Кружок как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.

КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.

В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин, по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:

- улучшение воображения и повышение креативности;

- увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;

- улучшение внимания и способности к концентрации;

- развитие памяти и мышления;

- развитие общительности и сопереживания;

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.

Руководителем кружка разработана программа, структура и содержание которой отвечают общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности и методическое обеспечение. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.

Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы: методы поиска решений творческих задач: "мозговой штурм", морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.

Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

- Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

- Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

- Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

- Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. 512 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М. : Новая школа, 1998

6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994

7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы — — с. 41-43.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов.

О роли ФГОС в системе дошкольного образования Автор:Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. С 01.09.2013 года с.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова - группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь.
Кружок - традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт. Кружок - это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности.
Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.
Целью кружковой работы является:
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей;
- создание условий для гармоничного развития личности дошкольников в различных видах деятельности;
- расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;
- повышение качества воспитательно-образовательной работы.
Планирование работы кружка (группы, студии). План работы кружка (группы, студии) обычно составляется на год или на все года обучения. Программа кружковых (групповых, студийных) занятий составляется руководителем кружка (группы, студии) по форме, принятой в данной организации (школе, Центре дополнительного образования и т.д.). Содержание занятий варьируется в зависимости от возраста учащихся, их интересов, основных целей кружка (группы, студии).

Для успешной организации кружка используются разные формы. Форма - это структура, система организации чего-либо. Наиболее распространенными являются такие формы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи .
Методы кружковой работы: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как:
1) рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащихся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
2) разъяснение - метод эмоционально - словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
3) этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Из второй группы методов широко используются:
1) упражнение - всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.
2) приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.
Таким образом , кружковая работа проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные, развивающие, а главное, воспитательные задачи.


В разных возрастных периодах возникают благоприятные внутренние условия для развития различных способностей. В младшем школьном возрасте у детей активно развиваются творческие способности. Успеху этого процесса способствуют такие характерные черты детей, как доверие взрослому, увеличение восприимчивости, впечатлительности, и отношение наивной игры ко многому из того, с чем они сталкиваются [7, с. 314].

С большим вниманием к развитию творческих способностей детей относился известный педагог В. А. Сухомлинский. В каждом ребёнке он видел творца, с его неизведанными способностями, и он пробовал привить детям творческое отношение к любому виду деятельности. Конечно, развитие творческой личности осуществляется через образовательный процесс.

А по мнению О. И. Баранцевой, он проходит не только на уроках, но и также во внеурочной деятельности, что в школе может быть реализовано через разные формы [4, с. 82]. Одной из таких форм является кружковая работа.

В общеобразовательных и других учебных заведениях, кружковая работа реализуется с целью расширить и углубить имеющиеся специальные знания учащихся, развития творческих возможностей, удовлетворения их индивидуальных интересов и способностей. Также она служит средством профессиональной ориентации учащихся, образовательные и воспитательные задачи которой тесно переплетаются в ней. Обычно в кружке занимаются около 15–20 человек. В кружках, особенно по какому-то предмету, объединяются учащиеся одного возраста, примерно имея одинаковый уровень подготовки. В некоторых кружках объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов [23, с. 397].

Кружковая работа отличается большим разнообразием форм и методов ее организации от учебной. В начальных классах в деятельность учащихся привносятся элементы игры и соревнования. Она ведется в развлекательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и ведение кружковых занятий отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Работа в них может проводиться в форме лекций, докладов, экскурсий и походов, бесед, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и устройств, конкурсов, экспериментов, [3, с. 54].

Главная особенность кружковой работы в том, что она реализует принципы самоуправления, неформальности общения, добровольности. Свобода выбора детьми образовательной области, рода, вида и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоений — основной педагогический принцип системы кружковой работы, обеспечивающий стремление участников этой работы к самоопределению и самореализации личности. Работа любой группы направлена на развитие интереса к различным видам деятельности, организации досуга и отдыха школьников. Важный элемент кружковой работы, его особенностью, является форма выражения результата. Он воплощается в основном в определенных и внешне показательных видах деятельности: спектаклях, концертах, фестивалях, семинарах [1, с. 39].

Внеурочная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитывающее и развивающее значение. Учителя начальных классов могут руководить кружком, клубом интересов, как организатором внеурочной деятельности учащихся. Эта работа не только будет углублять и расширять знания в области технологии, но также способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их творческой деятельности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышать мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и через призму этого знания активнее исследовать культуру своей страны.

Вопрос о роли кружковой работы по технологии представляется весьма актуальным в настоящее время в связи с поиском наиболее эффективных форм и методов для повышения мотивации учащихся. Особенно остро стоит проблема мотивации в начальной школе. Ученики тратят меньше времени на учебу из-за своего интереса к другим предметам. А занятия в кружке способствуют повышению мотивации обучения, самоутверждения, самовыражения и самосознания учащихся. Учащиеся начальной школы любят ролевые игры, их интересуют формы деятельности, требующие общения, и с помощью кружковой работы это можно реализовать [1, с. 37].

– содействует распространению знаний, полученных в кружковой работе;

– помогает осуществлять познавательный процесс;

– развивает самостоятельность детей;

– помогает выявлять и развивать таланты и способности учащихся;

– позволяет увидеть и расширить свои возможности;

– оказывает сильное влияние на рост интереса к изучаемым предметам.

Кружковая работа — лучшая форма внеурочной работы, позволяющая повысить уровень познавательной активности младших школьников. Она создает благоприятные условия для накопления экспериментальной совместной работы, является основным фактором формирования коллективных отношений и дает возможности для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной деятельности [14, с. 6]. Даже если у ребенка есть какие-то проблемы в школе, то в кружковой работе ему помогут реализовать свой потенциал, что повысит его уверенность. В кружковой работе каждый может найти что-то соответствующее своему вкусу, его способности, даже самые небольшие, найдут достойное воплощение, и ребёнок приобретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагога и родителей.

Занятия в кружке по технологии, призваны способствовать развитию художественного вкуса как неотъемлемой части материальной и духовной культуры, художественной и творческой деятельности, помочь учащимся в освоении образного языка декоративного искусства [26, с. 85]. Художественная деятельность учащихся в классе находит различные выражения при изготовлении разнообразных изделий. А творческое развитие — через знакомство с произведениями декоративного искусства, примерами развития дизайна. [7, с. 76].

Кружок сегодня рассматривается как наиболее эффективная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе, о чем свидетельствует практика работы многих учебных заведений. Кружковая работа по технологии в начальных классах призвана ввести младших школьников в мир творческой трудовой деятельности человека, познакомить детей с законами, закономерностями человеческой производственной деятельности в ее взаимосвязях с природой и обществом [14, с. 5].

Следовательно, именно при организации кружковой работы по технологии возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь является залогом формирования определенных склонностей и способностей.

1. Байназаров, Р. Т. Воспитательно- образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 2010, № 3, с.37–40.

2. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методические рекомендации / А. В. Баранова, Кисляков А. В. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.

3. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа. -2013.-№ 6. –с.81–83.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский.-. М.: Просвещение, 2010. — 93 с.

5. Колесникова, Н. В. Учим созидать: развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности/Н. В. Колесникова//Народное образование. -2012.- № 4.- с.3–7.

6. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников/ Т. А. Конобеева // Начальная школа. -2015.-№ 8. –с.52–55.

7. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Н. И. Роговцевой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.:Просвещение, 2013 г.- 80 с.

8. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. /А. С. Хворостов. — М.: Просвещение, 2010. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): кружковая работа, начальная школа, развитие, внеурочная деятельность, внеурочная работа, декоративное искусство, знание, творческая деятельность, трудовое обучение, форма деятельности.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития творческих.

Внеурочная работа – это, прежде всего, кружок по интересам, а следовательно не будет тех, кто не хочет учиться, кто отвлекается сам и отвлекает других, здесь будут заинтересованные лица. В виде примера внеурочной деятельности мной представлен фрагмент занятия по.

Современные формы организации внеурочной деятельности.

В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования. Действительно, роль творческой деятельности к приобщению к красоте и пониманию гармонии сложно переоценить. Рассмотрим, как посредством ДПИ возможно организовать развитие художественных.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а

Кружок — это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и

Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы.

Организация внеклассной работы по изобразительному.

Деятельность по воспитанию и развитию личности в школе осуществляется разными

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует

внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на.

Библиографическое описание: Пермяков М. С. Роль внеклассной деятельности в развитии

Внеклассная деятельность по технологии играет общеобразовательную, воспитательскую и

Кружки декоративно-прикладного творчества можно охарактеризовать по некоторым.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания

Внеурочная деятельность, особенно по технологии, создаёт прекрасные условия для

Основная цель внеурочной деятельности по технологии — воспитывать интерес и любовь к.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих.

Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные.

Сейчас в моду входит все самобытное, выполненное вручную. И одной из главных тем которые приходят в голову размышляя о ремесле наших предков, является плетение, это один из очень древних и интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т. д. Исключительно декоративные… Читать ещё >

  • организации дополнительного образования обучающихся в системе внеурочной деятельности в условиях начальной школы

Кружок — как форма организации внеурочной деятельности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

внеурочный воспитание эстетический школьник.

Цель, задачи, и формы внеурочной деятельности и деятельности кружка

Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ученика с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума [5, с. 11].

Внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми [25].

Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания, и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач. Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы.

Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • · патриотизма;
  • · трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);
  • · ценностного отношения к прекрасному;
  • · ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • · ценностного отношения к здоровью.

Наряду с задачами привития школьникам технологических, эстетических знаний, трудовых умений и навыков приоритетными являются направления:

  • · интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • · формирование информационной грамотности современного школьника;
  • · развитие коммуникативной компетентности;
  • · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • · использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В процессе разработки программ внеурочной деятельности главным ориентиром становится цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы [25].

Цель внеурочной деятельности по технологии воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов [2, с. 39].

  • — научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • — развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • — воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • — привить интерес к народному искусству;
  • — обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • — организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества [2, с. 45].

В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.

Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:

  • · личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • · простраивание индивидуальной траектории воспитанника;
  • · полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
  • · развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
  • · предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
  • · интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
  • · интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования.

И так происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия [16, с. 158].

Формы организации внеурочной деятельности могут быть очень разнообразны:

  • · Экскурсии,
  • · Факультативы,
  • · Кружки,
  • · Секции,
  • · Круглые столы,
  • · Конференции,
  • · Диспуты,
  • · Олимпиады,
  • · Соревнования,
  • · Проекты,
  • · Общественно-полезная практика,
  • · Интеллектуальные клубы,
  • · Библиотечные вечера,
  • · Конкурсы,
  • · Викторины,
  • · Познавательные игры и др [25].

Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Это наиболее распространенная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения учителя и учеников в процессе воспитания, формы их обучения.

Форма — это структура, система организации чего-либо. В данном случае, если говорить о кружковой работе, то следует отметить, что основными типами ее форм являются воспитательные мероприятия, воспитательные дела, игры.

Во всех типах форм выделяются две группы:

  • — формы, имеющие постоянный набор конструктивных элементов, задающих методический рисунок названию формы. Например, кружковые занятия проводятся каждый раз в один и тот же день и время, по продолжительности занимают не более 1 часа, в одной аудитории.
  • — формы, которые не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов; формы свободного творчества и формы с организационно-содержательной идеей. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи. [18].

Что касается методов кружковой работы, то используются все три группы: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как:

1) рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших классах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащихся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

  • 2) разъяснение — метод эмоционально — словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
  • 3) этическая беседа — метод систематического и последовательного

обсуждения знаний. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений [25].

Из второй группы методов широко используются:

  • 1) упражнение — всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.
  • 2) приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Из методов стимулирования применяются такие методы как:

  • 1) поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, благодарность.
  • 2) соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств [22].

Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.

Таким образом, внеурочная деятельность очень актуальна в наше время. Так как-то, что она предлагает детям и их родителям это очень разнообразные виды и формы работы, которые позволяю расширить способности детей и воспитать многие важные человеческие качества. Цель внеурочной деятельности по технологии воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов. Так же внеурочная деятельность выдвигает ряд задач, которые, как и цель выполняются на занятиях кружка. Кружковая работа проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности.

Наиболее распространенными типами объединений в школах сегодня являются кружки — самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера и клубы. Формально кружок отличается тем, что по количественному составу он, как правило, небольшой; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления.

Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова — группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь [13, с. 257].

Обычно в кружке занимаются 15−20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1−2 кружка, не более. Объединение детей при этом происходит по интересам с учетом уровня подготовки и возраста.

Сейчас в моду входит все самобытное, выполненное вручную. И одной из главных тем которые приходят в голову размышляя о ремесле наших предков, является плетение, это один из очень древних и интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т. д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам плетения, отличающиеся простотой выполнения, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.

Из различных материалов можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Научиться плетению может каждый человек. Нужно только желание, терпение, усидчивость. Начинать нужно с простых работ, постепенно переходя к более сложным. Так накапливает опыт, появляются изделия, не похожие на другие, т.к. каждый мастер вкладывает в работу свою душу, настроение. Так шаг за шагом можно совершенствовать свое мастерство в изготовлении плетеных изделий.

Если раньше плетеные изделия были необходимыми предметами быта, то теперь они служат еще и как произведения искусства.

В современном обществе плетеные изделия не утратили свою актуальность. Можно смело сказать, что плетеные изделия проверены временем. Они играли большую роль в жизни наших предков, для современного человека эта роль не менее значима.

В нашей жизни плетеные изделия продолжают играть значительную роль. Они всегда согреют душу и порадуют взгляд в вашем доме или квартире, создадут уют и дадут разнообразие в нашей повседневной жизни.

В программе сделан уклон на комплексный подход к содержанию:

  • — объединение известных и малоизвестных техник, способов при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
  • — формирование у обучающихся специальных знаний в области разных видов плетения, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно-прикладном творчестве;
  • — в организации внеурочного процесса осуществляется творческая работа, формируются универсальные учебные действия у обучающихся.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей в обучении конкретному ремеслу.

Для организации занятий на кружке используются следующие методы обучения:

  • · объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, схем, изделий)
  • · репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий)
  • · продуктивный (выполнение творческих работ, проектов, самостоятельная работа)
  • · метод поощрения (моральная поддержка ребенка, одобрение)
  • · изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т. д. )

Однако при организации подобного кружка необходимо учитывать, как было сказано выше, психологическим особенностям поведения младшего школьника. Поэтому занятия плетением должны проводиться в непринужденной обстановке, для полного раскрытия потенциала ребенка.

И соответственно требования к учителю, который проводит кружок, не маловажны. У него должны быть: не авторитарные методы руководства классным коллективом; вежливость и деликатность в общении; уважение личности каждого учащегося; умение одеваться со вкусом; соблюдение правил этикета в общении с учащимися и коллегами; свободная, грамотная, образная речь; методическое мастерство в применении таких форм обучения как игры, моделирование, упражнение [22].

Таким образом, организация кружка по плетению имеет свои особенности, например такие как: кружковцы научатся применять для плетения несколько разных видов материалов (бумагу, бисер, ленты, газетные трубочки, мулине, сутаж и т. д. ) и использовать разные способы плетения (бисероплетение, макраме, плоскостное плетение, объемное плетение из бумаги, спиральное и т. д. ). Каждый член кружка не только учится сам, но может научить и других, а изделия выполненные на кружке, найдут широкое применение в жизни. Программа требует учета психологических особенностей детей, их возможностей в ручном труде, а также предъявляет высокие моральные требования к руководителю кружка.

Читайте также: