Кто может быть субъектом административных правоотношений кратко
Обновлено: 06.07.2024
2. Физические лица как субъекты административных правоотношений.
3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений.
4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.
1. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
· общественные (негосударственные) объединения;
· служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;
· представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
Как видно, субъектами административно-правовых отношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством - обладанием административной правосубъектностью, позволяющей различать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:
♦ российские граждане - с момента рождения;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией;
♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в установленном порядке;
♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие - с момента назначения их на соответствующую должность.
2. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конституцию РФ и законы страны.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм.
3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для осуществления государственной власти и наделенные государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию.
Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные. Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным государственным устройством.
Более детальным является деление органов исполнительной власти по организационно-правовым формам. Это правительство, министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и др.
По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на:
Органы общей компетенции - например, правительства и администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах управления на подведомственной территории.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.
Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.
Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.
Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России.
Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.
Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и изданные на ее основе законы и подзаконные акты.
Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являются Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В систему субъектов административных правоотношений входят также органы местного самоуправления.
4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями.
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.
Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:
Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации.
Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.
Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.
Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.
Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.
Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.
Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.
Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите субъекты административного права.
2. Дайте определение административной правоспособности.
3. Дайте определение административной дееспособности.
4. Каковы права и обязанности граждан в сфере государственного управления?
5. Дайте определение органов государственной власти.
6. На основе каких принципов построена система органов государственной власти в РФ?
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект , в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно.
Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.
Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:
- органы исполнительной власти;
- предприятия, учреждения, организации;
- государственные служащие (должностные лица);
- граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Оглавление
- Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
- Источники административного права
- Функции административного права
- Понятие и метод административного права
- Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права
- Субъекты административного права: понятие и виды
- Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
- Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
- Понятие управления как сферы применения норм административного права
- Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и.
- Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности
- Структура сферы деятельности исполнительной власти
- Контрольная общегосударственная деятельность
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Субъекты административного права: понятие и виды
Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
— административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
— административная правоспособность и дееспособность субъекта;
— основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Административная правоспособность — это проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
Часто административная право — и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т. е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.
Государственные организации как субъекты административного права:
— органы исполнительной власти (государственного управления);
— государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);
— структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права:
— общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
— органы местного самоуправления;
— частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.
Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты. Субъекты административно-правового отношения – это индивиды (физические лица) и организации (коллективные лица), выступающие в качестве носителей предусмотренных административным законодательством прав и обязанностей. Субъектами административных правоотношений могут являться:
• иностранные граждане и лица без гражданства;
• государственные органы, их структурные подразделения, предприятия и учреждения;
• служащие государственных органов власти, предприятий и учреждений, а также служащие общественных объединений, коммерческих организаций;
• представители общественных формирований.
Для того чтобы лицо рассматривалось в качестве субъекта административно-правового отношения, оно должно обладать административной правосубъектностью. Так, административная правосубъектность у граждан России наступает с момента рождения, у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений – с момента регистрации, у государственных и общественных служащих – с момента вступления в должность.
Объект регулирования административно-правовых норм – это то, по поводу чего возникает противостояние, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. В юридической литературе различают общий объект и непосредственный. Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами. Непосредственным объектом выступают:
• поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;
• материальные блага (вещи, ценности);
• нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство);
• продукты духовного творчества (произведения литературы, живописи, музыки, изобретения);
• ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя и т. п.).
Юридический факт – это конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. Юридические факты, как правило, возникают в результате активно выраженного действия (пассивного бездействия). В любом случае действия или бездействия связаны с волей человека. Такие факты называются волевыми. Например, большинство административных правонарушений является результатом активных волевых действий, а ст. 5.35 КоАП расценивает как правонарушение невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию детей, являющееся результатом бездействия.
По характеру юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Например, приказ о назначении на должность, о повышении должности, о присвоении звания или подача жалобы гражданином.
Административно-правовые отношения могут возникать и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Юридические события являются не волевыми юридическими фактами, то есть не зависят от воли людей и влекут правовые последствия (например, рождение человека, достижение административно ответственного возраста – 16 лет, стихийные бедствия, смерть и т. п.).
В юридической литературе выделяют еще и юридический (фактический) состав. Состав – это сложные, комплексные факты (жизненные обстоятельства), влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Для возникновения административного правоотношения требуется не одно, а несколько обстоятельств. Так, ст. 39 КоАП определяет, что административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности граничат с преступлениями. При принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должны быть выявлены следующие обстоятельства (условия): не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет; достиг ли гражданин, совершивший проступок, совершеннолетия; не является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, инвалидом первой или второй группы. Именно поэтому сам факт правонарушения, хотя и содержащий все признаки состава административного проступка, не может служить основанием наложения административного ареста в силу обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 39 КоАП.
Читайте также: