Кто и как строил гиганты индустрии в ссср кратко

Обновлено: 07.07.2024

Неужели американские инженеры невольно помогли Советскому Союзу подготовиться к холодной войне? Почему первые заводы Сталинграда напоминали американские заводы, такие как крупный завод в Ривер-Руж-Форд?

Это был 1929 год, и главный инженер-строитель Джон Колдер объехал строительную площадку, он наблюдал, как завод International Harvester в Милуоки строится снова и снова - только на этот раз он был вдвое больше и находился на окраине Сталинграда, СССР.

К примеру, Сталинградский машиностроительный завод спроектирован и произведен США, и на 110 кораблях его доставили в СССР, где его и собрали американские инженеры. Этот завод был построен так, что его можно было легко перепрофилировать под производство военной техники – именно на нем были построены первые танки.

Официально Сталинградский, Челябинский и Харьковский заводы были предназначены для производства тракторов, точных копий американских моделей, таких как International Harvester 15-30.

Вслед за ним компания Austin сделала "под ключ" ГАЗ (Горьковский автомобильный завод).

Завод АЗЛК проектировали инженеры Форда, делали по подобию своих работающих заводов.

Но в США делали для СССР не только заводы - "Днепрогэс" так же была спроектирована и отстроена Cooper Engineering Company (и немецкой Siemens).

Металлургический комбинат Магнитка — был полностью скопирован и введен в эксплуатацию, как такой же комбинат в США - в г. Гэри.

Хотя о сотрудничестве почти забыли, данные свидетельствуют о том, что более 1200 американских архитекторов, инженеров, дизайнеров и мастеров сделали советскую промышленную революцию. Всего за три года они построили более 500 заводов, обучили более 3000 советских сотрудников и привезли домой опыт, который им еще предстоит полностью понять.

Советский Детройт

В своем первом пятилетнем плане Сталин представлял себе промышленно развитую, экономически самодостаточную нацию, которая функционирует независимо от глобального капитализма. Но он начинал сельского хозяйства и промышленности, настолько слаборазвитого, что достижение этих целей требовало огромных ресурсов. Поэтому он пошел к экспертам: американским предпринимателям, которые сделали США промышленным гигантом.

Тогда компания Albert Kahn Associates была очевидным выбором. Его просторные, огнестойкие заводы стали обязательными для показа советским делегациям, путешествующих по США. Фирма была самой плодовитой в стране, во многом потому, что Кан для повышения эффективности, применил модульные конструкции, в которых можно было заменить недорогие компоненты. В зависимости от местных условий строительства, этот подход идеально подходил для страны, которой нужно было быстро построить много заводов.

По всей стране Сталин создавал участок за участком для железных дорог, заводов, зеленых насаждений и жилья. Челябинский тракторный завод в Сибири занимал около 1000 гектар земли и протяженностью более 7 км, построенных из американской стали. Вскоре под принуждением правительства работало все трудоспособное население – и милиционеры, профессора и даже дети трудились бесплатно, чтобы построить еще один тракторный завод в Харькове. И эти стройки вдохновляли советских градостроителей: если фабрики могут производиться практически серийно, почему не целые города?

Конечно, рядом с заводами начались и стройки жилых домов и целых городков для рабочих. В архитектурных разработках этих строек так же учувствовали американцы и немцы. Эрнст Май — немецкий архитектор принял участие в проектировании 20 советских городов для рабочих

Всего же с помощью американских и немецких инженеров за две пятилетки лет было построено около 1500 промышленных объектов – заводов, фабрик, комбинатов!

Почти 100 тысяч инженеров, техников и строителей создавали советскую промышленность. Обучили около 280 тысяч советских рабочих и специалистов, для работы на новых заводах и фабриках. Более 100 зарубежных компаний приняли участие в поставках оборудования для советской промышленности.

На самих стройках использовались сотни тысяч заключенных из тюрем – которые выполняли основные строительные работы.

Но даже такие отношения вскоре развалились из-за условий продления контракта - Сталин хотел заплатить Кану рублями. Или, возможно, Советский Союз больше не нуждался в Кане. Теперь у СССР был собственный состав молодых экспертов, обученных Каном, и модульные планы заводов. Из них они построили, по оценке фирмы Kahn, еще тысячи фабрик. Последствия разногласий были немедленными и глобальными. Но уже конце 1930-х первые танки СССР сошли с конвейеров на усиленных этажах Челябинска, Сталинграда и Харькова.

Холодная война заслонила эту историю, потому что США невольно помогли создать советскую промышленность и усилило в военном отношении, ведь танки с этих заводов сыграли решающую роль во Второй мировой войне.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Анатолий Степанович Фисенко-архитектор советской индустриализации

В 1929—1935 годах работал главным архитектором Госпроектстроя, а после его реорганизации — Госпроектсроя-1 и Промстройпроекта и главным инженером его московского отделения; вёл проектирование крупнейших машиностроительных и металлургических заводов СССР — Магнитогорского, Кузнецкого, Нижнетагильского металлургических комбинатов, Днепростали, Азовстали, Краматорского машиностроительного завода, Харьковского и Челябинского тракторных заводов, реконструкции завод ЗИЛ и Горьковского автозавода и других.

На основе технологии ускоренного проектирования американского архитектора Альберта Кана разработал метод поточно-конвейерного проектирования.

История советской промышленной архитектуры почти никогда не упоминала вместе имен Анатолия Фисенко и Альберта Кана. Несмотря на то, что технология ускоренного проектирования Альберта Кана, переработанная под руководством Анатолия Фисенко в метод поточно-конвейерного проектирования Госпроектстроя, а также разработанные здесь же основополагающие конструктивные решения и схемы компоновки промышленных узлов, а также принципы проектирования генеральных планов заводов-гигантов, оказались решающими для выполнения планов первых пятилеток и базовыми для нескольких последующих десятилетий.Именно на плечах Анатолия Степановича лежала гигантская по объему организационная работа, с которой он блестяще справился, осуществив ее в кратчайшие сроки и параллельно с выпуском огромных массивов проектной документации.

В отечественной литературе, посвященной истории промышленной архитектуры, практически никогда не освещалась роль архитекторов в формировании советского военно-промышленного комплекса. Считается о том, что автомобильные, тракторные, вагоноремонтные, локомотивные и др. заводы проектировались исключительно как автомобильные, тракторные, локомотивные и вагоноремонтные. За годы советской власти привычным для многих советских людей и уже не особо привлекающим внимание, стало знание о том, что на каждом из заводов мобилизационными планами предусматривался переход на выпуск военной продукции.

Анатолий Степанович был профессионалом. Профессионалом высочайшего класса. Для страны большой удачей стало то, что именно такого человека руководство ВСНХ назначило на этот важнейший пост. Благодаря его организационному таланту и интеллектуальным усилиям американский опыт был всесторонне осмыслен в рамках коллектива Госпроектсроя-1 — адаптирован к советским условиям, переработан, применительно к российскому менталитету, приспособлен к техническим возможностям отечественного строительного комплекса, переведен в нормали и нормативы, зафиксирован в стандартах проектных решений, отжат до оптимальных комплектов чертежей, переведен в типоразмеры конструктивных элементов и принципы их сборки в целое, привит конкретным людям …. Анатолий Степанович сформировал основы всей системы промышленного проектирования в СССР. Хотя и изначально об этой задаче не подозревал, и потом, никогда не осознавал себя в подобной роли.

Кстати, после этого, иностранные архитекторы оказываются ненужными и неуместными, особенно в ходе дальнейшего развертывания ВПК. Поэтому от их услуг, фактически, одновременно (по команде свыше) отказываются Металлостройпроект, Союзстандартжилстрой, Востоксоюзстрой, Союзтранстехпром и др. организации.

Архитектурное проектирование промышленных предприятий: (Учебник для вузов) / Ред.: С. В. Демидов, А. С. Фисенко, В. А. Мыслин и др. — М.: Стройиздат, 1984. — 392 с.

О 5-летнем плане было впервые заявлено на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года. Затем он был утвержден на V съезде Советов СССР в мае 1929 года. После этого Первый пятилетний план стал концепцией "Великого перелома".

И началась настоящая битва за сверх-ускоренную модернизацию всей огромной страны.


Назовем лишь крупнейшие стройки Первой пятилетки - гиганты советской индустрии:
Вот они, краса и гордость молодой Советской державы:
ДнепроГЭС
Магнитогорский металлургический комбинат в Челябинске
Сталинградский тракторный завод (СТЗ)
Харьковский тракторный завод (ХТЗ)
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ)
Горьковский автозавод
Московский автозавод
Нижегородский автомобильный завод (будущий ГАЗ)
"Ростсельмаш"- гигантский комбайновый завод в г. Ростов
Керченский металлургический завод
Мариупольский трубный завод
Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения
Новокузнецкий металлургический комбинат
Московский электрозавод
Московский шарикоподшипниковый завод
"Уралмашзавод" в Свердловске (Екатеринбург)
"Запорожсталь" (Металлургический комбинат в г. Запорожье)
Беломоро-Балтийский канал
Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб)

Были заново созданы целые новые отрасли:
автомобильная
тракторная
сельскохозяйственное машиностроение
авиационная
станкостроение
химическая промышленность
черная металлургия.
Была создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс (первая - Донбасс).
Впервые в России стали производить промышленный азот, синтетический каучук, искусственное волокно. Новые отрасли оснащались передовой, в основном импортной (немецкой и американской) техникой: импорт составлял до 80% машин и оборудования новых предприятий.

Смычка Турксиба



Строительство Днепрогэс

Производство металлорежущих станков и тракторов выросло в десятки раз, электроэнергии - на порядок.
Производство угля, нефти, чугуна, стали, цемента - в 3-5 раз.
К концу 30-х годов СССР стал первой страной в мире по молодости станочного парка.
В мире в то время было только две страны, способные производить любой вид продукции из всех доступных в то время человечеству - это СССР и США.
СССР продемонстрировал способность к колоссальному, можно сказать, беспрецедентному экономическому росту - нигде и никогда в мире индустриализация не знала подобных темпов.
К примеру, наращивание объемов производства чугуна происходило втрое быстрее, чем в Германии или США:
- для утроения объемов выплавки чугуна (с 4,3 до 12,5 млн. т.) СССР понадобилось 6 лет (1929-1935);
- для утроения объемов выплавки чугуна США в свое время (с 1881 по 1899) понадобилось 18 лет;
- для утроения объемов выплавки чугуна Германии понадобилось 19 лет (с 1882 по1907).
Все, что было намечено в Первом пятилетнем плане, было выполнено раньше намеченного срока - не за 5 лет, а за 4 года и 3 месяца. И это несмотря на неимоверно тяжелые условия труда, практически полное отсутствие механизации, малый размер оплаты труда.
В то же время решались и социальные задачи. Главное - была окончательно ликвидирована безработица в стране. А также введен 7-часовой рабочий день.

Два слагаемых успеха

Любая модернизация невозможна без двух вещей. Во-первых, в страну должен прийти капитал. И он не берется из воздуха. Либо мы сами его зарабатываем, либо берем деньги в долг. Во-вторых, кто-то более умный должен поделиться опытом. То есть приехать к нам в страну и построить завод, а также научить наших инженеров. Дешевой рабочей силы в стране хватало. А вот грамотных инженеров было недостаточно. Значит, знание, умение и, самое главное, технологии надо было брать из-за бугра.

Заводы, построенные с помощью иностранцев


Версальский мир нам в помощь

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно (см. графику). После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Да здравствует Великая депрессия!

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Американцы и немцы построили бы в СССР еще больше заводов. Но у Союза в 1932 году начала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. И Сталин решил: мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Советские чиновники под различными (часто надуманными) предлогами разрывали контракты с иностранными фирмами. Русские очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты. К примеру, первую домну Магнитки выкладывали 2,5 месяца полностью под присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше трех недель. И помощь западных ­спецов уже не пригодилась.

Всем - спасибо, все - в концлагерь

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием. Другими словами, Сталин поставленную цель выполнил. Но вот какой ценой?

- С политической точки зрения Сталин был очень прагматичным человеком, - говорит Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. - Специально была создана легенда, что мы сами провели индустриализацию. Мол, мы такие умные и великие, но нам пришлось пойти на огромные жертвы. На самом деле все было не совсем так.

7 Мотор М-25 для истребителя И-15

Как Сталин индустриализацию проводил

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: