Кто автор высказывания одна из основных проблем нашей школы связана с границами

Обновлено: 04.07.2024

В первую очередь сборник предназначен для родителей, которым интересно увидеть школьную кухню изнутри. Что любопытно, читатель вряд ли найдет здесь универсальный ответ на интересующий его вопрос.

Корректно ли родителям вмешиваться в учебный процесс? Как семье воспринимать разные социальные роли ребенка (в школе – паинька, дома – бунтарь)? Как нащупать границы ответственности всех участников учебного процесса? На эти и другие вопросы отвечают лучшие из лучших.

«Если бы я мог обратиться к широкой родительской аудитории, я бы, наверное, напомнил, что дети требуют к себе повышенного внимания, даже если речь идет о старшеклассниках, которых многие воспринимают практически как взрослых, но даже им нужны внимание, забота, любовь, и все они хотят, с одной стороны, определенной самостоятельности в своих действиях, а с другой – им всем нужна защита и поддержка.

И еще необходимо помнить о том, что мы воспринимаем ребенка по-разному: дома он один, в школе другой, это абсолютно разные социальные роли.

Елена Александровна Хотунцева, учитель английского языка в лицее № 1535:

«Плохо, когда родители начинают в полной мере реализовывать свои амбиции через детей. Такое у нас в лицее случается. Иногда ребенок уже зеленый, смотришь на него и понимаешь, что ему бы поспать, погулять и поесть, а мама его записала в 54 секции, у него 10 репетиторов, занятия каждый час, и ребенок просто не соображает… Во всем нужна умеренность.

Лицей старается участвовать в решении подобных вопросов, и если мы видим, что есть перекос, перебор, мы можем что-то посоветовать родителям.

Но захотят ли прислушаться к нашим советам – это вопрос.

Ольга Анатольевна Самошкина, учитель начальных классов гимназии имени Е. М. Примакова:

«Родитель должен помочь ребенку овладеть алгоритмом качественного выполнения работы, объяснить, какая работа может считаться качественной, какая нет, и показать ему: мне важен твой труд, мне важно, что ты делаешь, мне интересно, это сейчас самое важное для тебя, и мне это небезразлично.

Если родитель будет находиться рядом, ребенок будет ощущать эту поддержку.

Можно постепенно уменьшать свое присутствие в школьной жизни ребенка, но тем не менее находиться поблизости, во всяком случае контролировать выполнение работы, а не формально спрашивать: “Ты все уроки сделал?” – для ребенка-первоклассника этого мало.

Необходимо просматривать, обсуждать работу, показывать ему – это мне нравится, ты написал красиво, а вот тут не очень, или говорить: “Ты выполнил не все задания, давай мы с тобой сядем и доделаем”.

«Одна из основных проблем нашей школы связана с границами, вернее, с неумением их выстраивать и соблюдать. У нас плохо определены границы ответственности – за что отвечает учитель, за что ученик, за что семья в целом… вся школьная жизнь ученика, включая его домашние задания, является сферой его личной ответственности, прямо с первого класса, с шести–семи лет.

Если ребенок хочет, он показывает эту часть жизни родителям, не хочет – не показывает. Просит помощи, если нужно, или не просит, если считает, что сам справится.

Но есть и обратная проблема – желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах.

Елена Вячеславовна Гусева, один из основателей и долгое время директор прогимназии № 1733:

«Главная проблема в отношениях между родителями и школой сегодня – разрушено доверие. Сегодня родитель приводит ребенка в сад и говорит воспитателю не “Здравствуйте, мы сегодня прекрасно выспались, у нас высокая активность”, а:

“Так, посмотрите при мне – ни одного синяка, видите? Если вечером я получу ребенка с синяком, вы закончите день в прокуратуре”.

И в школе тоже приблизительно так.


Почему необходимо устанавливать границы между школой и личной жизнью всем — ученикам, родителям, учителям, где разница между работой и служением, и кому задают домашние задания — учитель математики, автор задачников и книги стихов Дмитрий Шноль.

Дмитрий Эммануилович Шноль

С авторитарным учителем ребенок страдает — но и умело пользуется ситуацией

Одна из основных проблем нашей школы связана с границами, вернее, с неумением их выстраивать и соблюдать. У нас плохо определены границы ответственности — за что отвечает учитель, за что ученик, за что семья.

Все мы знакомы с авторитарной моделью, она нам понятна, все мы видели множество учителей, в ней работающих. В такой схеме одна из важнейших задач – выстроить границы ответственности, то есть решить, за что в школьном процессе отвечает учитель, а за что ученик. И я думаю, что психологические деформации и учительские неврозы, которые мы часто наблюдаем (повышенный голос как норма общения, угрозы, постоянное нагнетание обстановки со словами о том, как все плохо кончится, если что-то не получится), — это все результат того, что учитель внутренне, сам, а не по приказу свыше, неверно выстраивает границы своей ответственности. Он отвечает за большее, чем может действительно отвечать.

Я думаю, что очевидный и губительный инфантилизм мужской части нашего общества во многом закладывается в школе в неправильно проведенных границах сфер ответственности.


Но это можно сделать только в том случае, если ты действительно внутренне отпустил ситуацию. Дети понимают очень быстро и верно, кто за что отвечает. Вот учитель пришел и почему-то перестал за меня отвечать, и мне это беспокойно, а раньше-то все было хорошо: он нас готовил, мы лентяйничали, он нас ругал, мы опять лентяйничали – все роли были распределены. А теперь он позволяет себе жить своей жизнью, и что делать нам?

Либеральный учитель: другие границы, те же проблемы

У либеральных учителей, мне кажется, другая проблема с границами. Их задачей часто является не только обучение предмету и предметные результаты, но и формирование личности ученика – причем, бывает, эту цель ставит перед собой школа в целом. Получается так: мы, школа, педагоги, формируем нашего ученика – тем, что читаем вместе такие-то книги, ходим в походы, обсуждаем фильмы, еще что-то. При этом хорошо было бы, чтобы семья нам не мешала, чтобы ее вообще было поменьше, потому что она правильно сформировать не может. Этот посыл не всегда произносится прямо, но обычно хорошо считывается. Если семья с нами солидарна, это хорошо, а если она какая-нибудь не такая, то мы постараемся сделать так, чтобы ребенок там проводил поменьше времени, а побольше был с нами.

Мне такой подход кажется, во-первых, нереалистичным, а во-вторых, неправильным. Нереалистичный он вот почему (и это открытие приходит не сразу, а с опытом). Да, в какой-то промежуток времени, особенно в подростковом периоде или в раннем юношестве, у всех пока еще детей – подростков, юношей или девушек – есть потребность отделиться от родителей, и школа является одним из компонентов процесса отделения. Это нормально. Школа, где интересно, конечно, способствует более раннему взрослению, более раннему отделению. И действительно, в какой-то момент кажется, что конкретный десятый класс, в котором конкретный учитель словесности проработал уже три года, имеет свой портрет, и это совсем не тот же десятый класс, что был год назад, потому что там был другой состав учителей, они по-другому с детьми общались, и дети были другие.

Школа была элементом их жизни, а потом они вернулись в чем-то на свои семейные рельсы, в чем-то изменились за счет других сред — и я ничего плохого в этом не вижу.

Да, с 9-го по 11-й класс они читали очень сложные тексты, умели их анализировать, они реально это проживали, но все-таки в этом была некоторая мимикрия, на мой взгляд. Это был важный для них опыт, они что-то с ним сделают, как-то к нему отнесутся, что-то у них, может быть, войдет в актив, когда вырастут собственные дети, — но думать, что мы что-то формируем, особенно у целого класса, слишком самонадеянно. У того или иного ребенка бывает резонанс с нами. Дети часто не похожи на своих родителей, и кто-то из учеников действительно может найти себе близких людей среди учителей, это бывает. Но это не естественный результат нашей работы, просто иногда случается так, в классе находятся два-три таких ученика.

У невыстроенности границ ответственности есть глубокие корни, растущие из советских времен, — это отношение к учительскому труду не как к профессии, причем к массовой профессии (в России больше полутора миллиона учителей), а как к призванию, которое должно сопровождаться подвигами и жертвами. Это очень опасная вещь.

Как только начинается разговор о служении и призвании, значит, кому-то хотят недодать денег.

Если у вас есть работа, то когда вы ее сделали, вам надо заплатить, а дальше вы можете гулять, потому что у вас могут быть какие-то другие интересы, кроме вашей работы.

Но если это служение, то тогда у вас не может быть никаких других интересов. И за это, во-первых, неловко требовать денег, а во-вторых, неудобно считать, что если вы в субботу поработали, оторвавшись от своих родных детей, то вам за это что-то должны. Как вы вообще можете на что-то претендовать, у вас же служение, вы же подписались!

Мне кажется, это неправильное распределение приоритетов. А ведь этой болезнью болеют как выгоревшие педагоги с давно сорванной психикой, так и очень хорошие учителя, которые пропадают в школе во вред себе, своему здоровью и своей семье. К сожалению, нередки истории, когда увлеченные учителя, отдающие все силы школе, упускают собственных детей, на которых сил не хватает.

Не нужно спасать мир

Я видел много случаев, особенно с молодыми учителями, когда у людей нет своей семьи, нет других обязательств и другого поля для творческой деятельности (а в семье оно очень большое), и после того как они выпускают класс, у них возникает опустошение: столько в учеников вложили, а те ушли из школы, и на этом все закончилось. Да, приходят иногда в гости два-три человека из выпуска, да и то с ними ведутся какие-то поверхностные разговоры. Тебе казалось, что ты вырастил себе двадцать друзей, а это не так. Иногда чудо случается: ты, твой стиль общения, мировоззрение и интересы оказались близки им всем, собравшимся в одном классе, но, как правило, так не бывает. Рассчитывать на чудо нельзя, и если оно случится, то случится само, помимо наших усилий.

Бывает так, что учитель не особо много времени проводит с классом, не так уж выкладывается, а потом у них сохраняется дружба на всю жизнь. А еще сплошь и рядом бывает, что после окончания приходят к учителю не те дети, которые были наиболее близки ему в школьные годы, и не те, которым, казалось, был интересен его предмет, а почему-то совсем другие. В общем, послешкольная жизнь устроена очень по-разному.

И мне кажется, что для построения правильной границы нужно сначала обозначить для себя тот факт, что у тебя есть твоя жизнь: семья, любимые люди и друзья. Что школа – это твое место работы, профессионального приложения, а не личностного служения, и оно не на первом и даже не на втором месте в твоей жизни. На мой взгляд, только так можно сохраниться, и, возможно, именно это будет самым важным для твоих учеников – что для тебя школа не является местом, где ты живешь. Им явно будет полезнее видеть спокойного учителя, занимающегося любимым делом, чем горение на работе человека, который часто бывает на грани нервного срыва и переутомления. Это ученику точно неполезно, даже если его учитель на этой грани оказался ради него, ученика (так же, кстати, вредно видеть в таком состоянии маму или папу: вот, мол, любуйся, мама все для тебя сделала, и теперь у нее нервный срыв).

И дальше два пути: для рано повзрослевшего ученика – скептическая позиция по отношению к школьной жизни и учителям, а для более инфантильных и ведомых – глубинное желание остаться в своей школе навсегда. И то и другое нездорово.


Родители, вам не задали ничего

Но есть и обратная проблема — желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах.


Но как только в жизни ребенка появляется школа, он начинает набирать важный опыт отдельной, ответственной жизни, и взрослые должны построить здесь очень четкую границу, отделить его и отделиться сами.

Понятно, что ребенку страшновато, особенно если он перфекционист или чувствует, что семья ждет от него только высоких достижений. Но все равно отделение — вещь важная и необходимая. Во-первых, потому что это высвобождает родительские силы и время. Во-вторых, потому что основная цель школы — сделать так, чтобы ребенок научился что-то делать сам, отвечал за это, сам себя организовывал. Другой вопрос — как школа этому учит, какой подход выбирает: идет маленькими шажочками или обрушивает на детскую голову весь объем ответственности разом. Но это отдельная история, а я сейчас говорю о родительской позиции.

А если родитель на собрании получает кучу указаний о том, что он должен делать с ребенком (организуйте, проверьте…), значит, со школой что-то не в порядке. Почему родитель должен контролировать школьную жизнь ребенка? Это совершенно не его обязанность, более того, я убежден в том, что это очень вредно и опасно. Бывают редкие случаи — пару раз я такое наблюдал, — когда маме с ребенком в удовольствие обсуждать что-то из заданного, например, как писать сочинение. Но даже тогда это не должно быть маминой ежедневной обязанностью.

У работающих родителей есть в лучшем случае 2-2,5 часа вечером на общение с детьми, и жалко тратить их на то, что связано не с общей семейной жизнью, а со школьной жизнью ребенка. Ведь было бы странно, если бы мама каждый вечер два с половиной часа подробно рассказывала сыну или дочери, что у нее там на работе. Это драгоценное время лучше потратить на другое. Когда ребенку семь лет, можно почитать вместе книжки, которые в девять уже вместе не почитаешь, можно обсудить что-то, что потом тоже уже не обсудишь.

Школа и так съедает почти все время ребенка, почему же она должна претендовать и на его общение с самыми близкими людьми? Поэтому и уроки, и домашние задания должны быть сферой ответственности ребенка, а вместе лучше заниматься чем-то для всех интересным.

Когда я говорю, что в семье нужно общаться на темы, не связанные со школой, я, конечно же, не имею в виду, что надо вечером садиться нос к носу на кухне и два с половиной часа беседовать. Семейное общение — это не обязательно разговор, это просто совместная жизнь. Вот мама что-то поделала на кухне, потом пошла почитала какую-то свою книгу…

Мало кому приходит в голову советовать заведующему больницей — а в школьных делах понимают все

С другой стороны, есть общая проблема, которая много раз описывалась, проговаривалась, но я еще раз о ней скажу, потому что она никуда не делась, и границы нарушает не только школа, но и родители.

Причиной отсутствия нормальной коммуникации между школой и родителями — частая в современной России история — является то, что родители всерьез считают свое мнение в области образования экспертным, а школа так не считает (иногда обоснованно, иногда нет). Поэтому найти общий язык бывает трудно.

У всех людей был ученический опыт, все видели, как работают учителя, и у многих возникает иллюзия, что они компетентны в вопросах школьного образования.

Мало кому приходит в голову советовать заведующему больницей, как, к примеру, организовывать хирургическое отделение, но очень многие люди думают, что в школьных делах они понимают и поэтому к их советам о жизни школы в целом следует прислушиваться.


При этом, как правило, в школе почти нет прописанных для родителей механизмов — как изменить даже что-то небольшое. Например, в расписании в один день стоит восемь или девять уроков, а в другой пять. Это неудобно, неправильно, и желание родителей сделать так, чтобы расписание было более сбалансированным, совершенно законно. Но очень часто абсолютно непонятно, что родителю делать, к кому обращаться, кто принимает решения, каким образом они обсуждаются и так далее.

Проблема есть, и это не проблема отдельных конкретных школ, это проблема общекультурная: выработать язык таких обсуждений, прописать понятные и, главное, работающие правила взаимодействия, выстроить правильные границы и соблюдать их. Я думаю, это дело ближайшего будущего.

В первую очередь сборник предназначен для родителей, которым интересно увидеть школьную кухню изнутри. Что любопытно, читатель вряд ли найдет здесь универсальный ответ на интересующий его вопрос.

Корректно ли родителям вмешиваться в учебный процесс? Как семье воспринимать разные социальные роли ребенка (в школе – паинька, дома – бунтарь)? Как нащупать границы ответственности всех участников учебного процесса? На эти и другие вопросы отвечают лучшие из лучших.

«Если бы я мог обратиться к широкой родительской аудитории, я бы, наверное, напомнил, что дети требуют к себе повышенного внимания, даже если речь идет о старшеклассниках, которых многие воспринимают практически как взрослых, но даже им нужны внимание, забота, любовь, и все они хотят, с одной стороны, определенной самостоятельности в своих действиях, а с другой – им всем нужна защита и поддержка.

И еще необходимо помнить о том, что мы воспринимаем ребенка по-разному: дома он один, в школе другой, это абсолютно разные социальные роли.

Елена Александровна Хотунцева, учитель английского языка в лицее № 1535:

«Плохо, когда родители начинают в полной мере реализовывать свои амбиции через детей. Такое у нас в лицее случается. Иногда ребенок уже зеленый, смотришь на него и понимаешь, что ему бы поспать, погулять и поесть, а мама его записала в 54 секции, у него 10 репетиторов, занятия каждый час, и ребенок просто не соображает… Во всем нужна умеренность.

Лицей старается участвовать в решении подобных вопросов, и если мы видим, что есть перекос, перебор, мы можем что-то посоветовать родителям.

Но захотят ли прислушаться к нашим советам – это вопрос.

Ольга Анатольевна Самошкина, учитель начальных классов гимназии имени Е. М. Примакова:

«Родитель должен помочь ребенку овладеть алгоритмом качественного выполнения работы, объяснить, какая работа может считаться качественной, какая нет, и показать ему: мне важен твой труд, мне важно, что ты делаешь, мне интересно, это сейчас самое важное для тебя, и мне это небезразлично.

Если родитель будет находиться рядом, ребенок будет ощущать эту поддержку.

Можно постепенно уменьшать свое присутствие в школьной жизни ребенка, но тем не менее находиться поблизости, во всяком случае контролировать выполнение работы, а не формально спрашивать: “Ты все уроки сделал?” – для ребенка-первоклассника этого мало.

Необходимо просматривать, обсуждать работу, показывать ему – это мне нравится, ты написал красиво, а вот тут не очень, или говорить: “Ты выполнил не все задания, давай мы с тобой сядем и доделаем”.

«Одна из основных проблем нашей школы связана с границами, вернее, с неумением их выстраивать и соблюдать. У нас плохо определены границы ответственности – за что отвечает учитель, за что ученик, за что семья в целом… вся школьная жизнь ученика, включая его домашние задания, является сферой его личной ответственности, прямо с первого класса, с шести–семи лет.

Если ребенок хочет, он показывает эту часть жизни родителям, не хочет – не показывает. Просит помощи, если нужно, или не просит, если считает, что сам справится.

Но есть и обратная проблема – желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах.


Цитаты

Мудрые и интересные мысли и цитаты про школу, об учебе, образовании, воспитании и учителях известных (и не только) людей. Цитаты о школьной жизни и образовании классиков и современников.

Короткие цитаты про школу и образование

Вдохновляющие цитаты про образование и воспитание

Смешные цитаты про школу

Первый день в школе: день, когда начинается обратный отсчет до последнего дня в школе.

Первый день в школе — это всегда показ мод. Остаток учебного года? Пижамная вечеринка.

Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.

Вам может казаться, что жизнь полна тестов, вопросов, оценок, родителей и давления, но все же мечтайте, это не вся жизнь!

Цитаты про школу на английском языке

“We know what we are but know not what we may be.” ―Shakespeare

“It’s one of my favorite seasons of the year: Back to School. As a kid, I loved fresh school supplies, new outfits, the change of seasons, and the chance to crack open a new textbook.” ―Dana Perino

“I’ve always loved the first day of school better than the last day of school. Firsts are best because they are beginnings.” ―Jenny Han

Мысли и цитаты про школу, образование, воспитание и учителей

“I like a teacher who gives you something to take home to think about besides homework.” ―Lily Tomlin

“Education does not prevent you from making mistakes, but makes you learn from your mistakes.” ―Anonymous

“No matter how you feel, get up, dress up, and show up.” ―Regina Brett

“School bells are ringing loud and clear; vacation’s over, school is here.” ―Winifred C. Marshall

“You’re off to great places. Today is your day! Your mountain is waiting, so get on your way!” ―Dr. Seuss

“This is a new year. A new beginning. And things will change.” ―Taylor Swift

“Climb ev’ry mountain, Ford every stream, Follow every rainbow, ‘Til you find your dream.” ―The Sound of Music


1. Школа - основной институт современного образования.

2. Принципы образовательной государственной политики.

3. Влияние принципов на направления образовательной политики.

4. Основные направления реформы образования.

5. Современная модель образования.

От других форм обучения она отличается:

многообразием подготовки учащихся;

особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.

3. Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ. Объясните один любой из них.

Принципы современной образовательной политики в РФ:

гуманистический характер образования (создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения);

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

внимание системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях.

4. Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите почему. Используя знания курса, объясните, какая иная модель образования может считаться эффективной.

Наиболее эффективной автор считает модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации, так как это поможет сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса.

Может считаться эффективной та модель образования, которая предполагает новые критерии эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.

5. В тексте говорится о том, что развитие образования связано с развитием экономики, науки и техники. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения этой связи.

1. Современная техника и технология требует от работника высокопрофессиональной подготовки. Расходы на образование не только окупаются, но и приносят обществу более значительные доходы чем вложение в иные формы деятельности. Это связь образования и экономики.

2. Современные научные достижения отражаются а сфере образования: в методах и средствах обучения, в содержания учебных программ.

6. В своих выступлениях Президент РФ неоднократно подчёркивал, что доступность качественного образования – залог процветания нашей страны. Приведите два объяснения (аргумента) в поддержку этой идеи.

1. В информационном обществе образования - это основа всего. Доступность образования позволит удовлетворять потребностью общества, выполнять все её функции

2. Для формирования правового гражданского общества важную роль играет образование граждан. Так у нас социальное общество - доступное образование его необходимое условие

Читайте также: