Кто может быть субъектом административных правоотношений общество 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект , в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно.

Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • предприятия, учреждения, организации;
  • государственные служащие (должностные лица);
  • граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

2. Физические лица как субъекты административных правоотношений.

3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений.

4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.

1. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:

· иностранные граждане и лица без гражданства;

· государственные органы, их структурные подразделе­ния, предприятия, учреждения и иные государственные орга­низации;

· общественные (негосударственные) объединения;

· служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

· представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

Как видно, субъектами административно-правовых от­ношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством - обладанием административной правосубъектностью, позволяющей раз­личать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:

♦ российские граждане - с момента рождения;

♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией;

♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в установленном порядке;

♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие - с момента назначения их на соответствующую должность.

2. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу­цию РФ и законы страны.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм.

3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для осуществления государственной власти и наделенные государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию.

Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные. Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным государственным устройством.

Более детальным является деление органов исполнительной власти по организационно-правовым формам. Это правительство, министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и др.

По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на:

Органы общей компетенции - например, правительства и администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах управления на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.

Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.

Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко­водителю.

Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России.

Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.

Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и изданные на ее основе законы и подзаконные акты.

Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являются Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и иные федеральные органы исполни­тельной власти. В систему субъектов административных правоотношений входят также органы местного самоуправления.

4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.

Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:

Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации.

Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.

Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.

Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.

Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.

Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.

Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.

Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите субъекты административного права.

2. Дайте определение административной правоспособности.

3. Дайте определение административной дееспособности.

4. Каковы права и обязанности граждан в сфере государственного управления?

5. Дайте определение органов государственной власти.

6. На основе каких принципов построена система органов государственной власти в РФ?

Административные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами административного права. В этих правоотношениях реализуются права и обязанности, и они являются взаимными и установленными нормами административного права.

По характеру управления административные правоотношения подразделяются на:

1. Внутриаппаратное управление (простое внутреннее) – отношения, связанные с построением органов исполнительной власти, службы в этих органах.2. Внешнее управление – отношения с частными лицами (организациями, физическими лицами)

По связи с иерархией или по наличию иерархии в отношениях:

1. Субординационные (отношения подчиненности)2. Координационные (соупорядочение).

Соподчинение – это подчинение на равных правах и обязанностях двух или более субъектов нижестоящему органу.

Состав административных правоотношений:

— субъекты административных правоотношений;- объекты административных правоотношений (то, на что направленны права и обязанности субъектов). Эти права и обязанности называются формальным содержанием правоотношений. Объект – поведение обязанного.

Особенности административных правоотношений:

1. По волевому характеру (административные правоотношения – это отношения власти-подчинения или властноотношения). Это предполагает, что возникать они могут по инициативе лишь одной стороны; согласие второй стороны правоотношений не обязательно.2. По значению правоотношений (административное право – отрасль публичного права, и административные правоотношения направлены на удовлетворение публичных, а не частных интересов).


Ключевые слова: административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений.

The article reveals the essence of the definition “subjects of administrative law” from the standpoint of the science of administrative law; highlighted the features of subjects of administrative law; types of subjects of administrative legal relations are defined; the essence of administrative legal personality, administrative legal capacity, legal capacity and delictual capacity is disclosed; considered the features of the legal status of various subjects of administrative legal relations.

Keywords: administrative law, administrative legal relations, subjects of administrative legal relations, administrative legal personality, administrative capacity, administrative capacity, private subjects of administrative legal relations, public subjects of administrative legal relations.

Административное право отличается сложной системой субъектов административных правоотношений, состав и положение которых постоянно модернизируются под влиянием изменений, происходящих в обществе. К примеру, в последние годы появились такие новые субъекты, как иностранные агенты, публично-правовые компании, саморегулируемые организации и пр. При этом изучение субъективного состава является основополагающим при исследовании любой отрасли права. В. М. Манохина справедливо отметила, что эффективность отраслевых норм находится в прямой зависимости от качества знаний о субъекте правоотношений, регулируемых ими [10, с. 188].

Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект. С позиции научной литературы под субъектами понимаются физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные органы, которые в силу положений нормативных актов наделены способностью иметь и осуществлять права и обязанности (т. е. субъекты наделены правосубъектностью).

С. С. Алексеев выделяет два основных признака субъекта права [4, с. 320]:

1) субъект права — это лицо, выступающее участником общественных отношений, которое в силу своих особенностей может выступать носителем субъективных прав и обязанностей;

2) субъект права должен обладать реальной возможностью участвовать в правоотношениях.

К субъектам административных правоотношений относятся:

1) лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

2) общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

3) представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

В науке административного права субъекты административных правоотношений принято объединять в три группы [12, с. 175]:

1) Индивидуальные субъекты (физические лица);

2) Коллективные субъекты (юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и пр.);

3) Специальные субъекты.

При этом существуют и иные взгляды на классификацию субъектов административных правоотношений. К примеру, А. Б. Агапов выделяет индивидуальные и корпоративные субъекты (публично-правовые и частноправовые участники) [5, с. 186]. Т. Б. Макаров говорит о необходимости классификации субъектов административных правоотношений, исходя из их правового положения в механизме государственного управления [8, с. 43].

Также в качестве основания классификации субъектов административного права рассматривают их правовое положение в системе публичного администрирования [7, с. 17]. Поэтому, по мнению А. М. Волкова, разумнее говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, выделяя две основные группы субъектов административных правоотношений: публичные (властные) субъекты и частные (невластные) субъекты [6, с. 210].

Субъекты административных правоотношений становятся элементами административно-правовых отношений и приобретают административную правосубъектность в разное время. Так, российские граждане обладают им с рождения. Иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения государственной границы Российской Федерации. Юридические лица приобретают административную правосубъектность после регистрации в установленном порядке. Государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения на должность.

В качестве частных лиц в аспекте административных правоотношений выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, не подчиняются публичной воле. Потому к категории частных лиц не относят должностных лиц. Д. М. Овсянко видит главную особенность, характеризующую граждан как участников административно-правовых отношений, в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные права и обязанности в сфере исполнительной власти [12, с. 175].

Административно-правовое положение частных лиц зависит прежде всего от объема и характера их административной правосубъектности, которая включает три основных элемента: административную правоспособность и дееспособность, а также деликтоспособность. Административная правоспособность представляет собой признаваемую законом возможность физического лица быть субъектом административного права, иметь права и обязанности в рамках административных правоотношений. Если речь идёт о гражданах Российской Федерации, то возникает правоспособность с момента рождения и прекращается смертью лица. В научной литературе правосубъектность рассматривается как способность лица иметь и осуществлять предоставляемые ему права и обязанности. Г. И. Петров отмечал, что основанием правосубъектности является государственная воля, которая получила выражения в соответствующем акте государственной власти [9, с. 54]. К. К. Лебедев понимает под административной правосубъектностью признание субъектов данного вида участниками общественных отношений, регламентируемых нормами административного права, и наделение их способностями к определенной, в данном случае административной, деятельности [8, с. 47].

Административная дееспособность предполагает способность личными действиями приобретать права и обязанности в рамках административных правоотношений, осуществлять их, а также нести личную ответственность за правонарушения.

Стоит отметить, что, если правосубъектность частных лиц характеризуется правоспособностью и дееспособностью, то в случае с публичными лицами она определяется компетенцией. Под компетенцией при этом необходимо понимать объем государственно-властных полномочий, которым было наделено конкретное звено системы органов государственного управления. Компетенция закрепляется в соответствующих положениях, утверждённых в установленном порядке.

Сущность общей административной правоспособности органа государственного управления заключается в его способности самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций [10, с. 190]. Для органа государственного управления со специальной административной правоспособностью присуще предоставление ему особых полномочий, соответствующих возлагаемым на него задачам.

Административная деликтоспособность представляет собой способность субъекта административно-правовых отношений лично нести юридическую ответственность за совершенное административное правонарушение. Административная деликтоспособность физического лица зависит от двух факторов: вменяемости и возраста. В то время как административная деликтоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется датой оформления нормативных документов и открытия права гражданина, являющегося ИП.

В зависимости от того, к какому из видов относится субъект различаются права и обязанности, которыми он наделяется. Так, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закрепляются в Конституции РФ. В административной науке они подразделяются на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные определяют положение гражданина в социальной структуре и являются базовыми (право на жизнь, запрет на принудительный труд и пр.). Адекватные права и обязанности взаимосвязаны с теми сферами, в которых данные права и обязанности возможно реализовать (личные права и обязанности, социально-экономические права и пр.).

При этом субъекты административно-процессуальных правоотношений наделены определенным общим административно-правовым статусом, т. е., вступая в отношения даже процессуального характера, они реализуют свои права, определенные нормами материального административного права. А, к примеру, процессуальный статус субъектов административно-процессуальных правоотношений является производным от общего административно-правового статуса и предусматривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуальных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) // Российская газета. № 49. 11.03.2015.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
  4. Алексеев С. С. Общая теория права: в двух томах. — Москва, 1981. — 361 с.
  5. Волков А. М. К вопросу о субъектах административного права // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2016. — С. 176–186.
  6. Волков А. М. Проблемы и противоречия современного административного законодательства // Административное право и процесс. — 2014. — № 6. — С. 210–218.
  7. Волков А. М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий // Административное право и процесс. — 2012. — № 12. — С. 16–21.
  8. Лебедев К. К. Понятие о содержании хозяйственной правосубъектности. — Свердловск, 1985. — 145 с.
  9. Муза О. В. Особенности административной процессуальной правосубъектности // Журнал российского права. — 2013. — № 11. — С. 52–57.
  10. Собалева Ю. Н. К вопросу о понятии субъекта административного права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015. — № 4 (105). — С. 188–192.
  11. Хасанова Л. Р. Административная правосубъекность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов административного права // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. — 2016. — № 5. — С. 189–192.
  12. Ястребова О. А. Публичный субъект и частный субъект административного права // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 1. — С. 175–176.

Основные термины (генерируются автоматически): субъект, правоотношение, административная правосубъектность, государственное управление, административная правоспособность, лицо, обязанность, гражданин, орган, Российская Федерация.

Ключевые слова

административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений

административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений

Похожие статьи

Проблемы определения понятия.

Элементами системы административно-пропроцессуальной правосубъектности являются: административная процессуальная правоспособность

Административно-процессуальная правосубъектность также закрепляет круг лиц, которые могут быть субъектами прав и.

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Понятие и содержание административно-правового статуса.

Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность их прав и обязанностей

Любое предприятие и учреждение, являющиеся субъектом административно-правовых отношений, обладает соответствующим.

Правовой статус субъектов административных.

Правовой статус субъектов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации.

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного.

административно-правовой статус, административно-публичная сфера, юридическое

полномочий от органов государственной власти субъектов РФ — в этом и заключается суть

В большинстве субъектов Российской Федерации понятие административных комиссий.

Концепция гражданско-правовой ответственности.

Проблемы правосубъектности государства как участника.

Одни авторы полагают, что Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации и

Государственно-правовое образование соответствующего уровня должно самостоятельно

4. Пятков Д. В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации.

Послереволюционные взгляды на категорию гражданской.

Гражданская правоспособность после 1917 года была существенно расширена по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Однако необходимо отметить, что в содержание гражданской правоспособности не входили право собственности на землю, право.

Правовой статус сотрудника полиции | Статья в журнале.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей; особый порядок.

Читайте также: