Кто может стать святым 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое канонизация?

Причисление умершего человека к лику святых. Это узаконивает почитание почившего праведника как святого. С точки зрения Церкви человека делает святым не сама канонизация, но его подвиг и вера. Канонизация — подтверждение факта святости конкретного человека для всех христиан и призыв к его почитанию.

Кто может поднять вопрос о канонизации?

Священный Синод, правящие архиереи или миряне. Последние должны обратиться за этим к своему архиерею, который передает дело на рассмотрение епархиальной комиссии по канонизации святых. Она же собирает исторические сведения о человеке и передает их Патриарху или Синодальной комиссии.

Кто рассматривает вопрос о канонизации?

Синодальная комиссия по канонизации святых. Она рассматривает заявки и досконально изучает жизнь человека, который может быть канонизирован. Комиссию создали 11 апреля 1989 года определением Священного Синода. В нее входят архиереи, монахи и священники. Кстати, сама комиссия не может инициировать канонизацию, а только изучает заявления.

Кто решает вопрос о канонизации?

Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы, основываясь на заключении Синодальной комиссии по канонизации святых. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.

Каковы основные критерии для канонизации?

Основные критерии для канонизации в Русской Православной Церкви: праведная жизнь, соблюдение канонов Православия, народное почитание и чудотворения. Отдельный пункт — мученическая кончина. Все сведения собираются и фиксируются для рассмотрения комиссией по канонизации, опрашиваются свидетели и исцеленные (если такие есть).

Если нашли мощи, человек святой?

Не факт. Наличие мощей (не тронутые тлением останки человека) — критерий не определяющий, а только дополнительный. Но если мощи действительно есть, они тщательно проверяются. Для этого комиссия по канонизации привлекает к работе ученых специалистов (археологов, историков, антропологов и других).

Когда канонизируют святых?

Что канонизация дает святому?

Ничего. Канонизация — это не посмертная церковная награда. Святых канонизируют как пример для других христиан, чтобы они могли равняться на их жизнь и просить молитв перед Богом. Также в русской традиции только в честь канонизированных святых можно называть людей при крещении.

У святого и вся его жизнь святая?

Нет. Святых канонизируют не за безгрешную жизнь, а за их подвиг. Например, многие мученики в прошлом сами были гонителями христиан и даже убивали их, но в итоге покаялись и стали святыми по факту своей мученической кончины.

Где посмотреть список святых?

В месяцеслове. Это утвержденный Православной Церковью список святых со всего мира. Обычно его публикуют в конце православного церковного календаря, который издается на каждый год и есть в каждом храме в свечной лавке.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов… Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов… Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Проповедь протоиерея Бориса Старка в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.


Протоиерей Борис Старк

Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.

Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, было посвящено прошлое воскресенье, первое после Троицы.

А сегодня, во второе воскресенье после Троицы, мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, — но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник Святой Руси, нашего духовного отечества.

Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.

Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.

Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее — святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси — святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…

А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…

Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь — угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.


Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…

Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на монахов и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.

Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть святость, сокровенен, и только Бог его видит и знает.

Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.

Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.

Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.

Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.

По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь — чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.

В православии праздник Всех Святых отмечается в первое воскресенье, следующее за Троицей, в знак того, что святость является плодом Духа Святого, сошедшего на Пятидесятницу. По церковным канонам запрещено называть наделенных ликом святости безгрешными, ибо безгрешен только Бог.


Церковь почитает после смерти тех людей, которые обрели Дар Божьей благодати тяжелым путем раскаяния, терпения, послушания, умерщвления своей плоти и страстей или мученической смертью.

Святые, кто они

Святые — люди, проявившие на протяжении жизни святость, праведность, выстоявшие в самых трудных испытаниях, отдавшие жизнь за веру, порой принявшие мученическую смерть. По словам апостола Павла святостью наделен каждый человек, признавший Творца своим Отцом.

События последнего времени свидетельствуют о скором приходе Христа, когда будет важно только одно — проявление Божьей святости через святость любви. Каждый человек имеет право выбора между Царством Божьим, что грядет, или жизнью по законам мира вне причастности к Богу.

Людям не дано постичь святости Бога, но открыт путь стремления к ней. По словам Антония Сурожского святым является человек, который сумел открыться Богу и позволил Ему действовать в своей жизни, при этом являясь чудом вечных ценностей для окружающих.


Почему Иисус сказал, что мытари и блудники попадут в Царство Божье раньше фарисеев? (Матв. 21:31) Люди, считающие себя праведными, не оставившие проявлений гордости и превозношения над другими людьми, никогда не попадут в Небесное Царство. По словам Христа, это мерзость, приравненная к тщеславию, лукавству, зависти.

Человек, способный увидеть недостатки в самом себе, признать их и раскаяться, может обрести благодать святости.

Определение праведности дано в Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем, что поступать с людьми следует так, как мы того желаем для себя лично. (Матв.7:12). Это пожелание напрямую связано с второй заповедью Бога, о том, что ближнего надо любить, как самого себя. (Матв. 12:31).

Праведные христиане никого не обижают, никого не угнетают, усмиряют в себе страсти, способные нанести вред окружающим. Праведность — основная ступень для достижения святости, она укрепляется в борьбе за чистоту:

  • чувств;
  • мыслей;
  • желаний;
  • сердца и ума.

Праведность приходит тогда, тогда все противное заповедям Иисуса буквально умирает для человека. Это возможно только после постоянного пребывания в Слове Божьем, посланий Отцов Церкви и непрерывной молитве, одной из основных является Иисуса молитва.


По словам Павла Флоренского, истинность святости проявляется в любви к Богу не во имя личного спасения, для обретения благополучия, успеха, в истинном подражании Ему, желании наполниться Божьей природой, подчинении жизни основным принципам Божественного Откровения.

Так, Александр Невский, только после принятия монашества с именем Алексей, воздавший всю славу Богу за одержанные победы, был канонизирован и внесен в списки благоверных.

Лики святости в православии

Апостолы — ученики Иисуса, сопровождавших Его во время пребывания на земле. В начале вокруг Христа было 12 учеников, потом к ним присоединилось еще 70. Четверо из них написали четыре Евангелия, и стали называться Евангелистами, при том, что Марк и Лука никогда не видели Иисуса на земле, они сопровождали апостола Павла.

Перво Верховными апостолами называют Петра и Павла за их вклад в распространение христианской веры.

Бессребрениками Церковь называет избранных служителей во славу Господню, безвозмездно служивших людям на поле исцеления от физических и духовных болезней. К ним причислены Косма, Дамиан, а также Пантелеимон, Иоанн, Кир, Ермолай.


Благоверные — благочестивые князья и монархи, проявившие подвиг благочестия, милости и укрепления православной веры, забыв при этом о властных полномочиях и родовом происхождении. Жизнь князя Даниила Московского или благоверной великой княгини Анны Кашинской является ярким примером такого подвига.

Блаженные — еще их называют юродивыми, это люди, ставшие внешне безумными ради Христа, усмиряя таким образом внутреннюю гордыню. Блаженная Матрона Московская, юродивая Ксения Петербургская и многие другие являли собой образцы смирения и любви к людям.

Мученики — христиане, умерщвленные за веру во Христа. Ярким примером служат Вера, Надежда Любовь и их мать София.

Великомучениками называют святых, претерпевших жестокие мучения, а часто и смерть за Спасителя, среди них много как мужчин, так и женщин, это влкмц Варвара, Екатерина и многие другие.

Исповедники — те же мученики, но после перенесенных испытаний они не были казнены, а мирно почили в Боге.


Начертанными стали называть исповедников, на лице которых мучителями были написаны бранные слова.

Преподобноисповедниками называют исповедников, которые приняли монашеский постриг.

Священноисповедниками называют исповедников, имеющих сан священника.

Новомучениками названы христиане последнего времени, отдавшие жизнь за распространение православной веры в период после революции.

Праведные — христиане, ведущие благочестивую жизнь, но при этом они создают семьи подобно Иоакиму и Анне.

Преподобные — благочестивые христиане, которые посвятили себя Господу, при этом отказались от благ цивилизации, живя в девственности, соблюдая посты, пребывая в молитвах день и ночь, подобно Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим.


Пророки — поставленные Богом люди, через молитву и общение с Творцом могли предсказывать будущие события не только конкретных людей, но и целых государств, ведомые Духом Святым во имя спасения людей.

Равноапостольные — благоверные или благочестивые, перенявшие у апостолов дар распространения христианской веры, Марии Магдалине, святой Нине, царице Елене и другим несли Евангелие по миру.

Чудотворцами можно назвать всех святых, ибо для канонизации творение чудес является обязательным условием канонизации. Именно к чудотворцам обращаются христиане в молитвах в случае беды и проблем со здоровьем.

Для пребывания в святости недостаточно жить праведной жизнью, это должно быть нормой для христиан, необходимо приобрести такую чистоту сердца, чтобы в нем не было места страстям, а жила только одна нужда-общение с Творцом.

Кого Церковь причисляет к святым

Каждый христианин знает, что свят только Господь. Ни один человек на земле не скажет, что он свят, ибо Библия пишет, что все согрешили. Церковь называет святыми христиан, которые поистине стали Божьими, подобно израильскому народу, называемому в Старом Завете святым, ибо он был создан Богом.

Канонизация человека в православии возможна только после его смерти, и исследования чудес. Задолго до канонизации были явлены чудеса как при жизни, так и после смерти блаженной Матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, юродивой Ксении Петербургской и других.


Православная Церковь канонизирует праведников не для их возвышения, они уже получили награду на Небесах, а для оставшихся на земле, как пример подражания. При канонизации Церковь тщательно изучает не только жизнь, но и смерть человека, причисленного к лику святых.

Условия канонизации во все времена основаны на истинной святости, подтвержденной свидетельствами:

  • Церковь и люди являются свидетелями святости праведника;
  • принятие мученических страданий или смерти за Христа;
  • совершение чудотворений через молитву;
  • совершение первосвятительского и святительского служения;
  • при отсутствии чудотворения ведение добродетельной, праведной жизни;
  • безукоризненная православная жизнь;
  • широкая известность среди населения;
  • искреннее народное прижизненное почитание.

При Церкви создана Епархиальная комиссия, скрупулезно рассматривающая документы на причисление к лику святых, после чего те направляются в Синод, где и выносится окончательное решение. Новопреставленного святого почитают торжественной службой, после этого пишется его икона.


Древняя Церковь причисляла к лику святых всех святых, пострадавших за христианскую веру, ибо мученическая кровь смывала все грехи. История православия хранит много прекрасных людей, которые много совершили добрых дел для человечества, но святость подразумевает совсем другое.

Даже обладая дарами, такими как чудотворение, прозорливость или исцеление, человек не может считаться святым. Об этом нас предупреждает Новый Завет (Матв. 24:24-25), говоря о том, что последнее время будет характеризоваться явлением лжепророков и лже чудес. Колдуны, экстрасенсы творят чудеса, но не являют собой образец святости.

Зачем молиться святым

Полки книжных магазинов завалены литературой, гарантирующей исцеление и избавление от зависимости при условии почитания целителя и исполнения определенных обрядов. Все это берет начало в язычестве.

Православная Церковь подчеркивает святость праведников, которые стали молитвенником Господними, при этом делается акцент не на силу причисленного к лику святых человека, а на мощь и благодать Бога.


Безусловно, изучив жизнь святого воина, ему будут поклоняться воины, а мореплавателю, укрощавшему бури на море, таки как Николай Угодник, возносят молитвы моряки.

Православие называет это благочестивой самодеятельностью. Порой люди сами выдумывают правила поведения и молитвы, как сесть или встать, сколько раз поклониться, и с какой стороны свечу поставить у иконы святого. Это своего рода магизм, а Господь хочет видеть горячее сердце, чистые помыслы, окаянную душу.

Совет! Молитва святому обязательно принесет результат, если просящий будет жить по примеру праведника, к которому обращается.

Исследование жизни святого отзовется в сердце просящего желанием молиться ему, уподобляться чистоте и святости. Чем больше примеров праведности мы будем иметь перед глазами во время молитвы, тем крепче будет становиться вера, и тем чаще будет приходить ответ на молитвы, ибо сказано, что по вере вам дано (Матв.9:29).

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 20 человек(а).

Святыми христиане, и особенно Римская Католическая Церковь, считает наиболее праведных и добродетельных служителей Господа. Святых почитают молитвами, днями священного календаря, в церковной иконографии, их жизнь почитается и изучается как пример для подражания. Хотя за столетия было признано и "канонизировано" множество святых, все равно посмертное достижение этой чести происходит крайне редко. На протяжении существования церкви тщательная процедура канонизации много раз пересматривалась. Вот что нужно знать, чтобы разобраться в процессе канонизации в Католической церкви.

Читайте также: