Кто из психологов создал школу групповой динамики

Обновлено: 02.07.2024

Тем не менее на протяжении веков философские рассуждения о человеке были преимущественно обращены именно к этой абстракции - индивидуальности, отдельно взятому человеку. Группа людей представала лишь как некая арифметическая сумма индивидуальностей. Специфика ее влияния на конкретного человека, особенности внутригрупповых и межгрупповых отношений почти не привлекали внимание исследователей. Хотя историки социальной психологии ухитряются проследить истоки своей науки со времен античности, сделать это им намного труднее, чем историкам общей психологии. Ведь на так называемом донаучном этапе развития психологии, длившемся тысячелетия, предметом изысканий, а скорее - рассуждений, выступала либо (вначале) душа, субстанция сугубо индивидуальная, либо (позднее) - сознание, причем не общественное (об этом заговорили много позже), а личное.

Малые группы

Групповое взаимодействие

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению группового взаимодействия.

Так, в одном из исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость решения задач и т. п. При более детальном анализе, правда, было установлено, что результаты зависят также и от характера деятельности.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы как таковой: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе, сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик. Кроме того, обозначились специфические углы зрения на малую группу для социологии, социальной психологии и общей психологии.

Социальный подход

С точки зрения теоретических оснований в социальной психологии второй половины XX в. можно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившихся в руслах трех различных исследовательских подходов:

Хоторнские эксперименты

Школа "групповой динамики" К.Левина

Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Деятельностный подход

Групповая психотерапия

Особая область психологии групп - сугубо прикладная, существующая преимущественно в рамках психотерапии. Ее истоки можно проследить, начиная с опытов Франца Месмера, которого иногда называют творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой. В дальнейшем многие выдающиеся врачи и ученые использовали различные психотерапевтические методы в группе больных, обосновывая целесообразность и эффективность такого подхода. Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был американский врач Дж. Пратт, который в 1905 г. впервые организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт рассматривал группу как наиболее удобный способ информирования пациентов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях, способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно терапевтических возможностей. В дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в возникающих в группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодолению пессимизма и ощущения изоляции.

Практически все психотерапевтические направления XX века так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в развитие групповой терапии. Особое место в этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, А. Адлер обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациента в неправильной системе ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции.

Гумманистическое направление

Среди представителей гуманистического направления особое место занимает Карл Роджерс. Выделяя в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию, безусловное положительное принятие и аутентичность, Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия. Роджерс считал, что огромный интерес к групповому движению, проявившийся с середины 50-х и особенно в 60-е годы, и его растущая популярность связаны с растущей дегуманизацией культуры, когда о человеке как о личности речь не идет лишь его общественное и материальное положение, и с ростом благосостояния, позволяющим индивиду заняться своими психологическими проблемами.

Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:

1) социометрическое;

2) социологическое;




Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии

Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:

1) социометрическое;

2) социологическое;

Французский социальный психолог Густав Лебон первым начал изучать поведение больших групп.

В 1910-1920-е годы — В.М. Бехтерев, М.В. Ланге (Россия), В. Мёде (Германия), Ф. Ол-порт (США) пришли к сходным выводам. Когда люди находятся в ограниченном пространстве и общаются между собой, это изменяет результаты деятельности каждого из них.

Важные выводы Хоторнского эксперимента

Психолог Элтон Мэйо в 1924-1936 г.г. провел свои знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе них был сделан ряд важных открытий.

Во-вторых, он доказал, что кроме формальной структуры в организации, существует и неформальная. Она оказывает большее влияние на членов группы, чем формальные регламенты поведения.

В-третьих, он открыл, что каждая группа вырабатывает свои, внутригрупповые нормы поведения и свою внутригрупповую мораль. Мораль и нормы, формируемые внутри неформальной группы, диктуют человеку, как ему поступать по отношению к другим членам группы. А также к тем людям, которые в его группу не входят.

Сейчас все это кажется очевидным, но в то время это был огромный прорыв в изучении группы и групповых процессов.

К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др.

Системные исследования групповой динамики

В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан центр по исследованию групповой динамики. Основными задачами Центра были изучение закономерностей групповой динамики, их теоретическое обобщение. А также развитие методов изменения жизни групп.

В начале 1947 года К. Левин при поддержке правительства основал Национальные тренинговые лаборатории в Бетеле (штат Мэн) — организацию, которая, как планировал ученый, должна была заниматься переобучением лидеров государства.

В 1948 г. был создан центр по изучению групповой динамики в Мичиганском университете.

Взаимосвязь групповой динамики и продуктивности

В 1940 – 1960-е г.г. английский психоаналитик, один из виднейших теоретиков психологии групп и групповой психотерапии Байон (Bion W. R.) , изучил влияние групп на продуктивность людей.

Он описал поведение людей на одном из этапов групповой динамики. Но сделал общие выводы о группе в целом, не учитывая особенности поведения людей на разных этапах групповой динамики.

Он писал, что в группах у людей проявляется нерациональность поведения, интеллектуальная скудость в разговоре, неспособность к критическим суждениям. И такое поведение было совершенно нехарактерным для индивидуального поведения этих же людей.

Выделение этапов групповой динамики

В 1965 г . Б. Такмен (Tuckman) предложил двухмерную или двухфакторную модель. Она явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп.

Б. Такмен описал динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа. А именно: наличие двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры). А также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности к ним относятся стадии:

В сфере деловой активности Б. Такмен выделял:

Но Б. Такмен не раскрывает связь этих двух сфер, как они влияют друг на друга. Какая из них первична, а какая вторична на каждом из этапов групповой динамики не понятно. Он пишет только, что их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но как реально соотносятся обе сферы, какая из них генетически является первичной, основной? Ответ на этот вопрос у Б. Такмена отсутствует.

В 1977 г. Б. Такмен с М. Йенсеном (Tuckman & Jensen) продолжил анализ исследований группового развития. Он пришел к заключению о справедливости предложенной ранее схемы, дополнив ее еще одной (пятой по счету) стадией, получившей название — прекращение деятельности. Речь идет о свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы.

Т.Ю. Базаров, используя модель Б. Такмена, выделил следующие стадии группового развития:

  1. Адаптация . Этап взаимного информирования и анализа задач. На данном этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, поиска взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность группы на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.
  2. Группирование . Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи. Выявляется несовпадение личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп.

Происходит объединение всех членов подгруппы вокруг ее лидера. Это может послужить причиной некритичного восприятия лидера со стороны отдельных членов группы.

В 1974 г. Г. Стенфорда и А. Роарка (Standford & Roark), опираясь на концепцию Б. Такмена, изучали развитие школьного класса. Ими выделялись следующие семь стадий группообразования.


— цели группы;
— нормы группы;
— позиция ведущего;
— структура группы и проблема лидерства;
— сплоченность группы;
— фазы развития группы.

ЦЕЛИ ГРУППЫ

Они зависят, с одной стороны, от того, в какую более общую систему деятельности включена группа, а с другой — от методологической ориентации разработчика программы личностных особенностей группы.
Например, цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование уже имеющихся и приобретение новых коммуникативных навыков; цель групп сензитивности — развитие навыков социальной чувствительности и взаимопонимания; цель балинтовских групп — оказание и получение профессиональной поддержки от коллег-психологов, обмен опытом работы и т.д.
Ведущий, наряду с явными, декларируемыми целями, может преследовать свои, скрытые цели, осознаваемые им в разной степени. Наличие скрытых целей может принести участникам группы значительный вред, поэтому ведущий должен ясно осознавать свои личностные особенности, потребности и проблемы, с тем чтобы минимизировать их влияние на групповой процесс или же использовать их в качестве союзников. Иными словами, ведущий группы должен быть психотерапевтически проработан и иметь опыт работы в группе в качестве участника.

НОРМЫ ГРУППЫ

ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО

Определяется целями группы и личностным стилем руководителя. При этом чем более структурирован групповой процесс, тем более директивен ведущий.
Директивный стиль руководства характерен для групп поведенческого тренинга, направленных на приобретение конкретных навыков.
Кратохвил описывает пять основных ролей группового психотерапевта, которые применимы и к другим направлениям групповой работы:

— лидер — открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы;
— аналитик — ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников;
— комментатор — время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы;
— эксперт — о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют;
— аутентичная личность — ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства.

Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач.

ПОЗИЦИЯ УЧАСТНИКА

Участники группы также могут занимать разные позиции. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндлера:

— лидер — побуждает группу к действиям, ведет за собой;
— эксперт — имеет какие-то знания или навыки, которые вызывают уважение, анализирует, высказывает собственное мнение;
— конформист — пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лидером;
— аутсайдер — отстает от группы в силу слабых способностей или страха самовыражения;
— оппозиционер — противник, активно выступающий против лидера.

Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как правило, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми в различных жизненных ситуациях.

СПЛОЧЕННОСТЬ

Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.
К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. Развитию сплоченности уделяется особое внимание, поскольку она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для стимулирования сплоченности используют специальные психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных положительных или отрицательных эмоций. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.
Следует помнить, что важно поддерживать динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув значимых групповых целей. Поэтому в ряде случаев сплоченность можно рассматривать как сопротивление изменениям, которое нуждается в специальном осознании и проработке.

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Это периоды групповой деятельности, отличные друг от друга позициями и чувствами участников, определяющими психологическую атмосферу в группе.
Обычно выделяют три фазы развития группы.

Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.

Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности.
По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит три фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а затем постепенно с позиции руководителя переходит на позицию наблюдателя.
В кратковременных группах (8—18 часов) трудно в полной мере отследить эволюцию фаз групповой работы. В более продолжительных группах, особенно ориентированных на личностное развитие участников, эти фазы наблюдаются достаточно четко.
Наш опыт проведения различных тренинговых групп показывает, что законы групповой динамики по-прежнему действуют. На них не влияют ни погода, ни изменение политической ситуации. С одной стороны, это дает ощущение стабильности, а с другой — сообщает о том, насколько сильно мы зависим от кого-то. Есть над чем подумать.

Положения: были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны оригинальные методики, кот. работают и в новых теоретических рамках. С другой стороны, весь теоретический контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

Групповая динамика – это:

– направление исследования малых групп в СΨ (школа Левина)

– методики изучения малых групп (разработаны в ней же)

– совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии

Определение группы, ее характеристики (в т.ч. групповые процессы).

Изучение процессов, происходящих в жизни группы, является главной задачей СΨ.

Здесь психологов интересует, что происходит в группе:

· как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе (ибо здесь создается чисто конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов)

· каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, которые формируются в больших группах;

· как активность личности в группе реализует усвоение этих установок

как развивается группа:

· образование малых групп

· процессы лидерства и принятия групповых решений

Образование малых групп:

неформальные группы образуются по инициативе участников

формальные группы задаютсявнешними факторами, например, условиями развития какого-либо социального института; здесь же образуется система предписаний относительно структуры группы, распределения статусов и ролей, цель деятельности

Все динамические процессы обеспечивают эффективность групповой деятельности.

– удовлетворенность членов группы трудом в группе

– удовлетворенность межличностными отношениями

– общественная значимость задачи

В ответ входят: феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство, принятие группового решения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: