Кто должен проводить социально психологическое тестирование в школе

Обновлено: 05.07.2024

Тестирование на наркотики — одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ.

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

  • тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;
  • тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированныхсогласий в письменной форме об участии в тестировании.

Тестирование проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.

По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.

Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:

Примечание. Минобрнауки РФ разработаны проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.

В основе теста лежит опросник Кеттела — один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет в том числе выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка).

При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий — степень принятия моральных норм.

У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий — ненормативность поведения.

В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:

— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

Тестируемым предлагается при ответах на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:


Тестирование будет ежегодно проводиться среди учащихся в возрасте от тринадцати лет, начиная с 7 класса. Для участия в нём необходимо информированное согласие в письменной форме – самого учащегося, если ему больше пятнадцати лет, либо одного из родителей или другого законного представителя ребёнка младше этого возраста.

В рамках тестирования учащиеся письменно ответят на вопросы, цель которых – определить вероятность их вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

На базе результатов тестирования будут планироваться дополнительные профилактические меры. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также рекомендуется информировать о результатах местную антинаркотическую комиссию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Статья.doc

Как проводить социально-психологическое тестирование школьников по новому порядку

Изменился порядок социально-психологического тестирования школьников. Теперь директор обязан проводить тестирование каждый год. О том, как это сделать в 2018/19 учебном году, узнайте из данной публикации. Можно воспользоваться памяткой для директора по организации тестирования и образцом приказа о его проведении.

По обновленному порядку учредитель формирует календарный план социально-психологического тестирования на каждый учебный год, а директор обязан ежегодно проводить тестирование ( приказ Минобрнауки от 16.02.2018 № 104 ). В данной публикации – ответы на вопросы директоров, которые помогут организовать тестирование в новом учебном году, образец приказа о проведении и памятка для директора. Порядок действий директора смотрите в памятке.

Когда организовать социально-психологическое тестирование в школе

Уточните у учредителя сроки тестирования в вашем регионе. Если регион не утвердил календарный план тестирования, сделайте официальный запрос учредителю. Учредитель обязан ответить в течение 30 дней. Если ответа нет, издавайте приказ и проводите тестирование.

Обращайтесь с запросом не позднее февраля, чтобы оставить учредителю время для ответа, себе – время, чтобы организовать тестирование. Важно сделать это не в конце года, когда нагрузка у учащихся выпускных классов значительно возрастает.

Если вы тестирование уже провели, а календарный план вам дали позже, обратитесь к учредителю с просьбой скорректировать план с учетом проделанной работы. Обоснуйте сроки, в которые вы проводили школьное тестирование.

Какие документы оформить

Издайте приказ о тестировании в сроки по календарному плану учредителя. Регион может издать свои нормативные правовые акты и утвердить методику тестирования, образцы документов и порядок приема результатов. Уточните это у учредителя.

Форма приказа – см. Приложение.

hello_html_m145e1e9d.jpg

Обратите внимание: Согласия

Чтобы ничего не потерять и быстро составить списки учеников, можно назначить ответственного за учет информированных согласий

hello_html_m3bc5e16.jpg

Обратите внимание:

Возраст

Проверьте, чтобы результаты правильно разделили на две группы: результаты учеников, за которых давали согласие родители, и результаты учеников, которые подписывали согласие сами

Хранение согласий

Чтобы подстраховаться, вы вправе увеличить срок хранения до трех лет

В приказе регламентируйте состав и порядок работы комиссии, кто в каких классах соберет добровольные информированные согласия, подготовит списки участников, составит расписание тестирования, передаст результаты в управление образования, кто отвечает за хранение согласий и конфиденциальность. Установите контрольные сроки. Также учтите в приказе региональные нормы.

Обратите внимание

Родители или ученики вправе отказаться от тестирования на любой его стадии: достаточно сказать об этом решении члену комиссии

Проконтролируйте получение информированных согласий родителей и учеников старше 15 лет. Согласия храните один год. Учтите сроки хранения в номенклатуре дел школы.

Проследите, чтобы комиссия оформила акт результатов после тестирования – с адресом школы, количеством и возрастом участников, классами. Отправьте акт в управление образования.

Других документов оформлять не надо. Школы проводят тестирование на основании статьи 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ, пункта 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ согласно Порядку, который установлен приказом Минобрнауки от 16.06.2014 № 658 .

Образцы: расписания, списка, информированных согласий и акта – см. Приложение.

Кого можно тестировать

Проводите тестирование для учеников не младше 13 лет, хотя на федеральном уровне закон не ограничивает возраст участников. Но если по результатам тестирования в школе проведут профилактические медосмотры, то в них смогут принять участие дети с 13-летнего возраста. Регион вправе установить другой возраст, например, с 14 лет.

Тестировать можно только тех, кто дал информированное согласие в письменной форме. С 15 лет ученик сам дает информированное согласие. До этого возраста за него дают согласие родители или законные представители.

Какую методику использовать при проведении тестирования и обработке результатов

Используйте методику, которую рекомендует учредитель. Он укажет одну из авторских методик, и на каких сайтах или в каких специализированных психологических центрах ее взять.

Обработка и анализ результатов тестирования в обязанности школы не входят. За это отвечает учредитель. Обычно обработку результатов поручают специализированным центрам.

Что делать, если родители не дают согласие на тестирование

Если родители или ученики старше 15 лет массово отказываются от тестирования, это признак, что школа недостаточно разъяснила его необходимость. Проведите родительское собрание, разместите информацию на сайте и информационных стендах, проинформируйте об анонимности, то есть кодировании результатов, и отсутствии негативных последствий для ребенка, расскажите о профилактике на основании полученных результатов. Объясните, что школа получает лишь обобщенные результаты. Если убедить не удалось, заставить дать согласие вы не вправе.

Как объяснить родителям, зачем нужно тестирование

Тестирование помогает выявить, сколько учеников в школе могут быть склонны к наркомании, и скорректировать профилактическую работу ( письмо Минобрнауки от 06.04.2017 № ВК-1116/07 ). По итогам тестирования регион формирует список школ, в которых нужно провести профилактические медосмотры учеников. В результате медики с согласия родителей или учеников старше 15 лет выявляют учеников, которым нужна медицинская помощь. Школа не обрабатывает результаты, не имеет информации об учениках – только обобщенные данные о количестве человек в группе риска.

Обратите внимание

Закрепите запрет на употребление наркотических и психотропных веществ в правилах внутреннего распорядка школы, можно также в уставе

Почему родители не должны бояться тестирования

Тестирование никак не повлияет на школьников, так как установить факт потребления наркотиков на его основании невозможно. Поэтому не будет негативных последствий, вроде перевода в другую школу или отчисления. Это можно сделать только по желанию родителей, при этом родители вправе скрыть причину перевода.

Факт потребления наркотиков может установить только психиатр-нарколог во время профилактического медосмотра. Он же разъясняет одному из родителей или самому ученику, если он старше 15 лет, результаты медосмотра и выдает направление в медорганизацию, которая оказывает наркологическую помощь. Только там могут поставить диагноз, рекомендовать медицинское наблюдение. Но такое направление нарколог тоже выдает, только если получит информированное добровольное согласие в письменной форме ( пп. 3–4 Порядка направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию, утв. приказом Минздрава от 14.07.2015 № 443н ). Решение о лечении принимает школьник или его родители.

Какие требования предъявлять к комиссии

Требований к квалификации членов комиссии на федеральном уровне нет. Обычно в нее включают заместителя директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.

Члены комиссии проводят инструктаж учеников перед началом тестирования, в том числе рассказывают об условиях его проведения и продолжительности. Во время тестирования они присутствуют в кабинетах и следят, чтобы ученики не общались между собой и не ходили по классу. После тестирования собирают результаты и группируют их по возрасту учеников: не достигших и достигших возраста пятнадцати лет. Затем упаковывают результаты в пакеты и подписывают лицевую сторону.

На заметку

Родители вправе присутствовать в аудитории в качестве наблюдателей, знать об условиях тестирования и его продолжительности

Действия комиссии зависят и от того, в бумажной или электронной форме школа проводит тестирование. Форму тестирования определяет регион. Если используется электронная база, то нужно обеспечить вход под индивидуальной учетной записью с использованием логина и пароля.

Как обеспечить конфиденциальность данных

Ограничьте доступ к результатам тестирования: откройте только для членов комиссии и ответственного, который передаст результаты на обработку. Это работники, которые подписывали соглашение о неразглашении.

Следите, чтобы члены комиссии не допускали во время тестирования общения между учениками, а результаты сразу запечатали в пакеты и в таком виде передали в управление образования. Исключение – случаи, когда тестирование проводят в электронной форме. Также проконтролируйте, чтобы члены комиссии в течение трех дней передали в управление образования акт вместе с результатами тестирования.

Напомним, что в настоящее время правила проведения социально-психологического тестирования школьников и студентов вузов регулирует приказ Минобрнауки Российской Федерации (далее — Министерство) от 16.06.2014 № 658. Узнайте, какие изменения в процедуре социально-психологического тестирования ожидать.

С кем можно проводить социально-психологическое тестирование

  • Тестирование проводят в отношении обучающихся, которые достигли возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации. Тестирование можно проводить в отношении обучающихся, которые осваивают адаптированные основные общеобразовательные программы для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Было

Новый порядок проведения социально-психологического тестирования школьников

Новый порядок проведения социально-психологического тестирования школьников

Будет

  • Социально-психологическое тестирование можно проводить в отношении учащихся, которые не достигли 15-летнего возраста, только при наличии информированного согласия одного из родителей учащегося или его законного представителя.
  • Если учащемуся уже исполнилось 15 лет, то информированное согласие необходимо получить от самого учащегося.
  • Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

Как подготовиться к процедуре социально-психологического тестирования в школах

Социально-психологическое тестирование будут проводить, как и ранее, ежегодно. В законопроекте сама процедура никак не изменилась.

Чтобы провести социально-психологическое тестирование, директор школы утверждает приказ по школе. Процедура проходит по единой методике, которую утверждает Министерство Просвещения.

Для проведения мероприятия директор:

  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Как проводить тестирование учащихся в школе

Новые условия, которые прописаны в проекте приказа: тестирование состоит из заполнения анкет (опросных листов). Законотворцы хотят разрешить делать это не только в привычном формате, но и в электронном виде. А также позволить проводить тестирование дистанционно.

В новом Порядке сохранят следующие условия:

  • перед началом тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности;
  • при проведении тестирования в каждом кабинете присутствует член Комиссии, представитель органа исполнительной власти;
  • во время процедуры в аудитории могут находиться родители в качестве наблюдателей;
  • во время тестирования запрещено свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории.

Как собирать, оформлять и хранить результаты анкетирования учащихся

Так как по новому Порядку, часть подростков могут проходить анкетирование в электронном виде или дистанционно, то изменятся и способы сбора полученной от них информации.

Члены Комиссии будут комплектовать заполненные анкеты на бумажном носителе, а в случае заполнения в электронной форме — размещать их на внешних носителях информации, и хранить в деперсонифицированном виде с соблюдением требований конфиденциальности.

Как и в настоящее время, члены Комиссии будут группировать результаты тестирования по возрасту, классам (группам), и упаковывать в пакеты.

На лицевой стороне будут указывать:

  • наименование образовательной организации;
  • местонахождение образовательной организации;
  • возраст и количество обучающихся, прошедших тестирование;
  • класс (группа), в которых они обучаются;
  • дату и время тестирования;
  • ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества.

Оформление результатов социально-психологического тестирования учащихся

Оформление результатов социально-психологического тестирования учащихся

  • акт передачи результатов тестирования — если его проводили непосредственно в образовательной организацией;
  • заключение — если тестирование провели дистанционно.

Руководитель образовательной организации обязан обеспечить хранение информированных согласий протестированных до момента их отчисления из образовательной организации. Условия хранения должны гарантировать конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Читайте также: