Кто написал наша школьная страна

Обновлено: 08.07.2024

Юрий Михайлович Чичков родился и провёл детство в Москве. Интерес к музыке проявил в раннем возрасте, много пел. Первым преподавателем по вокалу для него стала мать, которой впоследствии композитор посвятит много ярких песен. Она же привела Юру в музыкальную школу, где его способности сразу были с достоинством оценены.

Ещё ребенком застала Юру Великая Отечественная война. По воспоминаниям композитора, и в военное время его озорной характер давал о себе знать — однажды после бомбёжки он с другими ребятами взобрался на 4-й этаж разрушенного дома, увидев стоящее у единственной уцелевшей стены пианино. Преодолев опасный путь наверх, юный музыкант устроил необыкновенный концерт для собравшихся внизу прохожих.

К счастью, даже переоборудование музыкальной школы в военный госпиталь не помешало Юре продолжить занятия музыкой. Его преподавательница настояла на продолжении учёбы, несмотря на невзгоды военного времени. Продолжая успешные занятия, Юра со временем всё чаще задумывался и о собственном вкладе в музыкальную культуру. Именно в юношеские годы он создал свои первые, пусть и не всегда умелые, произведения.

В 1949 году, сразу по окончании Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Юрий Чичков призывается в армию. Однако его образование не прервалось — за годы службы он окончил сразу 2 музыкальных вуза: Институт военных дирижёров и Московскую консерваторию по классу сочинения. Окончание военной службы позволило Юрию Михайловичу всецело углубиться в композиторскую деятельность, которой он посвятил 4 десятилетия своей жизни.

Скончался Юрий Михайлович 6 августа 1990 года в Москве. Похоронен на 34 участке Ваганьковского кладбища.

Творчество

Юрий Чичков является автором целого ряда инструментально-вокальных произведений. В его творческом списке — оперы, кантаты, симфония, сюита для хора и симфонического оркестра, концерты для инструментов с оркестром (фортепиано, скрипка, виолончель), сонатина для трубы и фортепиано, сонаты, вариации, этюды, песни-баллады. Создал композитор и цикл о первой любви (13 песен на стихи С. А. Есенина, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, М. И. Цветаевой, К. Я. Ваншенкина и др.). Написал Ю. Чичков и десятки патриотических песен, в чём с ним тесно сотрудничали такие известные поэты-песенники, как К. Ибряев, П. Синявский, М. Пляцковский, Я. Халецкий, С. Гребенников, Н. Добронравов, и исполнители Владимир Трошин, Виктор Селиванов и др. Был автором музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Однако львиная доля творчества и самой души композитора была отдана детям.

Для детей Юрий Михайлович Чичков написал огромное количество песен, поистине ставших классикой детского музыкального жанра. По словам самого композитора:

Творчество для детей держится на трёх китах — музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зернышко и самое главное – любовь к детям!

Композитор Ян Френкель так говорил о творчестве Юрия Михайловича:

1
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
А страна большая эта -
Вечно "белое пятно".

Припев:
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда.
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, веселой
Встречают нас, как новоселов, -
Страна эта в сердце всегда!

2
В новый класс, как в новый город
Мы приходим каждый год,
Племя юных фантазеров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне!

Припев.

3
Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Гул далеких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поем.

Не крутите пёстрый глобус -
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поём.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта -
Словно белое пятно.

Припев:
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год -
Племя юных фантазёров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране,
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.

Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Шум далёких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поём.

Юрий Михайлович Чичков (1929−1990) был, наверное, одним из самых плодовитых детских композиторов Советского Союза. Он написал огромное количество самых разных песен, которые охватывали практически все темы, востребованные той эпохой: комсомол, пионерия, герои войны, любовь к родине, любовь к матери, уважение к учителям, счастливое детство

До чего же и из чего же? О детских хитах Юрия Чичкова


Сегодня многие из них могут показаться официозными и кондовыми, но тогда они воспринимались вполне естественно. Да, был определённый социальный заказ, да, некоторые тексты этих песен трудно назвать поэтическими шедеврами, но разве мы имеем право упрекать Чичкова в неискренности? Более того — сами дети нередко писали композитору письма, иногда даже с просьбами. Вот одно из них: Скан обложки диска

Чичков просьбу выполнил, и на свет родилась известная песенка про Наташку-первоклашку.

Нетрудно заметить, что композитор ориентировался в основном на детские хоровые коллективы. Недаром его произведения, как правило, отличались мелодическим богатством и множеством прописанных вокальных партий.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.

Из чего только сделаны парни?
Из чего только сделаны парни?
Из насмешек, угроз,
Крокодиловых слез.
Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?
Из чего только сделаны барышни?
Из булавок, иголок,
Из тесемок, наколок.
Вот из этого сделаны барышни!

После распада СССР о песне Чичкова и Халецкого не забыли. Более того — пару раз подвергли переделке.


Именно мелодии — яркие, задорные и напевные, проникновенные, трогательные — сочиняли для детей советские композиторы. Детская музыка стала в СССР полноценной отраслью, в которой работала плеяда талантливых музыкантов. Песни Евгения Крылатова, Владимира Шаинского, Георгия Струве широко известны не одному поколению детей.

Заметный и яркий вклад в детскую советскую музыку внес Юрий Чичков. 26 июля исполнилось 90 лет со дня его рождения.

Юрий Михайлович Чичков родился в Москве. С самого детства будущий композитор проявлял интерес к музыке, с удовольствием слушал пение матери и много пел сам, ходил в музыкальную школу.

В годы Великой Отечественной войны весь уклад жизни страны был нарушен, для многих детей была затруднена и даже невозможна учеба, тем более внеклассное развитие. Музыкальная школа, в которой учился будущий композитор, была отдана под военный госпиталь. Но учитель музыки, разглядевший в юном Чичкове неординарные способности, настоял на продолжении занятий в индивидуальном порядке. Тогда же, в военные годы, будучи подростком, Чичков сочинил свои первые произведения.

Атмосфера военных лет отразилась и в этом своеобразном воспоминании композитора: Юрий гулял с друзьями по городу, изрядно пострадавшему от бомбежек. И в одном из полуразрушенных домой, на четвертом этаже увидел пианино, чудом уцелевшее. Рискуя жизнью, он забрался туда и устроил небольшой концерт для прохожих.

В 1949 г. Чичков закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и был призван в армию. Армейские годы не прошли для юноши даром, он был верен избранному пути и продолжал совершенствоваться как музыкант — так, Чичков выучился в Институте военных дирижеров и в Московской консерватории — по классу композиции у В. Шебалина.

Многие помнят слова и мелодию этой замечательной песни…

Композитор был не только признан детьми и взрослыми, но также получил немалое количество государственных наград. Народный артист РСФСР (1989), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1983) и премии Ленинского комсомола (1972).

Песни Чичкова звучали широко, на всю страну — на Всесоюзном радио и Центральном телевидении — в исполнении как знаменитых коллективов, например, Большого детского хора под управлением В. Попова, так и маленьких школьных хоров.

И сейчас детские хоровые коллективы в странах постсоветского пространства с удовольствием берут песни композитора в репертуар, а дети — с энтузиазмом их исполняют. Потому что эти песни естественны, добры, не надуманны.

Ю. Чичков скончался 6 августа 1990 г. в Москве. Похоронен на 34-м участке Ваганьковского кладбища.

Советская детская песня — наряду с замечательными книжками, добрыми фильмами — была одним из краеугольных камней гуманистического, братского воспитания. Один из самых ярких интерпретаторов песен Ю. Чичкова, выдающийся хормейстер, создатель и художественный руководитель Большого детского хора В. Попов, говорил: «Дети должны петь.

У детей должны быть свои — детские — песни. А что сейчас поют: английские и американские песни? Поют такое, где ни голова не работает, ни сердце. Я думаю, сейчас идет целенаправленное разрушение культуры… Но все равно кто-то наши песни достает, и все равно они звучат. И, слава Богу, что нашлись люди, которые стали это поддерживать.

Замечательные песни Ю. Чичкова, В. Шаинского, Е. Крылатова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и других советских детских композиторов зачастую не так просты, как может показаться. Они обращаются и к совести, и к памяти, и к фантазии, они говорят о необходимости совершать добрые дела, брать на себя ответственность, заботиться о тех, кто слабее, любить своих близких, свою землю, свою планету, весь живой мир.

Читайте также: