Кружковая работа по театрализованной деятельности в детском саду
Обновлено: 21.07.2024
Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите человека. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Поэтому особое значение в дошкольных образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Цель кружка - Создание условий способствующих формированию творческих способностей через театрализованную деятельность. Задачи кружка.
1.Развивать творческую самостоятельность, артистические способности, эстетический вкус фантазию, речь - в передаче образа. 2.Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.
3.Совершенствовать пластику тела.
4.Формировать творческую активность. Ожидаемые результаты:
- Умение самостоятельно организовывать театрализованные игры.
- Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
- Творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
- Умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
- Интерес и любовь к театру.
- Использование в театрализованной деятельности разные
виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
- Знание некоторых театральных профессий. Средняя группа
Задачи кружка в средней группе: 1.Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей. Уметь определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций. 3. Побуждать детей импровизировать, сопровождать движения кукол. Использование верховых кукол.
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
- 1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
- 2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
- 3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
- 4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей
- Основы театральной культуры;
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.
Ведущий методический прием– метод художественной импровизации.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)
В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:
- чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
- упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.
Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.20.
Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, экскурсии в ДК театрального кружка, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:
Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года. (Приложение 1.)
Содержание дополнительной образовательной программы
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
Руководитель кружка: воспитатель
Тимирбаева Батагоз Сагандыковна
р.п. Любинский 2014 – 2015 год.
Список детей кружка по театрализованной деятельности:
Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты
К. С. Станиславский
Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Для развития творческих способностей ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Направленность программы.
Театральный кружок направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире. Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Актуальность программы.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Противоречие между:
свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации;
импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации;
акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации – на ее результат.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей подготовительной группы средствами театрального искусства.
познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
обучать детей правилам кукловождения;
учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);
учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
развивающие:
развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы;
развивать мелкую моторику руки;
развивать речь и коммуникативные навыки;
развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом;
развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру;
воспитательные:
воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность
воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.;
воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях;
воспитывать эстетический, художественный вкус;
воспитание воли и уверенности в себе.
Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры на основе русских народных сказок, детских стихов и песен. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, развивают художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь. Формируя привычные умения и навыки, приемы, действия детей, педагог вызывает заинтересованность их не только в конечном результате (выступление со спектаклями, изготовление декораций к спектаклям, участие в выставках работ), сколько к самому процессу творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества.
Возраст детей.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Организация деятельности кружка.
В работе кружка участвуют до 10 детей, занятие проводятся 1 раз в неделю. Занятий кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Занятия кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации театрализованного кружка в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вербальной и невербальной стороны речи. Состав одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
В середине занятия проводят физкультминутки для снятия напряжения. Комплексы физкультминуток подбирает руководитель кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты.
В ходе работы кружка дети приобретают определенные знания, умения и навыки:
получат представления о театре, о его разновидностях;
научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;
разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;
дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки;
дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;
умение следить за развитием сюжета;
в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
умение различать эмоциональные состояния героев;
умение свободно ориентироваться на сценической площадке;
перенос литературных образов в самостоятельную деятельность;
театральный уголок группы пополнится различными видами театра;
повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.
Основные формы реализации программы:
Занятия в театральном кружке.
Рассказы воспитателя о театре.
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Формы контроля.
практический контроль детей;
формы проведения контроля (инсценировка сказок).
Педагогическая диагностика.
Овладевание детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, планируется индивидуальная поддержка детей. Диагностика проходит по методике Е.В. Мигуновой в процессе наблюдения за детьми с внесением результатов в таблицы 1 и 2. (Приложение 1.)
Формы проведения итогов реализации программы:
Пополнение театрального уголка разными видами театров.
Учебно-тематический план
Перечень тем
Количество занятий
Знакомство с основами драматизации (импровизация, поиск выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)
Знакомство с основами актерства (игровые движения, выразительное чтение, мимика, выразительность движений)
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения
Самостоятельная театральная деятельность
Всего занятий в учебном году
Занятия проводятся с детьми средней группы 1 раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 20 минут
Основное содержание программы смотрим перспективный план (Приложение 2.).
Соответствие требованиям государственного стандарта.
В основу программы положена следующая методическая разработка:
Приемственность программы кружка предполагает:
сформировать у старших дошкольников специальные знания, умения и навыки;
развить личностные качества;
дать возможность ребёнку осваивать позицию субъекта театрализованной деятельности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, чтение);
Наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Практический (инсценировки, драматизация, разучивание произведений устного народного творчества);
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников;
Метод действенного анализа (этюдная методика);
Метод игровой импровизации;
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи;
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах;
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках.
Изготовление поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти;
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
Работа с родителями: консультации, совместное посещение спектаклей, привлечение в подготовке к выступлениям, изготовлению кукол, декораций, участие в праздниках.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
Разные виды театров.
Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
Иллюстрации к сказкам, рассказам.
Кисточки пони №2, №3.
Цветные карандаши, фломастеры.
Картон, альбомные листы.
Атрибуты к играм.
К концу учебного года предполагается овладение
детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
о деятельности работников театра;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр - зверей, клоунада.
Ребенок умеет:
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок владеет навыками:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
Поляк Л. Театр сказок (сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников). – С-Петербург: Детство-пресс, 2001.
Читайте также: