам, читал вслух, и люди жадно слушали его, иногда ругались, высмеивали, но зато и вздыхали и восхищались…

Трудно назвать другие произведения, в которых вот так же подробно описывались бы книги, впечатление от них, их влияние на жизнь человека.

Читайте также: